Piteryust.ru

Юридическая консультация онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О праве должников за ЖКУ получать субсидии на их оплату

ВС РФ: субсидия на оплату ЖКХ может быть назначена и «должникам», если причины долга заслуживают внимания

belchonock / Depositphotos.com

Отказ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из-за имеющихся долгов по оплате ЖКХ возможен только после изучения причин, по которым образовалась эта задолженность, и если эти причины не являются уважительными (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 августа 2018 г. № 48-КГ18-14).

К такому выводу пришел ВС РФ, разбирая спор между челябинским управлением соцзащиты и хозяйкой однокомнатной квартиры: дама обратилась в собес за назначением ей субсидии на оплату жилья и ЖКХ, но получила отказ из-за «висевшего» на ней долга по ОДН и установке общедомового счетчика холодной воды.

Дама объяснила, что спорная сумма начислена ей незаконно, вопреки нормам Жилищного кодекса, она с этим «долгом» категорически не согласна и оплачивать его, разумеется, не собирается.

На управление соцзащиты это не произвело никакого впечатления, и тогда дама обжаловала отказ в суде.

Районный, а затем и областной суды встали на сторону собеса:

  • запрет в выдаче субсидии должникам прямо закреплен в п. 5 ст. 159 ЖК РФ и в п. 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее –Правила);
  • наличие задолженности в данном случае подтверждено документально;
  • следовательно, отказ в предоставлении субсидии законен.

Дополнительно областной суд коснулся обстоятельств начисления спорной задолженности, и даже пришел к выводу, что спорный платеж начислен верно и согласуется с нормами ЖК РФ, да и в суд с оспариванием этого долга истица не обращалась. А значит, задолженность возникла у истца в связи с несогласием оплачивать долг, а не по каким-либо иным причинам.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ посмотрела на дело иначе:

  • субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг является мерой социальной поддержки граждан, ведь Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Региональные субсидии в Челябинской области также установлены в целях соцподдержки отдельных категорий малоимущих граждан при проведении реформы ЖКХ (постановление Правительства Челябинской области от 12 апреля 2006 г. № 61-П);
  • субсидия предоставляется, если жилищно-коммунальные расходы граждан, рассчитанные с применением региональных стандартов жилплощади и стоимости ЖКУ, превышают максимально допустимый порог расходов в совокупном доходе семьи (п. 1 ст. 159 ЖК РФ);
  • Порядок определения размера субсидий, их предоставления, условия приостановки и прекращения предоставления и т. п. устанавливаются Правительством РФ (п. 7 ст. 159 ЖК РФ). В региональном челябинском нормативном акте о субсидиях указано, что субсидии предоставляются в порядке и на условиях, определенных федеральным Порядком;
  • этим Порядком предусмотрено (п. 56 Правил), что предоставление субсидий может быть приостановлено при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилье или ЖКУ в течение 2 месяцев или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности;
  • но при этом субсидии сначала всего лишь приостанавливают на месяц (п. 57 Правил), с обязательной целью выяснить, каковы причины возникновения (непогашения) указанной задолженности. И если выяснится, что долги появились по причинам уважительным (стационарное лечение, смерть близких, задержка зарплаты и другие), то предоставление субсидий должно быть возобновлено (п. 58 Правил);
  • следовательно, решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии допускается только в случае, если им будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилья и комуслуг. А если эти долги образовались по уважительным причинам, то отказать гражданину в предоставлении субсидии нельзя. Потому что действующее правовое регулирование отношений по предоставлению субсидий на оплату ЖКХ, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом. И само по себе наличие у гражданина «коммунального» долга не может служить безусловным основанием для приостановления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении;
  • указанная правовая позиция изложена также в п. 47 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»;
  • из материалов дела следует, что сам челябинский собес причины задолженности не выяснял, их уважительность не устанавливал,
  • а значит, и у суда не было основания для выводов о том, что у собеса были основания отказать в назначении субсидии.

Дополнительно Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отмела довод апелляционной инстанции о том, что спорный долг возник в связи с несогласием оплачивать водоснабжение на ОДН и установку общедомового счетчика, а не по каким-либо иным причинам: по мнению ВС РФ, довод сделан без установления и исследования обстоятельств, имеющих значение для дела.

Дадут ли субсидию на коммунальные услуги, если есть долги

Субсидия выступает мерой финансовой поддержки малоимущих граждан, позволяющей существенно снизить затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).

До 2021 года непогашенная квартплата была весомым основанием для отказа в преференции, но с июля поправки в законодательстве позволят оформить льготу даже при наличии долга.

  1. 👉 Что говорит закон о субсидиях и задолженностях
  2. 🆕 Какие изменения произойдут в июле 2021 года
  3. ⚖️ Позиция ВС РФ
  4. Реальные примеры из судебной практики
  5. Вопросы читателей

👉 Что говорит закон о субсидиях и задолженностях

Условия назначения и порядок выплат субсидий регламентированы ст. 159 ЖК РФ и Постановлением Правительства №761. Преференция оформляется малоимущим гражданам, если затраты на оплату ЖКУ в совокупном семейном доходе превышают предельный размер, утвержденный на региональном уровне.

В большинстве субъектов РФ максимум насчитывает 22% от денежных поступлений семьи (на отдельных территориях процент может отличаться) — то есть если расходы на квартплату больше норматива, назначается субсидия.

Одним из условий получения преференции выступает отсутствие задолженности по ЖКУ или наличие соглашения по ее погашению (п.5 ст.159 ЖК РФ). Если в течение 2 месяцев от получателя льготы не поступает квартплата, предоставление субсидии останавливается (п. 56 ПП №761).

Однако с июля 2021 года вступают в действие поправки в жилищном законодательстве, по которым отказ в преференции за долги возможен только при наличии строго обозначенных условий.

🆕 Какие изменения произойдут в июле 2021 года

Госучреждения, уполномоченные на оформление и выдачу преференции, не вправе требовать у гражданина справок, указывающих на отсутствие задолженности. Все данные сотрудники ведомств получают из госсистемы.

То есть отказать человеку в назначении субсидии можно только при наличии судебного решения о непогашенном долге, вступившего в юридическую силу.

⚖️ Позиция ВС РФ

Законодательством РФ обозначена недопустимость лишения гражданина субсидии только на основании наличия задолженности по оплате ЖКУ. В пункте 47 Постановления Пленума ВС №22 указано, что при принятии решения о предоставлении или отказе в преференции необходимо учитывать:

  • причины формирования долга;
  • время его появления;
  • действия гражданина, предпринятые для погашения.

Все обстоятельства должны прописываться в судебном решении. Если задолженность появилась или не погашена по веским причинам (например, из-за задержки зарплаты, болезни, тяжелого финансового положения), отказывать гражданину в субсидировании неправомерно.

Реальные примеры из судебной практики

Юридическая практика указывает на необходимость детального рассмотрения причин формирования долга перед вынесением решения об отказе в преференции. Такой вердикт обозначен ВС в Определении СК по гражданским делам №48-КГ18-14.

Согласно описанию из судебной практики, собственнице квартиры было отказано органами соцзащиты в субсидировании из-за неуплаты ОДН и установки общедомового счетчика холодной воды. Гражданка заявила о неправомерном начислении долга и потребовала оформить преференцию. Районный и областной суд заняли сторону соцзащиты и запретили субсидирование.

При этом было обозначено, что спорная задолженность начислена собственнице жилья правильно и согласована с законодательными нормами. Уточнялось, что в суд для оспаривания суммы гражданка не обращалась, поэтому долг сформирован из-за ее несогласия вносить оплату.

Однако Судебная Коллегия по гражданским делам ВС вынесла другое решение, обозначив свою позицию:

  • Предоставление льготы может быть приостановлено при неуплате ЖКУ в течение 2 месяцев или невыполнении условий соглашения (п. 56 ПП №761).
  • При этом перерыв в субсидировании не должен превышать 1 месяца (п. 57 ПП №761) — в это время важно выяснить причины формирования долга.
  • Если они уважительные, предоставление преференции продолжается.
  • Исходя из деталей дела, установлено, что органы соцзащиты не выясняли причины долга собственницы и их уважительность. Поэтому оснований для отказа в субсидии не было.

Дополнительно ВС не принял обоснование апелляционной инстанции о возникновении задолженности только из-за нежелания гражданки оплачивать ОДН и установку общедомового счетчика, а не по другим причинам. ВС РФ посчитал, что такой довод вынесен без достаточного исследования обстоятельств, значимых для дела.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

  1. Обзоры материалов СМИ

Верховный суд: долги за ЖКХ не повод отменять льготы

Верховный суд РФ вступился за права социально незащищенных категорий граждан на получение льгот по оплате коммунальных услуг и взносов за капремонт: суд рассмотрел спор инвалида II группы с чиновниками Смоленской области, которые из-за долга всего в 825 рублей лишили ее дотации.

ВС подчеркнул, что программа помощи определенным категориям граждан является федеральной, поэтому местные законы по ограничению в выплате компенсаций не являются главными.

Высшая инстанция также призвала суды более человечно относиться к жильцам, имеющим долги за ЖКХ, и изучать причины, по которым они не платят по счетам. Сама по себе задолженность не может являться основанием для лишения гражданина социальной поддержки, указывает ВС РФ.

Суть дела

Жительнице Смоленской области предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и частично — на капитальный ремонт. Женщина исправно оплачивала все счета, но отказывалась вносить плату за четыре месяца на капитальный ремонт по принципиальным соображениям. Из-за этой задолженности местные власти вовсе лишили инвалида II группы компенсации.

Заявительница сочла эти решения незаконными, но поддержки в Ярцевском городском суде, а позднее и в Смоленском областном суде она не нашла.

Отказывая истице в удовлетворении иска, суд в том числе сослался на региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, согласно которому задолженность по оплате ЖКХ уже за два месяца является основанием для прекращения выплаты льготы. У истицы же была пропущена оплата за четыре месяца, значит, чиновники лишили ее компенсаций правомерно, посчитал суд.

Он также указал, что раз гражданин не выполняет своих платежных обязательств, то у него отсутствуют соответствующие расходы, значит и компенсировать ему нечего.

Позиция ВС

Верховный суд подчеркнул, что право определённых категорий граждан, в том числе инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено не региональными властями, а федеральными законами.

Порядок и условия компенсации расходов имеют целевое назначение — уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.

По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату ЖКХ предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт, а наличие долгов может являться основанием для приостановления или прекращения предоставления льготы, признает ВС РФ.

Однако, как указано в пункте 47 постановления пленума Верховного суда от 27 июня 2017 года No 22, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

«Суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении», — говорится в постановлении.

ВС отмечает, что при наличии уважительных причин отсутствия оплаты ЖКХ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. К таким причинам могут быть отнесены невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение жильца и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, болезнь, нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др., поясняет ВС.

Нормами смоленского законодательства установлен перечень оснований для приостановления и прекращения выплаты компенсаций, к которым относится и наличие долгов по оплате коммунальных услуг в течение двух месяцев, а также отсутствие мер по погашению задолженности в течение месяца после приостановки перечисления средств. Если же собственник перестал платить за ЖКХ по уважительным причинам, то выплата компенсации возобновляется.

Однако приведённый в местном законе перечень уважительных причин исчерпывающим не является, указывает ВС РФ.

Между тем судебные инстанции, решавшие спор по иску инвалида II группы, не учли взаимосвязь регионального и федерального законодательства, которые касаются этого вопроса.

Выводы судебных инстанций сделаны без учёта фактических обстоятельств дела и выяснения причин образования задолженности. Суды даже не стали устанавливать достоверный период образования долга, удивилась высшая инстанция.

Из материалов дела следует, что в течение более полутора лет инвалид оплачивала коммунальные услуги в полном объёме. Женщина столкнулась с трудностями лишь при оплате взносов за капитальный ремонт: региональный оператор составил договор таким образом, что из него вытекала обязанность оплатить эти взносы за уже прошедшие четыре месяца. Жительница с таким подходом не согласилась и заключать договор не стала, а компании отправила претензию, на которую та так и не ответила. Но при получении первой же квитанции взносы на капремонт заявительница перечислила. А по оплате предшествующего до рассылки квитанций периода между жительницей и региональным оператором до сих пор имеется судебный спор.

То есть задолженность в 825 рублей у жительницы образовалась по уважительным причинам, к тому же суду следовало учесть состояние здоровья истицы и тот факт, что впоследствии она регулярно и вовремя вносила оплату, отмечает ВС.

Таким образом, у департамента Смоленской области по социальному развитию отсутствовали правовые основания для отказа инвалиду в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт,отмечает ВС РФ.

Высшая инстанция сочла возможным не только отменить все состоявшиеся по делу решения, но и принять новое: об удовлетворении исковых требований, о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию и о возложении на чиновников обязанности возобновить выплату инвалиду II группы, включая период, на который ее необоснованно лишили льготы.

Неформальный подход

«Я поддерживаю позицию ВС РФ. Считаю её оптимальной и правильной в ситуации, которая разбиралась. Законодательство не терпит формального подхода к разрешению спорных ситуаций, ведь за этими ситуациями стоят люди, их реальные беды и реальные ситуации», — отмечает член Ассоциации юристов России Александр Самарин.

На его взгляд, суды нижестоящих инстанций не стали вникать в саму суть проблемы и не устанавливали причину неоплаты, хотя ВС РФ указывал неоднократно на то, что такой подход недопустим.

Он напомнил пункт постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», в котором ВС указывает, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Как видно из определения Верховного суда РФ, суды нижестоящих инстанций неполно рассмотрели дело, что, в свою очередь, привело к нарушению прав получателя субсидии.

Читать еще:  Увеличения МРОТ с 1 мая 2021 года россиянам ожидать не стоит

«И такое, к сожалению, не редкость. Вызвано это как загруженностью суда, так и формальным подходом к рассмотрению споров.

Данное определение полезно в первую очередь получателями субсидий на оплату ЖКХ, капитального ремонта. Теперь при наличии уважительных причин, по которым образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги или капитальный ремонт, в суде можно ссылаться на данное определение для того, чтобы напомнить суду, что нужно не просто учесть наличие задолженности, но и выяснить почему задолженность за ЖКУ образовалась.

В перспективе это поможет получателям субсидии отстоять своё право на получение компенсации за ЖКУ и не допустить формального рассмотрения своего спора с органом, выплачивающим данную субсидию», — подчеркивает Самарин.

Кроме того, на его взгляд, по мере накопления судебной практики, увеличения оспаривания отказов в выплате субсидии, возможно уже на этапе решения социальными органами наличия оснований для выплаты субсидий, чиновники будут самостоятельно учитывать причину возникновения задолженности, что приведет к уменьшению нагрузки на суды за счет снижения числа споров.

Также, возможно, последуют изменения в региональном законодательстве с целью определения какие случаи являются уважительными в качестве основания образования долгов за ЖКУ и в методике определения уважительности причин неоплаты за ЖКУ, выразил надежду член АЮР.

Как производится расчет субсидий ЖКХ

Если гражданин и его семья тратит на оплату коммунальных услуг больше, чем 22% от суммарного семейного бюджета (согласно 159 статье Жилищного кодекса), он имеет право на частичное возмещение затрат.

Ознакомившись с понятием субсидий и определив, что вы имеете право на их получение, вы можете задать следующие вопросы: какие документы необходимы, чтобы воспользоваться услугой; как и куда нужно подавать документы; каким образом будет рассчитываться субсидия; из каких этапов состоит процедура оформления и выдачи субсидий.

Документы, необходимые для субсидий ЖКХ

В первую очередь вам нужно будет подготовить все необходимые документы. Подойдите к этому внимательно и ответственно. Если вы предоставите неполный перечень документов, в субсидии вам откажут.

Чтобы получать субсидии, вам потребуются следующие документы:

Заявление на субсидии ЖКХ.

Паспорта и ксерокопии первой страницы и страницы с пропиской паспортов всех членов семьи (или одного гражданина в случае отсутствия брака и единоличной прописки).

Справка о составе семьи, получаемая по месту жительства.

Оригинал и копия документов, которые подтверждают право гражданина на жилье. К таким документам относятся: договор купли-продажи, свидетельство о приватизации, наследовании, дарственная и другие.

Документы, которые доказывают родство членов семьи и собственника жилья. Их копии. Например, свидетельства о рождении и заключении брака.

Справка из бухгалтерии об оплате ЖКУ, которая содержит информацию об общей и жилой площади.

Справка о доходах каждого из членов семьи за полгода: безработные — справка о получении пособия из центра занятости. матери-одиночки — справка об алиментах или их отсутствии; пенсионеры — справка о пенсии; студенты — справка о стипендии, в которой указана форма обучения и сумма. Обучающимся платно необходимо приложить данные о сумме. налоговые декларации по форме 3-НДФЛ.

Справка об отсутствии долгов по оплате ЖКУ. Ее можно получить в коммунальных службах.

Копии трудовых книжек. Для неработающих — запись о последнем месте работы.

Свидетельство государственного пенсионного страхования.

Номер лицевого счета для перечисления субсидий.

Чтобы быть уверенным в том, что вы ничего не упустили из виду, рекомендуется уточнить список в местной организации, занимающейся сбором документов на субсидии по ЖКУ.

Куда идти за субсидией?

Итак, вы собрали все необходимые документы. Теперь рассмотрим, что делать дальше и куда с ними нужно будет обратиться.

Например, в Москве есть Городской центр жилищных субсидий. В субъектах Российской Федерации есть специальные уполномоченные органы власти и государственные структуры, которые могут принять у вас заявление на оформление субсидий. К ним относятся многофункциональные центры (МФЦ) и отделы социальной защиты граждан.

Документы вы можете передать сами лично или через своего представителя. Есть варианты подачи документов через почтовое отправление, электронное сообщение, а также через портал госуслуг.

Субсидии предоставляются на срок в 6 месяцев. По истечении этого времени вам нужно будет собирать все документы заново и обращаться в те же организации.

Как рассчитываются субсидии. Методы и примеры

Чтобы рассчитать, какая сумма будет вам возвращаться, вы сможете воспользоваться онлайн-калькуляторами в интернете (например, мы нашли такой), либо определить сумму возврата самостоятельно.

В управляющих компаниях и ТСЖ бухгалтерия обычно использует специальное программное обеспечение для автоматического расчета льгот и субсидий и передачи сведений в органы социальной защиты.

Размер субсидий рассчитывается, исходя из региональных стандартов жилой площади. Эти стандарты влияют на такие показатели, как цена за ЖКУ, размер субсидии и максимальная доля расходов на оплату счетов за коммунальные услуги.

При установлении региональных стандартов учитываются: уровень благоустройства помещения; различные параметры здания (конструктивные, технические); тарифы на коммунальные ресурсы; нормативы потребления услуг; размер минимального взноса на капремонт; размер платы за пользование жильем; плата за ЖКУ (взносы на содержание и ремонт помещения также включаются в эту сумму).

Для расчета субсидии нужно знать: региональный стандарт (тариф) ЖКУ; максимально допустимый процент оплаты ЖКУ; общий доход семьи.

Пример региональных стандартов ЖКУ для Москвы:

Количество членов семьиСтандарт 1Стандарт 2Стандарт 3Стандарт 4
для одиноко проживающих граждан5 007,144 304,904 787,034 164,65
на одного члена семьи, состоящей из 2-х человек3 848,733 401,853 708,663 312,60
на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек3 565,963 182,923 445,903 106,42

Стандарт 1 касается людей, которые снимают жилье по договору найма.

Стандарт 2 – для снимающих жилье по договору социального найма.

Стандарт 3 – для собственников жилого помещения, которые должны платить взносы на капитальный ремонт.

Стандарт 4 – для собственников, которые не обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт.

Максимально допустимый процент оплаты ЖКУ и региональный стандарт ЖКУ отличаются для разных регионов России, их нужно узнавать в местных органах власти.

Для расчета субсидий учитываются доходы: официальная зарплата, в том числе выходное пособие; социальные выплаты (пенсии, пособия на детей); проценты по вкладам, начисленные банком; доход от подсобного хозяйства; доход от сделок с имуществом; алименты; наследство; денежные подарки; по договорам оказания услуг и работ частного порядка.

Формула для расчета субсидий закреплена в Постановлении Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 28.07.2020) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021).

Таков примерный механизм расчета суммы субсидий. Более точную сумму субсидий, положенную вам, рассчитают после предоставления всех необходимых документов и с учетом местных актуальных коэффициентов.

Процедуры рассмотрения, оформления, выдачи субсидий

Процедура получения субсидий делится на несколько этапов:

приостановление рассмотрения заявления в некоторых случаях;

вынесение решения по заявлению;

приостановление выдачи субсидий.

При подаче заявления и документов сотрудником жилищного органа проверяется правильность заполнения. После этого на заявлении ставится ФИО и подпись сотрудника, а также отметка о дате принятия и печать госучреждения.

Рассматривая заявку, должностные лица проверяют доходы семьи. Также они могут направлять запросы в разные органы и организации.

Если заявитель подал не все необходимые документы, рассмотрение могут временно приостановить после 10 дней со времени получения заявления на срок до 30 дней. Если за это время недостающие бумаги не будут предоставлены, в субсидиях откажут. Уведомление об этом придет на адрес заявителя в течение 3-х дней.

Затем в течение 10 дней заявка гражданина будет рассмотрена. По итогу рассмотрения заявки могут вынести два решения: субсидии либо предоставят, либо откажут в них. После этого формируется личное дело в отношении заявителя. В этом деле подшиваются все документы для расчета субсидий. В базе данных госслужбы сведения о заявителе хранятся минимум 3 года.

В случае одобрения субсидии будут перечислять каждый месяц на указанный вами банковский счет до 10 числа. Как вариант, выплаты могут производиться в кассе банка или на дому для некоторых категорий граждан (инвалиды 1 группы; престарелые люди, нуждающиеся в постоянном уходе с соответствующим заключением; граждане старше 80 лет, за которыми закреплен социальный работник).

Основаниями для приостановления выплаты субсидий может выступать: неуплата текущих счетов ЖКУ сроком от двух месяцев; изменение места жительства, оснований проживания, состава или размера доходов семьи и неоповещение об этом; долги по оплате ЖКУ или невыполнение условий соглашения на погашение задолженности.

Выплату субсидий могут приостановить на срок до 30 дней. Выплату могут возобновить в случае, если будут выявлены уважительные причины (смерть родственника, задержка зарплаты, лечение в стационаре).

В случае отсутствия уважительных причин для образования долга субсидии будут возобновлены только после погашения задолженности или уведомления об изменении личных данных. Причем если должником вы стали впервые, то, возможно, вам возобновят выплаты после того, как будет согласован срок погашения долга.

Вопросы по расчету субсидий

Могу ли я рассчитывать на субсидию, если не замужем и нахожусь в отпуске по уходу за ребенком, получаю 3500 рублей. Алиментов нет, есть долг за оплату квартиры. В квартире (39 кв.м.) проживаю только я с дочерью до года.

– На субсидию вы рассчитывать можете, но прежде всего необходимо погасить долг по квартплате. Либо вы можете заключить соглашение с управляющей компанией о постепенном погашении долга. После этого соберите необходимые документы (в том числе справки о доходах и об отсутствии алиментов) и обратитесь в отдел соцзащиты или многофункциональный центр.

Безработная, с двумя детьми. С мужем не в разводе, но вместе не проживаем. Его зарплата выше общего прожиточного минимума. Я получаю от него алименты, больше источников дохода у меня нет. Могу ли я в таком случае получать субсидии?

– Если размер коммунальных платежей не превышает 22% от общего семейного бюджета, куда входит и зарплата мужа, поскольку вы находитесь в официальном браке, то на субсидии вы рассчитывать не сможете. Про совместный доход супругов говорится в статье 34 Семейного кодекса и Правилах предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Постановление Правительства от 17.12.2005 №761). В случае расторжения брака вы сможете претендовать на субсидию, предоставив справку об отсутствии у вас других доходов, кроме алиментов.

Прописана в Москве, недавно оформила квартиру в Подмосковье. Доход около 15 000 рублей, квартплата составляет 4 500 рублей. Есть ли возможность оформить субсидию. Куда обратиться: в Москву или Подмосковье?

– Поскольку расходы на оплату ЖКУ, судя по вашим данным, превышают допустимый порог в 22%, на субсидии вы можете претендовать. Субсидии предоставляются только по одному жилому помещению, по месту регистрации — в Москве. Место регистрации считается местом жительством гражданина согласно Приказу ФМС РФ №288 от 11.09.2012.

У нас с братом умерла мама, я вступила в права наследования на дом в другой области, где я прописана. Сама живу в другом регионе с мужем. Я сижу в декрете по уходу за ребенком до 3 лет, муж официально не работает. Могу ли я получить субсидию?

– Вы можете получить субсидию по месту прописки, то есть в другой области, а ваш муж — там, где вы сейчас проживаете, если он прописан в этом жилье. Главное, чтобы у вас не было долгов по оплате “коммуналки”.

Сын является студентом. В справке о доходах указаны только две выплаты за полгода. Как подсчитать средний доход за месяц для расчета субсидии?

– Средний доход рассчитывается в любом случае по принципу среднего арифметического: складываются все выплаты за полгода (стипендия или зарплата) и делятся на 6 месяцев.

Таким образом, основными критериями при расчете субсидий являются суммарный доход семьи и то, какая часть от него тратится на оплату коммунальных услуг. Отследить, сколько вы тратите ежемесячно на оплату коммунальных услуг можно в личном кабинете жильца на сайте вашей управляющей компании. Об этой и других возможностях сайта вы можете узнать здесь.

О праве должников за ЖКУ получать субсидии на их оплату

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотрела дело об отказе жителю МКД в субсидии на оплату ЖКУ из-за накопившегося долга. Суд определил, что гражданина нельзя лишить такого вида соцподдержки, не установив причины образования задолженности. Поговорим об этом подробнее.

При наличии задолженности за ЖКУ субсидия не предоставляется

Житель многоквартирного дома, оплатив холодное водоснабжение в квартире, обратился в городское управление социальной защиты за начислением субсидий на ЖКУ. Соцслужба отказала потребителю, указав на задолженность по оплате услуги ХВС, предоставленной на содержание общего имущества МКД, и на долг за установку общедомового прибора учёта холодной воды.

Потребитель не согласился с отказом и подал иск в суд, указав, что полностью оплатил счета за коммунальные и жилищные услуги, предоставленные в жилом помещении.

Первая инстанция, принимая решение по иску, основывалась на нормах на нормах Жилищного кодекса РФ и «Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761.

Согласно ч. 1 ст. 159 ЖК РФ, субсидии на оплату ЖКУ предоставляются, если расходы потребителя на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают максимально допустимую сумму расходов граждан на это в совокупном доходе семьи. Субсидии могут получать как собственники жилых помещений, так и наниматели по договорам соцнайма и члены жилищных кооперативов (ч. 2 ст. 159 ЖК РФ).

Чтобы получить такой вид государственной поддержки, потребитель ЖКУ должен обратиться в уполномоченный орган МСУ с заявлением. Субсидия предоставляется при условии, что у заявителя нет задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг либо с исполнителем услуг заключено соглашение о рассрочке выплаты долга (ч. ч. 3,5 ст. 159 ЖК РФ, п. 6 ПП РФ № 761).

Граждане обязаны своевременно и полностью оплачивать ЖКУ (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ), в том числе вносить плату за ресурсы, потреблённые на содержание общего имущества МКД (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).

Поскольку по лицевому счёту истца числилась задолженность за жилищные услуги по содержанию общего имущества МКД, суд первой инстанции признал право органа МСУ отказать потребителю в предоставлении субсидий.

Потребитель обязан платить за общедомовые нужды

Истец подал апелляцию в областной суд, настаивая на том, что не был обязан вносить плату за общедомовые нужды до 1 апреля 2016 года, когда, по словам потребителя, эти расходы были включены в жилищные услуги управляющей организации.

Истец сослался ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ, который внёс изменения в ЖК РФ и отнёс плату за ОДН к жилищным услугам с 01 апреля 2016 года. До этого момента, по мнению потребителя, он не был должен оплачивать данные услуги, так как не заключал договоры с исполнителем КУ – ресурсоснабжающей организацией.

Апелляционный суд отверг доводы потребителя, сославшись на ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.03.2016 № 73-ФЗ. Указанный НПА изменил срок исключения общедомовых нужд из списка коммунальных услуг и внесения их в перечень жилищных услуг с 1 апреля 2016 на 1 января 2017. Следовательно, обязанность истца оплачивать данные услуги в адрес управляющей организации возникла с первого дня 2017 года.

До этого, как указал апелляционный суд, потребитель должен был вносить плату за ОДН напрямую поставщику ресурсов. Договор с исполнителем КУ был заключён на основании конклюдентных действий: потребитель оплачивал счета за индивидуальное потребление холодной воды (п. 6 ПП РФ № 354). Закон не предусматривает заключение отдельного договора на каждый вид услуг водоснабжения.

Поскольку потребитель не оспорил в суде задолженность перед исполнителем КУ, а только отказался её оплачивать, апелляционный суд подтвердилзаконность решения суда первой инстанции.

Отказать в субсидии можно только после выяснения причин появления долга

Потребитель подал кассационную жалобу, которую рассмотрела Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ. На этот раз истец настаивал на том, что его обязанность оплачивать ресурсы, потреблённые на общедомовые нужды, наступила только 1 января 2017 года. Оплатить установку общедомового прибора учёта должна ресурсоснабжающая организация. Следовательно, у него нет долга за оплату ЖКУ. Уполномоченный орган МСУ должен предоставлять ему субсидию.

Судебная коллегия ВС РФ, разбирая спор, определила, что выводы первой и апелляционной инстанций сделаны при неправильном толковании и применении норм материального права.

Решение суда основывалось на следующих нормах законодательства РФ:

  • Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, создающее условия для достойной жизни и свободного развития человека. Одна из мер социальной поддержки граждан при оплате ЖКУ – предоставление им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
  • В пп. «а» п. 56 ПП РФ № 761 перечислены условия для приостановления и прекращения предоставления субсидий, среди которых – двухмесячный долг получателя субсидии за ЖКУ.
  • При наличии у получателя субсидии задолженности, уполномоченные органы на месяц приостанавливают выплату, чтобы выяснить причины образования долга (п. 57 ПП РФ № 761).
  • Если эти причины оказались уважительными, то предоставление субсидии возобновляется. К уважительным причинам отнесены стационарное лечение, смерть близких, задержка заработной платы, тяжёлое материальное положение в связи с утратой работы, болезнь близких, наличие в семье инвалидов, недееспособных членов семьи, несовершеннолетних детей и другое (п. 58 ПП РФ № 761, п. 47 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22).
  • Задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не является безусловным основанием для приостановления выплаты субсидий или для отказа в их предоставлении (п. 47 постановления Пленума ВС РФ № 22).

Суды формально подошли к рассмотрению дела о соцподдержке

Принимая во внимание вышеперечисленные нормы права, Судебная коллегия ВС РФ сделала вывод, что решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату ЖКУ выносится, если уполномоченный орган МСУ установил отсутствие уважительных причин образования задолженности.

В деле отсутствовали данные о том, что в отношении истца проводилось выяснение причин возникновения долга. Поэтому ВС РФ постановил, что уполномоченный орган МСУ не имел оснований для отказа в назначении потребителю субсидии на оплату ЖКУ. Суд первой инстанции и апелляции не установили юридически значимых обстоятельств дела:

  • имеет ли истец право получать указанные субсидии;
  • за какой период у потребителя образовалась задолженность и её размер;
  • устанавливал ли уполномоченный орган причины возникновения долга и относятся ли они к уважительным;
  • поступало ли истцу предложение о погашении долга;
  • в каком материальном положении находится истец.

ВС РФ указал на формальный подход судов к рассмотрению дела о предоставлении мер социальной поддержки и отменил предыдущие постановления по делу. Иск потребителя направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Управляющим организациям на заметку

Приостановление выплаты субсидий на оплату ЖКУ из-за долга – один из весомых аргументов, к которым УО апеллируют, призывая неплательщиков в многоквартирных домах внести начисленную плату.

Выводы судебной коллегии ВС РФ вносят в данный тезис корректировки. Согласно рассмотренному в статье определению, потребитель, не оплативший в течение двух месяцев счета за ЖКУ, не всегда лишается права получать субсидии. Для отказа в предоставлении такой социальной поддержки уполномоченный орган обязан установить, что причина образования у потребителя задолженности не является уважительной.

Если будет установлено, что потребитель не платит по уважительной причине, то ему по-прежнему будет предоставляться субсидия на оплату жилищных и коммунальных услуг. Поэтому УО при информационной работе с должниками стоит обращаться и к другим весомым причинам оплатить счета:

  • начисление пени на сумму долга (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ),
  • запрет на выезд за пределы страны (ч. 1 ст. 67 № 229-ФЗ),
  • приостановление предоставления коммунальных услуг (п. 117 ПП РФ № 354);
  • взыскание долга в судебном порядке, в том числе за счёт принудительного выселения должника из жилого помещения (п. 9 ч. 3 ст. 68 № 229-ФЗ, ст. 90 ЖК РФ, ст. 237 ГК РФ).

Должники смогут получить субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг

Сейчас оформить субсидию житель может, если у него нет задолженности по оплате ЖКУ или если он хотя бы заключил соглашение о погашении долгов. Нередко люди оказываются в противоречивой ситуации: они из-за снижения доходов не могут вносить квартплату, появляется долг, но оформить субсидию невозможно, так как для этого долгов быть не должно. В результате сумма неплатежей только растет.

С июля же вводятся более мягкие условия: отказать в предоставлении субсидии могут только закоренелым должникам — если дело о взыскании долга уже было рассмотрено в суде и задолженность подтверждается вступившим в силу судебным актом. Причем эти долги должны были образоваться за период не более трех последних лет.

Кроме того, желающим оформить субсидию не нужно будет больше предоставлять справки об отсутствии задолженности. Органы власти должны самостоятельно запросить эти сведения через систему межведомственного взаимодействия. Предполагается, что эта информация будет размещаться в ГИС ЖКХ.

Субсидии положены жителям, у которых доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в семейном бюджете превышает определенный порог. Общероссийская планка — 22%, то есть субсидию могут получать семьи, у которых платежи за ЖКУ «съедают» больше 22% доходов. Но многие регионы установили более низкие пороги.

Аналогичные нововведения будут действовать и для тех, кто получает компенсации на оплату ЖКУ — их перечисляют некоторым категориям льготников.

Поправки должны были вступить в силу с января, однако решено было отложить их на полгода.

Субсидию на ЖКУ можно будет оформить и с долгами. Но только через полгода

Новые правила должны были вступить в силу с начала года, но потом их отложили до июля.

Семьи с низкими доходами в России могут оформить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг – для этого доля коммунальных платежей должна составлять больше определенного процента. В целом по России эта планка – 22% от доходов, но многие регионы предпочли установить и меньший процент (например, в Москве это всего 10%). Такие семьи получают часть уплаченных средств, которая превышает максимальную долю платежей в доходах.

Но до настоящего времени действует одно важное условие – у заявителя не должно быть задолженности за услуги ЖКХ. Это серьезная проблема – если у семьи низкие доходы, ей просто нечем заплатить за ЖКУ, что лишает ее права на субсидию. Более того, еще недавно заявители должны были сами собирать справки об отсутствии задолженности.

Недавно отменили справки – теперь органы социальной защиты населения должны сами запрашивать информацию о долгах граждан через ГИС ЖКХ.

Однако с июля вступают в силу куда более важные поправки. Они разрешат гражданам оформлять субсидии на оплату ЖКУ, даже имея задолженность за эти услуги. Правда, будет одно ограничение – права на субсидию не будет, если управляющая компания или ресурсоснабжающая организация подала в суд на должника, суд поддержал эти доводы, а его решение вступило в силу.

То есть, все, кто не заплатил за 2-3 месяца, смогут оформить субсидию и постепенно погасить всю задолженность – как правило, расходы на обращение в суд такие, что УК и РСО предпочитают ждать, когда наберется достаточно крупная сумма долга.

Кроме того, само рассмотрение в суде занимает определенное время, а его решение вступает в силу не сразу (есть возможность обжаловать). Соответственно, оформить субсидию на ЖКУ сможет гораздо больше россиян, чем по действующим правилам.

То же коснется и федеральных льготников, многие из которых имеют право на компенсации в размере 50% стоимости жилищных или жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, право на компенсации имеют и некоторые региональные льготники – например, ветераны труда.

Изначально поправки должны были вступить в силу с начала 2021 года, однако затем дату отложили на полгода. Напомним, в 2020 году действовал мораторий на начисление пени за услуги ЖКХ – фактически поставщики ресурсов не могли штрафовать жильцов, которые не платили за услуги (из-за чего компании недополучили достаточно крупные суммы средств). С 1 января мораторий закончился, и компании снова могут начислять пеню.

Долг за жилищно-коммунальные услуги может образоваться даже у исправного плательщика

Это может случиться из-за неверных расчетов управляющих домами организаций. Потому нужно знать о новом законе, который запрещает передавать долги жильцов коллекторам; о том, почему человек может узнать о задолженности только после списания денег с его счета, и что делать, чтобы 50% от зарплаты не пошли на уплату платежей, начисленных по ошибке

26 июля Владимир Путин подписал закон, который запрещает передавать коллекторам долги граждан за жилое помещение и коммунальные услуги 1 . Закон призван оградить должников по жилищно-коммунальным платежам от отношений с коллекторами, которые нередко применяли незаконные и грубые средства взыскания задолженности.

Кто такие коллекторы и зачем понадобилось ограждать жильцов от взаимодействия с ними?

Слово «коллектор» не упоминается в законе, его заменяет многословное понятие – «лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности». Упрощенно таких лиц можно назвать скупщиками долгов. Обычно это организации. Наиболее масштабные скупки они производят у банков и микрофинансовых организаций – этим кредиторам всегда кто-то должен, и, как правило, должников достаточно. Много должников может оказаться и у организаций, управляющих многоквартирными домами: управляющей компании, ТСЖ и ЖСК.

В отличие от перечисленных первоначальных кредиторов, для «скупщиков» основным и подчас единственным видом деятельности является взыскание долгов. Банки и управляющие домами организации, пытаясь воздействовать на должников, обычно ограничиваются грозными письмами, реже – звонками и сообщениями. Если же эти попытки не возымели успеха, они обращаются в суд, а после получения судебного постановления поручают взыскание долга Службе судебных приставов.

Коллекторы ведут себя более напористо. В их арсенале настойчивые звонки, личные встречи и иные способы побуждения к уплате долга, зачастую граничащие с криминальными.

В 2016 г. был принят закон 2 , который ограничил способы воздействия на должников, упорядочил и поставил под усиленный государственный контроль деятельность коллекторов. Однако и после этого общение должников со «скупщиками» было менее спокойным, чем с первоначальным кредитором. Потому было предложено сократить перечень должников, которые рискуют стать оппонентами коллекторов, исключив из него граждан, не расплатившихся за жилищно-коммунальные услуги.

Подробнее о том, как закон защищает должников, какие права он дает коллекторам и как их ограничивает, что делать, если вы столкнулись с давлением взыскателей долгов, читайте в публикации «Берете кредит – помните о коллекторах».

Что делать, если долг за жилищно-коммунальные услуги образовался из-за неверных расчетов УК?

Расчеты управляющих многоквартирными домами организаций и поставщиков коммунальных ресурсов не всегда точны. Поэтому не исключено, что исправный плательщик может ошибочно оказаться в списке должников.

Если гражданин быстро обнаружил неточность – проблем обычно не возникает. Достаточно провести сверку с начисляющей платежи организацией. Сложности появляются, когда возникает спор о размере платы. В этом случае разрешать его придется путем обращения в жилищную инспекцию или в суде.

Но иногда человек, не знавший о наличии задолженности или не согласный с ее размером, вдруг узнает, что долг с него будут взыскивать в принудительном порядке. В такой ситуации можно попробовать добиться отмены судебного акта, на основании которого осуществляется взыскание.

Как добиться отмены решения суда о взыскании задолженности?

Чтобы определить последовательность действий, нужно прежде всего уяснить, что в российском гражданском процессе есть несколько видов производств. Всем хоть что-то известно об основном – исковом производстве. При нем суд выносит решение после заслушивания сторон и исследования представленных ими доказательств. Если суд пришел к выводу, что задолженность есть, а аргументы ответчика неубедительны, его решение можно обжаловать в вышестоящий суд.

В исковом производстве решение может быть вынесено без участия ответчика – например, если он не пришел на почту за поступившим на его имя заказным письмом из суда, не явился в судебное заседание. Когда выносится заочное решение, ответчик вправе просить о его отмене этот же суд – такие заявления, если они поданы не слишком поздно и хоть как-то обоснованы, обычно удовлетворяются. Если же суд сочтет необходимым при неявке ответчика вынести обычное, а не заочное решение, обжаловать его придется в вышестоящую судебную инстанцию.

Однако долги за жилищно-коммунальные услуги взыскиваются в приказном судебном производстве. Оно существенно отличается от традиционного. Должнику не сообщают о поданном в суд заявлении, его не вызывают в судебное заседание. Судья изучает только документы, представленные взыскателем – управляющей компанией, и выносит судебный акт о взыскании – судебный приказ. После этого приказ высылается должнику.

Кажущаяся несправедливость такого положения компенсируется правом должника без всяких обоснований возразить против исполнения приказа в десятидневный срок с момента его получения. Это влечет безальтернативную отмену судебного акта.

Проблемы возникают в основном тогда, когда должник, не получивший своевременно письмо с судебным приказом, узнает о его вынесении от пристава-исполнителя или уже после снятия денег со счета. В такой ситуации следует подать в суд, вынесший приказ, заявление о его отмене. К нему необходимо приложить ходатайство о восстановлении срока для подачи заявления об отмене судебного приказа. В ходатайстве надо обосновать, почему это заявление не подано вовремя (например, человек находился в отъезде и не получил письмо из суда, болел и т.п.). Если суд сочтет причину пропуска срока уважительной, он отменит приказ, и исполнительное производство прекратится.

Как взыскивается долг за жилищно-коммунальные услуги?

Кредитор передает судебный приказ о взыскании задолженности или исполнительный лист (такой документ выдается на основании решения суда о взыскании) в Службу судебных приставов. Ее задача состоит в исполнении предписанного судом.

Алгоритм действия судебных приставов-исполнителей достаточно прост: они запрашивают сведения об открытых в банках счетах должника, о доходах, с которых уплачиваются налоги и взносы, об имуществе (недвижимости, транспортных средствах). Если будет найден банковский счет, деньги спишут с него. Если обнаружат источник дохода – пристав может поручить организации или физлицу, которые выплачивают должнику деньги, удерживать с поступающих сумм до 50%. Найденное имущество должника может быть продано с торгов. Впрочем, это не касается малоценного имущества стоимостью меньше нескольких десятков тысяч рублей. Его реализация неэффективна. Не может быть продано и слишком ценное имущество, стоимость которого несоразмерна с суммой долга. Например, из-за долга в 50 тысяч рублей вряд ли будут продавать дом. Однако арестовать это имущество все же могут.

При любой сумме долга нельзя отобрать у должника единственное жилое помещение. Исключение составляют случаи, когда жилье заложено в обеспечение уплаты этого долга. Но применительно к долгам за жилищно-коммунальные услуги такой казус почти немыслим.

Кроме того, пристав может запретить должнику выезд за границу (подробнее об этом читайте в публикации «Из-за долга более 10 тыс. руб. не выпустят из России»).

Если пристав не найдет у должника деньги или имущество, он окончит исполнительное производство. Но долг от этого не исчезнет – кредитор сохранит право на возбуждение исполнительного производства. И так до бесконечности, пока у должника не появятся деньги или кредитор не прекратит попытки их получить.

Как приостановить принудительное взыскание долга?

Есть несколько способов прекратить или на время приостановить принудительное взыскание: отсрочка или рассрочка уплаты и банкротство. Но нужно понимать, что первый способ окажется более простым, в то время как процедура банкротства дорога, длительна и сложна, поэтому использовать ее для избавления от небольших долгов нецелесообразно.

Суд может отсрочить или рассрочить исполнение решения по заявлению должника (ст. 203 ГПК РФ). Однако суды пользуются этим полномочием экономно, и вероятность удовлетворения подобной просьбы крайне мала. Управляющие домами организации зачастую оказываются более милосердны и соглашаются на выплату суммы задолженности посильными частями на протяжении разумного срока.

1 Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 214-ФЗ «О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”».

2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”».

Как получить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг

Россияне, которые из-за финансовых трудностей не справляются с оплатой коммунальных услуг, могут попросить у государства целевую субсидию. Получить ее могут семья или человек, которые тратят на ЖКУ больше установленной в регионе допустимой доли расходов на коммунальные услуги. По данным Минстроя, сегодня такую финансовую поддержку оказывают почти четверти россиян.

В этом году в связи с пандемией коронавируса в России ввели дополнительные льготы. Рассказываем, кто и на каких условиях может получить помощь на оплату услуг ЖКХ и что для этого нужно.

Субсидия на оплату ЖКХ

Субсидия — это денежное пособие от государства, которое предоставляется гражданину, испытывающему финансовые трудности, для частичной оплаты ЖКУ. Субсидия положена тем, чей доход не превышает установленный прожиточный минимум и чьи расходы на ЖКУ превышают предельно допустимую долю от дохода.

Кому положена субсидия на оплату ЖКХ

Обратиться за помощью государства по оплате услуг ЖКХ могут граждане России любых социальных категорий. Одна семья или человек имеет право на получение только одной субсидии.

Право на субсидию имеют:

  1. Те, кто снимает жилье у государства по договору социального найма.
  2. Те, кто снимает жилье у других людей.
  3. Члены жилищных кооперативов.
  4. Собственники жилых помещений.

Кроме россиян, претендовать на субсидию имею право также граждане Белоруссии и Киргизии, если они имеют постоянную регистрацию на территории России. Они также должны быть собственниками или официальными нанимателями жилых помещений либо участниками кооперативов.

Каким должен быть доход для получения субсидии в Москве и регионах

Если семья тратит более 22% своего общего дохода на оплату коммунальных услуг, она имеет право попросить субсидию (ПП-№ 541). Но это — общая цифра для всей страны. Свои собственные льготы и субсидии по оплате ЖКУ могут устанавливать региональные власти.

Например, в Москве максимально допустимая доля совокупных расходов семьи на оплату услуг ЖКХ установлена в размере 10%, в Санкт-Петербурге — 14%, в Якутии — 15%, в Омске — 18% для пенсионеров и инвалидов I и II групп и 20% — для других категорий, в Кемерове — от 5 до 17%.

В интернете есть калькулятор, при помощи которого можно рассчитать субсидии на оплату ЖКУ.

Как получить субсидию

Для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявителю необходимо предоставить копии документов:

  • Паспорт гражданина, который подает заявление на субсидию, и паспорта всех членов его семьи. Для детей младше 14 лет – свидетельства о рождении
  • Документы на жилье (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, свидетельство о праве наследования, договор приватизации).
  • Справки о размере доходов заявителя и членов его семьи старше 16 лет за полгода, предшествующих дате подачи заявления.
  • Документы, подтверждающие отсутствие задолженности за коммунальные услуги (последние квитанции об оплате).
  • Реквизиты счета в банке, куда будет перечисляться субсидия.
  • Иностранцам дополнительно нужно предоставить документ о том, что они являются гражданами другого государства.

Раньше нужно было предоставлять документ, который подтверждает отсутствие долгов перед коммунальщиками, а также справку о составе семьи. Теперь эти документы не требуется.

Подать заявление на получение субсидий на оплату ЖКУ можно в центре госуслуг «Мои документы», по почте или дистанционно в личном кабинете на сайте mos.ru. В Новой Москве можно подать заявление в районный отдел Городского центра жилищных субсидий. Заявление о предоставлении субсидии рассматривается в течение 10 дней.

Какие дополнительные документы могут понадобится

В случае отсутствия доходов (например, для школьников и учащихся очного отделения вузов нужны справки об обучении, а также (это только для студентов) об отсутствии стипендии. Если человек проходит длительное лечение в стационаре, ухаживает за своим несовершеннолетним ребенком в связи с его лечением, находится в декретном отпуске — нужны справки об этом из медучреждений.

Также на субсидию на оплату ЖКУ (при выполнении всех прочих требований) могут претендовать, если кто-то из членов семьи служит в армии по призыву, осужден к лишению свободы, признан безвестно отсутствующим, находится на принудительном лечении по решению суда, умер или объявлен умершим, вам могут предоставить субсидию на оплату ЖКУ (при выполнении всех прочих требований), если вы и/или другие члены вашей семьи живете там же, где раньше жили с этими членами семьи. Для этого дополнительно нужно представить:

  • документы, подтверждающие причину выбытия этих членов семьи;
  • документы, подтверждающие, что вы постоянно жили вместе с ними до их выбытия в этом жилом помещении.

В течение какого времени выплачивается субсидия

Субсидия начисляется только в течение полугода. По истечении этого времени (если финансовое положение семьи не изменилось в лучшую сторону) нужно собрать весь пакет документов и пройти процедуру оформления пособия заново.

Бонус: субсидия на оплату ЖКХ при коронавирусе

Субсидия при оплате услуг ЖКХ оформляется на шесть месяцев. В условиях пандемии коронавирусной инфекции правительство приняло постановление об автоматическом продлении этой компенсации в том же размере на шесть месяцев (ПП-№ 420 от 02.04.2020 г.). Если граждане уже получали компенсацию, то собирать документы снова не придется – власти сделают все сами. Однако, если среднедушевой доход семьи уменьшился, то можно подать документы для проведения перерасчета.

Также правительство до 1 января 2021 года лишило ресурсоснабжающие, управляющие организации и другие компании требовать с граждан уплаты пени, неустоек и штрафов (ПП-№ 424 от 02.04.2020 г.). Кроме того, федеральные власти приостановили до 1 января 2021 года взыскание штрафных санкций за несвоевременную или неполную оплату жилья, коммунальных услуг и взносов на капремонт. Также эти организации не могут приостановить оказание коммунальных услуг при их неполной оплате.

Почему могут отказать?

В предоставлении субсидии могут отказать, если получатель пособия просрочил платежи за коммунальные услуги больше чем на два месяца. Чтобы возобновить выплаты, он должен предоставить доказательства, что у него на это были веские причины. Это может быть лечение, смерть родственника или задержка зарплаты.

Также отказ можно получить, если заявитель не зарегистрирован в квартире, комнате или доме и не имеет соответствующую отметку в паспорте. Причиной отказа может стать не соответствие стандарту нормативной площади жилья, установленной для региона. Общероссийский показатель составляет 18 кв. м на человека.

Субсидии предложили расширить

Минстрой может продлить беззаявительный порядок получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
Временный порядок предоставления субсидий на оплату ЖКУ действует до конца года. Также Минстрой предложил снизить максимально допустимую долю расходов россиян на оплату услуг ЖКХ в доходе семьи с 22 до 15%. Соответствующая инициатива, которая считается одним из предложений по антикризисным мерам в сфере ЖКХ, уже направлена в правительство.

С 1 января 2021 года предлагается изменить порядок предоставления субсидий гражданам, имеющим задолженность по ЖКХ. Сейчас могут отказать при наличии даже небольшого долга, со следующего года субсидию не начислят лишь в случае наличия судебного акта о взыскании задолженности за период не более трех лет до дня обращения с пакетом документов.

Как получить субсидию на оплату ЖКУ

1. Кто имеет право на субсидию?

Граждане России, Белоруссии или Киргизии, постоянно зарегистрированные в Москве, не имеющие долгов за оплату коммунальных услуг и являющиеся:

  • собственниками жилья (квартиры, жилого дома или их части);
  • членами жилищного или жилищно-строительного кооператива;
  • пользователями жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;
  • нанимателями жилья по договору найма в частном жилищном фонде.

2. С каким доходом можно получить субсидию?

Если более 10% дохода вашей семьи тратится на коммунальные платежи, вы можете претендовать на субсидию — государство компенсирует часть расходов на жилищно-коммунальные услуги.

Рассчитайте средний совокупный доход вашей семьи. Для этого сложите все источники дохода (до вычета налогов) за 6 календарных месяцев, отсчет которых начинается за 6 месяцев до подачи заявления, и разделите получившуюся сумму на шесть.

Например, если вы подаете заявление в июле 2021 года, будут учитываться доходы за период с июля 2020 года по декабрь 2020 года.

Учитываются доходы всех зарегистрированных вместе с вами членов семьи, а также супругов, несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, родителей или усыновителей несовершеннолетних детей, даже если они зарегистрированы по другому адресу.

Сравните результат с максимальным доходом (до вычета налогов) для вашего состава семьи, позволяющим претендовать на получение субсидии. Размер максимального дохода для вашего состава семьи вы можете посмотреть на сайте Городского центра жилищных субсидий.

3. Какие документы нужны для оформления субсидии?

  • паспорта заявителя и всех членов его семьи. Для членов семьи младше 14 лет — свидетельства о рождении;
  • сведения о доходах либо об отсутствии доходов у заявителя и всех членов его семьи старше 16 лет за 6 календарных месяцев, отсчет которых начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления;*
  • если вы оплачиваете коммунальные услуги не по ЕПД, приложите последнюю квитанцию за ЖКУ и документ, подтверждающий отсутствие задолженности. Подробнее о том, что такое ЕПД, вы можете прочитать в нашей инструкции;
  • реквизиты банковского счета или карты москвича, куда вы хотите получать субсидию;
  • дополнительные документы , которые вы можете предоставить по желанию.

Если заявление будет подавать ваш представитель, дополнительно приложите:

  • паспорт или любой другой документ, подтверждающий личность представителя;
  • доверенность на представителя (в простой письменной форме либо нотариально удостоверенная).

Подробнее ознакомиться с необходимыми документами вы можете на сайте Городского центра жилищных субсидий.

Сведения о доходах запрашиваются ГКУ «ГЦЖС» самостоятельно с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

Однако при отсутствии технической возможности получения сведений о доходах и их непредставления вами по собственной инициативе, эти сведения будут дополнительно запрошены у вас.

4. Какие документы могут подтвердить отсутствие дохода?

  • справка из образовательного учреждения об отсутствии стипендии — для студентов, обучающихся на дневном отделении в вузе или колледже или техникуме;
  • документ из медицинского учреждения, подтверждающий постановку на учет в связи с беременностью или нахождение на стационарном лечении.

Полный список документов, подтверждающих отсутствие дохода, вы можете посмотреть на сайте Городского центра жилищных субсидий.

5. Бывают ли особые случаи при получении субсидии?

Если кто-то из членов вашей семьи служит в армии по призыву, осужден к лишению свободы, признан безвестно отсутствующим, находится на принудительном лечении по решению суда, умер или объявлен умершим, вам могут предоставить субсидию на оплату ЖКУ (при выполнении всех прочих требований), если вы и/или другие члены вашей семьи живете там же, где раньше жили с этими членами семьи. Для этого дополнительно представьте:

  • документы, подтверждающие причину выбытия этих членов семьи;
  • документы, подтверждающие, что вы постоянно жили вместе с ними до их выбытия в этом жилом помещении.

6. Что делать, если в квартире живут не только члены одной семьи?

Если в заявлении в качестве членов семьи вы указываете не всех зарегистрированных в этой квартире или доме, дополнительно приложите:

  • документы, подтверждающие размер платы за ремонт, содержание и коммунальные услуги, которую вносят зарегистрированные в квартире лица, которых вы не указали в заявлении;
  • документы, подтверждающие основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении.

7. Как подать заявление на получение субсидии?

  • в центре госуслуг «Мои документы»;
  • на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru. Чтобы подать документы на получение субсидии через mos.ru, вы должны иметь полную учетную запись. Для этого после регистрации на портале подтвердите свою личность, придя с паспортом в любой центр «Мои Документы»;
  • по почте;
  • если вы проживаете в ТиНАО, то можете подать заявление в районный отдел Городского центра жилищных субсидий. Его контакты вы можете посмотреть, выбрав свой округ на карте.

8. Как получить субсидию?

Решение о предоставлении или отказе в субсидии принимают в течение 10 рабочих дней.

Если решение положительное, субсидию перечислят по реквизитам банковского счета или карты москвича, которые вы предоставили, когда подавали документы. На дом субсидию могут доставить только инвалидам I группы, москвичам старше 80 лет или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения.

Если вы подали документы с 1-ого по 15-ое число, то субсидию вам перечислят с 1-ого числа этого же месяца. Если с 16-ого числа, то субсидию перечислят с 1-ого числа следующего месяца.

Субсидия назначается на шесть месяцев, после чего вам нужно заново подать заявление и пакет документов.

Субсидии . Вам положены , даже если есть долги !

Если это дают, надо же брать!

с 01.01.2021 года субсидии на коммунальные услуги дают даже при Наличии долгов! (поправки в ЖК РФ от 28.11.2018 № 442-ФЗ)

▫️в предоставлении субсидии квартплаты откажут, если есть задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг не более, чем за последние три года

▫️эта задолженность взыскана решением суда

▫️сейчас субсидия предоставляется при условии, что совсем отсутствует задолженность по квартплате.

▫️с 2021 года с граждан теперь не будут требовать справки об отсутствии у них долгов по квартплате.

Есть и минусы по новым правилам

▫️если суд взыщет долг по квартплате, субсидии лишат, даже гражданин согласился платить добровольно

▫️было ранее разъяснение ВС РФ: долг по квартплате не может безусловно прекращать право на субсидию или льготу, следует выяснять причину образования задолженности (п. 47 ПП ВС от 27.06.2017 № 22).

▫️по новому порядку достаточно решения суда о взыскании долга, чтобы выплата субсидии прекратилась и суд не может отказать во взыскании долга, даже если он возник по уважительной причине.

▫️придется настаивать, чтобы в решении указали причину возникновения долга, чтобы в дальнейшем отстаивать свое право на льготу.

А теперь о продлении субсидий

▫️ выплату субсидий на квартплату продляли автоматически на 6 месяцев всем, у кого ее срок истекал в период с 1.04 по 1.10 2020 года

▫️если полагалась субсидия в меньшем размере, взыскивать переплату было запрещено

▫️повторное продление выплаты субсидий для тех, у кого срок выплаты заканчивается в период с 1.10 по по 31.12. 2020 года, при этом переплату уже разрешили взыскивать.

▫️если истек срок субсидии в мае 2020 г., продлили выплату без заявления еще до 30.11 2020 г. переплату возвращать не обязан,

▫️ продлевают субсидию второй раз до 31.05 2021 г. излишне выплаченную субсидию придется вернуть

▫️ если субсидия, наоборот, полагалась в большем размере, то органы соцзащиты должны доплатить разницу в обоих случаях

✅Оплата коммунальных услуг является одной из самых затратных статей в семейных бюджетах.

. помним. с нового 2021 мораторий не будет действовать и разрешается отключать коммунальные услуги за долги.

Субсидии требуются ?

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Да , пусть государство компенсирует расходы !

Слишком запутанная система

Не полагается никаких субсидий , подсчитывают все !

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector