Piteryust.ru

Юридическая консультация онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Передача администрирования страховых взносов в налоговые органы

Комиссия по страховым взносам в налоговой

Причины, по которым компании попадают на комиссии по взносам в налоговой, ФНС обнародовала еще несколько лет назад в своем письме от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. Недоимка по страховым взносам – главный критерий отбора для вызова на комиссию, а основная опасность – проведение заседания в рамках зарплатной комиссии. Мы расскажем вам, как избежать рисков в любой ситуации.

Обоснования вызова на комиссию

Самый страшный вызов комиссии по взносам в налоговой выглядит примерно так:

Столь ужасающие цифры, как в приведенной выдержке из уведомления с вызовом на комиссию, могут прийти как «привет» из прошлого.

Налоговая служба уже несколько лет администрирует все страховые взносы, за исключением той части обязательного социального страхования, которая покрывает:

  • несчастные случаи на производстве;
  • профессиональные заболевания.

Однако, даже усилиями налоговиков, до сих пор не взыскано все, что в свое время не смогли взыскать внебюджетные фонды, которые:

  • не имели прав на частичную блокировку банковских счетов, соответствующую сумме недоимки;
  • взыскивали недоимку весьма нерегулярно (нехватка сотрудников) и неэффективно (например, инкассо приходило только на один, часто безденежный, расчетный счет компании).

В отличие от фондов налоговики не только тщательно следят за уплатой взносов, но и отслеживают другие параметры. Комиссия по легализации налоговой базы, проанализировав данные прошлого года, вызовет на заседание даже примерного плательщика взносов, если он:

  • уменьшил количество работников (опасная граница – 30% от среднесписочной численности за прошедший год);
  • допустил снижение суммы страховых взносов при том, что работников у него меньше не стало (для сравнения налоговики используют данные прошлого года);
  • перестал использовать дополнительные тарифы.

Применение дополнительных тарифов при отсутствии оснований для их применения налоговики навязать не смогут. Поэтому обычно членов комиссии устраивает такое объяснение:

В остальных случаях налоговики всячески будут настаивать на улучшении динамики поступлений взносов.

Как проходит заседание комиссии

Мы не зря упомянули в отношении комиссии по страховым взносам ее другую ипостась, в которой ее обычно именуют «комиссия по легализации налоговой базы». Терминология и методы налоговых комиссий не предусмотрены Налоговым кодексом, это – чистое психологическое давление: от вызова непременно руководителя компании до рассуждений на тему «серых» и даже «черных» зарплат.

Отметим, что не все, сказанное членами комиссии, можно отнести к разряду лишь запугивания. Например, допросы свидетелей – вполне обычное мероприятие налогового контроля. Применяют допросы без ограничений при любых видах проверок (подп. 12 п. 1 ст. 31, ст. 90 НК РФ).

При сопротивлении компании и надеждах налоговиков на возможность улучшить показатели своей инспекции может быть организован допрос не только руководителей, главбуха и других ключевых фигур компании, но и обычных работников. Как показывает практика, «просто работники» обычно не выдерживают даже малейшего психологического давления. Уже сам факт разговора с налоговым инспектором будит в них желание выложить максимально полную информацию.

Передача администрирования страховых взносов в налоговые органы с 2017 года

В целях реализации Указа Президента РФ от 15.01.2016 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» приняты:

— Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»;

— Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов»,

изменяющие действующий порядок администрирования и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с этими Федеральными законами с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством передаются налоговым органам.

Обращаем Ваше внимание, что уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как и прежде будут контролировать территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования передаст часть полномочий по администрированию страховых взносов

Какие функции будут переданы налоговой службе?

С 1 января 2017 года функции по администрированию страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также страховых взносов в Пенсионный фонд России и Фонд обязательного медицинского страхования будут возложены на налоговые органы.

С 1 января 2017 года страховые взносы будут относиться к налоговым платежам, и, соответственно, к ним будут применяться правила, установленные законодательством о налогах.

Целью предстоящих изменений является совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды и укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов.

Как передача функций отразится на страхователях?

Раздел I Налогового кодекса дополнен новой главой 2.1 «Страховые взносы в РФ», в которой прописываются общие условия установления страховых взносов, права и обязанности плательщиков страховых взносов и главой 34 «Страховые взносы», в которой определены основные элементы налогообложения (база, льготы, особенности исчисления взносов отдельными категориями плательщиков).

Законодателем сохранены базовые принципы исчисления и уплаты страховых взносов (ставшие уже привычными по Закону № 212-ФЗ).

Объект обложения страховыми взносами не изменится. По-прежнему будут облагаться страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Для плательщиков страховых взносов на период 2017-2021 гг. предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет устанавливаться с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы, увеличенного в 12 раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год: в 2017 г.1,9; 2018 г. — 2,0; 2019 г. — 2,1; 2020 г. — 2,2; 2021 г. — 2,3.

Для таких плательщиков тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование на 2017-2018 гг. останутся прежними:

— на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины — 2,9%;

— на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, в пределах установленной предельной величины — 1,8%.

Также пониженные тарифы страховых взносов сохранятся для категорий плательщиков, указанных в статье 427 Налогового кодекса.

Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, будет уплачиваться в тот же срок — не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

До 31 декабря 2020 года включительно продолжает действовать так называемый «зачетный принцип»: сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством.

Будет утверждена новая форма расчета по страховым взносам в Федеральную налоговую службу, которая объединит показатели РСВ-1 и раздела I Формы 4-ФСС. Новый расчет будет необходимо представлять не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Какие полномочия останутся у Фонда социального страхования в части администрирования страховых взносов?

Как и прежде, в ведении Фонда социального страхования останутся функции администрирования страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Из-за отмены Закона № 212-ФЗ общие принципы администрирования страховых взносов, которые были в нем закреплены, перенесены в Закон № 125-ФЗ.

Будет расширен перечень прав проверяющих ФСС РФ. В частности, закреплены права сотрудников Фонда вызывать страхователя для дачи пояснений, а также определять сумму взносов расчетным путем, в том числе исходя из данных об иных аналогичных страхователях. Последнее будет возможно в случае отсутствия у страхователя учета объектов обложения или ведения такого учета с нарушением установленного порядка.

Расчет по Форме 4-ФСС в Фонд социального страхования претерпит изменения — из него исключат Раздел I. Новую Форму 4-ФСС, которая будет называться «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения», страхователи по-прежнему будут сдавать в отделения ФСС РФ:

— на бумажном носителе — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

— в электронной форме (при среднесписочной численности работников более 25 человек) — не позднее 25-го числа.

Кроме того, за Фондом будут сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе сохранено право проводить:

— камеральные проверки правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения;

— камеральные проверки расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, отраженных в расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы;

— выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Копии решений о выделении средств на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в рамках межведомственного обмена информацией будут направляться отделением Фонда в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу этих решений.

Что делать страхователю в связи с передачей администрирования?

Территориальные органы Фонда социального страхования должны провести сверку расчетов со страхователями и вплоть до передачи полномочий по администрированию взносов предпринимать меры по взысканию накопленной задолженности. С 1 января 2017 года взысканием недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также сумм соответствующих пеней и штрафов будет заниматься налоговая служба.

Архангельское региональное отделение предупреждает — во избежание спорных ситуаций в переходный период страхователям необходимо принять меры к урегулированию задолженности по обязательному социальному страхованию:

— при необходимости провести совместную сверку расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам;

— при наличии задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам завершить расчеты до окончания финансового года (до 31.12.2016 г);

— при наличии излишне уплаченных сумм и (или) превышения расходов обратиться в отделение Фонда по месту регистрации с соответствующим заявлением, расчетом по Форме 4-ФСС и документами, подтверждающими произведенные расходы.

Успейте подать заявления на зачет переплаты и возмещение расходов

С 1 января 2017 года отделение Фонда не будет осуществлять зачет между страховыми взносами ВНиМ и страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С 2017 года будет возможен только возврат излишне уплаченных страховых взносов ВНиМ и соответствующих пеней и штрафов: за периоды до 01.01.2017 – через отделение Фонда, за периоды с 01.01.2017 – через налоговые органы.

До 31 декабря 2018 года включительно продолжит действовать так называемый принцип «зачетного механизма», когда сумма страховых взносов ВНиМ уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования (п. 2 ст. 431 НК РФ, п. 3 ст. 5 Закона № 243-ФЗ). Однако, с 1 января 2017 года согласно п. 9 ст. 431 НК РФ, разница между суммой произведенных расходов и суммой начисленных страховых взносов ВНиМ будет зачтена налоговым органом в счет предстоящих платежей только после получения от отделения Фонда подтверждения заявленных плательщиком расходов за соответствующий период.

Учитывая вышеизложенное, рекомендуем страхователям заблаговременно провести сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в отделение Фонда:

заявление на возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

заявление на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ.

Передача функций по администрированию страховых взносов от ПФР и ФСС налоговым органам: Какие проблемы возникли у предпринимателей? Как избежать блокировки счета?

Юрист Коллегии Адвокатов «Юридическая компания «Хренов и Партнеры» Ольга Дзуцева подготовила для Вас полезную информацию относительно некорректной передачи территориальными отделениями ПФР и ФСС налоговым органам информации о состоянии расчетов по страховым взносам.

С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» в целях реализации данных полномочий утверждены Порядки обмена информацией территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР) и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 22.07.2016 N ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П, от 22.07.2016 ММВ-23-1/12@/3И, от 21.09.2016 N ММВ-23-1/20/4И@.

Согласно Порядкам, территориальные отделения ПФР и ФСС представляют в УФНС России по субъектам Российской Федерации в электронном виде сальдо расчетов по взносам, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017 по прилагаемым кодам бюджетной классификации (см. Письмо ФНС России от 03.02.2017 N ЗН-4-1/1931@ «По вопросам учета страховых взносов»).

Информацию о «старых» долгах по взносам на 1 января 2017 года фонды должны были передать налоговикам до 1 февраля 2017 года (см. совместное письмо ФНС, Правления ПФР и ФСС от 26.01.2017 г. N БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П).

Надо отдать должное законодателю, который предпринял меры направленные на то, чтобы переходный период прошел с минимальными для страхователей потерями. Однако полностью проблем избежать не удалось. В результате, в число должников попали и страхователи, которые добросовестно выполняли обязанности по уплате взносов.

В письме от 15 марта 2017 г. N ЗН-4-1/4593@ представители ФНС назвали самую распространенную причину возникновения подобного рода «недоразумений». Как следует из письма, в сальдо расчетов по взносам были включены суммы, подлежащие доначислению по итогам расчета за 2016 год, включая «декабрьские» взносы.

Между тем, суммы доначислений по расчетам за 2016 год в указанное сальдо включаться не должны, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» срок уплаты платежа страхового взноса за декабрь установлен 15.01.2017.

Таким образом, страховые взносы за декабрь 2016 года оказались проблемными. С одной стороны, они относятся к 2016 году, с другой — «крайний» срок их уплаты приходится уже на январь 2017 года. Соответственно, «декабрьские» взносы многие страхователи перечисляли уже в январе 2017 года и на «налоговые» КБК. Так что фонды эти взносы не «видят», да и, собственно, не должны видеть.

Соответственно, если страхователь заплатил взносы в установленный срок в 2017 году, программа ФНС из сальдо, переданного фондом, отразила страховые взносы за декабрь как недоимку, следовательно, по таким суммам страхователю были начислены пени с 1 января по дату уплаты.

В устной беседе, сотрудники налоговых органов объясняют возникающие проблемы «несовместимостью баз».

Вопрос о том, как внести изменения в сальдо расчетов по страховым взносам, переданное ПФР и ФСС налоговым органам, также был рассмотрен ФНС в Письме от 15.03.2017 N ЗН-4-1/4593@.

Специалисты налогового ведомства отметили, что вся информация от фондов была принята ими с соблюдением требований информационной безопасности в электронном виде и была заверена электронной подписью должностного лица фонда. Поэтому налоговые органы не вправе самостоятельно вносить изменения в состав полученной информации.

В целях достоверного отражения состояния расчетов плательщиков на 01.01.2017 налоговые органы могут исправить установленные недостатки в карточках расчетов с бюджетом только после представления уточненных сведений фондами.

Читать еще:  Как оспорить незаконные штрафы по страховым взносам

В упомянутом письме страхователям настоятельно рекомендуется для устранения «недоразумений» обращаться напрямую в фонды. Именно фонды должны устранить допущенные ошибки и передать налоговикам исправленные сведения, отражающие реальное состояние расчетов страхователей по взносам. И только таким образом «лишние» и неприятные вопросы будут сняты.

Аналогичные рекомендации страхователям даны и в письме ФНС от 2 мая 2017 г. N ГД-4-8/8281. При этом из разъяснений чиновников следует, что если прийти или позвонить в инспекцию, то страхователю порекомендуют обратиться в соответствующий орган ПФР или ФСС. Если же в налоговую поступит официальное обращение страхователя по вопросу некорректных сумм «старой» задолженности по взносам, то инспекторы сами перенаправят это обращение в фонды.

Представляется, что в ситуации, когда в сальдо расчетов по взносам фонды отразили или несуществующие долги страхователя, или не в том размере, обращаться с целью прояснить ситуацию страхователю необходимо как в налоговую инспекцию, так и в фонды. В противном случае существует риск того, что пока фонды будут проводить «сверку», налоговики взыщут со страхователя спорные долги по «старым» взносам.

В силу ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, ему направляется соответствующее требование. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

После истечения установленного в требовании срока принимается Решение о принудительном взыскании налога.

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках и его электронные денежные средства.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения на списание и перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа.

В случае неисполнения требования об уплате налога принимается Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

Таким образом, своевременное выяснение вопроса о наличии задолженности по страховым взносам, в том числе возникшей в результате некорректной передачи фондами сальдо расчетов, поможет избежать блокировки счета.

Функции переданы, взаимодействие продолжается

С 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование переданы Федеральной налоговой службе РФ. При этом часть функций осталась за органами Пенсионного фонда России. К ним относятся:

— контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов за периоды до 1 января 2017 года (камеральные и выездные проверки);

— прием от плательщиков страховых взносов расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года;

— прием заявлений от плательщиков о возврате сумм страховых взносов, пеней, штрафов за отчетные периоды до 1 января 2017 года, принятие решений по данным заявлениям и направление указанных решений в налоговые органы для исполнения;

— администрирование страховых взносов по добровольному пенсионному страхованию.

Для удобства работодателей в краевом Отделении ПФР работает «горячая линия» (8 423 24 98 600). Публикуем ответы на наиболее актуальные вопросы, поступающие от приморских работодателей.

— По каким реквизитам индивидуальному предпринимателю в 2017 году оплатить задолженность за 2016 год?

В соответствии с Федеральным законом №250-ФЗ от 03.07.2016 года с 1 января текущего года полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам. В связи с этим, задолженность, образовавшаяся на 01.01.2017 года, и текущие платежи 2017 года оплачиваются по реквизитам ФНС РФ на соответствующие КБК.

— Изменились ли реквизиты для перечисления страховых взносов в ПФР в 2017 году?

В связи с передачей функции администрирования ФНС, для своевременного поступления в бюджетную систему Российской Федерации средств страховых взносов и их отражения в информационных ресурсах налоговых органов, особое внимание необходимо обращать на заполнение следующих реквизитов:

— в полях «ИНН» и «КПП» получателя средств – указывается значение «ИНН» и «КПП» соответствующего налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;

— в поле «Получатель» – указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках – сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;

— в поле «код бюджетной классификации» – указывается значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны принимать значение «182» – Федеральная налоговая служба. При этом надо учитывать, что КБК для уплаты страховых взносов как за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, так и за периоды с 1 января 2017 года, утверждаются Приказом Минфина России. При заполнении в распоряжении о переводе денежных средств реквизита (104), при указании КБК особое внимание следует обратить на коды подвидов доходов, так как они будут различны в зависимости от периода, за который уплачиваются страховые взносы.

Таблица соответствия КБК опубликована на сайтах ФНС и ПФР.

— Будет ли переплата, образовавшаяся на 1 января 2017 засчитываться в счет будущих платежей?

Согласно законодательству за органами Пенсионного фонда РФ закреплена обязанность принятия решений о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Решение принимается по заявлению плательщика при отсутствии на 01.01.2017 года у него задолженности. Принятие решений о зачетах излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней, штрафов в компетенцию органов Пенсионного фонда не входит и находится в ведении налоговых органов.

— Куда следует обращаться за разъяснениями по вопросам применения законодательства РФ по страховым взносам в 2017 году?

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов передано ФНС России, а вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также представления отчетности по ним регулируются главой 34 НК РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).

— Я индивидуальный предприниматель и принял новых работников в феврале 2017 года. Нужно ли регистрироваться в Пенсионном фонде?

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в части регистрации страхователей в территориальных органах ПФР. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей в территориальных органах ПФР осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и едином государственном реестре налогоплательщиков, поступающих из налоговых органов. Таким образом, с 01.01.2017 в территориальных органах ПФР регистрация страхователей в заявительном порядке не осуществляется.

— Обособленное подразделение утратило право на осуществление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц с 01.01.2017 года. Информация в ФНС подана. Как снять с учета обособленное подразделение в ПФР?

Снятие с регистрационного учета страхователей в территориальных органах ПФР осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и едином государственном реестре налогоплательщиков, поступающих из налоговых органов. Таким образом, с 01.01.2017 в территориальных органах ПФР снятие с регистрационного учета страхователей (в том числе, обособленных подразделений), в заявительном порядке не осуществляется. После поступления из ФНС соответствующей информации обособленное подразделение будет снято с регистрационного учета в территориальном органе Пенсионного фонда.

Администрирование страховых взносов в ФНС

Похожие публикации

До 2017 года правильность расчетов, полнота уплаты и ее своевременность по страховым взносам в систему обязательного пенсионного и медицинского страхования принадлежит ПФР и его местным отделениям. При этом уплата взносов по ОМС осуществляется работодателями в ПФР, а тот в свою очередь передает данные в ФФОМС. Страховые взносы по обязательному социальному страхованию принадлежат ФСС. Поэтому до конца 2016 года полномочия по сбору, учету, распределению и выплатам средств системы социального, пенсионного и медицинского страхования находятся в ведомстве внебюджетных фондов — ФСС, ПФР и ФФОМС. Данные фонды формируются за счет страховых взносов работодателей.

Администрирование страховых взносов: последние новости

В начале текущего года был разработан план-график мероприятий, так называемая «дорожная карта» по передаче администрирования страховых взносов в ведомство налоговой службы (письмо ФНС от 02.02.2016 г. №БС-4/11/1539). В соответствии с планом дорожной карты по администрированию страховых взносов с 1 января 2017 года произойдет перераспределение полномочий. ФНС примет на себя обязанность по контролю правильности расчета страховых взносов, соблюдению сроков и сумм их уплаты организациями. Также ФНС будет заниматься востребованием штрафных начислений и взысканием недоимок с организаций. Соответствующие изменения были внесены в ч.1 и ч.2 налогового кодекса.

Администрирование страховых взносов ФНС будет регламентироваться главой 34 НК РФ, которая включает статьи с 419 по 432.

Внебюджетные фонды в свою очередь будет заниматься обеспечением страховых прав граждан, то есть начислением и выплатой пенсий, пособий по материнству, временной нетрудоспособности и компенсацией полученных человеком медицинских услуг.

Инициатива передать администрирование страховых взносов в ФНС принадлежит Правительству РФ и Минфину. С начала 2017 года в ФНС примет на себя управление и администрирование страховых взносов и персонифицированного учета по следующим видам государственного социального страхования: ОПС, ОМС и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Обязательные взносы плательщиков от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («на травмы») останутся в ведении ФСС.

В связи с нововведениями с 1 января 2017 года полностью утрачивает силу ФЗ №212 от 24.07.2009 года, который на сегодняшний день регламентирует правовую область страховых взносов в бюджетной системе РФ.

Также, изменения затронут следующие законы: №943-1 от 21.03.91г., ФЗ №125 от 24.07.98г., ФЗ №27 от 01.04.96г., ФЗ №165 от 16.07.99г., ФЗ № 167 от 15.12.01г., ФЗ №255 от 29.12.06г., ФЗ №326 от 29.11.10г., ФЗ №400 от 28.12.13г. и ряд других правовых актов.

Передача администрирования страховых взносов

Давайте рассмотрим какие изменения ожидаются в системе в результате передачи полномочий по администрированию взносов в ведомство налоговой службы.

База начисления страховых взносов в 2017 году

1.Объект обложения останется без изменения — это выплаты по трудовым договорам (ст. 420 НК РФ) и ряду ГПХ (за исключением соцвзносов). Не облагаемые взносами выплаты перечислены в ст. 422 НК РФ.

2.Стоит отметить, что фактически регламент структуры страховых взносов из ФЗ №212 направлен в гл. 34 НК РФ без изменений. База, которая применяется для расчета страховых взносов, в соответствии со ст. 421 НК РФ останется прежней, также, как льготы и тарифы (нововведение: пониженные тарифы по льготникам на УСН могут применяться ими только, если их доход за год не превышает 79 млн руб.).

-876 000 руб. по обязательному пенсионному страхованию (если выплаты работнику составят больше этой суммы, то расчет взносов сократится с 22% до 10%);

-755 000 руб. по обязательному социальному страхованию (если больше этой суммы, то расчет и уплата взносов не будут производиться);

-взносы в систему обязательного медицинского страхования не зависят от суммы выплат и рассчитываются в размере — 5,1%.

База для расчета взносов с выплат, которые производятся в натуральном выражении, будет определяться из цен, указанных в ст. 150.3 НК РФ.

Изменения затронули оплату «суточных» работникам в командировках. С 2017 года они будут облагаться взносами, если их сумма будет превышать 700 руб./день (в России), 2500 руб./день (за пределами России).

Отчетность по страховым взносам в 2017 году

В свою очередь кардинальные изменения ожидают отчетность по страховым взносам и персонифицированному учету. Организации ежеквартально должны будут предоставлять в ФНС (в орган, который будет заниматься сбором взносов) единый расчет по страховым взносам. Срок сдачи расчета – не позднее 30 числа того месяца, который следует за отчетным периодом (с учетом выходных дней).

Если в расчете будут выявлены несовпадения по общей сумме рассчитанных страховых взносов и суммам в разрезе по каждому застрахованному лицу, то расчет будет считаться не предоставленным, о чем налоговая служба будет обязана уведомить плательщика.

При этом сохранится персонифицированный отчет в ПФР. Организации должны будут направлять в отделения ПФР раз в год данные о стаже застрахованных лиц и ежемесячно – персонифицированный отчет по форме СЗВ-М не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Отчетность в ФСС по взносам «на травматизм» сохраняется в упрощенном виде. Если среднесписочная численность работников организации составляет менее 25 человек, то форма 4-ФСС сдается на бумаге не позднее 20 числа следующего за отчетным месяца. Если численность больше, то обязательно в электронном виде и не позднее 25 числа того же периода.

ИП и прочее самозанятое население, которые не производят выплаты иным физлицам, не должны подавать отчетность в ФНС, как это было и с требованиями ПФР.

Копии формы персонифицированного отчета в ПФР должны быть предоставлены работнику в течение 5 дней, после его запроса или в день расчета застрахованного лица.

Срок хранения документов по начисленным и уплаченным страховым взносам составляет 6 лет.

Фиксированные платежи для ИП в 2017 году

Фиксированные платежи для самозанятого населения не изменятся. При этом для предпринимателей, не подавших налоговую декларацию, не будут начисляться максимальные суммы платежей. Однако, если предприниматель предоставит отчетность, но не уплатит сами взносы, то ФНС, основываясь на данных налоговой декларации, сама определит его задолженность.

При уплате взносов «на травматизм» организации обязаны ежегодно с 2017 года подтверждать свой тариф, установленный ФСС. Для этого необходимо направлять справку и заявление в отделение ФСС не позднее 15 апреля текущего года, в котором будет устанавливаться тариф взносов. Если этого не сделать, ФСС имеет право присвоить наивысший класс риска организации в соответствии с применяемыми видами деятельности, и назначить максимальный тариф для расчета взносов.

КБК для уплаты страховых взносов в 2017 году

С 2017 года уплатить страховые взносы в счет организации может третье лицо, но при оплате в квитанции стоит обязательно отметить, в счет кого производится оплата.

Важно! При уплате страховых взносов на ОПС, ОМС и ОСС в счет временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2017 году изменены все КБК. КБК по уплате взносов «на травматизм» остался без изменений.

Статус плательщика в платежке в поле 101 необходимо проставлять «01» вместо «08», как это было в 2016 году.

Пени по страховым взносам в 2017 году

В 2017 году изменится расчет пени за несвоевременную уплату взносов в ФНС. В расчет пени с 1 января 2017 года включать день фактической уплаты страховых взносов не нужно. А с 1 октября того же года увеличится сумма пени за несоблюдение сроков по взносам:

– если просрочка уплаты составляет менее 30 календарных дней, то пени будут считаться по-прежнему 1 к 300 ставки рефинансирования;

– если более 30 дней, то расчет будет производиться, как 1 к 150 ставки рефинансирования.

Штрафы по страховым взносам в 2017 году

Штрафы за нарушения в отношении страховых взносов будут аналогичны штрафам по налогам.

Штрафы от ФСС перечислены в новой ред. ФЗ №125 от 24.07.1998 г., а штрафы ПФР регламентированы новой ред. ФЗ № 27 от 01.04.1996 г.

По СЗВ-М и ежегодному отчету в случае непредставления, несоблюдения сроков предоставления отчетности, а также, если была предоставлена неполная или недостоверная информация, штраф составит 500 руб. по каждому застрахованному лицу. Если будут нарушения в порядке сдачи электронной отчетности штраф составит 1000 рублей.

Читать еще:  Продлят ли статус КФХ на 2021 год?

В 2017 году увеличится перечень административной ответственности, которая также будет распространяться на ответственных лиц.

С 2017 года все проверки по страховым взносам будут осуществляться налоговыми органами по тому порядку, по которому сейчас проходят проверки по налоговым платежам.

Обособленные подразделения организаций, производящие выплаты физлицам, должны будут самостоятельно представлять отчетность и производить уплату страховых взносов в территориальное отделение ФНС.

Переходные положения:

Уточненные расчеты за период до 01.01.2017 года необходимо предоставлять в ПФР и ФСС;

Излишне уплаченные взносы, пени, штрафы до указанного периода будет возвращать ПФР;

Взыскивать задолженность будет ФНС (особо важно учесть, что ФНС для взыскания задолженности с плательщика может заморозить счет).

Передача администрирования страховых взносов в ФНС в 2017

Что происходит?

Уже во второй раз законодатель принимает решение передать администрирование Страховых взносов в налоговую службу. Первый раз такой шаг был сделан в 2001 году, тогда это назывался Единый социальный налог (ЕСН). И сейчас в 2017 году как будут называться платежи или по- прежнему останутся страховыми взносами в ПФР, ФОМС и ФСС, но администрировать их будет ФНС. Именно по этому вопросу Госдума 14 июня 2016 приняла окончательно пакет законов о передаче ФНС полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Пакет документов следующий:
ФЗ №1040802-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»)(далее Первый закон);

ФЗ №1040799-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)» (далее второй закон);

ФЗ №1040775-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)» (далее третий закон).

Для чего проводится реформа?

Новый порядок, как считают законодатели, снизит расходы на бизнес за счет уменьшения количества контролирующих служб, повысит качество проводимых проверок, а также значительно сократит количество сдаваемой отчетности.

Останутся ли страховые взносы или будет ЕССС?

Первоначально в Письме ФНС от 02.02.2016 №БС-4-11/1539@ был разработан проект Дорожной карты «Создание единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование». Тем самым ФНС планировала ввести ЕССС- единый социальный страховой сбор. Будет ли это внедрено или претерпит изменения, следует ожидать когда подпишет Президент России те три уже одобренные Госдумой законопроекта, вносящие изменения в порядок оплаты страховых взносов и отчетности по ним.
Возможно, что в 2017 году организации и ИП будут уплачивать страховые взносы по отдельным платежкам.

Плюсы и минусы перераспределения функций

Плюсы

  1. Сокращение платежек по взносам, если это будет реализовано;
  2. Улучшение платежной дисциплины;
  3. Уменьшатся затраты у налогоплательщиков, меньше будет ошибок;
  4. Единая отчетность по взносам, сдавать единый орган – ФНС.

Минусы

  1. Выездные проверки по взносам за 2014-2016 годы будут проводить сотрудники ФНС с ПФР И ФСС, а это на налогоплательщика действует удручающе;
  2. Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов во внебюджетные фонды, образовавшихся на начало 2017 года и за расчетный период 2016 года, будет осуществляться ФНС в соответствии с НК РФ.

Суть законов

Вносятся изменения в текст НК РФ в части:

  1. Добавляется понятие страховых взносов как федеральных обязательных взносов
  2. Определяются принципы правового регулирования в сфере установления и взимания страховых взносов
  3. Штрафы за несвоевременную уплату страховых взносов, , нарушение способа представления расчета будут прописаны в части первой НК.

А также часть вторую НК РФ предлагается дополнить новым разделом XI «Страховые взносы», где будут прописаны элементы обложения, введены доп.тарифы для некоторых категорий плательщиков, а также уточнены сроки сдачи отчетности.

Заключается в изменении законодательных актов РФ, отражающая передачу налоговым органам отдельных полномочий, принадлежащих в настоящее время органам внебюджетных фондов РФ. За несвоевременное представление в ПФР нового расчета по стажу вводится штраф 500 руб. за каждое застрахованное лицо.

Уточняются положения Бюджетного кодекса РФ, затрагивающие последовательность осуществления расчетов по суммам денежных взысканий (штрафов), которые будут налагать налоговые органы за нарушения законодательства о страховых взносах.

Что еще предстоит сделать, чтобы передача состоялась?

Для того чтобы ФНС приступила к администрированию страховых взносов необходимо внести изменения в Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс РФ, а также в законодательство о страховых взносах. Что уже практически сделано. Только нужно чтобы все эти законы были подписаны Президентом РФ.
В настоящий момент принят, но еще не вступил в силу закон ФЗ от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». (далее Закон 250-ФЗ).

Закон 250-ФЗ состоит из 24 статей. В нем приняты изменения в следующие законодательные акты:

  1. Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»;
  2. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  3. ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
  4. ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  5. ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  6. ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Выдержки из статей

Статья 20 Закона 250-ФЗ
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащие уплате за периоды до 1 января 2017, осуществляется Пенсионным фондом и Фондом социального страхования в ранее действовавшем порядке.

Статья 21 Закона 250-ФЗ

  1. Решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за прошлые периоды до 1 января 2017 г. принимается ПФР и ФСС в течение 10 рабочих дней со дня письменного заявления страхователя о возврате переплаты.
  2. Если переплата возникает в случае представления плательщиком уточненного расчета, срок возврата (10 рабочих дней) исчисляется со дня завершения ПФР и ФСС камеральной проверки данного расчета.
  3. Решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за прошлые периоды до 1 января 2017 г. принимается при отсутствии у страхователя задолженности за указанный период.
  4. На следующий день после принятия Решения о возврате переплаты страховых взносов ПФР ИФСС направляют его в соответствующий налоговый орган.

Статья 23 Закона 250-ФЗ
Все расчеты, в том числе уточненные по страховым взносам за прошлые периоды до 1 января 2017 г. представляются в ПФР и ФСС в в том порядке, который ранее действовал до дня вступления в силу Закона 250-ФЗ).

Статья 24 Закона 250-ФЗ
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года
Подписал Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ

Что останется неизменным после передачи администрирования взносов

  1. Объект обложения, расчетный и отчетные периоды, плательщики взносов, будут такие же, как и сейчас.
  2. Также останется на прежнем уровне основной тариф, предельные базы для начисления страховых взносов в ПФР и ФСС, как это предусмотрено в Законе №212-ФЗ.
  3. Тариф взносов в ФФОМС останется на прежнем уровне 5,1%.
  4. Для ИП нынешний тариф и фиксированные платежи за себя останутся прежними. Останется неизменным и уплата дополнительного платежа в размере 1% от дохода, если он превысит 300 тыс. руб. в год.
  5. Сроки уплаты взносов не поменяются.
  6. Условие по способу представления отчета на бумажном носителе или электронно останется прежним.
  7. Отчетность в ПФР тоже останется (форма СЗВ-М, сведения о стаже)

Что изменится после передачи в ФНС

  1. Вместо РСВ-1 и 4-ФСС после передачи администрирования в налоговую инспекцию работодатели будут сдавать единый расчет по всем взносам. Форму и порядок его заполнения утвердит ФНС. Срок его представления будет такой же, как для существующего расчета 4-ФСС.
  2. Камеральные и выездные проверки по всем взносам (кроме взносов «на травматизм») будут проводить работники ФНС. А по проверке правильности расходов на соцстрах будут назначаться совместные выездные налоговые проверки сотрудников ФНС и ФСС.

Взносы «на травматизм» останутся за ФСС

Функция контроля за уплатой взносов «на травматизм» в ФНС передаваться не будет. Контролировать начисление и уплату взносов «на травматизм» будет только ФСС.

Таким образом, законодатели разделят полномочия между ФНС, ПФР и ФСС. Все, что связано с начислением взносов, достоверность начисленной ЗП будет контролировать ФНС, достоверность сведений о стаже – ПФР, а взносы на травматизм ФСС.

Президент передал ФНС администрирование страховых взносов

Президент России Владимир Путин 4 июля подписал

пакет законов, направленных на передачу прав по администрированию обязательных взносов в социальные страховые фонды и Пенсионный фонд России Федеральной налоговой службе. Инициатива пренадлежит Правительству РФ.

направлен на приведение действующего законодательства, регулирующего порядок уплаты страховых взносов в соответствие с новыми функциями ФНС. Второй закон

вносит необходимые поправки в Налоговый кодекс РФ, а третий закон

изменяет Бюджетный кодекс РФ в части распределения средств, полученных от уплаты бизнесом обязательных страховых взносов.

Разработать изменения в законодательную систему пришлось в связи с переходом Фонда социального страхования (ФСС), Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) под управление финансового ведомства, а в частности Федеральной налоговой службы (ФНС). Соответствующие поправки, интегрирующие социальные страховые взносы в налоговое законодательство, будут внесены в Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ.

Контролировать начисление и уплату обязательных страховых взносов налоговая служба, а не Пенсионный фонд начнет с 1 января 2017 года. Поэтому сдавать отчеты о страховых взносах бизнесменам придется в ФНС, и все проверки бизнеса также окажутся под юрисдикцией налоговых органов. Перед вторым чтением законопроекта Правительство внесло в Госдуму законопроект, изменяющий порядок персонифицированной отчетности. Чиновники предлагают сделать такой отчет ежемесячным. Поскольку пакет законов о передачи ФНС администрирования над взносами в ПФР оказался принят раньше данной инициативы, при ее дальнейшем рассмотрении придется учитывать мнение налоговой службы.

Вопрос о передаче функции администрирования страховых взносов в ведение налоговой службы был поднят еще в 2013 году. Но до сих пор чиновники не могли принять такого решения. Поскольку, позиция курирующего ФНС Минфина существенно расходилась с позицией курирующего ПФР социального блока Правительства РФ. Чиновники из социального блока уверены, что такое перераспределение может разрушить всю систему страховых платежей.

В результате, победила позиция Минфина, направленная на упрощение системы администрирования платежей для бизнеса и экономию бюджетных расходов. Президент России Владимир Путин одобрил

предложение председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева о создании единой системы администрирования налоговых и неналоговых платежей ФНС, ФТС и Росалкогольрегулирования. Президент уточнил у премьер-министра, кто именно будет заниматься администрированием пенсионных платежей. И Дмитрий Медведев ответил, что пенсионные и платежи в адрес социальных фондов также будут переданы в ведение Федеральной налоговой службы, которая будет использовать методы, аналогичные налоговым платежам.

Новый закон уже официально опубликован и должен начать действовать 1 января 2017 года.

Страховые взносы администрирует ФНС: что изменилось для компаний

Когда контрольные полномочия передаются от ведомства к ведомству, возникает некоторая путаница. В такой обстановке плательщик страховых взносов легко может поплатиться штрафом за несвоевременную постановку на учет или пропущенный срок сдачи отчетности.

Чем именно с 1 января 2017 года займутся налоговые органы? Администрирование означает, что налоговики будут выполнять только отошедшие в их компетенцию функции: принимать расчеты, проверять уплату страховых взносов, оформлять возврат или зачет. Проведение проверок, взыскание недоимки, штрафов, пени — это также теперь компетенция налоговых органов. Прочие вопросы социального внебюджетного обеспечения остаются за внебюджетными фондами.

Страховым взносам в Налоговом кодексе отвели отдельную главу 34 (Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ). Порядок перераспределения функций между ведомствами доведен письмом ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/12929.

С 1 января 2017 года Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ утрачивает силу. С этого момента порядок исчисления и уплаты взносов будут разъяснять ФНС или Минфин России. Все письма, инструкции, распоряжения фондов в части администрирования страховых взносов прекращают свое хождение. До 31 декабря 2016 года эти документы продолжают действовать.

ФНС России приказом от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551 утвердила форму расчета по страховым взносам, которая будет применяться, начиная с 2017 года. Новый расчет заменит собой формы РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и действующую форму 4-ФСС.

Что остается в ведении фондов

До 1 февраля 2017 года фонды передадут в ФНС сведения о расчетах с каждым страхователем. Окончательный расчет фондов с ФНС должен произойти к 1-му апреля 2017 года.

Совет. Компаниям рекомендуется в декабре 2016 года пройти сверку с фондами, чтобы в налоговом органе неожиданно не всплыла задолженность.

С 1 января 2017 года сотрудники ФСС могут участвовать во внеплановых проверках страхователей, чтобы проконтролировать произведенные ими расходы. Камеральные проверки по взносам будут проводиться по тем же правилам, что и налоговые.
При обнаружении факта неуплаты взносов в сроки, предусмотренные законодательством, налоговые органы направят плательщикам требования об уплате взносов, в частности ( п.1 ст.70 НК РФ):

  • в течение трех месяцев со дня обнаружения недоимки по взносам, если сумма задолженности более 500 рублей;
  • в течение одного года, если сумма менее 500 рублей;
  • в течение 20 дней, если задолженность выявлена по результатам налоговой проверки.

Напомним, при неисполнении требований налоговые органы безакцептно спишут соответствующие суммы с расчетного счета компании.

Уточненные декларации за прошлый период

Взыскивать недоимки по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по пенсионным платежам, по дополнительным страховым взносам, которые уплачиваются в рамках спецоценки рабочих мест, будет налоговая служба.

Что предпринять плательщику взносов на обязательное социальное страхование по правоотношениям, возникшим до 01.01.2017 года

  • Представить в ФСС РФ расчеты по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненные, в порядке, действовавшем до 01.01.2017 года.
  • Подать заявление в ФСС на возврат переплаты страховых взносов по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ), перечисленных и поступивших за период до 31.12.2016 года.
  • Подать заявление в ФСС на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ.
  • При необходимости провести с ФСС РФ сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Получить акт сверки расчетов по обязательствам, исполненным до 31.12.2016 года.
  • Уплатить взносы по ВНиМ в ФСС РФ до 31.12.2016 года на действующий код бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году. С 1 января 2017 года взносы уплачивать на новый КБК, открытый ФНС , в том числе за декабрь 2016 года, если фактически уплата происходит уже в 2017 году.
  • Обжаловать решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных, а также решения, принятые по результатам проверок до 01.01.2017 года.

Возврат излишне уплаченных взносов

Сначала нужно обратиться с заявлением в фонд. Там проверят задолженность и после этого поставят в известность органы ФНС, действуя при этом по внутренним регламентам без участия плательщиков. В итоге суммы вернутся плательщику со счетов федерального казначейства. Правила возврата переплаты определены Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

Не упустите, что до 31 декабря 2020 года сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством можно уменьшить на расходы, произведенные на эти цели (такие изменения внесены в п. 2 ст. 431 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ другим Федеральным законом, от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Читать еще:  Межрайонная инспекция ФНС России № 11 по Владимирской области номер 3316

Куда платить взносы

С 2017 года платежки по страховым взносам будут такими же, как по налогам. В поле 101 «Статус плательщика» надо будет проставлять код 01, код 08 сохранится только для взносов «на травматизм». Порядок заполнения налоговых платежек и платежек по страховым взносам теперь можно найти в приложении 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107. Напомним, прежде платежкам по взносам было отведено приложение № 4 к этому же приказу.

Екатерина Костакова, эксперт Контур.Школы, учебного центра компании СКБ Контур

внесены в п. 2 ст. 431 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ другим Федеральным законом, от 30.11.2016 № 401-ФЗ

ГУ — ИВАНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Версия для слабовидящих

  • Главная
  • Новости
  • О нас
  • Услуги
  • Закупки
  • Обращение в Фонд
  • Контакты

Обратитесь в ФСС за компенсацией расходов по охране труда до 1 августа!

Подробности по телефону: +7 (4932) 93-00-03 или на нашем сайте. >>>ПОДРОБНЕЕ

Наш телеграмм!

В помощь

  • Телефоны «ГОРЯЧИХ ЛИНИЙ»
  • Прямые выплаты
  • Отчетность
  • Уплата страховых взносов
  • Регистрация и снятие с учета
  • Финансирование предупредительных мер в 2021 году
  • Страхование профрисков
  • Обеспечение инвалидов
  • Возмещение пособий страхователям
  • Листок нетрудоспособности
  • Бланки документов
  • Обращения граждан
  • Положение о конкурсе «Лучший страхователь года»
  • Добровольное социальное страхование
  • Для ЛПУ
  • Очередь на санаторно-курортное лечение

Полезно

  • Главная
  • Телефоны «ГОРЯЧИХ ЛИНИЙ»
  • Новости
  • Внесены изменения в Приказ Минтруда

Передача администрирования страховых взносов в налоговые органы с 2017 года

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2016 г. № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» приняты:

В соответствии с вышеуказанными законами с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством переданы налоговым органам.

Функции администрирования доходов и расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 1 января 2017 года по-прежнему будут осуществляться территориальные органы Фонда социального страхования РФ.

Ошибочный долг по страховым взносам — 2018: алгоритм действий

Передача обязанности администрирования страховых взносов от органов ПФР к налоговым органам, обернулась для многих компаний и предпринимателей неприятным сюрпризом. Для многих это привело к:

  • списанию суммы с расчетных счетов;
  • блокировке счета за неуплату страховых взносов.

Мытарства по замкнутому кругу продолжаются до сих пор. Есть ли выход? Давайте разберемся в ситуации.

Ничто не предвещало неприятности

С 1 января прошлого года налоговая взыскивает страховые взносы. Вроде бы ничего страшного, такую передачу полномочий переживали не в первый раз. Предполагалось, что это благо для всех, т.к. упрощается отчетность для налогоплательщиков, а бюджет должен дополнительно получить, по разным оценкам, до сотни млрд. рублей в год. Ожидания оправдались, но только для бюджета. Для многих компаний и индивидуальных предпринимателей передача функций администрирования взносов обернулась миллионными несуществующими долгами, которые инспекции принудительно взыскивают просто «на ура».

Дело в том, что для осуществления перехода ПФР должен был сформировать сальдо расчетов по состоянию на начало 2017 года и передать данную информацию в ФНС до 1 февраля 2017 года (Письмо ФНС, ПФР от 26.01. 2017 № БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

Однако передача сальдо прошла не так гладко, как хотелось бы.

Последствия передачи сальдо по страховым взносам от ПФР

ПФР свою обязанность по передаче данных налоговому органу исполнил, но вот как. это отдельный вопрос. Так, в сальдо расчетов по взносам были включены суммы, подлежащие доначислению по итогам расчета за 2016 год, включая декабрьские взносы, срок уплаты которых установлен 15 января 2017 года.

Еще больше случаев передачи ошибочных сальдо с указанием несуществующих сумм задолженности! В эту категорию попали в основном плательщики, у которых действительно была задолженность по взносам или пене, но копеечная, а не миллионная. Так, реальный пример «из жизни», когда у компании был долг даже не по взносам, по пене в размере 2 руб., а ПФР передал налоговому органу информацию о наличии задолженности в полмиллиона рублей! Немало компаний, у которых из-за ошибок в сальдо списаны десятки миллионов рублей с банковских счетов при фактически отсутствующей задолженности по взносам. Именно о таких ситуациях и поговорим.

Поскольку достаточно долго не было четких официальных разъяснений о том, к кому именно обращаться для возврата излишне взысканных сумм взносов, многие компании в первую очередь кинулись в налоговый орган оспаривать принудительное взыскание сумм взносов, пени. После чего ФНС указала, что инспекции взыскивают суммы страховых взносов на основании данных, переданных ПФР, и они не вправе самостоятельно вносить изменения в состав полученной информации. Плательщикам взносов, которые не согласны с сальдо расчетов, следует обратиться в свое отделение ПФ РФ и решать этот вопрос в индивидуальном порядке (письмо ФНС России от 15.03.2017 № 3H-4-1/4593@). Однако, даже получив в ПФР «в индивидуальном порядке», после проведения сверки расчетов, справку об отсутствии задолженности на бумажном носителе поиски справед­ливости для компаний не увенчались успехом, поскольку «бумажный документ» от ПФР для налогового органа не доказательство отсутствия долга!

Действительно, территориальные отделения ПФР представляют в УФНС по субъектам РФ сальдо расчетов по взносам, пени, штрафам по состоянию на 01.01.2017 года именно в электронном виде (Порядок инфор­мационного взаимодействия отделений ПФР с управлениями ФНС России от 22.07.2016 № ММВ-23-1/12@/ЗИ).

Территориальные инспекции при получении от вышестоящего налогового органа (УФНС по субъекту РФ) электронных файлов с информацией по взносам, производят загрузку указанной информации в базу данных инспекции с последующим открытием карточек РСБ и отражением переданных сумм. То есть, именно электронные файлы являются источником достоверной информации по страховым взносам для налогового органа, а не письма, справки от ПФР об отсутствии задолженности в бумажном виде (письма ФНС России от 02.05.2017 № ГД-4-8/8281, от 07.06.2017 № ЗН-2-22/714@).

Вся соль в данной ситуации в том, что налоговые органы и ПФР начинают предпринимать хоть какие-то меры в основном только после неоднократных заявлений и жалоб со стороны плательщиков взносов. Как говорится, спасение утопающего, дело рук самого утопающего! Поэтому спокойно сидеть и ждать положительного исхода дела в рассматриваемой ситуации уж точно не получится. Надо писать жалобы руководителям инспекций, терри­ториальных органов ПФР, вышестоящим органам ПФР и УФНС, в прокуратуру, звонить, лично посещать руководство указанных госорганов! Кстати, на практике удается вполне успешно признать принудительное списание взносов незаконным в досудебном порядке, подав жалобу в УФНС по соответствующему субъекту РФ. При этом очень важно правильно формулировать свои требования для положительного эффекта.

Интересен тот факт, что налоговые органы, даже если и видят, что фонд ошибся, исходя из представленных плательщиком документов (справка ПФР, платежные документы и пр.), исправить ситуацию самостоятельно они не могут, т.к. нужны электронные файлы с верными данными сальдо, подписанные ПФР! Поэтому мало добиться признания от УФНС незаконным решения о списания сумм страховых взносов, важно добиться от ПФР передачи в УФНС корректных сальдо в электронном виде.

Главное, чтобы все удачно сложилось. Поскольку в середине прошлого года ПФР попытался повторно выгрузить данные по взносам, и получилось еще «веселее», так как выяснилось, что повторные выгрузки некорректно отражаются у ФНС из-за недоработанного программного обеспечения, которое вовсе не предусматривало «обнуление» предыдущих выгрузок, и загрузки новых данных. Есть и «жертвы» такой повторной передачи сальдо, у которых долг не только не обнулился, а еще и увеличился в два раза. Хотели как лучше…

Радует то, что на данный момент органы ПФР все-таки передают налоговому органу верные сведения с коррект­ными (исправленными) данными сальдо на 01.01.2017 в электронном виде. И огорчает тот факт, что УФНС очень часто находят различного рода ошибки и направляют в ПФР соответствующие протоколы ошибок, которые следует исправить. И тут важно не терять время, письмами и звонками «подгонять» госорганы, ускорять межведомственную передачу данных, т.к. зачастую ошибки выявляются, но ПФР не торопится их исправить либо УФНС затягивает с направлением протоколов в ПФР.

Поэтому соответствующее заявление для вынесения решения о возврате излишне взысканных сумм взносов следует подавать в территориальный орган ПФР по месту учета компании (письмо ФНС и ПФР от 04.10.2017 № НП-30-26/15844/ГД-4-8/20020@).

Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов принимается соответствующими органами ПФР в течение 10 рабочих дней с установленного момента. Момент этот наступает в день получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. При этом заявление может быть подано и в электронной форме с усиленной квали­фици­рованной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, письмо Минфина России от 05.09.2017 N 03-02-07/2/56962).

Если заявление о возврате излишне взысканных взносов будет подано в территориальный налоговый орган, он оставит его без рассмотрения. В этом случае инспекция должна направить в соответствующее отделение ПФР уведомление (сообщение) с приложением копии заявления, о чем в срок не позднее 3 рабочих дней с момента получения заявления письменно уведомляет плательщика.

Фронт работы по возврату страховых взносов достаточно большой и важно вести «бой» грамотно и по всем направлениям (ПФР, УФНС, инспекция, прокуратура, арбитражный суд). Зачастую у компаний есть увесистое дело с всевозможными справками, заявлениями и жалобами в территориальные и вышестоящие налоговые органы, ПФР, прокуратуру и пр., а «воз и ныне там». Кто-то «сходит с дистанции», устав от длительных переписок и походов в госорганы. Выбор у каждого свой. Одно ясно, что победа – не снег, сама на голову не падёт. Поэтому свои законные права и интересы надо упорно отстаивать до конца, тем более, что в сложившейся ситуации списание с банковских счетов денежных средств, при фактическом отсутствии долга явно незаконно и излишне взысканные суммы будут возвращены.

Как вернуть излишне взысканные страховые взносы?

Для того чтобы было проще сориентироваться в рассмотренной ситуации и не потерять драгоценное время, предлагаем следующий алгоритм возврата ошибочно взысканных страховых взносов:

1 этап

  • С территориальным органом ПФР провести сверку и получить справку о состоянии расчетов по состоянию на 01.01.2017 года.
  • Собрать документальное подтверждение фактов своевременной уплаты сумм страховых взносов (платежные поручения с печатью банка) и их взыскания налоговым органом (решение о взыскании сумм страховых взносов, пени штрафа за счет денежных средств в банке плательщика, инкассовые поручения, выписки операций по лицевому счету).

2 этап

    В УФНС по субъекту подать жалобу о признании незаконным решения о взыскании сумм страховых взносов, пени. Жалоба подается через инспекцию, вынесшую решение. Не забудьте приложить к жалобе доказательства (копии документов, упомянутые в 1 этапе алгоритма).

Срок ответа на жалобу — один месяц. После получения ответа на жалобу от УФНС либо по истечении месячного срока, плательщик вправе обращаться с заявлением в суд с требованием о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов.

В территориальный орган ПФР подать:

Заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (рекомендуемый образец — Приложение № 2 к Информации ПФ РФ «О возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года»). Решение о возврате принимается в течение 10 рабочих дней.

Письмо с просьбой направить запрос в территориальный налоговый орган для подтверждения факта излишне уплаченных (взысканных) сумм (рекомендуемый образец запроса в Приложении к письму ПФР от 12.10.2017 № ТД11/51037)

  • В территориальный и вышестоящий органы ПФР подать заявления о направлении в УФНС корректных сальдовых остатков на 01.01.2017 в электронном виде.
  • В территориальный налоговый орган подать заявление о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов, пени, а также процентов, предусмотренных ст. 79 НК РФ.
  • 3 этап

      По истечении 10 дневного срока для вынесения территориальным органом ПФР решения о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов:

    Подать жалобу в вышестоящий орган ПФР (например, в Москве и МО — Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области (г. Москва, ул. Стасовой, д. 14, корп. 2).

    Жалобу в прокуратуру на бездействие территориального органа ПФР.

  • По истечении месячного срока для ответа на жалобу, поданную в УФНС по субъекту РФ (при неполучении от налогового органа ответа) подать:

    Жалобу в прокуратуру на бездействие налогового органа,

    Заявление в арбитражный суд с требованием вернуть излишне взысканную сумму страховых взносов, процентов, предусмотренных ст. 79 НК РФ, а также возместить судебные расходы (исходя из практики, ответчиками могут быть ПФР и налоговый орган)

    Если в месячный срок УФНС вынесет решение, и оно будет отрицательным, необходимо подать заявление в арбитражный суд. В случае вынесения УФНС положительного решения по жалобе (о признании недействительными мер принудительного взыскания сумм страховых взносов) — в судебном порядке надо попытаться взыскать проценты на излишне взысканную сумму страховых взносов.

    Надеемся, что данная статья поможет на практике предпринять правильные действия для возврата излишне взысканных сумм страховых взносов.

    Администрирование страховых взносов с 1 января 2017 года возлагается на налоговые органы

    С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба.

    В Налоговом кодексе появилась новая глава 34 «Страховые взносы».

    С 1 января 2017 года на налоговые органы возлагаются следующие функции:

    • контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов;
    • прием от плательщиков страховых взносов расчетов по страховым взносам, начиная с представления расчета по страховым взносам за отчетный период — I квартал 2017 года;
    • взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года;
    • зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам.

    За органами ПФР и ФСС РФ сохранены функции по:

    • приему расчетов по страховым взносам за периоды 2010 — 2016 гг. (то есть годовые расчеты за 2016 год представляются в ПФР и ФСС России);
    • контрольным мероприятиям по страховым взносам за периоды 2010 — 2016 гг.;
    • принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2010 — 2016 гг.

    Кроме того, ПФР будет также вести индивидуальный (персонифицированный) учет, а ФСС России — администрировать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и контролировать правильность заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

    Несмотря на изменение администратора страховых взносов, порядок их исчисления и уплаты практически не изменился (сохранены тарифы страховых взносов, в том числе и пониженные, порядок определения объекта, базы для исчисления страховых взносов, сроки уплаты страховых взносов).

    Срок уплаты страховых взносов также не изменился: последней датой уплаты будет 15-е число месяца, следующего за отчетным.

    Расчет по страховым взносам плательщики должны представлять ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. В 2017 году плательщики должны подать расчет по страховым взносам в налоговые органы за первый квартал 2017 года не позднее 2 мая 2017 года.

    Телефон: +7 (812) 640-28-12
    Моб. тел.: +7 905 205-47-00 (Билайн)
    E-mail: [email protected]
    Задать вопрос или заказать услуги со скидкой 5% можно также круглосуточно через Интернет, заполнив форму (в правом нижнем углу сайта).

    Под ключ! Быстро и комфортно для Вас! Срок — от 1 до 5 дней.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector