Piteryust.ru

Юридическая консультация онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Добровольно-принудительное страхование пассажиров при покупке билетов: размышления.

Пассажирка засудила сразу три авиакомпании

Фабула дела

Жительница Калининграда, планировавшая отпуск на Маврикии, за несколько месяцев до поездки купила себе и мужу авиабилеты на рейс «Air Mauritius», следовавший по маршруту Москва—Дубай—Порт-Луи 12 июля и обратно 2 августа. Добираться из Калининграда до Москвы и, соответственно, назад супруги планировали также на самолете. Поэтому после покупки билетов на Маврикий женщина приобрела билеты а/к «Уральские авиалинии» и «Трансаэро» — на 11 июля и 3 августа.

Однако, за два дня до поездки женщина попала в больницу (где ей пришлось провести целую неделю, с 9 по 15 июля). Супруги сразу же известили представителей авиакомпаний, что отменяют бронь на все билеты, и направили претензии с требованием вернуть затраченные на билеты деньги.

Но все авиаперевозчики отказались компенсировать затраты. Мол, заболевание пассажира не соответствует датам вылетов, а предоставленные справки не отвечают требованиям Правил авиаперевозчиков. За защитой своих прав женщина обратилась в суд.

Ход разбирательства

Суд изучил представленные документы, и установил, что, действительно, истицей 31 октября 2014 года на сайте www.ozon.travel были приобретены авиабилеты компании «Air Mauritius» по маршруту Москва-Дубай-Порт-Луи на 12 июля 2015 года и по маршруту Порт-Луи-Дубай-Москва на 2 августа 2015 года. Кроме того, 28 апреля 2015 года истица приобрела через интернет билеты авиаперевозчиков ОАО Авиакомпании «Уральские Авиалинии», ОАО «АК «Трансаэро» по маршруту Калининград-Москва-Калининград. Материалами дела подтверждено, что услуги по бронированию и оформлению билетов были выполнены интернет-агентами надлежащим образом. Авиабилеты были оплачены пассажирами при заказе, и денежные средства были перечислены агентами авиаперевозчикам, с учетом скидок и сборов за оформление билетов.

В связи с внезапным заболеванием и экстренной госпитализацией истица не смогла вылететь 11 июля 2015 года из Калининграда в Москву. При этом муж истицы заблаговременно обратился к турагентам с заявлением об отмене бронирования по всему маршруту, кроме того он неоднократно направлял в адрес ответчиков надлежащим образом заверенные копии медицинских документов, подтверждающие факт заболевания, госпитализации и лечения истицы. В ходе рассмотрения дела представителем истицы в адрес авиаперевозчиков повторно были направлены претензии с приложением оригиналов медицинских документов, однако требования вновь были проигнорированы и не исполнены ответчиками ни в какой части.

Суд счел, что факт невозможности совершения истицей поездки по независящим от неё обстоятельствам документально подтверждён.

Кроме того, направляемые в адрес авиаперевозчиков копии медицинских документов были заверены надлежащим образом, и отказ в их принятии — ничем не обоснован.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что в пользу истицы подлежит взысканию стоимость авиабилетов, а надлежащими ответчиками являются авиаперевозчики.

Также суд решил, что с ответчиков, не исполнивших требования потребителя в добровольном порядке, подлежат взысканию неустойка, компенсация морального вреда и штраф.

При вынесении решения суд руководствовался следующими нормами:

  • Согласно ст. 108 Воздушного кодекса РФ пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полёта с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными правилами воздушных перевозок не определён льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.
  • В силу п. 227 Федеральных авиационных правил, утверждённых Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 года № 82, вынужденным отказом пассажира от перевозки, в том числе, признаётся отказ в случае внезапной болезни пассажира, что должно быть подтверждено медицинскими документами.
  • В соответствии с п. 240 Правил, возврат пассажирам денежных сумм уплаченных за перевозку, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), производится лицом, которому пассажир оплатил стоимость перевозки, выполняемой по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • Согласно п.1 ст.28, п.1 и 4 ст.29, ст.31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку.
  • В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дела по спорам о защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения уполномоченной организацией прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом.
  • В соответствии с п.46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дела по спорам о защите прав потребителей» и п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, которые не были удовлетворены в добровольном порядке исполнителем (уполномоченной организацией), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Судебное решение

Взыскать в пользу истицы

  • с авиакомпании «Air Mauritius»

39 567 рублей — денежные средства, уплаченные за авиабилеты
28 273 рубля — неустойка
2 000 рублей — компенсация морального вреда
34 920 рублей — штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.

  • с ОАО Авиакомпании «Уральские авиалинии»

2 856 рублей — денежные средства, уплаченные за авиабилеты
2 469 рублей — неустойка
1 000 рублей — компенсация морального вреда
3 163 рублей — штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке

  • с ОАО «АК «Трансаэро»

2 139 рублей — денежные средства, уплаченные за авиабилеты

Добровольно-принудительное страхование пассажиров при покупке билетов: размышления.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Должен ли работодатель компенсировать работнику стоимость страхового взноса на личное страхование при воздушной перевозке, когда он направляется в отпуск?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не должен компенсировать работнику стоимость страхового взноса на личное страхование при воздушной перевозке.

Обоснование вывода:
Согласно части первой ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
В силу части восьмой ст. 325 ТК РФ правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета Камчатского края, установлены Положением о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, проживающим в Камчатском крае и работающим в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 21.06.2011 N 253-П (далее — Положение).
Постановлением Правительства Камчатского края от 11 января 2017 г. N 5-П из п. 1 ч. 6 Положения исключены слова «страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте». Это связано с тем, что Федеральным законом от 14.06.2012 N 78-ФЗ (далее — Закон N 78-ФЗ) в связи с принятием Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» из ст. 133 Воздушного кодекса РФ исключены положения об обязательном страховании пассажира при воздушной перевозке, поэтому личное страхование пассажиров при воздушной перевозке не является обязательным (ст. 3 Закона N 78-ФЗ).
Таким образом, пассажир мог отказаться от такого вида страхования при воздушной перевозке и при предоставлении работником отчета и проездных документов, подтверждающих расходы по проезду в отпуск, работодатель не должен компенсировать работнику стоимость страхового тарифа по данному виду страхования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Добровольный возврат авиабилета

Обмен или возврат билета называют добровольным, когда у вас изменились планы или вы передумали улетать. Экстренные ситуации, такие как болезнь или смерть близкого, сюда не относятся.

Добровольный обмен или возврат билета регулируется правилами тарифа. Вы можете сами проверить тариф и прочитать его правила на сайте авиакомпании. Обычно чем дешевле билет, тем сложнее его вернуть — при невозвратном тарифе можно потерять всю стоимость билета. Иногда билет становится невозвратным после окончания регистрации.

Если тариф позволяет вернуть деньги за билет, то возврат будет производиться тем же способом, каким билет был оплачен, например, перевод на карту.

Вот несколько частых причин, по которым добровольно возвращают билеты:

  • билет оформили с ошибкой в данных: в имени или дате;
  • пассажир опоздал на регистрацию;
  • у пассажира нет нужных для полёта документов или они оформлены неверно (паспорт, виза, свидетельство о рождении);
  • пассажира с рейса сняли службы паспортного, таможенного или иммиграционного контроля;
  • дату поездки пришлось перенести;
  • семейные обстоятельства пассажира.

При добровольном возврате авиакомпания может удержать:

  • всю стоимость билета, если тариф невозвратный. Условия сдачи возвратного билета нужно уточнять в правилах тарифа или у представителя авиакомпании;
  • сборы за отказ от перевозки и/или аннуляцию бронирования. Их устанавливает авиакомпания, посмотреть их можно в правилах применения тарифа.
  • агентский сбор за возврат билетов.

Но, даже если билет невозвратный, иногда вы можете претендовать на возврат налогов и сборов. Проверьте размер налогов на самом билете или в маршрутной квитанции и убедитесь, что по вашему тарифу их можно вернуть.

Постарайтесь сообщить о добровольном возврате как можно раньше. Если вам нужно вернуть билет, найдите его в личном кабинете и нажмите Редактировать. Подробнее в статье «Обмен и возврат купленных билетов».

Похожие статьи

Авиабилеты для детей

Особенности покупки авиабилетов на детей разных возрастов.

Как справиться с боязнью полётов

Даём несколько советов, как расслабиться на борту самолёта и побороть боязнь летать.

Выбор места в самолёте

Разбираем, в какой части самолёта удобнее сидеть и как решить, какое место выбрать.

Страхование пассажиров

Страхование авиа и ж/д билетов – что это такое и необходимо ли страховаться пассажирам?

Страхование пассажиров – это один из видов личного страхования от несчастного случая в поездке. Пассажиры, приобретающие авиабилеты или билеты на поезда дальнего следования, часто сталкиваются с тем, что к цене билета добавляется сумма некой страховки.

Как правило, кассиры, продавая билеты, оформляют страховой полис, не уточнив пожелания пассажира, и пассажир остается в неведении какую страховку он приобрел и зачем.

Давайте разберем, какие виды страховок включаются в билеты и действуют на время поездки, и что такое обязательное и добровольное страхование.

Обязательное страхование пассажиров

Объектом обязательного страхования во время перевозки выступают жизнь и здоровье пассажиров. Данный вид страховки покрывает риск смерти или получения тяжелых травм и телесных повреждений, возникших в результате несчастного случая, связанных с поездкой в том или ином типе транспорта.

Особенность данного вида личного страхования является в том, что действие страхового договора зависит от времени, в течении которого застрахованное лицо, и именно пассажир, пользуется одним из видов транспорта. Страховой полис начинает действовать с момента объявления посадки на транспортное средство в пункте отправления и заканчивается моментом прибытия в пункт назначения, но не более одного часа после выхода пассажира с территории вокзала.

Стоимость обязательной страховки включалась в тариф на перевозку, при этом оплачивалась непосредственно пассажирами в момент покупки билетов. При этом никаких дополнительных документов пассажирам не выдавали, кроме самих билетов.

Правила страхования пассажиров с 1 января 2013 года

Перевозчик самостоятельно должен страховать свою ответственность за причинение вреда жизни или здоровью перевозимых пассажиров или их имуществу.

К сожалению, аналитики страхового рынка считают, что, скорее всего, частные транспортные компании переложат издержки на пассажиров, то есть, как и прежде, страховка будет включена в стоимость билетов, но не путем взимания дополнительных страховых сборов, а путем увеличения тарифов на перевозку.

Государственные компании не смогут поступить также, так как тарифы жестко регламентируются правительством. Тем не менее, законодатели позаботились о том, чтобы стоимость билетов не увеличилась существенно. Билеты на автотранспорт могут подорожать до 9 копеек, железнодорожные билеты повысятся в среднем на 1,5 рубля.
Стоимость авиабилетов не изменится совсем, так как авиа компании включили страховой взнос в тариф на перевозку и перестали взимать дополнительную плату с пассажиров начиная с 2009 года.

Читать еще:  Где можно и где нельзя мыть автомобиль по закону

Во вновь принятом с 1 января 2013 года Законе о страховании, также были установлены максимальные пределы денежных компенсаций в рамках обязательного страхования, при возникновении страховых случаев, а именно:

  • за причинение вреда жизни пассажира – 2,25 мл рублей (это вред, опасный для жизни и здоровья, обычно заканчивающийся смертью, или создающий реальную угрозу для жизни пассажиров: удушение, проникающие раны внутренних органов, и т.п.)
  • за причинение вреда здоровью пассажира – 2 млн рублей (это вред, который вызвал длительное расстройство здоровья или значительную утрату общей трудоспособности)
  • за причинение вреда имуществу пассажира – до 23 тыс рублей

Установленные законом размеры страховых компенсаций являются вполне адекватными для обязательного страхования пассажиров, считают аналитики страхового рынка.

Добровольное страхование пассажиров

Добровольное страхование пассажиров от несчастного случая отличается от обязательного тем, что осуществляется на основе добровольного изъявления обеих сторон заключить такой тип страхового договора. При этом основные условия данного типа страхования определяются правилами добровольного страхования пассажиров от несчастного случая и устанавливаются определенной страховой компанией, с которой был заключен договор.

Каждый пассажир должен сам определить значимость страхового полиса на период поездки.

  • При обязательном страховании, пострадавший пассажир получит часть страховой суммы, согласно степени тяжести травмы, в размере установленным законодательством РФ.
  • При добровольном страховании, пассажиру или его семье положена выплата денежной компенсации в пределах страховой суммы, указанной в полисе. Пропорции выплат устанавливаются страховой компанией, но максимальную сумму страховки выбирает сам пассажир. Стоимость страховки от несчастного случая в поездке обходится сравнительно недорого, но денежные компенсации могут быть в несколько раз выше, установленных государством. Страховое возмещение учитывает степень нанесения вреда здоровью или наступление смерти, тяжесть полученных травм, приводящих к инвалидности, полученных во время поездки.

Невозвратные билеты – что это такое и можно ли получить за них страховую компенсацию в случае отмены поездки?

Пассажиры, часто путешествующие на дальние расстояния, знают, что есть возвратные билеты и невозвратные. Что такое невозвратный билет? Это билет на порядок дешевле, чем возвратный билет, но не подлежащий возврату, согласно правилам примененного тарифа. Если пассажир не успел на рейс, или заболел, или было отказано в визе, перевозчики не возвращают стоимость билета.

Большинство пассажиров опасаются покупать билеты за большой срок до поездки, тогда как можно приобрести билеты по очень выгодным ценам. В таких случаях можно воспользоваться еще одним видом добровольного страхования — страхованием от невыезда. Застраховать от невыезда можно и всю поездку (тур, проживание в гостинице), а также только билет.

Страховка от невыезда покрывает ряд рисков, среди которых риски связанные с:

  • отказом в выдаче визы,
  • болезнью или смертью пассажира или близких родственников,
  • ущербом имуществу при стихийных бедствиях,
  • ДТП,
  • судебными разбирательствами,
  • а также стихийными бедствиями.

Данный вид страхования действует даже, если пассажир уже успел зарегистрироваться на рейс, но был вынужден отменить поездку из-за перечисленных причин.
Стоимость страховки от невыезда варьируется от 2-5% от стоимости билета, в зависимости от программ страховых компаний. Для справки: стоимость возвратного билета в сравнении с билетом, не подлежащим возврату, составляет в среднем от 30-60% в зависимости от выбранной компании-перевозчика.

Получение денежной компенсации при наступлении страхового случая

При наступлении несчастного случая, пассажир должен обратиться к руководству транспортной компании, которое, в свою, очередь, обязано составить акт о произошедшем. При необходимости, вызванная бригада скорой помощи должна подъехать к ближайшему пункту следующего прибытия. Если пострадавший пассажир может передвигаться сам и может добраться до места назначения, обязательно по прибытии ему следует обратиться в медицинской учреждение и сообщить страховой компании о случившемся.

Данные документы должны содержать все сведения о потерпевшем, о произошедшем событии и обстоятельствах, и медицинские справки о характере и степени повреждения здоровья потерпевшего.

Срок выплаты денежной компенсации определен до 30 календарных дней со дня получения страховщиком всех документов.

Страховщики освобождаются от выплаты страхового возмещения, если страховой случай произошел в результате умышленного действия с целью получения выгоды, при обстоятельствах непреодолимой силы, как стихийное бедствие, забастовки и народные волнения или военные действия.

По правилам обязательного страхования, если пострадавший пассажир сильно нуждается в деньгах и не может ждать месяц, ему необходимо приложить к поданным документам заявление о предварительно частичной выплате.

При смерти пассажира, страховщик просто обязан выплатить его близким 100 тыс рублей в счет страховых выплат в течении 3 дней после получения всех необходимых документов. В случае причинения тяжкого вреда здоровью пассажира эта сумма определяется 50 тыс рублей.

Страховое возмещение при причинении вреда здоровью пассажира будет считаться при помощи таблицы выплат по обязательному страхованию. Для каждого конкретного страхового случая величина страховой выплаты определяется в процентах от страховой суммы.

Заметьте, что страховое возмещение по обязательному страхованию является единым и определено государством, а страховые выплаты по добровольному страхованию зависят от самих страховых компаний.

Перечень необходимых документов для получения выплаты по страхованию авиа и ж/д билетов

  • акт о несчастном случае, выданный представителем перевозчика (начальником станции, вокзала, аэропорта, поезда или самолета)
  • документ медицинского учреждения, подтверждающий тяжесть травмы, с указанием точного диагноза, длительностью лечения, подписанный лечащим врачом и заверенный печатью
  • в случае смерти пассажира, необходимо нотариально заверенное свидетельство о смерти
  • проездной документ/билет
  • полис добровольного страхования от несчастных случаев, если таковой имеется

Страхование на все виды транспорта делается для защиты пассажиров. Но часто туристы сами виноваты, так как просто подписывают страховой полис и не интересуются у страховщиков, какие именно страховые случаи включены в их страховку. Необходимо серьезно отнестись к выбору страхового полиса и обязательно уточнять все детали у страхового агента.

Навязанные услуги страховой компанией — обман пассажиров междугородных автобусов, при приобретении билетов на автостанциях

«Русская корона» — наглые мошенники, которые пользуются незнанием гражданами своих прав, и делают из воздуха деньги, с помощью своих недобросовестных агентов. Речь идет о добровольном страховании пассажиров, при приобретении ими автобусных билетов на автовокзалах, в междугородных и пригородных автобусах. При приобретении билета, билетный кассир, он же страховой агент СК «Русская корова», втихаря подсовывает вместе с билетом страховой полис, стоимость его варьируется от 5 до 20 рублей, хотя, согласно своей должностной инструкции и «Закона о страховании», кассир-страховой агент, ОБЯЗАН спросить согласия пассажира, на получение дополнительной страховки. Кассиры на автовокзалах Рязанской, Владимирской, Самарской областей, никогда не соблюдают закон, и не спрашивают пассажира ни о чем, ибо тогда, пассажиры в массовом порядке будут отказываться от страховки и прибыль страховой компании упадет, как и комиссионные кассира.

2 июля 2014 года, я приобретал в билетной кассе автовокзала Владимир, билет на автобус, маршрута №532 Владимир-Иваново от АВ Владимир до АВ Иваново. Билетный кассир Давыдова РА, выдала мне билет (серия 071433013301, № 020070673, время выдачи пробито: 02.07.14 в 13.16), и вместе с билетом, не спрашивая моего согласия, выдала полис добровольного страхования за 20 рублей. Стоимость по каждой отдельной услуге покупателю, т е мне, не оглашалась — кассир сообщила мне итоговую сумму к оплате, включающую стоимость автобусного билета и полиса добровольного страхования.

11 июля 2014 года, я обратился в билетную кассу автовокзала Шацк (Рязанская обл), и приобрел билет на автобус от АВ Шацк, до ост Сасово, на рейс отправлением 19.30 Рязань-Ермишь. Однако, вместе с билетом (серия 071462136213 №110030004 101, время выдачи 11.07.14 в 19.15), билетным кассиром Булаевой Т, мне дополнительно был выдан полис индивидуального страхования, страховой компании «Русская корона», стоимостью 10 рублей. Моего согласия, на приобретение полиса кассир не спросила, стоимость по каждой отдельной услуге мне не оглашалась, т.е. кассир сообщила мне итоговую сумму к оплате, включающую стоимость автобусного билета и полиса добровольного страхования.
Я сказал кассиру, что страховой полис я не просил, потребовал вернуть мне деньги, однако вышеупомянутый кассир отказалась это делать. Я потребовал, чтобы она написала на полисе, что отказывается его погасить и вернуть деньги, и ею была на обратной стороне билета (не полиса) написано слово «отказ», что видно на прилагаемом мной файле. Я потребовал, чтобы отказ был оформлен, как положено, но она категорически отказалась это сделать. Я предупредил ее о том, что сейчас сделаю видеозапись, что она отказывается выполнить мое законное требование, и включил видеокамеру.

Да, суммы мизерные (хотя 20 рублей, это конечно наглость), но неприятен сам факт одурачивания клиента — пассажира. Представьте ситуацию: пришли вы в супермаркет, набрали корзину продуктов, идете на кассу. А кассир возьмет, и подсунет вам в корзину, к примеру, кусок собачьего дерьма в красивой бумажке, за 20 рублей. Какова будет ваша реакция? Тоже самое и здесь. Я призываю пассажиров, боритесь за свои права, пишите жалобы на билетных кассиров, в прокуратуру, федеральную антимонопольную службу, руководству автовокзалов, лишь только так можно прервать эту порочную практику, когда тунеядцы, неправомерно обогащаются за ваш счет.

Возмещение по ОСАГО, выплаты, ПВУ — часто задаваемые вопросы по теме «Обязательное страхование пассажиров (ОСГОП)»

В данном случае договор обязательного страхования должен заключать перевозчик.

При осуществлении перевозок на внутреннем водном транспорте срок действия договора обязательного страхования может быть менее года, но не может быть менее периода навигации. При перевозках другими видами транспорта срок действия договора обязательного страхования не может быть менее года.

По согласованию сторон возможна оплата страховой премии в рассрочку 2 платежами (1ый — не менее 50% от суммы премии), при условии, что срок действия договора страхования составляет не менее одного года.
Если срок действия договора обязательного страхования составляет менее одного года, страховая премия должна быть уплачена единовременно.

Выдача договора осуществляется только после уплаты страховой премии (либо первого страхового взноса, если договором предусмотрена оплата премии в рассрочку)*.

*кроме случаев, когда договор обязательного страхования заключается в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-Ф «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» или Федеральном законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и конкурсная документация содержит требование о выдаче договора обязательного страхования до момента оплаты страховой премии (либо первого страхового взноса).

Сведения о транспортных средствах, привлекаемых перевозчиком для перевозок пассажиров, являются обязательными для заключения договора страхования.

Нет, в соответствии с п.3 ст.8 67-ФЗ.

В соответствии с п.6 ст.5 67-ФЗ, перевозчик обязан разместить информацию о договоре обязательного страхования (номер договора, дата его заключения, срок действия, наименование страховой компании и ее контактные данные) в местах продажи билетов (или на билете) или в сети «Интернет» на своем официальном сайте). При заключении договора обязательного страхования «АльфаСтрахование» также выдает документ «Сведения о договоре . » на каждое транспортное средство, подтверждающий факт заключения договора обязательного страхования.

Непредоставление информации влечёт наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей — для должностных лиц, от 10 000 до 30 000 рублей — для юридических лиц.

Действие договора обязательного страхования досрочно прекращается в следующих случаях:
1) ликвидации страхователя — юридического лица;
2) смерти страхователя — индивидуального предпринимателя;
3) ликвидации страховщика;
4) прекращении возможности наступления страхового случая и существования страхового риска по обстоятельствам иным, чем страховой случай.

2. Договор обязательного страхования может быть расторгнут:
1) по соглашению сторон;
2) в случае одностороннего отказ страхователя от договора обязательного страхования в силу п.2 ст.958 ГК РФ;
3) по решению суда.

Выплату страхового возмещения по ОСГОП могут получить:

  1. пассажиры и дети, чей жизни, здоровью или имуществу при перевозке причинен вред
  2. лица понесшие расходы на погребение погибшего пассажира, а также иные лица, указанные в ст. 1088 ГК РФ
  3. близкие родственники, кормильцы, иждивенцы могут обратиться в «АльфаСтрахование» или в Национальный союз страховщиков ответственности для получения информации о дальнейших действиях

Обязательно сообщите водителю, что вы, ваши близкие или багаж пострадали.

Что нужно знать о страховке при покупке ж/д билета

В 2013 году в России было отменено обязательное страхование пассажиров на любом виде транспорта. Теперь перевозчик сам страхует пассажиров (страховка перевозчика), а о дополнительной защите пассажир должен позаботиться самостоятельно (добровольная страховка).

Страховка при покупке ж/д билета: как было раньше и как теперь

Многие россияне еще помнят те времена, когда страховка по умолчанию была включена в стоимость железнодорожных билетов. По сути, пассажиров и не спрашивали. Правда и сама страховка стоила немного — при цене 2 рубля от общей стоимости билета выплаты составляли около 12 тысяч рублей.

С введением нового закона в 2013 году обязательные страховые взносы больше не включают в стоимость ж/д билетов. Однако пассажир имеет возможность добровольно оформить дополнительный полис, выплаты по которому могут доходить до 2,25 млн рублей в зависимости от страхового случая.

Теперь страховка от перевозчика предусматривает значительно более солидные страховые выплаты, чем раньше.

  • вред жизни — до 2 млн. 25 тыс. рублей;
  • вред здоровью — до 2 млн. рублей;
  • вред имуществу — до 23 тыс. рублей.
Читать еще:  Что будет если забыл вытащить пистолет на заправке и оторвал его

Страховка от перевозчика действует на время одной поездки и активируется в момент объявления посадки на поезд. Добровольно покупая дополнительный полис, пассажир может рассчитывать на выплаты по каждой из страховок.

Как приобрести и вернуть дополнительную страховку

При покупке билета на сайте ж/д перевозчика достаточно поставить галочку рядом с окошком «Оформление страхового полиса». При этом полис отправляется на электронную почту покупателя. Стандартная стоимость на сайте РЖД составляет 150 рублей, а сумма страховых выплат — до 1,5 млн рублей.

При покупке билета в ж/д кассе кассир скорее всего предложит дополнительно приобрести полис.

Если пассажир понимает, что страховку ему не нужна, то он имеет право вернуть ее за полчаса до отправления поезда. Для этого необходимо обратиться к кассирам на вокзале и предъявить билет и полис. Повторно купить полис после возврата запрещается.

Страхование билетов — стоит ли овчинка выделки?

Наш первый пост в новом году будет об относительно недавно появившейся на отечественном рынке билетов на зрелищные мероприятия услуге – страховании билетов.

Предпосылкой к появлению данной услуги стала сложность процедуры возврата билетов по желанию зрителя. Зачастую при возврате билета по своему желанию приходится преодолевать массу бюрократических и административных барьеров, консультироваться с юристами, спорить с организаторами мероприятий и жаловаться во всевозможные инстанции – общество по защите прав потребителей, комитет культуры и так далее и тому подобное. Сложность и непрозрачность законодательства, регулирующего процедуру возврата билетов, позволила запустить на рынок новый продукт – страхование риска невозможности посещения мероприятия.

Данный вид страхования широко распространен в Европе, особенно – в Германии и Великобритании. Покрытие по Event Ticket Insurance предоставляют Allianz, Ergo, ERV, Hyperion Insurance. Продажа полисов идет в основном через крупных билетных операторов – Eventim, TicketMaster, Ticketpro, Ticnet, Tiketti и другие. В России застраховать билеты на мероприятие можно в рамках страховой программы EVENT – совместного продукта компаний ERV и CTS Eventim RU. Приобрести полис можно одновременно с покупкой билетов у операторов Parter.ru и Kontramarka.ru (оба билетных агентства принадлежат холдингу CTS Eventim AG).

Попробуем проанализировать правила страхования по программе EVENT и сопоставить процедуры возврата билетов по Закону о защите прав потребителя и получения страховой выплаты по полису.

В первую очередь подкупает обещание вернуть полную стоимость билета и даже сервисный сбор за его оформление (если таковой взимался в момент покупки). Закон о защите прав потребителей в этом случае оставляет организатору мероприятий возможность удержать со зрителя стоимость фактически понесенных расходов (на момент получения заявления о возврате). Что же мы имеем на практике?
При цене билета менее 5000 рублей по страховому полису зритель получит компенсацию в размере его полной стоимости и сервисного сбора, уплаченного при покупке, но при цене билета более 5000 рублей размер страховой выплаты будет уменьшен на 15% от цены билета (согласно условиям договора страхования). Обращаясь к организатору мероприятия с заявлением о возврате билетов зритель может претендовать на возмещение всей стоимости билетов, так как на практике обосновать точную сумму своих расходов (которую организатор имеет право удерживать при возврате) весьма затруднительно, но сервисный сбор в данном случае возвращен не будет, так как услуга подбора и продажи билетов по нему уже указана.
Важный момент: при покупке более 5 билетов на мероприятие страховые выплаты будут произведены только по 5 билетам (билет лица, заключившего договор страхования, и 4 билета сопровождающих лиц), по остальным билетам согласно правилам страхования сохраняется возможность посещения мероприятия.

В каких случаях можно претендовать на возмещение стоимости билетов? Страховая программа как правило жестко обозначает страховые случаи: болезнь, смерть, потеря более 70% имущества или переезд на расстояние более 100 километров от места проведения мероприятия в связи со сменой места работы. Для получения страховой выплаты необходимо будет предоставить документы, подтверждающие наступление страхового случая. В случае обращения за возвратом по Закону о защите прав потребителя обосновывать причины возврата не требуется.

Сроки, в течение которых можно получить денежную выплату, также разнятся. Закон о защите прав потребителя обязывает Заказчика (Зрителя) обращаться за возвратом строго до даты мероприятия. Страховые компании как правило принимают заявления не ранее дня мероприятия. В некоторых случаях это может быть удобным – при болезни можно обратиться за компенсацией и после мероприятия, когда самочувствие улучшится.

Затраты на весь процесс: стоимость подобного страхового полиса обычно составляет 6% от стоимости билетов. В случае обращения за возвратом по Закону о защите прав потребителя никаких расходов не потребуется даже в самом сложном случае – обращении в суд, так как иски по данному закону не облагаются гос.пошлиной.

В качестве резюме предлагаем небольшую сравнительную таблицу.

СтрахованиеЗакон о защите прав потребителей
Сроки обращения за компенсациейНе ранее дня мероприятия (полис может действовать в течение нескольких лет после даты мероприятия)Строго до дня мероприятия (как правило, крайний срок обращений – это последний рабочий день перед мероприятием)
Расходы, связанные с получением компенсацииУплата страховой премии – в среднем 6% от стоимости билетовНет
Случаи, в результате наступления которых выплачивается компенсацияОговариваются правилами страхования, как правило:

— утрата 70% имущества

— Номинальная стоимость максимум 5 билетов из заказа

Сборы при покупке авиабилетов в 2021 году

Авиапассажиры, которые пользуются услугами российских и иностранных компаний, могут заметить, что при бронировании билета цена выставляется одна, а при оплате появляется другая сумма. Это связанно с тем, что изначально перевозчики не включают в стоимость авиабилета сбор за его оформление. Разобраться иногда в таких финансовых премудростях сложно, но всё гораздо проще, чем кажется на первый взгляд.

Каждая компания предоставляет ряд услуг, связанных с покупкой билетов на прямые, регулярные или чартерные рейсы. Важно обращать внимание на тариф, размеры дополнительных сборов, чтобы потом не предъявлять претензии авиакомпании.

Билет на самолёт: составляющие и цены

При покупке авиабилета каждому пассажиру нужно обратить внимание на:

  • тариф;
  • сервисный сбор;
  • сборы аэропорта, местные налоги, топливные сборы.

Такая расшифровка авиабилетов помогает узнать, почему при бронировании на мониторе появляется одна сумма, а при оплате – другая.

Смотрите в видео: от чего зависят цены на билеты.

Тарифы

Это стоимость перевозки по конкретному маршруту. Именно за перелёт авиакомпания получает деньги, предоставляя услуги перевозки пассажиров.

Виды тарифов на авиабилеты:

  • эконом-класс;
  • первый класс;
  • бизнес-класс;
  • полёты «туда и обратно»;
  • рейсы с пересадками;
  • полёты с пересадками, которые длятся больше суток (стоповеры).

Тарифы устанавливает сам перевозчик, из-за этого по одному и тому же направлению действуют разные цены.

Факторы, влияющие на тарифы:

  • сезон;
  • ценовая политика компании;
  • конкуренция по маршруту;
  • спрос на рейсы;
  • услуги: возврат, выбор места, багаж, ручная кладь.

Не влияет на размер тарифа место покупки билетов, дата вылета, количество пассажиров, которые зарегистрировались на рейс. Авиаперевозчики имеют право самостоятельно менять расценки, поскольку это зависит от колебания валют и повышения уровня конкуренции.

Сумма тарифа обычно меньше 50% от общей стоимости, которую обязан заплатить каждый пассажир. К выбранному тарифу добавляются наценка за оформление, комиссия, налоги, таксы, которые выставляет туристическое агентство или другая фирма-посредник.

Тариф всегда фиксированный, его не могут повысить аэропорты и туркомпании, только авиаперевозчик в праве изменить расценки

Сборы

Именно они составляют большую часть стоимости билета. Не все пассажиры знают, что такое сервисный сбор и какие виды его существуют.

Таксы или сборы каждая авиакомпания платит аэропортам, где базируются самолёты, которые обслуживают их рейсы. Также это налоги, которые нужно заплатить государствам за пролёт над их территориями, за обслуживание авиапассажиров. В таксы включена компенсационная ставка за топливо.

Полная стоимость авиабилета выплачивается пассажирами перевозчикам, которые потом распределяют суммы аэропортам, налоговым органам и другим структурам.

Типы сборов и их размер

При покупке билетов указываются разные виды таксы, в которых пассажиры обычно не разбираются. А зря. Ведь это цена, которую приходится платить каждому человеку, который покупает документ на перелёт в нужном направлении.

Топливный сбор

Обозначается латинскими буквами YQ. Топливный сбор в авиабилетах – компенсационная такса за стоимость тонны авиатоплива, которая постоянно растёт. Это такой способ дополнительного дохода, который не делится ни с кем. Поступления от этого вида сбора остаются на счёте авиакомпании. Размер таксы зависит от дальности перелёта, маршрута, рейса.

Тарифы и сборы указаны на электронном билете

Сервисный сбор

Пассажиры платят этот вид комиссии за бронирование. Перевозчики выбирают системы для обслуживания своих клиентов, а потом возвращают сборы за каждый оформленный сегмент полёта. Обозначается буквами YR.

Другие сборы

Компании платят множество мелких налогов:

  • за обслуживание и безопасность пассажиров;
  • за обслуживание самолётов в аэрохабах;
  • за предоставление аэронавигационных услуг диспетчеров;
  • за оформление билетов в бумажном виде.

Отдельно существуют сборы агентств, которые помогают приобрести билеты пассажирам. Сумма такой комиссии обычно не превышает 200 руб., хотя авиакомпании вправе устанавливать свои налоги на продажу билетов через кассы или агентства.

Таблица: сервисные сборы разных авиакомпаний

Название авиакомпанииСборы за оформление бронирования при покупке билетов в кассе
По РФЗа рубеж
Аэрофлот800 рублей25 евро
ЮТэйр1000 рублей15 евро
Победа400-500 рублей10 евро/10 долларов/40 дирхам в зависимости от направления
AirBaltic15 евро
Alitalia10 евро
S7От 100 рублей в зависимости от направленияОт 5 евро в зависимости от направления

Можно ли вернуть сбор после обмена или возврата авиабилетов

Вернуть деньги можно, всё зависит от типа билета. Нельзя вернуть деньги за акционные и недорогие билеты в эконом-классе. Стоимость дорогих проездных документов возмещают полностью или частично.

Смотрите в видео: как и где лучше купить дешевые авиабилеты в 2021 году.

Вопрос-ответ

Можно ли вернуть билет, купленный в интернете, и получить назад деньги

Возвращать электронный билет надо только на сайте авиакомпании. Для этого нужно выбрать функцию «вернуть проездной билет», ввести запрашиваемую информацию. Размер кассового сбора за онлайн-документ зависит от тарификации авиаперевозчика и условий оформления билета.

Где искать правила тарифа

Перед оплатой пассажиры обязаны читать требования, которые к своему клиенту выдвигает авиакомпания. При бронировании билета маршрут-квитанция приходит на почту. В этом документе указывается, можно ли обменять билет на другую дату, вернуть сбор, в какие сроки это необходимо сделать.

Найти условия возврата можно в правилах пользования тарифами, где есть раздел о возврате и обмене проездных билетов на самолёт.

Обязательное и добровольное страхование авиабилетов

К одному из видов персонального страхования относится страхование авиабилетов. При приобретении билета пассажиру предлагается страховка.

Вид страховок при покупке билетов на самолет

Пассажирский билет на авиарейс может включать обязательное или добровольное страхование.

Обязательный вид страхования на авиабилеты

Основной объект – здоровье и жизнь авиапутешественников в период перелета. Страховкой покрывается угроза смерти, получение повреждений, травм вследствие происшествия, связанного с перелетом воздушным транспортом, а также порча вещей пассажира.

Обязательное страхование впервые введено Указом Президента РФ №750 от 07.07.1992 г. Стоимость страховки оплачивал пассажир, совершая покупку авиабилета. С 2009 г. авиакомпании включили такие расходы в тариф на транспортировку, а лишнюю оплату взимать перестали.

С 01.01.2013 г. вступил в силу новый Закон о страховании, в котором оговорены максимальные размеры материальных компенсаций при обязательном виде страхования:

  • угроза жизни – 2,25 млн руб.;
  • вред здоровью – 2 млн руб.;
  • повреждение багажа – до 23 тыс. руб.

Срок действия страховки:

  1. начало – время объявления посадки;
  2. окончание – время прилета пассажира в место назначения (не позднее 1 часа после выхода из аэропорта).

Добровольное страхование

В отличие от обязательного, договор добровольного страхования является следствием обоюдного желания пассажира и компании-страховщика.

Основные условия добровольного страхования диктуются компанией, с которой заключается договор. Пассажир самостоятельно определяет весомость страхового документа на период авиаперелета.

Выплата компенсации при этом виде производится в границах платежа, обозначенного в договоре. Пропорциональные части выплат устанавливает компания, а предельную сумму назначает пассажир.

Страхование авиабилетов от невылета

Эта разновидность добровольного страхования совершается при приобретении билета заранее и обеспечивает возврат его стоимости при невольном отказе от полета.

Страхование от отмены выезда покрывает риски в следующих случаях:

  1. Неполучения визы.
  2. Смерти или болезни владельца авиабилета (или его родственников).
  3. Судебного процесса.
  4. ДТП.
  5. Стихийного бедствия и ущерба имущества вследствие этого.

Страховка имеет действие даже тогда, когда пассажир совершил регистрацию на рейс, но из-за одного из вышеперечисленных непредвиденных обстоятельств не смог осуществить поездку. Этому виду страховки (по выбору) может подвергаться не только билет, но и вся поездка (включая проживание в отеле, тур).

Другие полезные статьи по теме:

Порядок получения страховой компенсации

При возникновении случая, предусматривающего выплату компенсации, пассажиру следует обратиться к администрации авиакомпании за получением акта происшествия.

Чтобы получить возмещение, помимо акта о фиксации несчастного случая, необходимы следующие документы (применительно к конкретному случаю):

  1. Справка медицинского учреждения с подтверждением сложности травмы, диагноза, срока лечения. Документ должен быть подписан лечащим доктором и засвидетельствован печатью.
  2. Свидетельство о смерти, удостоверенное нотариусом.
  3. Авиабилет.
  4. Договор добровольного страхования (при наличии).

Пострадавший подает личное заявление о выплате страховочной суммы, прилагает необходимые документы. Денежное возмещение выплачивается страховой компанией в течение 30 дней с момента получения заявления.

Страхование авиабилетов защищает пассажиров от непредвиденных случаев и гарантирует выплату компенсации.

Можно ли докупить страховку к авиабилету

До 2013 года действовал закон, не позволяющий пассажирам совершать авиапутешествие без страховки. Однако сегодня человек вправе самостоятельно решать, нужна ли ему страховка на вылет или можно обойтись без нее.

Если сразу покупатель отказался оформлять страховку, но через какое-то время все-таки принял решение получить данный документ, можно обратиться к страховым агентам и застраховать:

  • билет от невыезда (не позднее, чем за 7 дней до вылета);
  • багаж с декларированием содержимого;
  • страховку на овербукинг (если на одно пассажирское место в лайнере было продано 2 билета).

Страхование от несчастного случая часто входит в стоимость билета.

Также можно застраховать свою жизнь по особой программе, предусматривающей страхование жизни и здоровье человека в период перелета и его пребывания на территории другой страны. Получить развернутую информацию о такой страховке можно в специализированной компании, занимающейся страхованием авиапутешественников.

Добровольно-принудительное страхование пассажира при покупке билета: размышления.

На днях пришлось мне возвращаться в свой родной город Л. из города В. И получилось так, что наличных денег в кармане почти не осталось, я рассчитывал снять их со своей карточки в банкомате на автовокзале города В.

Увы, такое хоть и редко, но бывает. На дисплеях банкоматов горела надпись: «Ведутся технические работы. Обслуживание будет возобновлено в ближайшее время».

На информационном стенде я увидел, что билет на автобус из В. до Л. стоит 263 рубля 50 копеек, времени искать другой банкомат уже не было, и я начал судорожно шарить по карманам. Ура! Наскреб 265 рублей! На дорогу есть!

Подхожу к кассе, покупаю билет, кассир (К.) называет мне сумму: 268,50.

Я: — Карточкой рассчитаться можно?

К.: — Терминал не работает. Только наличными.

Я: — Позвольте, но на стенде указано, что билет стоит 263.50!

К.: — А 5 рублей – это страховка.

Я: — Страховка добровольная. Она мне не нужна.

К.: — Без страховки мы билет не продаем!

Далее следует диалог с требованием вызвать администратора, пришла администратор, и из разговора с администратором, кассиром и сотрудником охраны я узнал, что я – нищий, что меня близко не нужно допускать к автобусам, что я должен сидеть дома, что меня сейчас отправят в психушку, либо вызовут полицию и заявят, что я хотел убить кассира, и все сотрудники автовокзала подпишутся.

Когда уже я сам собрался набрать телефон полиции 102, мне сообщили, что автобус отправляется, продажа билетов закрыта, а на следующий (последний) рейс все билеты проданы еще днем, поскольку там идет 16-местный микроавтобус, и мое желание удавиться за 5 рублей ни к чему хорошему не привело.

Я бросился на остановку, на которой водители обычно подсаживают пассажиров, не успевших купить билет, и наткнулся на хищный взгляд администратора вокзала с видеокамерой в руке; автобус, в котором была занята от силы третья часть мест, проехал мимо меня; естественно, водитель не хотел, чтобы его оштрафовали за подсадку пассажира в неположенном месте.

На перекладных добирался я до дома, но это – совсем другая история.

А теперь давайте посмотрим на ситуацию с юридической точки зрения.

Да, Закон о защите прав потребителей (пункт 2 статьи 16) запрещает обуславливать приобретение одних товаров или услуг приобретением других. Но для того, чтобы это право отстоять, требуются нервы, и, главное – это время, которого у пассажира как раз, как правило, и не бывает.

Можно, конечно, даже довести дело до суда, но судебный процесс займет 4 – 5 месяцев, а на выходе суд присудит 2000 рублей компенсации морального вреда, чтобы получить которую, придется еще несколько месяцев побегать за судебными приставами. Этой слабостью судебной системы и успешно пользуются вокзалы и страховые компании.

Что дает «добровольная страховка пассажира?»

В качестве примера я посмотрел на «Публичную оферту» САО «ВСК», размещенную на сайте ticketonbus.ru.

Итак, страховая сумма для пассажиров автобусов составляет 200000 рублей, плата за страховой полис – 70 рублей (исходя из этого, при стоимости страховки в 5 рублей, страховая сумма составит всего 15000 рублей – именно такую страховку предлагали мне в городе В.). соответственно, 200000 и 15000 рублей – это максимальная сумма, которую получит моя семья в случае моей гибели; а в случае травмы сумма оказывается значительно меньше.

Страховка не распространяется на случаи стихийных бедствий и терактов.

Чтобы получить страховую выплату, мне нужно представить в Москву (!) пакет из примерно 10 различных документов.

Действие страховки начинается с момента моего выхода на перрон в момент объявления посадки на автобус и заканчивается в тот момент, когда я сойду с перрона высадки в пункте прибытия.

Чем «добровольное» страхование пассажиров мешает работе перевозчика?

Во-первых, при продаже билета агент или кассир (вокзал, аэропорт) почему-то не доводит до пассажира информации о том, что пассажир уже застрахован перевозчиком, и что нужно сделать в случае наступления страхового случая (травмы или заболевания пассажира, утраты или повреждения багажа). В случае наступления такого случая пассажир начинает предъявлять претензии перевозчику и задавать ему вопросы относительно получения страхового возмещения. Это стоит как нервов сотруднику перевозчика, так и времени, которое затрачивается на ответы на претензии и вопросы пострадавших пассажиров. Именно это время, которое следовало бы потратить на пояснение о том, что ответственность перевозчика застрахована, кассиры тратят на оформление «добровольной» страховки.

Во-вторых, навязывание вокзалами «добровольной страховки» влечет негативную репутацию перевозчика. Большинство пассажиров не имеют юридического образования и не могут понять, что им навязали страховку. Но они запомнят, что «на стенде указана одна цена билета, а в кассе оказалось дороже», и не преминут сообщить об этом в социальных сетях. Пассажир не понимает, что автовокзал – это другое юридическое лицо. Для него виноват перевозчик. Причем, чем сильнее «раскрученным» является «бренд» перевозчика, тем сильнее несоответствие цены билета в кассе с ценой, заявленной перевозчиком и размещенной на стендах вокзала, вызывает негативную реакцию пассажира.

И, наконец, доступность добровольной страховки пассажира может повлечь несчастный случай из-за действий злоумышленника, который ценой своей жизни или здоровья может попытаться поправить материальное положение своей семьи. Еще в 1968 году известный писатель Артур Хейли в своем романе «Аэропорт» широко и красочно описал подобную ситуацию. Кассир, продавая пассажиру страховой полис, не сможет проверить пассажира на вменяемость. Это сможет сделать лишь специально обученный сотрудник страховой компании.

С юридической точки зрения такой договор для пассажира содержит все признаки так называемой «кабальной сделки», поскольку:

— в момент ее совершения на меня значительно давит как ограничение во времени, так и люди, стоящие за мной в очереди в кассу;

— условия договора страхования явно невыгодны: если со мной в пути что-то случится, но я останусь жить, то получу примерно 6000 рублей, которых мне не хватит даже на покупку необходимых лекарств; а за получением этих 6000 рублей мне придется собрать кипу документов, которую передать аж в Москву!

— не факт, что страховая компания добровольно выплатит мне всю причитающуюся страховую сумму, скорее всего, что-то получить удастся только через суд.

«Агрессивный маркетинг» страховых компаний.

Да, именно так следует назвать действия страховых компаний. Их руководители – тонкие психологи и понимают, что проще заплатить эти 5 рублей, чем ругаться или судиться из-за них (описанная в начале статьи форс-мажорная ситуация возникает в одном случае из тысячи, не чаще), тем более, что сзади на тебя давят другие пассажиры, которые также спешат на свои автобусы и хотят побыстрее купить билет. И их можно понять.

На различных вокзалах страховки навязывают разными путями. Где-то кассир «обрабатывает» пассажира до тех пор, пока он не согласится купить страховку; где-то ее просто продают вместе с билетом, не спрашивая согласия, и на редких автовокзалах о добровольной страховке нет и речи (но я думаю, что страховые компании быстро исправят этот недочет).

«Агрессивный маркетинг» нередко применяется и при онлайн-покупке билетов через интернет. Так, при покупке билетов на поезла на сайте РЖД по умолчанию поставлена «галочка» в пунктах «добровольное страхование». Не всякий обратит на это внимание, и не всякий догадается снять «галочку». В итоге страховка куплена.

Почему на самом деле такая «добровольная страховка» — ненужный придаток?

Ответ прост: ответственность перевозчика перед пассажиром, как было сказано выше, УЖЕ застрахована. Есть Федеральный закон N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. ». И в соответствии с данным Законом, перевозчик, кем бы он ни был: индивидуальным предпринимателем с единственным автобусом, крупным автобусным парком, ОАО «РЖД» или самой крутой авиакомпанией, уже за свой счет застраховал Вас от несчастных случаев в тот момент, когда продал Вам билет!

Зачем страховаться дважды от одного и того же?

Кроме того, продажей такой страховки страховая компания нарушает и требования статьи 10 Закона РФ «О «ащите прав потребителей». Вряд ли кассир, продающий билет, сможет ответить на все вопросы пассажира, если они возникнут. У кассира нет ни надлежащей информации, ни времени. В лучшем случае, Вам предложат пнформационный стенд или сайт страховой компании.

На какую страховку я мог бы согласиться?

Меня совершенно не интересует страховка «с момента выхода на перрон до момента ухода с перрона». Наибольшая опасность в транспортном комплексе меня подстерегает не в автобусе (поезде, самолете) и не на вокзале (в аэропорту), а в момент перемещения к вокзалу (в аэропорт), либо между вокзалами и аэропортами. Когда же я вышел на автовокзале или около аэропорта на стоянку такси или остановку городского автобуса – страховка уже не действует.

Я бы согласился застраховаться от несчастных случаев за разумную цену, но:

— страховая сумма – не меньше миллиона рублей в случае моей смерти и не меньше 30000 рублей за каждый день моей нетрудоспособности;

— страховка начинает действие в тот момент, когда я пришел на остановку городского транспорта, вошел на станцию метро или вызвал такси, чтобы доехать на вокзал или в аэропорт отправления, и заканчивается, когда я отошел от остановки городского транспорта или вышел из помещения станции метро или автомобиля такси в конечном пункте назначения (свой дом, работа, дом или офис принимающей стороны, и т.п.);

— страховка распространяется и на случаи стихийных бедствий и терактов.

Заключить такой договор страхования в данный момент не готова ни одна страховая компания. Иная страховка мне, увы, не нужна.

Как бороться с произволом страховых компаний и продавцов билетов?

Только повышенным вниманием и настойчивостью на грани упрямства.

Заказывая билет кассиру, сразу, в момент заказа, произнесите фразу: «Добровольная страховка мне не нужна, выслушивать информацию о страховке отказываюсь».

Если кассир настаивает или Вы видите, что страховку все равно продают – требуйте книгу жалоб, от кассы не отходите, стоящих в очереди за Вами не подпускайте, пока не закончите писать жалобу в книге; Вас еще не обслужили. Включите видеокамеру на телефоне. Вызовите полицию по телефону 102.

При покупке билета через интернет внимательно просмотрите всю страницу и не забудьте снять «галочки» около пометок «страхование».

Чем могут помочь общественные организации перевозчиков и пассажиров?

Выступить с законодательной инициативой о запрете продажи страховых полисов в кассах по продаже билетов и агентами по продаже билетов.

Собственно, страховым компаниям ничто не мешает открыть свои офисы на вокзалах и в аэропортах. Другой вопрос, будут ли эти офисы востребованы, если, конечно, их сотрудники не будут приставать к пассажирам, находящимся в зданиях вокзалов и аэропортов, с предложениями о страховании. Поэтому отдельно стоит обратить внимание на необходимость запрета страховым агентам проявлять инициативу в общении с пассажирами, стоящими в очереди в билетные кассы или ожидающими своего рейса. Достаточно размещения рекламы страховых компаний на чпециально выделенных стендах и объявлений по громкой связи о том, что желающие могут застраховать свою жизнь на время поездки.

Только в офисе страховой компании пассажир может также получить и всю информацию о заключенном договоре страхования, а также ответы на свои вопросы, которые не может дать билетный кассир.

Пассажир не идет в офис страховой компании за тем, чтобы купить билет на автобус, поезд или самолет.

Не идёт гражданин и в билетную кассу железнодорожного вокзала, автовокзала или аэропорта для того, чтобы купить, например, полис ОСАГО. Но. Если следовать логике, то раз билетная касса, продавая полисы добровольного страхования пассажиров, выступает в роли страхового агента, то в ней должны продаваться все возможные страховые полисы, такие как: полис ОСАГО или полис медицинского страхования для выезжающих за границу. Нелепость? Такая же нелепость — и продажа билетными кассирами «добровольных страховок пассажира на время поездки».

Каждый должен заниматься своим делом: вокзал или билетная касса – продавать билеты, а страховая компания – продавать страховые полисы.

Николай Криухин, эксперт общественной организации

«Объединение автопассажирских перевозчиков»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector