Piteryust.ru

Юридическая консультация онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сельхозорганизации воспользоваться льготой по водному налогу

Водный налог: льготы, освобождение от уплаты налога

Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ не содержит упоминаний о предоставлении юридическим и физическим лицам льготы по водному налогу, в некоторых статьях НК РФ раскрываются способы снижения суммы налога или полного освобождения от его уплаты. В данной статье мы рассказываем о том, в каких случаях водный налог не уплачивается, какие условия необходимо соблюдаться для применения льготы, возможно ли применение льгот при отсутствии лицензии, какая налоговая отчетность содержит сведения о льготах по водному налогу.

Льготы по водному налогу: в каких случаях налог на воду не уплачивается

Полный перечень операций с водными объектами, которые не облагаются водным налогом, приведен в пункте 2 статьи 333.9 Налогового кодекса. Пользование водными ресурсами из природных объектов и забор воды относятся к деятельности, облагаемой водным налогом. Однако, в перечисленных ниже случаях данный вид налога не уплачивается на законных основаниях:

  1. Вода из природных водных объектов используется для поливки сада или огорода, орошения сельскохозяйственных угодий, стоянки плавучих средств, не систематических посадок воздушных транспортных средств, строительства и размещения гидротехнических сооружений, дноуглубительных работ и пр.
  2. Забор воды производится с целью извлечения природных лечебных ресурсов или полезных ископаемых.
  3. Забор воды из водных объектов производится для обеспечения работы судового оборудования, нужд пожарной безопасности, ликвидации последствий аварий.

к содержанию ↑

Целевое разграничение использования воды – условие для применения льготы

Ставки по уплате водного налога не во всех случаях эксплуатации водных объектов одинаковы – они делятся на:

  • общие (такие ставки перечислены в тексте пп. 1-1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • сниженные (о них говорится в тексте п. 3 ст. 333.12 НК РФ лишь для проведения вычислений водного налога, если вода забирается для водоснабжения населения).

Однако, существуют предприятия, которые используют воду из природных объектов одновременно для водоснабжения населения и производственных нужд фирмы. В таком случае можно разграничить объемы забираемой воды по цели ее добычи.

Только при условии разделения закон позволяет применять сниженную ставку по водному налогу в отношении воды, забор которой производится для нужд населения. Подобное целевое разграничение использования воды:

  • Налоги ИП на ОСНО: какие налоги платить
  • Налоги для ИП и льготы в связи с коронавирусом
  • Налоги ИП в 2021 году без работников: обязательные платежи
  • Налог с продажи квартиры полученной по наследству
  • Налог с продажи построенного дома
  • Налог с продажи квартиры нерезидентом
  • Налог с продажи квартиры пенсионерам
  • обеспечивается технологически (на предприятии устанавливаются счетчики, работники ведут учет объемов использованный с разными целями воды и документируют ее расход);
  • оформляется в отдельной лицензии на эксплуатацию водного объекта (в лицензии уточняется цель использования заборных подземных вод и обозначается ПДО – предельно-допустимый объем использования).

к содержанию ↑

Как отразить в декларации право на применение льготы по водному налогу

В декларации по уплате водного налога имеется несколько специальных строк для отражения прав на использование льгот (все находятся во 2 разделе):

Для сведений о полученной лицензии на забор воды из водных объектов (серия, №, вид)

Для обозначения целей добычи воды (код). Ставится «1», если вода необходима для водоснабжения населения.

Для определения ставки по водному налогу за 1 куб. м.

Экспертное мнение к вопросу о том, возможно ли применение льготы при отсутствии лицензии

Российские суды придерживаются иного мнения, поскольку в тексте главы 25.2 Налогового кодекса РФ не сказано, что плательщик налога, использующий воду для водоснабжения населения, обязан получать лицензию на добычу воды из природных недр, чтобы рассчитывать налог по льготной ставке. Зато суды согласны с мнением Минфина по поводу необходимости учета объемов воды, использованной именно с целью водоснабжения людей – объемы воды, переданной впоследствии населению, требуется документально подтверждать.

Законодательные акты по теме

О необходимости раздельного учета воды, используемой для производственных нужд и водоснабжения населения, с целью получения льготы по водному налогу

О необходимости раздельного учета воды, использованной в производственных целях и для снабжения населения

Типичные ошибки

Ошибка: Предприятие не ведет раздельного учета использования воды в производственных целях и для нужд населения. Налогоплательщик претендует на льготу по уплате водного налога.

Комментарий: Если не ведется раздельный учет используемой для различных нужд заборной воды, значит, у предприятия не будет документального подтверждения прав на сниженную ставку по налогу в отношении воды, переданной в пользование населению. Соответственно, налог должен быть уплачен по общим ставкам.

Ошибка: Юридическое лицо занимается добычей полезных ископаемых, производя при этом забор воды из реки. Компания подает декларацию по уплате водного налога.

Комментарий: Если забор воды осуществляется для добычи полезных ископаемых, водный налог уплачивать не требуется.

Ответы на распространенные вопросы о том, как получить льготы по водному налогу

Вопрос №1: Где взять значение налоговой ставки по водному налогу за 1 куб.м. Добытой воды, если она используется для водоснабжения населения?

Ответ: Значения указаны в тексте п. 3 ст. 333.12 НК РФ.

Вопрос №2: Можно ли учитывать сниженную ставку по водному налогу, если компания, занимающаяся водоснабжением населения, не имеет лицензии на забор воды?

Ответ: Во избежание споров с налоговыми органами, лучше оформить лицензию на добычу воды из природных недр. Несмотря на то, что суды зачастую встают на сторону налогоплательщика в данном вопросе, эксперты Минфина требуют наличия лицензии.

Виды льгот по налогам для физических лиц

Одним из вариантов предоставления льгот физическим и юридическим лицам, предусмотренным налоговым законодательством, является освобождения от уплаты некоторых видов налоговых сборов, при наличии соответственных оснований и условий. Так, например, предусматривается предоставление льгот по имущественному налогу для физического лица.

Виды льгот Федерального уровня

Основные налоговые льготы установлены в Налоговом Кодексе РФ. Эти льготы имеют юридическую силу на территории всей страны. Отмена норм, предусматривающих льготы кодексом на региональном уровне не допускается.

Налоговым законодательством предусматривается передача части полномочий по установлению налогообложения органам власти субъектов страны, а также органам власти местного уровня. Действие таких налоговых норм распространяется на территорию конкретного субъекта или конкретной муниципальной единицы.

Итак, на основании норм кодекса к налогам, которые устанавливаются субъектом, относят:

  1. На имущество предприятий;
  2. На игорный бизнес;
  3. Транспортный налог для физических лиц и юридических лиц.

К платежам местного уровня отнесены:

  1. Земельный налог для физических лиц и юридических лиц;
  2. Налог на имущество;
  3. Торговый сбор.

Итак, какая же специфика льгот по имущественным налогам для физических лиц?

Транспортный налог

Такой налог взимается в связи с наличием в собственности транспортного средства. Нормы по налогообложению устанавливаются на федеральном уровне и дополняются нормами, разрабатываемыми субъектами.

Так, на основании федеральных уровня сумма налогообложения зависит от:

  • Вида транспортного средства;
  • Мощности двигателя транспортного средства (от лошадей).

Не подлежат обложению следующие виды транспортных средств:

  • Автомобили инвалидов, мощность которых не превышает сто лошадиных сил;
  • Спецтехника;
  • Лодки;
  • Транспортные средства, которые получили статус угнанных в соответствии с решением уполномоченных органов;
  • Морские, речные суда.

В различных регионах эти нормы могут быть дополнены на законодательном уровне. Например, у субъектов есть возможность установить льготные категории граждан, которые могут быть освобождены полностью от уплаты сбора или ставка, для которых снижена.

Если Вы – уже пенсионер и хотите получить скидку на оплату транспортного сбора или не платить то необходимо обратиться в органы фискальной службы. Только по факту Вашего обращения и подтверждения статуса льготника по возрасту тогда можете рассчитывать на получение льготной скидки.

В случае, если Вы достигли пенсионного возраста и не сообщили об этом в ИФНС, то Вам будет направлено уведомление об уплате сбора в полном объеме.

К льготным категориям, которые могут быть установлены властями соответствующего региона, могут быть отнесены:

  1. Граждане, признанные малоимущими;
  2. Семьи, которые имеют статус многодетных;
  3. Герои СССР и РФ;
  4. Ветераны и инвалиды ВОВ, а также участники иных боевых действий;
  5. Собственники транспортных средств, которые не обладают большой мощностью двигателя.

Перечень льгот, а также лиц, которые вправе на них претендовать, можно узнать на сайте региональных Правительств, законодательных органов.

Земельный налог

Изменился налог на земельный участок, теперь, осуществление платежей производится с учетом не только региональных норм, но и правил, установленных местными органами власти.

На уровне государства закреплен перечень лиц, которые от уплаты налогового сбора освобождены.

  • Герои СССР, РФ и кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды первой и второй групп, получившие их до 01.01.2014, в том числе инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды ВОВ и других боевых действий;
  • лица, задействованные в непосредственном испытании термоядерного и ядерного видов вооружения;
  • лица больные лучевой болезнью, вследствие участия в испытаниях ядерного и термоядерного видов вооружений.

Налог на имущество

Имущественный налог подлежит уплате, как физическим лицом, так и организациями, которые зарегистрировались в установленном порядке.

Внесение налогового платежа физическими лицами, регулируется нормами местного законодательства, внесение платежей организациями регулируется законами субъектов.

Налоговым законодательством установлен большой реестр физических лиц, освобождающихся от оплаты платежей по имущественному налогу.

Внесение платежей физическими лицами по налогу на имущество.

Так, например, к ним отнесены следующие категории лиц:

  1. Лица, имеющие статус инвалидов I, II группы;
  2. Ветераны ВОВ и участники других военных действий;
  3. Лица, имеющие звание Героя СССР и РФ;
  4. Лица, проходившие военную службу;
  5. Военные пенсионеры;
  6. Лица, находящиеся на пенсионном обеспечении.

Для организаций дозволяется освобождение от осуществления налогового платежа, если они зарегистрированы в качестве:

  1. Религиозной организации;
  2. Организации осуществляющей поддержку лиц, имеющих статус инвалида;
  3. Организации, которая осуществляет производство фармакологических товаров и другие организации.

Налоги для сельскохозяйственных производителей

Налогоплательщики, занимающиеся сельским хозяйством, имеют право на нулевую ставку по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 1.3 статьи 284 Налогового кодекса или на применение специального налогового режима в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в соответствии с главой 26.1 НК РФ. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора.

Сельскохозяйственные производители – кто они?

Сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей применения главы 25 НК РФ признаются организации, отвечающие критериям, приведенным в статье 346.2 НК РФ:

  • организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), реализующие эту продукцию;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

При этом должны быть соблюдены определенные условия: в общем доходе от реализации таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукты ее первичной переработки, произведенные ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.

В налоговых целях сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

  • градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
  • сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы)).

При этом указанные организации должны удовлетворять следующим условиям:

  • в общем доходе от реализации доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых их на основании договоров фрахтования.

Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), то им не нужно подтверждать статус сельхозпроизводителя 70-процентной долей дохода от реализации сельхозпродукции, поскольку оно уже является таковым по закону. Об этом сказано в Письме Минсельхоза России от 19 сентября 2016 г. № 14/232.

КФХ – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. КФХ признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и им в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Таким образом, КФХ, как признанный по закону сельхозпроизводитель, сразу имеет право на льготное налогообложение прибыли. Но, чтобы применять режим ЕСХН, соответствовать установленным критериям об удельном весе (70% и более) доли доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации нужно и КФХ.

Особенности налогообложения сельскохозяйственных производителей

Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ плательщики ЕСХН не уплачивают:

  • налог на прибыль для организаций и НДФЛ для индивидуальных предпринимателей;
  • НДС;
  • налог на имущество.

Те, кто предпочел нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ), имеют возможность предъявлять НДС покупателям – плательщикам НДС. Хотя по многим видам сельхозпродукции применяется пониженная ставка НДС в размере 10%. Также они платят еще и налог на имущество.

Нулевая ставка по прибыли

Итак, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей есть возможность выбора. Они могут применять специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН или, отказавшись от него, платить налог на прибыль по нулевой ставке по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной или собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Данные налогоплательщики должны отвечать критериям, установленными пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ (для сельского хозяйства), или критериям, приведенным в подпункте 1 или 1.1 пункта 2.1 той же статьи (для рыболовецких организаций).

А именно: доля выручки от реализации произведенной продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов или их вылова должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.

На какие доходы распространяется нулевая ставка

Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельхозпроизводителей ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 0% только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции. В отношении деятельности, не связанной с сельхозпроизводством, применяется общая ставка 20%.

Заметим, что, в отличие от образовательных или медицинских организаций, у сельскохозяйственных производителей нет права выбора, какую ставку – общеустановленную (20%) или специальную (0%) – применять при исчислении налога с прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. Эта прибыль должна облагаться только по ставке 0%.

В отношении же доходов по иным видам деятельности сельскохозяйственные производители применяют налоговые ставки, установленные статьей 284 НК РФ. При этом они должны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 2 ст. 274 НК РФ).

Следует обратить на то, что в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ говорится не просто о реализации сельскохозяйственной продукции, а о деятельности, связанной с такой реализацией. Поэтому это могут быть любого рода доходы, даже внереализационные, если они напрямую связаны с основной сельскохозяйственной деятельностью. Тогда к ним может быть применена ставка 0 процентов на основании пункта 2 статьи 274 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • внереализационные доходы.

Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой не по ставке 20 процентов, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные.

Исходя из этого, такие расходы, к примеру, как возмещение ущерба, понесенного в результате падежа животных из-за некачественного корма, может рассматриваться в качестве внереализационных доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции. А значит, в отношении указанных доходов можно применять ставку налога на прибыль 0 процентов. На это обратил внимание Минфин России в письме от 12 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/7737.

Этот вывод может распространяться и на другие подобные доходы, получаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в процессе своей деятельности.

Таким образом, доходы и расходы (в том числе внереализационные доходы и расходы) должны учитываться раздельно для целей налогообложения по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам.

Как перейти на ЕСХН

Сельскохозяйственные товаропроизводители могут не использовать общий режим налогообложения, а перейти на уплату ЕСХН. Не вправе перейти на уплату ЕСХН организации и предприниматели:

  • у которых в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг доля дохода от реализации сельхозпродукции и (или) рыбы (включая продукцию первичной переработки) составляет менее 70%. Этот показатель определяется по итогам работы за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на ЕСХН;
  • занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.
Читать еще:  Как получить налоговый вычет по НДФЛ по расходам на страхование жизни

Перейти на уплату ЕСХН можно, подав соответствующее уведомление в свою налоговую инспекцию. Лица, оказывающие услуги сельхозпроизводителям в области растениеводства и животноводства и изъявившие желание перейти на применение ЕСХН с 1 января 2017 года, уведомляют налоговую инспекцию о переходе на этот режим не позднее 15 февраля 2017 года.

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, а отчетным – полугодие. Декларации по итогам полугодия предоставлять не нужно, но нужно платить авансовые платежи по ЕСХН. Годовую декларацию фирма должна представить в инспекцию до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма декларации по ЕСХН и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 28 июля 2014 года №ММВ-7-3/384@ (в редакции Приказа ФНС России от 1 февраля 2016 г. № ММВ-7-3/51@).

Если статус сельхозпроизводителя утрачен

Пункт 1.3 статьи 284 НК РФ и глава 26.1 НК РФ устанавливают только условие соответствия статусу сельхозпроизводителя, чтобы применять ставку 0% по деятельности, связанной с реализацией сельхозпродукции. Налоговые последствия невыполнения этого условия в виде пеней и штрафов нигде не оговорены.

Однако в пункте 4 статьи 346.3 НК РФ прописан алгоритм действий налогоплательщика при утрате им статуса сельскохозяйственного производителя. А именно: если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение. В связи с этим налогоплательщик в течение месяца по окончании соответствующего налогового периода (то есть в течение января) должен:

  • пересчитать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль за год с применением ставки 20%;
  • уплатить в бюджет начисленные авансовые платежи по налогу;
  • представить уточненные декларации.

Водный налог — ставки 2020 -2021

Шумиха вокруг водного налога развернулась нешуточная, ведь последние поправки в законы «О недрах» и «О садоводстве и огородничестве» диктуют новые правила использования подземных вод, которые являются недрами и, соответственно, принадлежат государству. Так давайте разберемся каким же будет водный налог с 2020 года и так ли страшен черт, как его малюют.

Новый налог на воду, а новый ли он?

Спекуляций на теме нового налога на воду в 2020 г. тьма тьмущая, причем «теоретики» уже объединили в одно «судопроизводство» и увеличение расходов госбюджета, и поправки в конституцию, и COVID-19. Согласно их теории, все это повлияло на то, что использование подземных вод теперь будет платным, ведь это недра.
Первое, что хочется разъяснить, так это то, что действительно, использование недр – услуга платная, но так было всегда и останется в 2021 году! На использование недр во все времена получалась соответствующая лицензия, которая четко определяла условия, сроки и объемы использования природных богатств, а подземные воды – это самые натуральные недра.
Однако, в законе «О недрах» давно существует Статья 19, которая гласит:

Правообладатели земельных участков имеют полное право использовать в собственных (не коммерческих) целях общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды (в объеме не более 100 м3/сутки), которые находятся в границах их наделов.

Эта статья никуда не делась и до сих пор «жива и здорова», а значит продолжаем пользоваться личными колодцами на своих участках бесплатно (при соблюдении лимита в 100 м 3 /сутки и при использовании в личных (некоммерческих) целях, конечно). Также смело черпаем воду для полива своих участков из ближайших водных объектов, поскольку сие действие не является объектом налогообложения.

Кто платит налог на воду?

Так раз использование подземных вод в коммерческих целях давным-давно платное, тогда что же получается, обременение водным налогом в 2020 г. – новостная утка?

Не совсем так, а точнее всего лишь, как обычно, стремление раздуть из мухи слона и сделать исключительную сенсацию за счет рассеивания паники.

Да, действительно, 1 января 2020 г. истек срок действия так называемой «водной амнистии», но что это значит на самом деле, мало кто понимает. Поясним.

217-ФЗ внес в список участков недр местного значения, участки, используемые для целей хозяйственно-бытового водоснабжения СНТ и ОНТ (не в коммерческих целях), а значит теперь за использование скважин общего пользования в СНТ и ОНТ, придется платить. Т.е. необходимо получить соответствующую лицензию, поставить счетчики, на основании которых будет производиться оплата потребляемой воды (подробнее читайте в нашей статье: «Лицензия на скважину в СНТ»).

Однако в принятом законе нет ни слова о скважинах и колодцах, расположенных на участках, находящихся в собственности или личном пользовании граждан.

Конечно, если на вашем участке находится скважина, с помощью которой вы добываете подземные воды для их последующих бутилирования и продажи, за такое использование недр придется заплатить. За использование же подземных вод для собственных нужд на территории личного участка по-прежнему платить не надо.

Ставки водного налога, тарифы и сроки уплаты

Но поскольку водный налог в 2021 г. не выдумка и за коллективно используемую воду взимается плата, необходимо разобраться в тарифах и налоговых ставах на воду.
Например, налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам и выглядят следующим образом:

В 2020 г. налоговые ставки, представленные в таблице выше, применялись с коэффициентом 2,31, а в 2021 г. коэффициент повысили до 2,66.

Налоговым периодом при оплате водного налога считается квартал, т.е. уплачивается раз в 3 месяца (не позднее чем 20-е число месяца, следующего за истекшим кварталом).

Как рассчитать и как оплачивать водный налог в 2021 году? Декларация по водному налогу

Величина водного налога рассчитывается пользователем самостоятельно. Арифметика достаточно проста и в 2021 году выглядит следующим образом:
Количество использованной воды*налоговая ставка*коэффициент 2,66

Например, жители СНТ Нефтяник (Московская область) за квартал израсходовали 5000 м 3 воды из скважины общего пользования, в таком случае расчет налога за воду будет выглядеть следующим образом:
5 (поскольку ставка устанавливается за 1000 м 3 )*264руб.*2,66
Итого: 3511,2 руб.

Не забывайте, если вы превысили лимит водопользования, придется оплачивать повышенный тариф (пятикратный размер ставки).

Налоговая декларация по водному налогу подается по месту нахождения объекта. Форма данной декларации утверждена приказом Министерства Финансов РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/497@.

Существуют ли налоговые льготы по водному налогу?

  • Где в Налоговом кодексе написано о льготах по водному налогу?
  • Когда налог на воду не уплачивается?
  • Целевое разграничение использования воды — условие для применения льготы
  • Применяется ли льгота, если нет лицензии?
  • Какая налоговая отчетность содержит информацию о «водных» льготах?
  • Итоги

Где в Налоговом кодексе написано о льготах по водному налогу?

НК РФ структурирован таким образом, что по многим налогам описание льгот не нужно долго искать — они выделены в отдельную статью. Например:

  • по транспортному налогу — в ст. 361.1;
  • по земельному налогу — в ст. 395;

Узнайте, что предпринять имеющему право на «земельную» льготу физлицу для ее получения.

  • по налогу на имущество организаций — ст. 381;
  • имущественные льготы физлиц — ст. 407.

Внимание! О льготах по земельному и транспортному налогу, налогоплательщики обязаны сообщать ФНС по специальной форме. Подробности см. здесь.

О льготах водного налога кодекс умалчивает — в гл. 25.2 НК РФ отдельной статьи с названием «налоговые льготы» нет. При этом в статьях этой главы все-таки можно найти «льготные» элементы, а именно:

  • перечисление полностью освобожденных от водного налога (ВН) операций с использованием водных объектов;
  • пониженные ставки ВН для отдельных категорий потребителей воды.

Такие налоговые послабления можно отнести к льготам по ВН, хотя напрямую в кодексе они так не называются. Расскажем о них подробнее.

Когда налог на воду не уплачивается?

Использование водной акватории и откачка из нее воды — это операции с водой, облагаемые ВН. При этом вы можете не платить налог, если:

  • забираете воду для специфичных целей: ликвидации последствий аварий, нужд пожарной безопасности или для обеспечения работы судового оборудования;
  • производите забор воды, содержащей полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;
  • используете акваторию для определенных операций: орошения сельхозземель, поливки огородов, разовых посадок воздушных судов, стоянки плавсредств, проведения дноуглубительных работ, размещения и строительства гидротехнических сооружений и т. д.

Полный список не подлежащих обложению ВН операций приведен в п. 2 ст. 333.9 НК РФ.

Исчерпывающую информацию, касающуюся водного налога, узнайте здесь.

Освобождение указанных видов водопользования от уплаты ВН позволяет налогоплательщикам на законных основаниях снизить налоговую нагрузку, то есть воспользоваться предусмотренным законодательством налоговым послаблением (льготой).

Как влияет на налоговую нагрузку налоговая политика государства, рассказано в этой публикации.

Целевое разграничение использования воды — условие для применения льготы

Ставки ВН для цели забора воды из водных объектов делятся:

  • на общие (пп. 1–1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • пониженные — они установлены в п. 3 ст. 333.12 НК РФ исключительно для расчета налога при заборе воды для снабжения населения.

Если вы забираете воду из источника одновременно для общепроизводственных нужд и для водоснабжения населения, можете воспользоваться пониженной ставкой ВН, при условии что разграничите воду по цели использования.

Такое разграничение должно быть:

  • оформлено в отдельной лицензии на пользование недрами — с уточнением в ней цели использования добытых подземных вод («водоснабжение населения») и обязательным указанием разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды;
  • технологически обеспечено (установлены счетчики, организовано учетное документирование объемов переданной на разные нужды воды).

Какие ставки ВН должен применять налогоплательщик при невыполнении указанных условий по разграничению, расскажем далее.

Применяется ли льгота, если нет лицензии?

Если указанные в предыдущем разделе условия не обеспечены, налогоплательщик права на применение пониженных ставок не имеет, и весь объем забираемой воды будет облагаться по общим ставкам. Такова позиция Минфина (см. письмо от 12.10.2016 № 03-06-05-02/59547). По мнению ведомства:

  • применение пониженной ставки водного налога — это льгота;
  • для ее применения требуется указание в лицензии цели использования подземных вод (для водоснабжения населения) с обязательным отражением ПДО (предельно-допустимого объема) забираемой воды.

Суды на этот счет рассуждают по-другому. К примеру, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 № Ф08-2818/2008 указано, что гл. 25.2 НК РФ не обязывает налогоплательщика (при водоснабжении населения) при отсутствии у него лицензии на водопользование уплачивать налог по общей ставке.

Узнайте больше о лицензировании и учете расходов на эту операцию из материалов:

На необходимость ведения раздельного учета воды чиновники Минфина указали в письме от 09.09.2013 № 03-06-05-02/36943. И суды в этом вопросе с ними согласны: в постановлении 17-го арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 17АП-10284/16 сказано, что фактические объемы переданной населению воды (в целях применения пониженной ставки ВН) нужно подтверждать документально.

Какая налоговая отчетность содержит информацию о «водных» льготах?

Если вы являетесь плательщиками ВН, обязательным для вас является представление декларации по этому налогу. Среди общего набора информации, необходимого для определения суммы ВН, предусмотрены отдельные строки и для льготируемых ситуаций — они расположены в разделе 2 декларации:

Строка раздела 2 декларации по водному налогу

Занесите сюда данные по лицензии на водопользование (серия, номер и вид лицензии), если вы претендуете на применение сниженной ставки в связи с водозабором для нужд населения

Проставьте в этой строке показатель объема воды, забранной из водного объекта в целях, не признаваемых объектом налогообложения (по п. 2 ст. 333.9 НК РФ)

Укажите здесь цель забора воды в закодированном виде — при водоснабжении населения проставьте цифру «1»

Отразите налоговую ставку за 1 000 м 3 — при водозаборе для нужд населения возьмите ее из п. 3 ст. 333.12 НК РФ

Декларацию по водному налогу в полном объеме можно найти здесь.

Итоги

Среди налоговых льгот по водному налогу можно назвать предоставленную п. 2 ст. 333.9 НК РФ возможность не уплачивать налог в отдельных случаях (если забранная вода используется для ликвидации последствий аварий, обеспечения пожарной безопасности и по другим основаниям).

Если водозабор осуществляется для нужд населения, можно применять пониженные ставки налога. Для этого нужно оформить лицензию и организовать учет фактически переданных населению объемов воды.

Как сельхозорганизации воспользоваться льготой по водному налогу

Хозяйства, которые используют воду для сельхозпроизводства (полив, орошение земель, водопой скота и т. д.), освобождены от уплаты водного налога. Но только если лицензия на забор воды из подземных источников оформлена должным образом.

Кто имеет право воспользоваться льготой

Напомню, что такая льгота установлена в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

При этом следует иметь в виду, что совсем не важно, из каких водных объектов – подземных или наземных – сельскохозяйственные организации берут воду для орошения земель или водопоя скота. Вместе с тем порядок водопользования подземными и наземными водами различается.

Забор воды из подземного источника

Например, в письме Минфина России от 5 мая 2012 г. № 03-06-06-02/7 рассматривался случай, когда в лицензии на право пользования подземными водами, выданной сельхозорганизации, было указано: «. добыча технических подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного объекта». Чиновники сделали вывод, что при такой формулировке нет оснований для применения льготы, предусмотренной подпунктом 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

Поэтому хозяйству пришлось уплачивать водный налог в общеустановленном порядке. То есть даже при фактическом использовании воды из подземного источника на орошение полей или водопой скота права на льготу по водному налогу не возникает.

А в письме Минфина России от 20 но­ября 2012 г. № 03-06-06-02/7 уточняется, что для освобождения от налогообложения объемов воды, забранных сельхозпредприятием для орошения или водопоя, необходимо наличие не только лицензии, но и обязательное отражение в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды.

Забор воды из наземного водоема

Однако в статье 5 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» установлено следующее. Водопользователи, которые пользуются вод­ными объектами на основании лицензий, выданных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют право пользования водными объектами до истечения срока действия лицензий и договоров.

Иными словами, если сельхозорганизация имеет лицензию на водопользование поверхностными водами, выданную до вступления в силу Водного кодекса РФ, она вправе либо продолжать пользоваться водным объектом на основании лицензии, либо заключить договор на водопользование (получить решение о предоставлении водных объектов в пользование).

В первом случае организация будет являться плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии, во втором случае – за пользование водой организация будет вносить определенную плату.

Безусловно, льготой по водному налогу по подпункту 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ могут воспользоваться лишь плательщики этого налога. То есть сельскохозяйственные организации, имеющие выданные до 2007 года лицензии на право пользования поверхностными водами для определенных в лицензии целей.

Примечательно, что в силу подпунк­та 16 пункта 3 статьи 11 Водного кодекса РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется, скажем, для водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными. То есть пользование наземным водным объектом для этих целей является бесплатным – не взимаются ни плата по договору пользования, ни водный налог.

Льготы по водному налогу

Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ не содержит упоминаний о предоставлении юридическим и физическим лицам льготы по водному налогу, в некоторых статьях НК РФ раскрываются способы снижения суммы налога или полного освобождения от его уплаты. В данной статье мы рассказываем о том, в каких случаях водный налог не уплачивается, какие условия необходимо соблюдаться для применения льготы, возможно ли применение льгот при отсутствии лицензии, какая налоговая отчетность содержит сведения о льготах по водному налогу.

Льготы по водному налогу: в каких случаях налог на воду не уплачивается

Полный перечень операций с водными объектами, которые не облагаются водным налогом, приведен в пункте 2 статьи 333.9 Налогового кодекса. Пользование водными ресурсами из природных объектов и забор воды относятся к деятельности, облагаемой водным налогом. Однако, в перечисленных ниже случаях данный вид налога не уплачивается на законных основаниях:

  1. Вода из природных водных объектов используется для поливки сада или огорода, орошения сельскохозяйственных угодий, стоянки плавучих средств, не систематических посадок воздушных транспортных средств, строительства и размещения гидротехнических сооружений, дноуглубительных работ и пр.
  2. Забор воды производится с целью извлечения природных лечебных ресурсов или полезных ископаемых.
  3. Забор воды из водных объектов производится для обеспечения работы судового оборудования, нужд пожарной безопасности, ликвидации последствий аварий.

Целевое разграничение использования воды – условие для применения льготы

Ставки по уплате водного налога не во всех случаях эксплуатации водных объектов одинаковы – они делятся на:

  • общие (такие ставки перечислены в тексте пп. 1-1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • сниженные (о них говорится в тексте п. 3 ст. 333.12 НК РФ лишь для проведения вычислений водного налога, если вода забирается для водоснабжения населения).
Читать еще:  Как открыть счет в Казначействе: пошаговая инструкция

Однако, существуют предприятия, которые используют воду из природных объектов одновременно для водоснабжения населения и производственных нужд фирмы. В таком случае можно разграничить объемы забираемой воды по цели ее добычи. Только при условии разделения закон позволяет применять сниженную ставку по водному налогу в отношении воды, забор которой производится для нужд населения. Подобное целевое разграничение использования воды:

  • обеспечивается технологически (на предприятии устанавливаются счетчики, работники ведут учет объемов использованный с разными целями воды и документируют ее расход);
  • оформляется в отдельной лицензии на эксплуатацию водного объекта (в лицензии уточняется цель использования заборных подземных вод и обозначается ПДО – предельно-допустимый объем использования).

Как отразить в декларации право на применение льготы по водному налогу

В декларации по уплате водного налога имеется несколько специальных строк для отражения прав на использование льгот (все находятся во 2 разделе):

Номер строки

Для сведений о полученной лицензии на забор воды из водных объектов (серия, №, вид)

Для обозначения целей добычи воды (код). Ставится «1», если вода необходима для водоснабжения населения.

Для определения ставки по водному налогу за 1 куб. м.

Экспертное мнение к вопросу о том, возможно ли применение льготы при отсутствии лицензии

Согласно мнению экспертов Министерства финансов, если на предприятии не проводится целевое разграничение использования добытой в природном объекте воды (не оформляется в отдельной лицензии и не обеспечивается технологически), плательщик водного налога не получает права на уплату налога по сниженной ставке в чести добычи воды для нужд населения – полный объем использованной воды подлежит обложению на общих основаниях. Данное положение закреплено Письмом Минфина от 12.10.2016 № 03-06-05-02/59547. Минфин настаивает на том, что при отсутствии у предприятия, снабжающего население водой, лицензии, водный налог на может перечисляться в бюджет по сниженной ставке.

Российские суды придерживаются иного мнения, поскольку в тексте главы 25.2 Налогового кодекса РФ не сказано, что плательщик налога, использующий воду для водоснабжения населения, обязан получать лицензию на добычу воды из природных недр, чтобы рассчитывать налог по льготной ставке. Зато суды согласны с мнением Минфина по поводу необходимости учета объемов воды, использованной именно с целью водоснабжения людей – объемы воды, переданной впоследствии населению, требуется документально подтверждать.

Законодательные акты по теме

О необходимости раздельного учета воды, используемой для производственных нужд и водоснабжения населения, с целью получения льготы по водному налогу

О необходимости раздельного учета воды, использованной в производственных целях и для снабжения населения

Типичные ошибки

Ошибка: Предприятие не ведет раздельного учета использования воды в производственных целях и для нужд населения. Налогоплательщик претендует на льготу по уплате водного налога.

Комментарий: Если не ведется раздельный учет используемой для различных нужд заборной воды, значит, у предприятия не будет документального подтверждения прав на сниженную ставку по налогу в отношении воды, переданной в пользование населению. Соответственно, налог должен быть уплачен по общим ставкам.

Ошибка: Юридическое лицо занимается добычей полезных ископаемых, производя при этом забор воды из реки. Компания подает декларацию по уплате водного налога.

Комментарий: Если забор воды осуществляется для добычи полезных ископаемых, водный налог уплачивать не требуется.

Ответы на распространенные вопросы о том, как получить льготы по водному налогу

Вопрос №1: Где взять значение налоговой ставки по водному налогу за 1 куб.м. Добытой воды, если она используется для водоснабжения населения?

Ответ: Значения указаны в тексте п. 3 ст. 333.12 НК РФ.

Вопрос №2: Можно ли учитывать сниженную ставку по водному налогу, если компания, занимающаяся водоснабжением населения, не имеет лицензии на забор воды?

Ответ: Во избежание споров с налоговыми органами, лучше оформить лицензию на добычу воды из природных недр. Несмотря на то, что суды зачастую встают на сторону налогоплательщика в данном вопросе, эксперты Минфина требуют наличия лицензии.

Статья 333.12. Налоговые ставки

Статья 333.12. Налоговые ставки

ГАРАНТ:
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ в пункт 1 статьи 333.12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ в подпункт 1 пункта 1 статьи 333.12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

1) при заборе воды из:

поверхностных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования и подземных водных объектов в пределах установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год):

Бассейн реки, озера

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной

из поверхностных водных объектов

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Озеро Байкал и его бассейн

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м морской воды

Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)

2) при использовании акватории:

поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях:

Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод:

Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории

Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)

3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики:

Бассейн реки, озера, моря

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. электроэнергии

Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень

Прочие реки бассейна Балтийского моря

Прочие реки бассейна Белого моря

Реки бассейна Баренцева моря

Бассейн озера Байкал и река Ангара

Реки бассейна Восточно-Сибирского моря

Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей

Прочие реки и озера

4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях:

Бассейн реки, озера, моря

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава

Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень

Прочие реки бассейна Балтийского моря

Прочие реки бассейна Белого моря

Прочие реки и озера, по которым осуществляется сплав древесины в плотах и кошелях

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ статья 333.12 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

1.1. Налоговые ставки, установленные в пункте 1 настоящей статьи с учетом положений пунктов 2, 4 и 5 настоящей статьи, применяются в 2015 году с коэффициентом 1,15, в 2016 году — с коэффициентом 1,32, в 2017 году — с коэффициентом 1,52, в 2018 году — с коэффициентом 1,75, в 2019 году — с коэффициентом 2,01, в 2020 году — с коэффициентом 2,31, в 2021 году — с коэффициентом 2,66, в 2022 году — с коэффициентом 3,06, в 2023 году — с коэффициентом 3,52, в 2024 году — с коэффициентом 4,05, в 2025 году — с коэффициентом 4,65.

Начиная с 2026 года налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, применяются с коэффициентами, определенными в соответствии с настоящим пунктом для года, предшествующего году налогового периода, умноженными на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

Налоговая ставка с учетом указанных коэффициентов округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ в пункт 2 статьи 333.12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

2. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи с учетом коэффициентов, установленных пунктом 1.1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

При добыче подземных вод сверх установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) в расчете за налоговый период налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи с учетом коэффициентов, установленных пунктом 1.1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) в расчете по кварталам квартальные значения определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового объема.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ пункт 3 статьи 333.12 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

3. Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно — в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно — в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ статья 333.12 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4, вступающим в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

4. Налогоплательщики, не имеющие средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, применяют ставку водного налога, определяемую с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи, с дополнительным коэффициентом 1,1.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ статья 333.12 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5, вступающим в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

5. Ставка водного налога при добыче подземных вод (за исключением промышленных, минеральных, а также термальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару, определяемая с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи, применяется с дополнительным коэффициентом 10.

Template

Как сельхозорганизации воспользоваться льготой по водному налогу

Хозяйства, которые используют воду для сельхозпроизводства (полив, орошение земель, водопой скота и т. д.), освобождены от уплаты водного налога. Но только если лицензия на забор воды из подземных источников оформлена должным образом.

Кто имеет право воспользоваться льготой

Забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций, освобождается от налого­обложения.

Напомню, что такая льгота установлена в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

При этом следует иметь в виду, что совсем не важно, из каких водных объектов – подземных или наземных – сельскохозяйственные организации берут воду для орошения земель или водопоя скота. Вместе с тем порядок водопользования подземными и наземными водами различается.

Забор воды из подземного источника

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» использование подземных водных источников возможно только на основании лицензии на пользование недрами, которая выдается в установленном порядке. В лицензии обязательно должно быть указано целевое назначение воды.

Например, в письме Минфина России от 5 мая 2012 г. № 03-06-06-02/7 рассматривался случай, когда в лицензии на право пользования подземными водами, выданной сельхозорганизации, было указано: «. добыча технических подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного объекта». Чиновники сделали вывод, что при такой формулировке нет оснований для применения льготы, предусмотренной подпунктом 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

Поэтому хозяйству пришлось уплачивать водный налог в общеустановленном порядке. То есть даже при фактическом использовании воды из подземного источника на орошение полей или водопой скота права на льготу по водному налогу не возникает.

А в письме Минфина России от 20 ноября 2012 г. № 03-06-06-02/7 уточняется, что для освобождения от налогообложения объемов воды, забранных сельхозпредприятием для орошения или водопоя, необходимо наличие не только лицензии, но и обязательное отражение в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды.

Забор воды из наземного водоема

Лицензирование права использования поверхностных водных объектов было отменено еще с 1 января 2007 года в связи с вступлением в силу Водного кодекса РФ. Поэтому сейчас хозяйства вправе заключить с собственниками водных объектов договоры водопользования. Или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Однако в статье 5 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» установлено следующее. Водопользователи, которые пользуются вод­ными объектами на основании лицензий, выданных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют право пользования водными объектами до истечения срока действия лицензий и договоров.

Иными словами, если сельхозорганизация имеет лицензию на водопользование поверхностными водами, выданную до вступления в силу Водного кодекса РФ, она вправе либо продолжать пользоваться водным объектом на основании лицензии, либо заключить договор на водопользование (получить решение о предоставлении водных объектов в пользование).

В первом случае организация будет являться плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии, во втором случае – за пользование водой организация будет вносить определенную плату.

Читать еще:  Как спасти деньги от «путинского» налога на проценты по вкладам

Безусловно, льготой по водному налогу по подпункту 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ могут воспользоваться лишь плательщики этого налога. То есть сельскохозяйственные организации, имеющие выданные до 2007 года лицензии на право пользования поверхностными водами для определенных в лицензии целей.

Примечательно, что в силу подпункта 16 пункта 3 статьи 11 Водного кодекса РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется, скажем, для водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными. То есть пользование наземным водным объектом для этих целей является бесплатным – не взимаются ни плата по договору пользования, ни водный налог.

Водный налог

Некоторые граждане ошибочно считают, что водный налог следует платить за передвижение по водоемам. Однако платить за пользование ресурсами следует не только предприятиям и частным предпринимателем, но и физлицам. Рассмотрим более подробно, когда и в каких размерах требуется оплачивать водный налог.

Водный налог юрлиц

Для данного вида сборов основное понятие кроется в объекте налогообложения. Основному пользователю водного источника обязательно следует отчислять деньги в федеральный бюджет. Это касается как отечественных, так и иностранных субъектов.

Налогообложение зависит от способа использования водных ресурсов. Под налог подпадают такие разновидности водоиспользования:

  • забор воды из водоемов для дальнейшего использования;
  • эксплуатация без забора для генерирования энергии на ГЭС;
  • пользование водоемами для сплава древесины.

Есть длинный перечень водопользования, оплата за который не предусмотрена:

  • когда водный объект содержит полезные ископаемые (актуально для подземных вод);
  • когда воду используют для тушения пожара.
  • при эксплуатации воды морскими судами для функционирования технического оборудования;
  • при рыбной ловле;
  • при движении либо стоянке водного транспорта;
  • в случае применения акватории для организации отдыха ветеранов, инвалидов, детей;
  • при заборе воды на нужды сельского хозяйства, в т.ч. для орошения лугов и пастбищ.

Если организация имеет официальное разрешение на пользование водным пространством, то такое юридическое лицо освобождается от уплаты данного налога.

Для пользования водными объектами требуется лицензия. Процесс ее получения, как и иные юридические аспекты, регулирует принятый в 2006 году Водный кодекс РФ.

Ставки и декларации по водному налогу

Оплачивать налог за эксплуатацию водных ресурсов следует ежеквартально до 20 числа следующего месяца (января, апреля, июня и т.д.). В эти же сроки подается и налоговая декларация

На величину отчислений влияют два параметра:

  • налоговые тарифы;
  • объем используемой воды в зависимости от установленных лимитов.

При невозможности определить объемы использованной воды, применяется стандартная налоговая база. В иных случаях устанавливаются специальные измерительные приборы.

В гидроэнергетике налог рассчитывается по количеству выработанной энергии, поскольку в процессе работы забор воды отсутствует.

При сплаве леса размер налога зависит от объема кубов древесины, прошедших по водному пространству.

Для каждого из объектов утверждены разные налоговые ставки. На их размер влияет целый ряд факторов, в том числе и тип водоема: наземный или подземный. Кроме того акватории делятся на экономические зоны, которые также отражаются на итоговых суммах. Подробнее с тарифами можно ознакомиться в ст. 333 Налогового кодекса.

Для физических лиц установлен тариф в 81 руб. за каждую использованную тысячу кубометров воды. В случае превышения установленных законом лимитов, организации или пользователю придется заплатить в 5 раз дороже.

Расчет водного налога каждый субъект производит самостоятельно. Такое правило распространяется и на граждан, и на организации в отличие от транспортного налога, который следует рассчитывать лишь юридическим лицам.

В 2018-м не предусмотрено наличие льгот по водному налогу ни для каких категорий: платить придется всем пользователям. Следует учитывать, что опоздавшим с оплатой придется потратить дополнительные средства – на пени. Все штрафные санкции налоговые органы РФ рассчитывают по единой величине – ставке рефинансирования.

Дары природы или собственность государства: в каких случаях нужно платить водный налог? Кто является налогоплательщиками и по какой ставке?

Важным условием своевременного и правильного выполнения обязательств перед бюджетом является осведомленность граждан и предприятий с перечнем тех налогов и сборов, которые они обязаны платить.

Чем большим количеством информации они владеют, тем больше вероятность своевременного и полного внесения денежных средств в бюджет.

Одним из сборов, информации по которому у граждан и предпринимателей мало, является водный налог.

Стоит рассмотреть, что он собой представляет, чем отличается от обычной платы за пользование водой, а также кто является плательщиком данного налога.

Водный налог – это относительно новый сбор, поскольку он был введен в 2005 году вместо существовавшей на тот момент платы за пользование водными объектами.

По своей форме он является прямым федеральным налогом и взимается с субъектов, которые в своей деятельности используют ресурсы из установленного законодательством перечня.

К таким субъектам относятся:

  • предприятия;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица.

Кто платит водный налог? Налогоплательщиками водного налога признаются, те субъекты должны использовать водные объекты в законодательно определенном порядке.

Объектами налогообложения по водному налогу признаются следующие ситуации:

  • забор воды;
  • использование определенных объектов (например, рек или морей) в целях обеспечения функционирования гидроэлектростанции;
  • взятие воды из акватории водных объектов;
  • использование ее для лесосплава в кошелях и плотах.

При этом могут быть использованы ресурсы морей, рек, озер, каналов, болот, подземных источников и ручьев. Деятельность каждого из указанных субъектов должна осуществляться на основе лицензии или специального договора.

Без этих документов использование водных объектов считается незаконным. Даже после истечения срока действия лицензии или договора обязанность по уплате водного налога не снимается, если субъект продолжает использовать водные ресурсы.

Во всех перечисленных выше случаях должен платиться водный налог – существовавшие до этого льготы отменены и для всех плательщиков действуют единые правила.

Поскольку водный налог является федеральным или региональным, предоставление льгот или изменение размера ставок региональными властями не допускается.

Однако указанный перечень имеет множество исключений. Например:

  • забор лечебных и термальных вод, а также воды для ликвидации пожаров, стихийных бедствий, аварий и для обеспечения работы технологического оборудования морских судов;
  • использование водной акватории для посадок и взлетов воздушных средств, для плавания на судах, а также с целью охоты или рыболовства;
  • размещение на акватории объекта сооружений, установок, коммуникаций и зданий, целью которых является обеспечение защиты природы и охрана окружающей среды от негативного воздействия опасных факторов;
  • использование объекта для государственных нужд (например, для обеспечения обороны и безопасности государства);
  • организация на водной акватории отдыха для инвалидов, детей и ветеранов;
  • набор воды для полива пастбищ, садов, огородов и других земельных участков, которые являются собственностью граждан или сельскохозяйственных объединений.

Все эти ситуации определены в НК РФ как такие, что не подлежат обложению водным налогом – в этих случаях объекты могут эксплуатироваться гражданами и другими субъектами бесплатно.

Налогооблагаемая база

Особенностью водного налога является то, что для него не установлено единой ставки и базы. Законодательством определен перечень условий, от которых зависит размер этих показателей.

В водном налоге налоговой базой при этом является:

  1. Одна единица объема (то есть 1000 куб. м) – установлена для забора воды из объектов. Этот показатель определяется на основании данных измерительных приборов или (при их отсутствии) исходя из установленных норм ресурсопотребления.
  2. Одна единица произведенной электроэнергии (1000 кВт) – для обеспечения при помощи водных объектов работы гидроэлектростанций.
  3. Одна единица используемой площади (то есть 1 кв. км) – установлена для взятия воды из акватории водных объектов. Эта площадь определяется по данным договора или лицензии, предоставленной на пользование этими объектами. В данных документах обязательно должна указываться площадь разрешенного использования.
  4. Одна единица объема леса (1000 куб. м леса за 100 км сплава) – при использовании воды для лесосплава в кошелях и плотах.

В большинстве случаев для плательщиков устанавливаются законодательные лимиты для использования объектов – квартальные или годовые.

Если квартальные лимиты отсутствуют, то они рассчитываются как четверть от установленного лимита на весь год.

Определение налоговой ставки

Перечень применяемых ставок еще более широк, чем при определении базы налогообложения. Выбор ставки зависит от нескольких критериев:

  • вид водопользования;
  • расположение объекта – наземное или подземное;
  • экономический район, в котором ведет деятельность плательщик;
  • вид объекта водного налога – река, озеро или море.

Конкретный перечень всех ставок по каждому виду водного объекта содержится в ст.333.12 НК РФ.

Кроме этого, установлен корректирующий коэффициент для каждой ставки – его размер в 2015 году составляет 1,15.

С каждым годом размер такой индексации будет немного увеличиваться (1,32 в 2016, 1,52 в 2017, 1,75 в 2018, 2,01 в 2019, 2,31 в 2020 и т. д.). К концу 2025 года планируется достичь показателя корректирующего коэффициента в размере 4,65.

Пример расчета

Как рассчитать водный налог? Для того чтобы лучше понять особенности расчета водного налога, стоит рассмотреть это на конкретном примере.

Допустим, компания «Ореол», расположенная в Северном экономическом районе, использует для собственных нужд воду из подземных источников реки Нева.

За первый квартал 2015 года компания использовала следующие объемы:

  • в январе – 10 000 куб. м.;
  • в феврале – 11 000 куб. м.;
  • в марте – 12 000 куб. м.

Данные об этом подтверждаются показаниями измерительных приборов. Общий объем использованной воды за квартал составляет:

ОВ = 10 000 + 11 000 + 12 000 = 33 000 куб. м.

В Налоговом кодексе о водном налоге для данного экономического района и этой реки установлена ставка в размере 348 руб., налоговой базой является 1000 куб. м. Рассчитаем сумму, подлежащую к уплате:

ВН =33 * 348 = 11 484 руб.

Однако это неокончательная сумма, поскольку ее необходимо скорректировать на коэффициент:

ВН = 11 484 * 1,15 = 13 207 руб.

Именно столько заплатит компания «Ореол» в первом квартале 2015 года за использование речных ресурсов.

Допустим, в данном примере он составляет 30 000 куб. м. за квартал (или 120 000 куб. м. за год). В этом случае налог будет рассчитываться по-другому:

ВН = (30 * 348 + 3 * 348 *5) * 1,15 = 18 009 руб.

Поскольку лимит был превышен на 3000 куб. м., к сумме превышения применялась повышенная ставка – в 5 раз больше обычной. Поэтому итоговая сумма будет выше на 4802 руб.

Расчет и уплата: заполняем декларацию правильно

В соответствии с положениями о водном налоге НК РФ, обязанность по расчету размера налога, который подлежит уплате, возлагается на самого плательщика.

На основании положений законодательства он должен самостоятельно:

  • рассчитать налоговую базу;
  • определить, какой размер ставки ему необходимо использовать;
  • рассчитать сумму, подлежащую к уплате.

Полученные результаты плательщик вносит в декларацию по водному налогу.

Налоговым периодом по водному налогу является, как для ее сдачи, так и срок уплаты водного налога является квартал.

То есть документ необходимо предоставлять в отделение ФНС 4 раза в году и с такой же периодичностью отчислять деньги в бюджет.

Законодательство установило граничный срок сдачи декларации и уплаты налога на 20-е число каждого следующего за окончанием квартала месяца. Налоговым периодом по водному налогу признаются такие месяцы:

  • апрель;
  • июль;
  • октябрь;
  • январь.

К ее заполнению предъявляются определенные требования:

  1. Декларация может быть представлена как в письменном, так и в электронном виде (последняя форма обязательна для предприятий с численностью сотрудников более 25 человек).
  2. Если документ сдается в письменном виде, то он должен быть заполнен шариковой или перьевой ручкой, чернилами черного или синего цветов либо же распечатан на компьютере.
  3. Отображенная в декларации сумма налога должна указываться в рублях и в виде целого числа.
  4. В одной ячейке может быть только один знак – цифра, точка, запятая и т. п. В пустых клеточках ставится ноль или прочерк.
  5. Внесенные исправления должны заверяться подписью лица, который сдает документ, и печатью организации (если она является плательщиком).
  6. Наличие даты заполнения, подписи физлица, а также печати и подписи руководителя организации – это обязательные реквизиты декларации.
  7. В верхней части каждой страницы документа должен быть указан ИНН (для физического лица) или ИНН и КПП (для юридического лица).

Сама декларация содержит данные об организации, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, которые являются плательщиками.

Также в ней предоставляется расчет по каждой налоговой базе и итоговая сумма, подлежащая уплате.

Если за отчетный период плательщик не использовал водный объект и базы для начисления нет, от сдачи декларации он все равно не освобождается.

В этом случае он обязан сдать нулевую декларацию. Порядок сдачи этого документа ничем не отличается от других аналогичных: его можно отнести в ФНС лично, через своего законного представителя, отправить по почте или сдать в электронной форме.

Ответственность за неуплату налога и непредставление декларации

Отсутствие декларации или невнесение в бюджет суммы налога является нарушением законодательства, за которое предусмотрена определенная ответственность. Наказание за этот вид нарушения определяется в общем порядке, как и для других подобных проступков:

  1. В случае непредставления декларации плательщик должен будет заплатить штраф – от 1000 руб. до 30% от суммы, подлежащей к уплате в соответствии с этой декларацией (в общих случаях – 5% от этой суммы).
  2. За предоставление декларации в электронной форме с нарушениями установленного способа такой подачи документа полагается штраф в размере 200 руб.
  3. За налог, сумма которого была не уплачена частично или полностью, полагается штраф в размере до 20% от этой суммы – если действия были совершены неумышленно, и до 40% от суммы – в случае преднамеренного обмана.

Характеристикой водного налога является одной из разновидностей платы за недра и обязанность по его уплате распространяется на всех субъектов, которые используют водные ресурсы в установленном законодательством порядке.

Регулирование расчета и уплаты этого налога осуществляется при помощи двух основных документов – НК и ВК РФ.

При этом размер ставок может значительно отличаться в зависимости от конкретного водоема.

Порядок подачи декларации и расчет водного налога в 2021 году

Физические или юридические лица, которые в ходе своей деятельности используют водные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности, обязаны платить водный налог. Разберемся более детально в вопросах заполнения и представления декларации по водному налогу в ИФНС.

Особенности начисления и взимания

Плательщиками обязательного сбора за использование водных ресурсов являются далеко не все граждане и компании РФ. Попадают под этот налог только те субъекты, которые:

  • Используют акватории водных объектов, находящихся в федеральной собственности;
  • Осуществляют массовый забор воды из водоемов;
  • Применяют водные ресурсы в гидроэнергетике;
  • Производят сплав древесины по водным трассам.

С 2004 установленные на государственном уровне тарифы данного налога не подвергались изменению, однако в 2014 году была введена система коэффициентов постепенного повышения, которые предполагали, что обязательный сбор будет индексироваться по отношению к предыдущему году на такие значения:

  • 1,75 – в 2021 году.

При этом если налоговые органы выявят у плательщиков налогов отсутствие счетчиков, то платеж будет увеличен в 1,1 раза, а при переработке и использовании подземных вод – в 10 раз.

Заполнение и подача декларации

Декларация по водному налогу должна заполняться каждый квартал. Поквартально производиться и внесение обязательного сбора в казну. Конечным сроком подачи документов и оплаты за водный налог в 2021 году для юридических лиц считается 20-е число квартала, следующего за отчетным.

Заполнить декларацию по силам самому плательщику, важно лишь помнить порядок и содержание её разделов:

  • 1 – сведения об используемом водном объекте;
  • 2 – налоговая база и сумма к оплате;
  • 2.1 – сведения о масштабах забора воды;
  • 2.2 – информация об эксплуатации акватории объекта;
  • 2.3 – данные о применении объекта в гидроэнергетике;
  • 2.4 – информация о сплаве древесины.

Первые два раздела – обязательны для заполнения всеми плательщиками, из остальных – заполняются только те, которые связаны с деятельностью субъекта. Важно учитывать и основные правила оформления декларации, в числе которых:

  • Возможность представления документа в ИФНС, как в бумажном, так и в электронном виде;
  • При наличии ошибки, неверное значение перечеркивается, рядом указывается корректная информация, которая заверяется подписью плательщика;
  • Вся текстовая информация заносится в документ печатными буквами, синими или черными чернилами;
  • Отсутствующие значения отмечаются прочерками.

После того, как декларация заполнена, отправить её в ИФНС можно тремя способами:

  1. В ходе личного визита в налоговые органы: тогда придется сразу подготовить два экземпляра документа;
  2. Путем отправки заказным письмом, когда в почтовом отделении запрашивается опись приложенных бумаг;
  3. В электронном виде декларацию можно онлайн заполнить на официальном сайте ИФНС.

На основании представленного документа осуществляется внесение налога в казну за прошедший квартал.

Таким образом, привлеченные к уплате водного налога фирмы и организации обязаны ежеквартально заполнять декларацию и выплачивать нужную сумму в бюджет. Расчет налога производится по количеству использованных кубометров воды, а заполнить документ по обязательному платежу можно вручную или в электронном виде.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector