Piteryust.ru

Юридическая консультация онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как перечислить платежи за пользование недрами в бюджет

Особенности уплаты регулярных платежей за пользование недрами

Предоставление земельных недр юридическим компаниям оформляется особым разрешительным документом государства (лицензией), подтверждающим право ее обладателя пользоваться некоторой территорией с определенной целью на протяжении оговоренного временного периода. За эксплуатацию участка территории предусмотрены обязательные перечисления средств в государственный бюджет, выплачиваемые при получении допуска к осуществлению на участке недр оговоренных видов деятельности (ФЗ № 2395, 21.02.1992).

Плательщики и платежи

Система оплаты недропользования предусматривает перечисления:

  • периодические (регулярные);
  • единоразовые (при корректировке границ эксплуатируемой земельной территории и иных мероприятиях и процедурах, определяемых в тексте лицензии);
  • типа аукционного сбора (при участии компании в конкурсе на получение разрешения (лицензии) для ведения недропользования).

Оплата регулярного типа за использование земель отнесена к неналоговым перечислениям обязательного характера, выплачиваемым за получение возможности присутствия с разрешенными целями на определенной территории. ФНС РФ контролирует корректность и точность подсчета, размер поступления оплаты в бюджет и своевременность ее внесения.

Оплату производят компании и предприниматели (резиденты и нерезиденты РФ), признанные пользователями недр (согласно выданным им разрешениям и оформленному договору (соглашению) о разделе продукции), в том числе обладающие правами на:

  • разведывательные и поисковые мероприятия, а также оценку месторождений полезных ископаемых на выделенной территории;
  • изучение и оценивание участков с позиции их пригодности для работ строительного характера, эксплуатацию строений, не имеющих отношения к процессу получения полезных ископаемых;
  • эксплуатацию построек типа подземных, которые не связаны с процессом получения полезных ископаемых, кроме строений малой глубины залегания (не больше 5 метров), и строительные работы.

Не предусмотрена регулярная оплата за:

  1. Эксплуатацию территории земельных недр для:
    • процедур по их геологическому изучению;
    • создания объектов, охраняемых государством, культурного, научного или иного предназначения.
  2. Разведывание полезных ископаемых:
    • в районах с месторождениями, которые уже используются в промышленной разработке;
    • в границах горного отводного участка, предназначенного для их добычи.

Расчет платежа

Расчет и установление величины ставки по земельному фонду производится по участкам в отдельности. Показатель определяется структурой по управлению государственным фондом природных недр (региональным, федеральным). Ставка взноса указывается в лицензии, разрешающей использование конкретной территории недр.

Расчет ставки производится:

  • за 1 км 2 территории (с учетом обнаруженного полезного ископаемого и типа производимых работ), когда на ней проводятся оценка, разведывательные и поисковые мероприятия;
  • за 1 единицу полезного ископаемого, предназначаемого для хранения (1 тыс. м 3 , тонна), когда на выделенном участке ведется строительство или эксплуатируются постройки типа подземных.

Облагаемой базой принято считать:

  • при ведении поиска и оценки месторождений — размер (площадь) выделенного для использования участка за вычетом размеров его возвращенной доли и территорий с открытыми месторождениями;
  • в случае мероприятий по разведыванию месторождений — размер выделенного для использования участка за минусом его возвращенной доли и части, где объемы обнаруженного полезного ископаемого подсчитаны и поставлены на государственный учет запасов;
  • при строительстве и использовании построек подземного типа, не имеющих отношения к добыванию ископаемых на участке, — количество обнаруженного ископаемого, принятого на хранение.

К сведению! Данные о размере каждой площади (возвращенной доли участка, используемого участка, открытых месторождений, учтенных залежей полезного ископаемого) фиксируются в тексте лицензии или в тексте изменений к разрешению.

Вид и периодичность внесения платы

Платежи за эксплуатацию недр осуществляются в денежном выражении и подлежат направлению в бюджет (территориальный, федеральный) согласно бюджетному законодательству РФ. Согласно ФЗ № 349 (02.12.2013) доля оплаты, направляемой в бюджет субъекта государства, составляет 60%, в федеральный бюджет – 40% от взноса за недропользование.

Пользователи участков представляют расчеты по сумме к оплате в структуры ФНС и исполнительной власти, задействованные в области природных ресурсов. Срок передачи расчета – месяц после прошедшего квартала, но не позже последнего дня месяца.

Процедура оплаты происходит по месту расположения территории недр, которая передана в пользование. Срок для перечисления совпадает со сроком для представления расчета платежа: не позже последнего дня месяца после минувшего квартала.

К сведению! За несвоевременную подачу расчета потребитель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, но за нарушение срока, предусмотренного для проведения оплаты регулярного платежа за недропользование, пени не начисляются (Письмо ФНС РФ № СД-4-3/1152, 28.06.2016). Указанный вид перечисления не является налогом или сбором, поэтому положение статьи 75 НК РФ, касающееся взыскания пени, не может применяться.

Учет платежей регулярного типа

По бухгалтерскому учету расчеты по оплате за использование государственными недрами отражаются на 76 счете («Расчеты с кредиторами прочими») с открытием отдельных субсчетов для расчетов по каждому типу оплаты (единоразовой, регулярной).

Траты по указанным направлениям относятся в состав затрат по обычным видам деятельности и подлежат списанию в отчетном периоде, в котором произошли.

Согласно Инструкции к ПС, ПБУ 10/99 (п.5, 18) выполняются следующие проводки при:

  • Начислении суммы: Дебет сч. 20 (44, 29, 26, 23, 25) / Кредит 76 сч.
  • Перечислении суммы: Дебет сч. 76 / Кредит 51 сч.

Регулярная оплата за недропользование при функционировании предприятия по ОСНО указывается в прочих расходах, относящихся к производству и продаже (ст. 264 НК РФ).

При использовании метода начислений подобные суммы признаются в расходах в момент их начисления (в последний день квартала), при кассовом методе – в момент направления в бюджет (ст. 273 НК РФ).

К сведению! Размер платежа учитывается как прочий расход, кроме случаев его установления на аукционе. Такие величины включают в стоимость допуска (письма МФ РФ, 25.06.2015, 23.10.2015). Во всех случаях НДС не применяется.

Работать по УСН компании и предприниматели, занятые добычей и реализацией ископаемых, не имеют правовой возможности. Регулярные взносы не отражаются на налогооблагаемой базе при оплате налогового платежа с доходов (ст. 346 НК РФ). При расчете налогового показателя с разницы между значениями расходов и поступлений суммы за недропользование также не могут быть учтены – они отсутствуют в списке трат, признаваемых при ведении деятельности по упрощенной методике обложения налогом.

При ЕНВД обложению налогом подвергается вмененный доход, а добыча природных ископаемых не включена в перечень облагаемых по данному методу видов деятельности (ст. 346 НК РФ).

Внимание! Законодательством РФ льготы в отношении регулярных платежей за недропользование не предусмотрены.

Ответственность за нарушение норм законодательства

Если компания пользуется недрами при отсутствии государственного разрешения, то в отношении виновного возможно применение штрафа, также компания будет обязана возместить причиненный убыток (ст. 7 КоАП РФ).

Размер убытка от самовольного использования территории рассчитывается по ставкам НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).

Налоговые структуры не имеют оснований для привлечения к ответственности нарушителей оплаты за использование государственными участками недр в связи с неналоговым характером регулярных выплат.

При установлении случаев нарушения действующего законодательства ФНС направляет ходатайство об отзыве или о приостановке действия разрешения, предусматривающего возможность пользования недрами, в Службу по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР), Агентство по недропользованию (РОСНЕДРА).

Мне необходимо осуществить регулярные платежи за пользование недрами (при хранении газа или нефти в недрах или разведке ископаемых)

Платежи при пользовании недрами

Платежи при пользовании недрами – это совокупность обязательных платежей, уплачиваемых пользователями недр при получении исключительных прав на выполнение определенных видов работ в качестве одного из обязательных условий получения и реализации права пользования нерами:

Разовые платежи

уплачиваются при наступлении определенных событий, оговоренных в Лицензии (ссылка на лицензии)

Сбор за участие в конкурсе (аукционе)

уплачивается при регистрации заявки

Регулярные платежи за пользование недрами

уплачиваются пользователями недр в течение периода действия Лицензии (ссылка), независимо от фактического проведения работ

Регулярные платежи за пользование недрами входят в систему обязательных неналоговых платежей, уплачиваемых пользователями недр за предоставление исключительных прав:

Регулярные платежи взимаются за:

  • на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, за разведку полезных ископаемых;
  • за геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • за строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи не взимаются за:

  • пользование недрами для регионального геологического изучения;
  • пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное назначение;
  • разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
  • разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

Подробнее ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.

Порядок расчёта платежа

Ставка платежа

При проведении поисково-оценочных и разведочных работза 1 ед. площади (км 2 )
лицензионного участка в зависимости от вида полезного ископаемого и вида работ
При строительстве и эксплуатации подземных сооружений (не связанных с добычей)за 1 ед. полезного ископаемого, подлежащего хранению
(Например: за 1 тонну или за 1 тыс. м 3 )

Конкретный размер ставки устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр и предусматривается в Лицензии на право пользования недрами. Перейти или скачать…

Облагаемая

Согласно ст. 43 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 облагаемой базой по каждому основанию признается:

При поиске и оценке месторождений площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, уменьшенная на площадь возвращенной части лицензионного участка и площадь территорий открытых месторождений

При разведке месторождений площадь лицензионного участка уменьшенная на площадь возвращенной части лицензионного участка и площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов (Данные о площади лицензионного участка, площади территорий открытых месторождений, площади возвращенной части лицензионного участка и площади участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов содержатся в лицензии на право пользования недрами, либо в изменениях к лицензии или в решении территориального органа Роснедр.).

При строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

(При этом исчисление и внесение в бюджет платежей производится только при проведении работ по строительству и эксплуатации сооружений, связанных с хранением нефти, газового конденсата, природного газа и гелия.) количество полезного ископаемого, подлежащего хранению

Порядок уплаты и представления отчётности

Платежи в размере 1/4 годовой суммы уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в течение года.

Подробнее см. ст. 43 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1

Расчет регулярных платежей за пользование недрами

  • Платежи за пользование недрами

    Всё об указанных платежах можно узнать из Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I (далее — Закон о недрах).

    Пользователями недр могут быть как российские ИП и юридические лица, так и иностранные граждане (ст. 9 Закона о недрах).

    К недрам относят пещеры, полезные ископаемые — словом, все, что находится под землей. Платежи взимаются за пользование указанными ресурсами и за работы, связанные с ними.

    Платить регулярные платежи следует (ст. 43 Закона о недрах), если ваша организация получила исключительные права:

    • на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
    • разведку полезных ископаемых;
    • геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    • строительство и эксплуатацию подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, кроме инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

    Регулярные платежи взимаются отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ и за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ.

    Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

    • пользование недрами для регионального геологического изучения;
    • пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное назначение;
    • разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи полезных ископаемых;
    • разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого;
    • пользование недрами для разработки технологии геологического изучения и добычи трудноизвлекаемых ископаемых;
    • пользование недрами для разработки технологии изучения, разведки и добычи ископаемых по совмещенной лицензии при пользовании недрами.

    Предоставление недр в пользование происходит на основании специальной лицензии или соглашения о разделе продукции. Платить нужно регулярно, начиная с даты государственной регистрации лицензии или с даты вступления в силу соглашения о разделе продукции.

    Порядок расчета

    Платеж зависит от разных факторов, в том числе от вида работ, от вида полезного ископаемого, размера участка, степени риска и т.д.

    РПН = S × С / 4, где:

    • РПН — регулярный платеж к уплате за квартал,
    • S — облагаемая база,
    • С — ставка регулярного платежа.

    Облагаемая база зависит от вида и этапа работ, проводимых пользователем недр. Так, при поиске и оценке месторождений — это площадь лицензионного участка недр, уменьшенная на площадь возвращенной части участка и площадь территорий открытых месторождений. При разведке месторождений — это площадь лицензионного участка недр, на которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов, за исключением площади горных отводов. При строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, — количество полезного ископаемого, подлежащего хранению, указанного в проектной документации на строительство и эксплуатацию подземного сооружения.

    Сумма регулярных платежей исчисляется в расчете регулярных платежей в полных рублях с учетом правил округления.

    Ставки платежа

    В законе о недрах даны минимальные и максимальные размеры ставок. Точный размер ставки определяют федеральные органы и субъекты РФ.

    Ставка также зависит от цели использования полученных недр (ст. 43 Закона о недрах).

    Например, при использовании недр в целях поиска драгметаллов минимальная ставка установлена в размере 90 рублей за квадратный метр участка. Если целью является разведка драгметаллов, минимальная ставка составит 3 000 рублей за квадратный метр участка.

    Порядок уплаты регулярных платежей и представления отчетности

    Платеж рассчитывается за год, а уплачивается равными долями в размере ¼ ежеквартально.

    Заплатить платеж за пользование недрами нужно до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Если день выпадает на выходной, то срок переносится на следующий рабочий. Таким образом, заплатить платеж за пользование недрами в 2021 году нужно:

    за I квартал — до 30 апреля включительно;

    за II квартал — до 2 августа включительно;

    за III квартал — до 1 ноября включительно;

    за IV квартал — до 31 января 2022 включительно.

    Расчет (декларацию) нужно сдавать в те же сроки, которые предусмотрены для уплаты.

    Льгот для данного вида неналогового платежа не существует.

    Пример заполнения расчета

    ООО «Ископаемое» занимается добычей драгоценных металлов. Деятельность ведется согласно лицензии НТ № 2657981 от 01.01.2019. Общество добывает платину в Нижнем Тагиле. Ставка установлена в размере 405 рублей за квадратный метр. Облагаемая площадь объекта земли равна 240 квадратных метров.

    Годовой платеж равен 97 200 рублей (240 х 405).

    Квартальный платеж составляет 24 300 рублей (97 200: 4). Эту сумму нужно указать в строке 030 раздела 1 расчета.

    Об учете для целей бухучета и налога на прибыль расходов на уплату регулярных платежей за пользование недрами

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМО

    от 3 октября 2016 г. N 03-06-06-01/57297

    Вопрос: Об учете для целей бухучета и налога на прибыль расходов на уплату регулярных платежей за пользование недрами.

    Ответ:

    Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение по вопросу учета расходов на уплату регулярных платежей за пользование недрами в текущих расходах налогового и бухгалтерского учета, сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

    Одновременно отмечаем следующее.

    Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2011 N 125н, применяется организациями в отношении поисковых затрат, осуществляемых до того момента, когда в отношении участка недр, на котором осуществляются поиск, оценка месторождений полезных ископаемых и разведка полезных ископаемых, установлена и документально подтверждена вероятность (более вероятно, чем нет) того, что экономические выгоды от добычи полезных ископаемых превысят понесенные затраты при условии технической осуществимости добычи полезных ископаемых и при наличии у организации ресурсов, необходимых для добычи полезных ископаемых (коммерческая целесообразность добычи).

    В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии условий, предусмотренных пунктом 16 указанного Положения.

    На основании пункта 3 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) особенности определения расходов для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с определенными обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 Кодекса.

    Так, статьями 261 и 325 Кодекса установлены особенности налогового учета расходов на освоение природных ресурсов.

    Читать еще:  Полагается ли военным пенсионерам страховая пенсия по старости в дополнение к военной?

    Расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера, проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин.

    Необходимо отметить, что перечень расходов на освоение природных ресурсов является открытым. В статьях 261 и 325 Кодекса перечислены отдельные их виды, для которых установлены особенности их признания для целей налогообложения — данные расходы учитываются равномерно в течение установленных периодов. В числе таких видов расходов нет регулярных платежей за пользование недрами.

    В соответствии с положениями статей 39 и 40 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку, геологическое изучение участков недр.

    Следовательно, для целей исчисления налога на прибыль организаций регулярные платежи включаются в состав расходов на освоение природных ресурсов.

    В связи с этим расходы в виде регулярных платежей за пользование недрами, являющиеся в соответствии с пунктом 2 статьи 325 Кодекса общими расходами по осваиваемому участку (месторождению) в целом и носящие текущий характер, учитываются в соответствии с пунктом 1 статьи 272 и пунктом 3 статьи 325 Кодекса при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они фактически осуществлены.

    Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

    Компания может пересчитать платеж за недра, если участок уменьшился

    Чиновники разъяснили, как компании пересчитать регулярный платеж за пользование недрами. Подробности – в статье.

    За лицензию нужно платить

    Они взимаются за предоставление исключительных прав на разведку полезных ископаемых, а также на поиск и оценку месторождений. Также берется плата за геологическое изучение и оценку пригодности участков для строительства и эксплуатации сооружений, не предназначенных для добычи полезных ископаемых.

    При этом если такие объекты строятся и эксплуатируются под землей и глубина их залегания не превышает пяти метров, то также уплачиваются регулярные платежи (п. 1 ст. 43 Закона № 2395-1).

    Отметим: в этом пункте описаны также и случаи, когда организация освобождена от необходимости делать регулярные перечисления. Например, если недрами пользуются для регионального геологического изучения или для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

    Лицензия удостоверяет исключительность прав компании на ведение определенных видов работ, по которым уплачиваются регулярные платежи.

    То есть, получив ее, компания в течение установленного срока может пользоваться участком при соблюдении заранее оговоренных условий. Такой вывод можно сделать на основании статьи 11 Закона № 2395-1.

    Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию (ст. 20 Закона № 2395-1).

    При этом приостановление не означает досрочного прекращения действия лицензии. Если обстоятельства или условия, вызвавшие его, устранены, то права компании на пользование участком восстанавливаются в полном объеме.

    От чего зависит сумма к уплате

    Размеры таких платежей определяются несколькими факторами, перечисленными в пункте 2 статьи 43 Закона № 2395-1. К ним относятся экономико-географические условия, размер участка, вид полезного ископаемого, продолжительность работ, степень геологической изученности территории, а также степень риска.

    Очевидно, что для каждого объекта эти факторы различаются. То есть величина регулярного платежа индивидуальна у каждого пользователя недр. По этой причине при расчете конкретных размеров ставок учитывается специфика каждого месторождения.

    Конкретный размер тарифов определяется Роснедрами или его территориальными органами по каждому участку и фиксируется в лицензии.

    При этом величины платежей устанавливаются в соответствии с этапами и стадиями геологического процесса в пределах максимальных и минимальных ставок, которые пунктом 2 статьи 43 Закона № 2395-1 зафиксированы для каждого вида пользования недрами в рублях за 1 кв. км участка.

    Как учитывается площадь участка

    В то же время в случае поиска и оценки месторождений платежи взимаются за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

    Такой подход учтен и в форме расчета платежей, содержащейся в приложении 1 к приказу МНС России от 11 февраля 2004 г. № БГ-3-21/98@.

    Так, при расчете регулярных платежей с целью поиска, разведки и оценки месторождений полезных ископаемых предусмотрено указание двух площадей.

    В разделе 2.1 этой формы по строке 080 указывается общая, а по строке 090 этого же раздела — облагаемая площадь лицензионного участка.

    А она определяется в зависимости от вида работ (п. 6.7 Порядка, утвержденного в приложении 2 к приказу № БГ-3-21/98@).

    При поиске и оценке месторождений она представляет собой значение по строке 080 Раздела 2.1, уменьшенное на площадь земель открытых месторождений и возвращенной части участка, определяемой на основании изменений к лицензии или решения территориального органа Минприроды России по заявлению компании.

    В то же время при разведке облагаемая площадь — это величина участка, на которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов. Таким образом, уменьшение общей площади участка не может быть произвольным.

    Только после внесения соответствующих уточнений в лицензию компания получает право при расчете платежа уменьшить площадь участка.

    Вычисляем размер платежа

    В этом же документе указан порядок перечислений.

    Сумму к уплате за год нужно разделить на четыре и перечислять равными частями не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 4 ст. 43 Закона № 2395-1). В эти же сроки в налоговую инспекцию по местонахождению участка представляется соответствующий расчет (п. 6 ст. 43 Закона № 2395-1). Но он не предполагает ежеквартального вычисления платежа исходя из условий пользования недрами, которые фактически сложились за отчетный квартал. Получается, что величина к уплате всегда определяется как одна четвертая годовой суммы без возможности ее произвольной корректировки.

    Однако при уменьшении облагаемой площади участка и неизменной годовой ставке сумма платежа фактически пересчитывается. И действительно, умножив ставку на измененную площадь, получим новую величину годового платежа.

    Для решения этой проблемы в письме ФНС России от 6 августа 2013 г. № АС-4-3/14318@ предложен следующий подход. При уменьшении площади в течение квартала сумма к уплате должна рассчитываться исходя из измененного размера участка только со следующего квартала. При этом финансисты рекомендуют пользователям недр начинать расчет регулярных платежей с того квартала, в котором была зарегистрирована лицензия, а не с периода, следующего за этим событием (письмо от 14 марта 2013 г. № 03-06-05-01/7648).

    По мнению автора, аналогичная точка зрения должна применяться и при расчете регулярного платежа при изменении в течение квартала облагаемой площади участка. То есть уточнение величины квартальной платы нужно проводить при подготовке расчета за тот квартал, в котором произошло изменение лицензионных данных, а не в следующем, как советует делать ФНС России. Но решение, как поступить, компания должна принять самостоятельно.

    Как перечислить платежи за пользование недрами в бюджет

    Основные характеристики платежей за пользование недрами

    В рамках российского законодательства выделяется две основные системы платежей, предусматривающих пополнение государственной казны за счёт средств, поступающих от частных лиц и организаций:

    • первая из них представлена налогами и сборами, порядок уплаты которых предусмотрен Налоговым кодексом РФ;
    • другая включает совокупность «условно неналоговых», требования к перечислению которых предусмотрены правовыми документами, разными по содержанию и юридической силе.

    Платежи за недра относятся ко второй группе. Юридическая природа этих неналоговых платежей постоянно пересматривается с учётом нормативного регулирования на разных уровнях. Вырабатываются принципы и подходы к установлению единых правил взимания средств за пользование природными источниками в рамках сборов, не вошедших в систему НК РФ. Тем более, что их взыскание осуществляется как на регулярной, так и разовой основе.

    Признак публичности платы за недра выражается в следующих характеристиках:

    • требование по внесению содержится в законе;
    • субъектами, обязательно вносящими средства, являются физические и юридические лица, которым земельные наделы предоставляются с правом распоряжения как собственникам или на праве иного владения;
    • цель – пополнения бюджетов разных уровней Российской Федерации за счет неналоговых платежей.

    Сроки уплаты

    Регулярные платежи перечисляйте ежеквартально не позже последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, то есть:

    • за I квартал – не позже 30 апреля;
    • за II квартал – не позже 31 июля;
    • за III квартал – не позже 31 октября;
    • за IV квартал – не позже 31 января.

    Об этом сказано в пункте 4 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.

    Срок перечисления разовых платежей определяйте на основании лицензии на пользование недрами или соглашения о разделе продукции (абз. 5 ст. 40 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1).

    Уплата регулярных и разовых платежей за пользование недрами

    Порядок перечисления средств предусмотрен Законом РФ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах». Их выплаты предусмотрены обычно при наступлении определенных обстоятельств, указанных в лицензии. К примеру, при изменении границ земельных участков для добычи недр.

    Обязательность внесения средств в доход государства выявляется при системном анализе положений статей 9, 12, 22, 39, 40, 42 и 43 Закона РФ №2395-1. В частности, п.10 ч.2 ст.22 указанного акта установлено, что субъекты земельных правоотношений обязаны в заявленные сроки и правильно вносить плату. Таковое требование предъявляется с момента внесения сведений о выдаче лицензии по общему правилу. Исходя из смысла этих норм следует, что стороной публичных отношений в этих ситуациях выступает субъект предпринимательской деятельности, обладающий правом или получившим лицензию на выполнение определенных работ на специально выделенных земельных участках.

    К иной категории платежей относятся сборы, вносимые для участия в конкурсе на право использования определенными участками недр.

    Соответственно, можно сделать вывод о том, что уплата платежей за использование источниками недр не является актом свободного волеизъявления участника семейных отношений, а реализация требований по соблюдению законодательства об условиях получения лицензии и использованию недр.

    Примечательно, что сборам за пользование недрами присущи все признаки налога, прописанные в ст.8 НК РФ, в том числе об индивидуальной безвозмездности. Присутствуют и все основания для причисления таких платежей к правовой конструкции налогообложения, поскольку законодательством предусмотрен период и ставка для его внесения, база для начисления и объект.

    Платежи на недра не внесены в НК РФ, но правильность и соблюдение сроков их внесения контролируется органами налоговой системы на основании требований бюджетного законодательства. Очевидно, что плата за пользование природными ресурсами не относится к налогам, в доказательство этого можно привести случай, когда разовые платежи за пользование недрами были отменены. В 2002 году на смену им пришел налог на добычу ископаемых. Такой подход законодателя к изменению природы неналогового платежа подтверждает нестабильность позиции по отношению к этому юридическому понятию.

    Назначением и отличительной особенностью разовых выплат за пользование недрами является создание фискальной системы, обеспечивающей беспрерывный контроль использования земельных ресурсов субъектами предпринимательской деятельности. В связи с этим, под условно неналоговым платежом подразумевается выплата, имеющая публично-правовую природу. Реализацией этого права является получение лицензии на ведение определенных видов работ на выделенных для этих целей земельных наделах. Таким видится содержание о том, что собой представляют разовые платежи за пользование недрами.

    Регулярные платежи делятся на две подкатегории:

    1. Вносимые за проведение геологоразведочных работ на выделенном земельном участке в обозначенных границах (основанием платежа является в этом случае является площадь надела, выделенного для обработки земли с целью использования недр);
    2. Перечисляемые при обеспечении хранения ископаемых в специальные сооружения под землей. В этом случае сбор рассчитывается исходя из объёма содержимого, исчисляемого по объему или весу.

    Платежи за недра

    В настоящее время действует следующая система платежей за недра:

    • платежи за право пользования недрами;

    • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (на геологоразведочные работы);

    • акцизный сбор по отдельным видам добываемого сырья;

    • отчисления в фонд ценового регулирования Минфина России при поставках нефти и природного газа;

    • сбор за выдачу лицензий за право пользования недрами;

    • платежи за право пользования акваторией и участками морского дна.

    Платежи за право пользования недрами осуществляются с целью:

    • создания у местных органов управления экономической заинтересованности в разработке минеральных ресурсов на соответствующей территории и выдаче разрешения на их разработку;

    • стимулирования рационального и комплексного использования различных видов полезных ископаемых;

    • приведения общей системы условий пользования недрами в России в соответствие с общемировыми тенденциями рыночных отношений;

    • создания устойчивого финансирования мероприятий по развитию минерально-сырьевой базы регионов и на охрану минеральных ресурсов.

    Плата за право пользования недрами может взиматься в форме денежных платежей, а также части объема добытого минерального сырья или иной производимой недропользователем продукции, в форме выполнения работ или предоставления услуг либо путем зачета сумм предстоящих платежей в федеральный, региональный или местный бюджет в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Форма внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту недропользования устанавливаются в лицензии, которая выдается совместно региональным органом власти и Министерством природных ресурсов РФ или его территориальными подразделениями.

    Платежи за право пользования недрами взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Разовые взносы выплачиваются в размерах и сроки, указанные в лицензии, а регулярные платежи – в течение всего периода эксплуатации месторождения.

    Платежи за право пользования недрами в свою очередь включают три группы платежей:

    • платежи за право добычи полезных ископаемых;

    • платежи за право на использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств;

    • платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

    Регулярные денежные платежи за право добычи полезных ископаемых устанавливаются в размере процентов от стоимости добытой продукции, рассчитанной на основе оптовых цен предприятий (обычно от 1 до 8%), в зависимости от вида добываемого сырья.

    Платежи за право на использование отходов в горнодобывающих и перерабатывающих производствах устанавливаются в размере 25–50% платежей за право на добычу соответствующих полезных ископаемых. И в том и в другом случае платежи включаются в затраты на добычу (производство) сырья.

    Размер платежей за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, определяется в пределах 1-3% от сметной стоимости объекта и стоимости предоставляемых услуг его эксплуатации. Платежи включаются в стоимость сооружений.

    Платежи за право пользования недрами поступают в федеральный, региональные (республик, краев, областей, автономных образований) и местные (районов, городов) бюджеты в соответствии с территорией, на которой осуществляется пользование недрами, и распределяются в установленной пропорции.

    Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы производятся от стоимости товарной продукции из добытых предприятиями полезных ископаемых. Эти отчисления взимаются только в денежной форме. Ставки отчислений по полезным ископаемым и их компонентам утверждаются Правительством РФ на соответствующий период в виде процентов от стоимости товарной продукции (от 2 до 17%) в зависимости от видa полезных ископаемых.

    Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, включаются в себестоимость добычи и перечисляются в соответствующие бюджеты раз в месяц, или квартал, или год в зависимости от объема отчислений.

    Распределение этих отчислений по бюджетам разного уровня осуществляется в том же порядке, как и платежей за право пользования недрами.

    Введение акцизного сбора по отдельным видам добываемого минерального сырья производится специальным законодательным актом Российской Федерации по тем видам сырья, которое добывается из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками при получении пользователями недр сверхнормативной прибыли, содержащейся в цене продукции. Примером подобных отчислений может служить акцизный сбор на нефть, включая газовый инденсат, взимаемый с ряда нефтеперерабатывающих предприятий.

    Размер сборов за выдачу лицензий на право пользования недрами и порядок их взимания определяется Министерством природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством финансов РФ исходя из расходов на экспертизу заявок на получение лицензий, организацию конкурсов и аукционов, оплату пакетов геологической информации и иных расходов, связанных с предоставлением лицензий.

    Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна устанавливаются в зависимости от арендуемой площади, ее конфигурации, мощности водной толщи, целей пользования недрами, продуктивности акватории, а также с учетом наличия навигационных путей, коммуникаций и технических сооружений в районе работ. Размер платежей устанавливается органами, предоставляющими лицензию на право пользования конкретной акваторией и участками морского дна, по согласованию с Минприроды России и другими компетентными органами.

    Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в границах территориального моря (12-мильной зоны) поступают как в региональный (60%), так и в федеральный бюджет (40%).

    Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в пределах морской экономической зоны (200-мильной зоны) поступают полностью в федеральный бюджет.

    Контроль платежей по недрам

    Регулярность и правильность внесения средств администрируется с помощью мер государственного принуждения. В качестве таковых используется прекращение права и отзыв лицензии на использование недр, а также в виде наложения штрафа. Таким образом проявляется регулирующая функция, характерная для выплат, посредством которых участники хозяйственных отношений стремятся к неукоснительному выполнению требований закона и условий взимания сборов за осуществление определенной деятельности на земельных участках.

    Читать еще:  Жилищное обеспечение военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации

    За нарушением таких требований следует санкция. Это связано с защитой полезных ископаемых, являющихся собственностью государства, которое предоставляет право на эксплуатацию земли с целью получения прибыли. Меры негативного воздействия направлены на изъятие участков, незаконно переданным предпринимателям, с целью защиты публичных интересов при передачи объектов в частное пользование.

    Платежи за использование земли не относятся ни к категории налогов, ни акциз. Их правовая природа близка к арендным платежам, предусмотренным за использование природных ресурсов при соблюдении правил о недопущении ущерба окружающей среде. У сбора за использование недр отсутствует компенсационная функция, поскольку таковая предусмотрена платой за негативное воздействие на окружающую среду.

    По сути такие платежи предусматривают компенсацию государству за использование природных источников, как собственнику недр.

    В заключение можно сказать о специфике подобных выплат. Среди недостатков правового регулирования можно выделить отсутствие чёткого регламента процедуры установления платежей, отсутствие определений и её содержания. Также присутствие огромного количества норм на уровне Правительства РФ и подзаконного порядка – от Минприроды РФ. Из-за этого на практике возникают проблемы с расчетом платежей при отсутствии экономически-подтвержденных обоснований, разнятся установленные на разных уровнях коэффициенты и показатели для определения базы. В противоречие вступают акты разной юридической силы. Вследствие этого требуется упорядочение, систематизация нормативных актов, приведение в соответствие положений о налогах в связи с разной правовой природой этих понятий.

    Налогообложение природопользования

    Платежи при пользовании недрами

    Платежи при пользовании недрами

    Платежи при пользовании недрами – это совокупность обязательных платежей, уплачиваемых пользователями недр при получении исключительных прав на выполнение определенных видов работ в качестве одного из обязательных условий получения и реализации права пользования недрами:

    Разовые платежи

    уплачиваются при наступлении определенных событий, оговоренных в Лицензии (ссылка на лицензии)

    Сбор за участие в конкурсе (аукционе)

    уплачивается при регистрации заявки

    Регулярные платежи за пользование недрами

    уплачиваются пользователями недр в течение периода действия Лицензии (ссылка), независимо от фактического проведения работ

    ФНС России администрирует только регулярные платежи за пользование недрами: осуществляет учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет

    Регулярные платежи за пользование недрами входят в систему обязательных неналоговых платежей, уплачиваемых пользователями недр за предоставление исключительных прав:

    Регулярные платежи взимаются за:

    · на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, за разведку полезных ископаемых;

    · за геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

    · за строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

    Регулярные платежи не взимаются за:

    · пользование недрами для регионального геологического изучения;

    · пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное назначение;

    · разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

    · разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

    Предоставление недр в пользование

    Оформляется специальным государственным решением в виде Лицензии (Лицензия — это документ, который удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока) на бланке установленной формы с Государственным гербом РФ и содержит текстовые, графические и иные приложения.

    Выдачу, оформление и регистрацию Лицензий на право пользования недрами осуществляют территориальные органы Роснедра.

    Права и обязанности плательщика

    Права и обязанности плательщика регулярных платежей за пользование недрами возникают с даты государственной регистрации Лицензии на пользование участком недр.

    Порядок расчёта платежа

    При проведении поисково-оценочных и разведочных работ

    за 1 ед. площади (км 2 )
    лицензионного участка в зависимости от вида полезного ископаемого и вида работ

    При строительстве и эксплуатации подземных сооружений (не связанных с добычей)

    за 1 ед. полезного ископаемого, подлежащего хранению
    (Например: за 1 тонну или за 1 тыс. м 3 )

    Конкретный размер ставки устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр и предусматривается в Лицензии на право пользования недрами.

    Согласно ст. 43 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 облагаемой базой по каждому основанию признается:

    При поиске и оценке месторождений площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, уменьшенная на площадь возвращенной части лицензионного участка и площадь территорий открытых месторождений

    При разведке месторождений площадь лицензионного участка уменьшенная на площадь возвращенной части лицензионного участка и площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов (Данные о площади лицензионного участка, площади территорий открытых месторождений, площади возвращенной части лицензионного участка и площади участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов содержатся в лицензии на право пользования недрами, либо в изменениях к лицензии или в решении территориального органа Роснедр.).

    При строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

    (При этом исчисление и внесение в бюджет платежей производится только при проведении работ по строительству и эксплуатации сооружений, связанных с хранением нефти, газового конденсата, природного газа и гелия.) количество полезного ископаемого, подлежащего хранению

    Порядок уплаты и представления отчётности

    Платежи в размере 1/4 годовой суммы уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в течение года.

    Форма отчётности: Расчёт регулярных платежей за пользование недрами пользователи недр представляют в территориальные органы ФНС России и Роснедр по местонахождению участков недр ежеквартально по утвержденной форме.

    Льготы в рамках данного вида платежей не предусмотрены.

    Ответственность за нарушение законодательства

    Налоговые органы с учетом неналогового характера (установлены Законом Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 N2395-1, не являющимся актом законодательства о налогах и сборах) регулярных платежей за пользование недрами при выявлении нарушений законодательства о недропользовании, в том числе нарушения порядка исчисления и внесения в бюджет регулярных платежей за пользование недрами, порядка представления расчетов, не уполномочены применять предусмотренные действующим законодательством (главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации, а также за административные правонарушения, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях) меры ответственности.

    Система налогообложения недропользования (НДПИ и неналоговые платежи)

    Недра являются природным объектом, их полезные свойства используются для удовлетворения различных потребностей государства, муниципальных образований, юридических лиц и граждан

    недра могут предоставляться в пользование для следующих целей:

    — регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

    — геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

    — разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

    — строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

    — образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

    — сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

    В ст. 1.2 Закона о недрах закреплено право государственной собственности на недра. В основе механизма реализации данного права лежит принцип платности недропользования в Российской Федерации, который предполагает взимание обязательных платежей при пользовании недрами, поступающих в доход государства.

    Платежи за пользование недрами логичнее рассматривать в системе природно-ресурсных платежей.

    Действующее законодательство предусматривает две системы налогообложения в области недропользования:

    — общую систему, включающую в себя платежи, предусмотренные Законом о недрах, налог на добычу полезных ископаемых, а также иные налоги и сборы, взимаемые с субъектов предпринимательской деятельности;

    — специальный налоговый режим, действующий в случае заключения соглашения о разделе продукции. Система налогов, сборов и иных обязательных платежей, взимаемых при недропользовании, окончательно сложилась в 2002 г., после вступления в силу гл. 26 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), а также ряда иных нормативных правовых актов. В нее были внесены коррективы в 2003 г., связанные с принятием гл. 26.4 НК РФ, которая устанавливает специальный налоговый режим раздела продукции. Вступление в силу гл. 26 и 26.4 НК РФ, а также ряда других нормативных правовых актов значительно видоизменило систему налогов, сборов и иных обязательных платежей, взимаемых в сфере недропользования. В настоящее время пользователи недр обязаны уплачивать все налоги и сборы, установленные для субъектов предпринимательской деятельности (НДС, налог на прибыль (доходы), акцизы и др.), а также налог на добычу полезных ископаемых и ряд обязательных платежей, установленных Законом о недрах. Только налогоплательщики, заключившие соглашения о разделе продукции, освобождаются от уплаты некоторых из таких налогов.

    Указанные налоги, сборы и иные обязательные платежи взимаются исключительно в тех случаях, когда поиск, разведка и добыча минерального сырья, а также использование недр с иными целями осуществляются на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации. Общую систему налогообложения образуют две группы обязательных платежей:

    — обязательные платежи, предусмотренные Законом о недрах;

    — налоги и сборы, предусмотренные НК РФ.

    На основании ст. 39 Закона о недрах при недропользовании уплачиваются следующие обязательные платежи:

    — разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

    — регулярные платежи за пользование недрами;

    — сбор за участие в конкурсе (аукционе);

    В соответствии со ст. 40 Закона о недрах недропользователи, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Минимальные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10% от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации. Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами. Не допускается установление в лицензии размера разовых платежей за пользование недрами ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из этих платежей ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя. Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.

    Ст. 42 Закона о недрах установлен сбор за участие в конкурсе (аукционе). Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов.

    Регулярные платежи за пользование недрами взимаются согласно ст. 43 Закона о недрах за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).

    Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

    «Базовым» налогом в области недропользования является налог на добычу полезных ископаемых. Целью его установления является перераспределение доходов от реализации добытых полезных ископаемых от недропользователей к государству. НДПИ в соответствии с п. 6 ст. 13 НК РФ относится к федеральным налогам.

    Правовую основу взимания указанного налога составляет гл. 26 Налогового кодекса РФ. Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, которым в пользование предоставлены участки недр в соответствии с действующим законодательством РФ.

    В соответствии со ст. 336 НК РФ объектом налога на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации (на арендуемых территориях или используемых на основании международного договора), а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.

    Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340. Налоговая база при добыче угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно.. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема. Количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы нетто. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом.

    Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, определяемому в соотвествии со статьей 337 настоящего Кодекса. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

    Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

    1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий; 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого; 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

    Налоговым периодом признается календарный месяц. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Сумма налога по добытым полезным ископаемым, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

    Сумма налога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

    Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, если сумма налога не исчисляется в соответствии с настоящей статьей по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого, сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

    Специальный налоговый режим имеет право применять инвестор, т.е. юридическое лицо или созданное на основе договора о совместной деятельности объединение юридических лиц, заключившее соглашение о разделе продукции и осуществляющее вложение средств в поиск, разведку и добычу минерального сырья. При этом заключенное соглашение должно удовлетворять следующим условиям, перечисленным в статье 346.35 НК РФ:

    · соглашения должны быть заключены после того, как признан несостоявшимся аукцион по предоставлению права пользования недрами, являющимися объектом соглашения.

    · соглашение должно предусматривать увеличение доли продукции, получаемой государством, если улучшились показатели инвестиционной эффективности по сравнению с теми, которые установлены в соглашении.

    · когда соглашение предусматривает раздел произведенной продукции (или ее стоимости) между государством и инвестором, доля государства должна быть не менее 32 процентов.

    Читать еще:  Форма 070/у справки для получения санаторной путёвки

    В соответствии с НК РФ режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции.

    Для перехода на специальный налоговый режим налогоплательщик должен подать в налоговые органы письменное уведомление и приложить документы, подтверждающие право на применение режима. Это соглашение о разделе продукции, решение об утверждении результатов аукциона и о признании его несостоявшимся (ст. 346.35 НК РФ).

    Если в соответствии с соглашением продукция делится после того, как из нее выделена часть, равная по стоимости расходам инвестора (п. 1 ст. 8 закона о СРП), то инвестор платит НДС, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, платежи за пользование природными ресурсами, плату за негативное воздействие на окружающую среду, плату за пользование водными объектами, госпошлину, таможенные сборы, земельный налог и акцизы.

    Если в соответствии с соглашением между инвестором и государством разделяется полученная продукция без компенсации расходов инвестора (п. 2 ст. 8 закона о СРП), то инвестор платит государственную пошлину, таможенные сборы, НДС и плату за негативное воздействие на окружающую среду.

    Налогоплательщики, заключившие соглашения о разделе продукции, освобождаются от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с НК РФ по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

    Кроме того, в отношении плательщика установлены свои правила исчисления налогов на добычу полезных ископаемых, на прибыль и НДС, (ст.ст. 346.38, 346.39 НК РФ). Так, инвесторы должны отдельно считать доходы и расходы по каждому соглашению, ставка налога на прибыль фиксируется на все время действия соглашения о разделе продукции. А в отношении НДС прописано, что налог, уплаченный поставщикам, возмещается даже при отсутствии у инвестора реализации в течение налогового периода.

    Налогоплательщик представляет в налоговые органы налоговые декларации по местонахождению участка недр, предоставленного в пользование на условиях соглашения. Налогоплательщик не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому, представляет в налоговые органы программу работ и смету расходов по соглашению на следующий год. По вновь введенным соглашениям в срок до начала работ налогоплательщик представляет в налоговые органы программу работ и смету расходов по соглашению на текущий год.

    Статья 43. Регулярные платежи за пользование недрами

    1. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

    Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).

    В целях настоящей статьи к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

    Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

    • 1) пользование недрами для регионального геологического изучения;
    • 2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
    • 3) исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;
    • 3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
    • 4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

    2. Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

    Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части участка недр. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:

    • по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, — за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов;
    • по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, — за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

    Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

    Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, в отношении участков недр местного значения уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, в следующих пределах:

    (рублей за 1 кв. км участка недр)

    1. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях

    поиска и оценки месторождений полезных ископаемых

    Углеводородное сырье 120 540

    Углеводородное сырье на 50 225

    Российской Федерации и в

    зоне Российской Федерации, а

    также за пределами Российской

    Федерации на территориях,

    находящихся под юрисдикцией

    Драгоценные металлы 90 405

    Металлические полезные 50 225

    Россыпные месторождения 45 205

    полезных ископаемых всех

    Неметаллические полезные 27 135

    ископаемые, уголь, горючие

    Прочие твердые полезные 20 75

    Подземные воды 30 135

    2. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях

    разведки полезных ископаемых

    Углеводородное сырье 5000 20000

    Углеводородное сырье на

    Российской Федерации и в

    зоне Российской Федерации, а

    также за пределами Российской

    Федерации на территориях,

    находящихся под юрисдикцией

    Российской Федерации 4000 16000

    Драгоценные металлы 3000 18000

    ископаемые 1900 10500

    полезных ископаемых всех видов 1500 12000

    ископаемые 1500 7500

    Прочие твердые полезные

    ископаемые 1000 10000

    Подземные воды 800 1650

    3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при

    строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с

    добычей полезных ископаемых

    Хранение нефти и газоконденсата

    (рублей за 1 тонну) 3,5 5

    Хранение природного газа и гелия

    (рублей за 1 000 куб. м) 0,2 0,25

  • Сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в течение года равными долями.
  • 3. Размеры регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются соглашениями о разделе продукции в пределах, установленных настоящей статьей.

    При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», применяются условия исчисления и уплаты регулярных платежей, установленные указанными соглашениями.

    При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных после вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и до вступления в силу настоящей статьи, уплата регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания каждого такого соглашения.

    4. Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

    Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а суммы указанных платежей направляются в федеральный бюджет.

    5. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    6. Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной и налоговой деятельности, по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр.

    Как перечислить платежи за пользование недрами в бюджет

    38. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

    За пользование недрами устанавливаются следующие платежи:

    1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

    2) регулярные платежи за пользование недрами;

    3) плата за геологическую информацию о недрах;

    4) сбор за участие в конкурсе, аукционе;

    5) сбор за выдачу лицензий.

    Соглашениями о разделе продукции предусматривается раздел добытого сырья между РФ и пользователем недр. Пользователи недр, выступающие стороной такого соглашения, освобождаются от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством РФ.

    Порядок, размеры платежей при пользовании недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством, действовавшим на дату подписания соглашения.

    Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (разовые платежи за пользование недрами).

    Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10 % от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации.

    Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами.

    Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.

    Размеры разовых платежей за пользование недрами, а также порядок их уплаты при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции.

    Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, зачисляются в бюджеты федеральный и субъектов РФ в соответствии с бюджетным законодательством.

    Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск, оценку, разведку, геологическое изучение месторождений полезных ископаемых.

    Плата за геологическую информацию о недрах, полученная в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр. Размер платы за геологическую информацию и порядок ее взимания определяются Правительством РФ. Размер платы за геологическую информацию и порядок ее взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции.

    Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов.

    Сбор за выдачу лицензий на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче указанной лицензии. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.

    Платежи за недра

    В настоящее время действует следующая система платежей за недра:

    • платежи за право пользования недрами;

    • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (на геологоразведочные работы);

    • акцизный сбор по отдельным видам добываемого сырья;

    • отчисления в фонд ценового регулирования Минфина России при поставках нефти и природного газа;

    • сбор за выдачу лицензий за право пользования недрами;

    • платежи за право пользования акваторией и участками морского дна.

    Платежи за право пользования недрами осуществляются с целью:

    • создания у местных органов управления экономической заинтересованности в разработке минеральных ресурсов на соответствующей территории и выдаче разрешения на их разработку;

    • стимулирования рационального и комплексного использования различных видов полезных ископаемых;

    • приведения общей системы условий пользования недрами в России в соответствие с общемировыми тенденциями рыночных отношений;

    • создания устойчивого финансирования мероприятий по развитию минерально-сырьевой базы регионов и на охрану минеральных ресурсов.

    Плата за право пользования недрами может взиматься в форме денежных платежей, а также части объема добытого минерального сырья или иной производимой недропользователем продукции, в форме выполнения работ или предоставления услуг либо путем зачета сумм предстоящих платежей в федеральный, региональный или местный бюджет в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Форма внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту недропользования устанавливаются в лицензии, которая выдается совместно региональным органом власти и Министерством природных ресурсов РФ или его территориальными подразделениями.

    Платежи за право пользования недрами взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Разовые взносы выплачиваются в размерах и сроки, указанные в лицензии, а регулярные платежи – в течение всего периода эксплуатации месторождения.

    Платежи за право пользования недрами в свою очередь включают три группы платежей:

    • платежи за право добычи полезных ископаемых;

    • платежи за право на использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств;

    • платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

    Регулярные денежные платежи за право добычи полезных ископаемых устанавливаются в размере процентов от стоимости добытой продукции, рассчитанной на основе оптовых цен предприятий (обычно от 1 до 8%), в зависимости от вида добываемого сырья.

    Платежи за право на использование отходов в горнодобывающих и перерабатывающих производствах устанавливаются в размере 25–50% платежей за право на добычу соответствующих полезных ископаемых. И в том и в другом случае платежи включаются в затраты на добычу (производство) сырья.

    Размер платежей за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, определяется в пределах 1-3% от сметной стоимости объекта и стоимости предоставляемых услуг его эксплуатации. Платежи включаются в стоимость сооружений.

    Платежи за право пользования недрами поступают в федеральный, региональные (республик, краев, областей, автономных образований) и местные (районов, городов) бюджеты в соответствии с территорией, на которой осуществляется пользование недрами, и распределяются в установленной пропорции.

    Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы производятся от стоимости товарной продукции из добытых предприятиями полезных ископаемых. Эти отчисления взимаются только в денежной форме. Ставки отчислений по полезным ископаемым и их компонентам утверждаются Правительством РФ на соответствующий период в виде процентов от стоимости товарной продукции (от 2 до 17%) в зависимости от видa полезных ископаемых.

    Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, включаются в себестоимость добычи и перечисляются в соответствующие бюджеты раз в месяц, или квартал, или год в зависимости от объема отчислений.

    Распределение этих отчислений по бюджетам разного уровня осуществляется в том же порядке, как и платежей за право пользования недрами.

    Введение акцизного сбора по отдельным видам добываемого минерального сырья производится специальным законодательным актом Российской Федерации по тем видам сырья, которое добывается из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками при получении пользователями недр сверхнормативной прибыли, содержащейся в цене продукции. Примером подобных отчислений может служить акцизный сбор на нефть, включая газовый инденсат, взимаемый с ряда нефтеперерабатывающих предприятий.

    Размер сборов за выдачу лицензий на право пользования недрами и порядок их взимания определяется Министерством природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством финансов РФ исходя из расходов на экспертизу заявок на получение лицензий, организацию конкурсов и аукционов, оплату пакетов геологической информации и иных расходов, связанных с предоставлением лицензий.

    Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна устанавливаются в зависимости от арендуемой площади, ее конфигурации, мощности водной толщи, целей пользования недрами, продуктивности акватории, а также с учетом наличия навигационных путей, коммуникаций и технических сооружений в районе работ. Размер платежей устанавливается органами, предоставляющими лицензию на право пользования конкретной акваторией и участками морского дна, по согласованию с Минприроды России и другими компетентными органами.

    Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в границах территориального моря (12-мильной зоны) поступают как в региональный (60%), так и в федеральный бюджет (40%).

    Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в пределах морской экономической зоны (200-мильной зоны) поступают полностью в федеральный бюджет.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector