Piteryust.ru

Юридическая консультация онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГОСТ Р 22.7.01-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения

Росстандарт зарегистрировал нацстандарты по организации деятельности ЕДДС и информированию населения о ЧС

27 января 2021 года федеральная служба зарегистрировала ГОСТ Р 22.7.01-2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положении» и ГОСТ Р 22.7.02-2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Регламенты по организации информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Общие положения».

ГОСТ Р 22.7.01-2021. Разработан специалистами ВНИИ ГОЧС и внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций».

Документом устанавливается состав решаемых задач, структуру, порядок создания и функционирования единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Стандартом определены требования к персоналу ЕДДС, залу оперативной дежурной смены службы, перечню оборудования и программно-технических средств.
ГОСТ разработан с учетом построения, развития и эксплуатации аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в регионах.

Стандарт «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Регламенты по организации информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Общие положения» также разработан сотрудниками ВНИИ ГОЧС. ГОСТ устанавливает порядок информирования населения через СМИ и по другим каналам передачи информации о:

— прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях,

— их параметрах и масштабах,

— принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий,

— приемах и способах защиты,

— порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации,

— о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством выплат,

— о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.
Национальные стандарты начнут действовать с 1 июня 2021 года.

Фото — ГКУ «Система 112» города Москвы

ГОСТ Р 22.7.01-99

Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения











Наши события —>

Разделы
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Объявления
  • Форум
  • Организации
  • Справочники
  • Документы
  • Мероприятия
  • Издания
  • Лица отрасли
О портале
Сервисы
  • СКЛАД, Тендеры, Маркет
  • Расчёт веса кабеля
  • Расшифровка марки кабеля
  • Расчёт схемы погрузки КПП
  • Фото,Видео
  • На карте
  • ГОСТы, СНиП
  • Вакансии, резюме
  • Рейтинг сайтов
  • Мобильные приложения
  • Версия для мобильных
  • RSS-ленты
  • English version
Медиахолдинг «РусКабель»
  • Портал «RusCable.Ru»
  • RusCable Insider Digest
  • ЭНЕРГОСМИ
  • ElektroPortal.Ru
  • Поисковая система «1EL.ru»
  • Премия RCWA
  • Желтая страница электротехники
  • Проект «ПУНП.РФ»
  • Проект «ОГНЕСТОЙКОСТЬ.РФ»
  • Хроники Cabex
  • Совещание 8 декабря
  • «RusCableCLUB» (гимн клуба)
  • Производственный
    календарь 2018 (pdf, 1.4 МБ)
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Объявления
  • Форум
  • Организации
  • Справочники
  • Документы
  • Мероприятия
  • Издания
  • Лица отрасли
  • О RusCable
  • Отзывы
  • Медиа-кит (pdf, 4,8 МБ)
  • Презентация (pdf, 6 МБ)
  • Корпоративный календарь (pdf, 15 МБ)
  • Реклама на портале
  • Спецпроект «Выживет сильнейший»
  • Карта сайта
  • Поиск по сайту
  • Сообщение администрации
    FacebookВКонтактеTwitterYouTubeInstagramTelegram+7 (999) 003-33-36
  • СКЛАД, Тендеры, Маркет
  • Расчёт веса кабеля
  • Расшифровка марки кабеля
  • Расчёт схемы погрузки КПП
  • Фото,Видео
  • На карте
  • ГОСТы, СНиП
  • Вакансии, резюме
  • Рейтинг сайтов
  • Мобильные приложения
  • Версия для мобильных
  • RSS-ленты
  • English version
  • Портал «RusCable.Ru»
  • RusCable Insider Digest
  • ЭНЕРГОСМИ
  • ElektroPortal.Ru
  • Поисковая система «1EL.ru»
  • Премия RCWA
  • Желтая страница электротехники
  • Проект «ПУНП.РФ»
  • Проект «ОГНЕСТОЙКОСТЬ.РФ»
  • Хроники Cabex
  • Совещание 8 декабря
  • «RusCableCLUB» (гимн клуба)
  • Производственный
    календарь 2018 (pdf, 1.4 МБ)

Онлайн-приёмная секции «Кабельная промышленность» Консультативного Совета при председателе Комитета по энергетике ГД РФ

«Скорая» приедет быстрее

Теперь эти службы будут работать иначе. Повысят их статус, техническую оснащенность и квалификацию. Для них в МЧС разработан новый госстандарт. Он уже утвержден Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Новые правила для диспетчеров вступят в силу с 1 июня.

Документ, который, на первый взгляд, выглядит как чисто технический, на самом деле очень важен, потому что затрагивает интересы, без преувеличения, каждого из россиян. Кстати, сбой в работе ЕДДС вся страна наблюдала на днях в Норильске, когда диспетчер проигнорировал доведенное до него предупреждение о лавинной опасности и вовремя не предупредил о ней персонал горнолыжного курорта. В результате погибли начальник канатной дороги и его семья. И это был, как признают многие в МЧС, системный сбой.

С развалом СССР прекратили существование штабы гражданской обороны, а на их месте сначала не было ничего. Бывали случаи, когда руководство МЧС о чрезвычайных ситуациях в регионах узнавало из теленовостей. Когда же, наконец, создали единые диспетчерские службы, то выяснилось, что статус их низок. Диспетчерам с зарплатой в 10-12 тысяч, чтобы хоть как-то выжить, приходилось совмещать свою работу еще и с работой уборщиц, консьержей, охранников. Понятно, что на такую службу высококвалифицированные кадры не шли. Такая ситуация была, конечно, не везде, но все же не являлась редкостью.

Единые диспетчерские службы со временем стали ядром системы экстренных вызовов «112», а с продвижением программы «Безопасный город» на диспетчеров должны быть заведены более 150 систем безопасности и сбора различного рода информации. То есть роль диспетчеров в такой ситуации резко повышается. Без преувеличения, они должны, быть может, стать не менее квалифицированными, чем авиационные диспетчеры. Соответственно, и оборудование, и условия работы, и статус, и зарплата у них должны быть совершенно иными, нежели сегодня.

О том, что изменится для диспетчеров ЕДДС, корреспонденту «РГ» пояснили во всероссийском НИИ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС России, где и разрабатывался новый стандарт.

«ГОСТ Р 22.7.01-2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» принят вместо одноименного ГОСТа 2016 года. Там уточнены задачи служб, выполняемые в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. В ГОСТе уточняется также перечень оборудования, которое должно быть в составе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

И, наконец, документ содержит обновленные рекомендации по организационно-штатной структуре и численности сотрудников, определяет их квалификационные требования», — рассказали в пресс-службе ВНИИ ГОЧС.

То есть неподготовленных людей в службах больше не будет. Зарплата у них также изменится, поскольку по новым правилам они должны быть либо введены в состав местных администраций, либо действовать в виде муниципальных казенных учреждений.

«Методические рекомендации по совершенствованию и развитию единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований субъектов Российской Федерации» (утв. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ))

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ПО ПРОБЛЕМАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

МЧС РОССИИ» (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАУКИ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЕДИНЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ

СЛУЖБ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СУБЪЕКТОВ

1. Нормативно-правовые акты

Указ Президента РФ от 28.12.2010 N 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р «Об утверждении концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»;

ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения»;

Положение о ЕДДС муниципального образования, утвержденное протоколом заседания Правительственной КЧС и ОПБ от 28.08.2015 N 7;

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный Постановлением комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 367;

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.05.2008 N 242н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.06.2008 N 11856);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

2. Перечень используемых сокращений

АВР — аварийно-восстановительные работы

АТС — автоматизированная телефонная станция

АРМ — автоматизированное рабочее место

ГО — гражданская оборона

ГУ — Главное управление

ГИС — геоинформационная система

ДДС — дежурно-диспетчерская служба

ЕДДС — единая дежурно-диспетчерская служба

ИБП — источник бесперебойного питания

КЧС и ОПБ — комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности

МКУ — муниципальное казенное учреждение

МБУ — муниципальное бюджетное учреждение

МФУ — многофункциональное устройство

МЧС — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

ОГ — оперативная группа

ОДС — оперативная дежурная смена

ОИВ — органы исполнительной власти

ОМСУ — органы местного самоуправления

РСЧС — Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

СМИ — средства массовой информации

ТО ФОИВ — территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

ТП РСЧС — территориальная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ПОО — потенциально опасный объект

Ф и ТП РСЧС — функциональные и территориальная подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ЦУКС — центр управления в кризисных ситуациях

ЧС — чрезвычайная ситуация

3. Общие положения

Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования (ЕДДС) — орган повседневного управления подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб (далее — ДДС), действующих на территории муниципального образования, и создаваемый при органах управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.

Целью функционирования ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС (происшествий), в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Основные задачи ЕДДС:

— прием от населения и организаций сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия);

— анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;

— сбор и обработка данных необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также контроля их исполнения;

— сбор от ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой, систем мониторинга, действующих на территории муниципального образования, полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествий);

— обработка и анализ данных о ЧС (происшествиях), определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в один из режимов функционирования РСЧС;

— обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации и реагированию на происшествие, подготовка и корректировка заранее разработанных и согласованных со службами муниципального образования вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);

— информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий), подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

— представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органом управления по подчиненности;

— доведение задач, поставленных органами РСЧС вышестоящего уровня, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

— предоставление оперативной информации о произошедших ЧС (происшествиях), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности;

— доведение принятых решений и разработанных планов до исполнителей, информирование заинтересованных вышестоящих и взаимодействующих организаций о сложившейся обстановке, выполняемых решениях и ходе проводимых мероприятий;

— уточнение и корректировка действий привлеченных дежурно-диспетчерских служб по реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру «112»;

— контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие по единому номеру «112» с территории муниципального образования.

4. Функционирование ЕДДС

При муниципальном или более масштабном характере ЧС немедленно оповещается и приводится в готовность комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления и орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органе местного самоуправления, которые берут на себя управление дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС.

В таких ситуациях ЕДДС обеспечивает сбор, обработку и представление собранной информации, а также оперативное управление действиями органов управления, сил и средств подсистемы РСЧС муниципального уровня.

ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС, действующих на территории муниципального образования по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных ситуациях и при реагировании на происшествия.

ЕДДС муниципального образования функционирует круглосуточно и при этом должна:

— немедленно приступить к действиям по оповещению и информированию ДДС, координации их усилий по предотвращению и ликвидации ЧС, а также реагированию на происшествия после получения необходимых данных;

— самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления.

ЕДДС и дежурно-диспетчерские службы муниципального образования функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации.

В режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации ЕДДС и ДДС муниципального образования переводятся решением руководителя органа местного самоуправления.

В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В этом режиме ЕДДС обеспечивает:

— прием от населения, организаций и ДДС сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия);

— обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности;

— поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации и средств связи;

— внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС;

— уточнение и корректировку действий привлеченных ДДС по реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру «112»;

— контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие по единому номеру «112» с территории муниципального образования.

ДДС в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС оперативную информацию об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности принявшей их дежурно-диспетчерской службы, незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению.

Сообщения, которые ДДС идентифицируют как сообщения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются В ЕДДС.

В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые ДДС переводятся при угрозе возникновения ЧС в тех случаях, когда требуются совместные действия ДДС, действующих на территории муниципального образования. В этом режиме ЕДДС дополнительно обеспечивает:

— заблаговременную подготовку дежурно-диспетчерского персонала возможным действиям в случае возникновения ЧС;

— оповещение и персональный вызов должностных лиц, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления и органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органе местного самоуправления, ЕДДС, ДДС, действующих на территории муниципального образования и подчиненных ЕДДС сил постоянной готовности;

Читать еще:  Сколько надо не платить за ЖКХ, чтобы подали в суд

— получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой в муниципальном образовании, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды;

— прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;

— корректировку планов реагирования ЕДДС на вероятную ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ДДС, действующими на территории муниципального образования;

— координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.

В этом режиме ДДС действуют в соответствии с положением о местной подсистеме РСЧС, положениями об ЕДДС муниципального образования и ведомственными инструкциями.

В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС и привлекаемые ДДС осуществляют решение задач в полном объеме.

В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС осуществляется через ЕДДС муниципального образования.

Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится ЕДДС до всех заинтересованных ДДС.

Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается. В зависимости от поступившего сообщения, масштаба ЧС, характера принятых мер по каждому принятому сообщению готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС.

5. Требования к штатной численности ЕДДС

ЕДДС создается на штатной (за счет дополнительной численности органа управления, при котором она создается) или нештатной основе (за счет привлечения на дежурство должностных лиц существующих органов управления).

Категория ЕДДС определяется в соответствии с численностью населения на обслуживаемой ею территории:

I категория: более 1 млн человек;

II категория: от 250 тыс. до 1 млн человек,

III категория: от 100 до 250 тыс. человек,

IV категория: от 50 до 100 тыс. человек;

V категория до 50 тыс. человек.

ЕДДС муниципального образования должна включать в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения, а так же комплекс средств автоматизации ЕДДС.

В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства.

Численность специалистов в оперативной смене зависит от категории ЕДДС, а также характеристик муниципального образования (наличие потенциально опасных объектов, состояния транспортной инфраструктуры, криминогенной обстановки и т.п.) и может составлять:

для ЕДДС муниципального района — общая численность сотрудников ЕДДС 11 человек:

Численность дежурной смены (суточный режим)

Рекомендации по повышению эффективности деятельности ЕДДС

Окончание. Начало в «ГЗ» № 1

Структура ЕДДС

Деятельность единой дежурно-диспетчерской службы как соответствующего юридического лица (муниципального казенного учреждения) определяется п. 4.1 Положения о ЕДДС. Согласно ему единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования (МО) включает в себя: руководство ЕДДС, дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения, комплекс средств автоматизации (КСА).

Руководство ЕДДС

Общее руководство единой дежурно-диспетчерской службой МО осуществляет руководитель органа местного самоуправления, непосредственное – начальник ЕДДС муниципального образования.

В состав руководства ЕДДС входят начальник и его заместитель. В муниципальных образованиях с высокой численностью населения по решению органов местного самоуправления в руководство ЕДДС могут входить два заместителя: по управлению и средствам связи; по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.

Дежурно-диспетчерский персонал

ЕДДС создается на штатной (за счет дополнительной численности органа управления, при котором она создается) или нештатной основе (за счет привлечения на дежурство должностных лиц существующих органов управления).

В соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-2016 количество специалистов в оперативной смене зависит от категории ЕДДС (она определяется численностью населения на обслуживаемой территории), а также от характеристик муниципального образования (наличие потенциально опасных объектов, состояние транспортной инфраструктуры, криминогенной обстановки и т. п.).

Организационная структура единой дежурно-диспетчерской службы определяется документами технического проекта, согласуется с ГУ МЧС России по субъекту. Рекомендуемая численность сотрудников ЕДДС приведена в таблице.

Количество (чел.) в зависимости от категории МО

100 тыс. – 250 тыс.

50 тыс. –
100 тыс.

Заместитель начальника ЕДДС

Старший оперативный дежурный

Помощник старшего оперативного дежурного

Оперативный дежурный /
диспетчер ЕДДС*

Специалист службы
технической поддержки

/ Оперативная дежурная смена (вторая колонка).

* Должность определяется организационной структурой, согласованной ГУ МЧС России и утвержденной органами местного самоуправления.

** Количество определятся технической документацией на создание системы-112.

При изменении организационной структуры ЕДДС согласно технической и нормативной документации соответствующие изменения вносятся и в должностные обязанности, в функции сотрудников, уточняются их области ответственности и полномочия. Для разъяснения изменений с сотрудниками проводятся обучающие мероприятия.

Пункт управления

Пункт управления – это здание (сооружение, помещение), предназначенное для работы дежурно-диспетчерского персонала и оснащенное необходимыми техническими средствами управления, связи и оповещения. Согласно Положению о единой дежурно-диспетчерской службе пункт управления ЕДДС размещается в помещениях, предоставляемых органом местного самоуправления. Условия функционирования и характеристики окружающей среды в помещениях ЕДДС с учетом ее развития и совершенствования, создания автоматизированной системы должны соответствовать требованиям СанНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требованиям к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ».

Технические средства управления, связи и оповещения

При разработке проектно-технической документации на создание ЕДДС необходимо предусмотреть ее оснащенность средствами управления, связи и оповещения, достаточную для выполнения задач единой дежурно-диспетчерской службы, указанных в ГОСТ 22.7.01-2016. Для обеспечения качественной связи следует заменить имеющиеся каналы связи, если их пропускная способность не позволяет ЕДДС осуществить все функции в полном объеме с учетом определенных технической документацией вероятностно-временных характеристик, требований по резервированию. С ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ, с дежурно-диспетчерскими службами, действующими на территории муниципального образования, должны быть организованы прямые телефонные каналы связи.

Комплекс средств автоматизации

Комплекс средств автоматизации единой дежурно-диспетчерской службы предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС своих функций.

В состав КСА службы входят общее и специальное программное обеспечение, технические средства автоматизации.

КСА ЕДДС должен сопрягаться с существующими в муниципальном образовании смежными автоматизированными и информационно-аналитическими системами в области безопасности в ЧС (включая АПК «Безопасный город»), с вышестоящими системами различного уровня, вплоть до федерального, в том числе такими, как система-112 субъекта Российской Федерации, КСОБЖН, АИУС РСЧС, а также с местными и вышестоящими системами мониторинга, оповещения и информирования, лабораторного контроля и др.

Совместимость КСА ЕДДС с внешними системами достигается за счет использования:

— единых общероссийских, региональных и ведомственных классификаторов и справочников;

— стандартизированных и широко распространенных протоколов и технологий (например, JSON, XML/SOAP, HTTP/HTTPS, SSL, Ethernet, TCP/IP).

Для сопряжения с АИУС РСЧС могут потребоваться защищенный канал связи с ведомственной цифровой сетью связи и передачи данных МЧС России, а также реализация программного протокола взаимодействия (API) ЕИПП АИУС РСЧС-2030, предоставляемого МЧС России.

Решения по интерфейсам и регламентам взаимодействия, выбору специального программного обеспечения должны приниматься на стадии технического проектирования. При создании КСА ЕДДС предлагается использовать специальное программное обеспечение, рекомендованное МЧС России. Оно соответствует требованиям, установленным по результатам апробации, проведенной на Стенде Генерального конструктора АИУС РСЧС.

Во всех единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных образований в границах одного субъекта РФ целесообразно задействовать единое программное обеспечение КСА ЕДДС и технические средства, удовлетворяющие единым техническим требованиям.

Рекомендуемый состав технических средств ЕДДС:

— АРМ специалистов оперативной дежурной смены;

— АРМ руководства и обслуживающего персонала;

— активное оборудование локальной вычислительной сети;

— структурированная кабельная сеть;

— специализированные средства хранения данных;

— АРМ управления местной системой оповещения;

— средства видеоотображения коллективного пользования и системы видео-конференц-связи;

— средства связи и автоматизации управления, в том числе радиосвязи;

— средства оповещения руководящего состава и населения;

— средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента;

оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры);

— приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Серверное оборудование выбирается на основании результатов анализа требуемой производительности оборудования для приложений или сервисов, планируемых для работы на выбираемых серверах.

Серверная платформа должна иметь подтвержденный производителем план ее существования и развития не менее чем на пять лет с момента поставки. Кроме этого, она должна быть совместимой с другими элементами КСА ЕДДС. По части серверного ядра оптимальным предполагается применение решений на базе отказоустойчивого серверного кластера и резервированного хранилища данных, объединенных в резервированную высокоскоростную вычислительную сеть с организацией гарантированного электропитания.

Следует также принять необходимые организационные и технические решения для обеспечения работоспособности КСА ЕДДС в минимальном функционале автоматизированного приема и обработки информации и взаимодействия с ДДС в случае сбоев оборудования (в резервированном режиме).

Требования к видам технических средств

В качестве технического обеспечения комплекса средств автоматизации КСА ЕДДС должны применяться:

— система хранения данных;

— система резервного копирования;

— высокоскоростная сеть передачи данных;

— локальная вычислительная сеть;

— структурированная кабельная система;

— система гарантированного электроснабжения;

— комплекс средств защиты информации.

Количественный и качественный состав КСА ЕДДС уточняется на стадии технического проектирования в ходе обследования и определения уровня технической оснащенности объектов автоматизации.

Архитектура технического решения должна иметь возможность масштабирования, обеспечивать надежность работы и простоту обслуживания, минимальные потребление энергии и время восстановления после сбоев, а также защищенность.

Ввод в действие КСА ЕДДС в муниципальном образовании

Ввод в действие КСА ЕДДС на территории МО включает в себя:

— закупку и поставку оборудования;

— строительно-монтажные и пусконаладочные работы;

— интеграцию автоматизированных и информационно-аналитических систем;

— приемочные испытания (их проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 34.603 «Испытания АС»).

Финансирование создания и развития ЕДДС муниципального образования осуществляется за счет средств МО и субъекта РФ.

Основные нормативно-правовые акты:

— Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;

— Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;

— Указ Президента России от 28 декабря 2010 г. № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации»;

— постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с изменениями и дополнениями от 14 апреля 2015 г.);

— постановление Правительства РФ от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;

— постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру “112”»;

— Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденное протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28 августа 2015 г. № 7;

— Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 2446 р;

— ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения».

Локальные системы оповещения. Новые правила создания.

С 1 января 2021 года вступают в силу два нормативных акта МЧС России и МинЦифРаз России существенно влияющих на создание и обслуживание систем оповещения, в том числе и на локальные системы оповещения (ЛСО).

Приказ МЧС России и Министерства цифрового развития РФ № 578/365 утверждает новое Положение о системах оповещения населения, а приказ N 579/366 утверждает Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения.

Для сотрудников организаций эксплуатирующих и создающих ЛСО на опасных производственных объектах I и II классов опасности необходимо разобраться в изменившихся требованиях к созданию и эксплуатации ЛСО. Мы рассмотрим все изменения и рассмотрим все аспекты создания и эксплуатации ЛСО.

«Положение о системах оповещения населения» утверждает общие положения, назначение и основные задачи систем оповещения населения, порядок задействования систем оповещения населения, а также мероприятия по поддержанию в готовности систем оповещения населения.

Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее — ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), для этого на объектовом уровне создаётся локальная система оповещения (ЛСО).

Подробнее о наших услугах и решениях:

1. Где создаются локальные системы оповещение?

Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

2. Зоны действия локальной системы оповещения?

Примечание:

Положение от Системах оповещения утвержденное Приказом МЧС России и Министерства цифрового развития № 578/365 не отменяет действие Постановления №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» от 1 марта 1993 года .

Постановление №178 устанавливает радиусы действия локальных систем оповещения:
в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов — в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);
в районах размещения химически опасных объектов — в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;
в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) — на расстоянии до 6 км от объектов.

Каким же именно нормативным документом необходимо руководствоваться организации при определении границы зоны действия локальной системы оповещения?

Фактически новое положение узаконивает механизм разработки и применения Специальных технических условий (СТУ ЛСО) для определения границы зоны действия ЛСО.
Это наиболее точный механизм определения границы зоны действия локальной системы оповещения. Если собственник хочет сократить зону действия ЛСО для Химически опасного объекта он разрабатывает специальные технические условия (СТУ ЛСО) для определения зоны действия ЛСО. Для взрыва-пожароопасных объектов разработка СТУ ЛСО вообще является обязательным пунктом, т.к. ни 178 Постановление, ни новое Положение не определяет эти границы.

3. Задачи и назначение локальной системы оповещения

Задачи и назначение локальной системы оповещения

Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения (и информирования), и экстренной информации до:
· руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий, объектового звена РСЧС;
· объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
· единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;
· руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
· людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.

Что же конкретно должна выполнить локальная система оповещения при ее задействовании?

Первое и самое главное – оповестить персонал предприятия, руководство и ДДС предприятия – эти действия направлены на сокращение возможных человеческих и материальных потерь в результате ЧС. Фактически автоматические алгоритмы ЛСО должны организовать эвакуацию персонала и руководства предприятия.
После того как эвакуация, а фактически спасение человеческих жизней началось необходимо организовать мероприятия по сокращению последствий ЧС с этой целью оповещаются объектовые аварийно-спасательные формирования, в том числе специализированные, а также единые дежурно-диспетчерских службы муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения. ЕДДС МО направляют муниципальные аварийно-спасательные формирования на помощь объектовым аварийно-спасательным формированиям.
Следующий шаг — это расширение зоны оповещения в случае выхода зоны поражения за границы предприятия — это оповещение руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения, а также населения, находящегося в границах зоны действия локальной системы оповещения.

Читать еще:  Обслуживание Кпу В Квитанциив Калуге Что Это Такое

4. Порядок задействования локальной системы оповещения населения.

Задействование по предназначению ЛСО планируется и осуществляется в соответствии с:
· положением о системе оповещения населения (локальной системе оповещения);
· планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны);
· планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Положение о локальных системах оповещения разрабатываются в соответствии с «Положением о системах оповещения населения», утверждённого приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ № 578/365 от 31.07.2020 г.

Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС (в том числе и опасных производственных объектов I и II классов опасности), получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до руководителей организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и РСЧС объектового уровня.

5. Решение на задействование локальных систем оповещения.

Решение на задействование локальных систем оповещения принимается руководителями организаций.

Руководители штабов по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. Границы зоны чрезвычайной ситуации соответствуют границам зоны оповещения ЛСО.

6. Режимы функционирования локальной системы оповещения:

Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.

В автоматическом режиме функционирования локальные системы оповещения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.

В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) локальных систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) локальной системы оповещения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.

В ручном режиме функционирования уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, так же задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.

Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.

Приоритетный режим функционирования определяется положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

7. Передача сигналов оповещения и экстренной информации.

Передача сигналов оповещения и экстренной информации сотрудникам предприятия и населению осуществляется подачей сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи — сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).

Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС объектового уровня. Допускается трехкратное повторение этих сообщений.

Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления РСЧС объектового уровня, совместно с органами повседневного управления РСЧС.

Требования к локальной системе оповещения.

— прием сигналов оповещения и экстренной информации от систем оповещения населения вышестоящего уровня; включение (запуск) не менее чем с одного пункта управления ГО и РСЧС для муниципальных и локальных систем оповещения;
— взаимное автоматическое (автоматизированное) уведомление пунктов управления о задействовании ЛСО;
— автономное (децентрализованное) управление локальными системами оповещения;
— автоматический, автоматизированный и ручной режимы запуска локальной системы оповещения; обмен информацией со взаимодействующими системами мониторинга техногенных чрезвычайных ситуаций в:
* автоматическом;
* автоматизированном;
* ручном режимах;

— подготовка и хранение аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений, программ оповещения, вариантов (сценариев) и режимов запуска систем оповещения населения и технических средств оповещения;
— формирование, передача сигналов оповещения и экстренной информации, аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений;
— передача и сбор автоматических и ручных подтверждений о приеме сигнала оповещения и экстренной информации;
— двухсторонний обмен аудио-, аудиовизуальными и буквенно-цифровыми сообщениями;
— установка вида сигнала (оповещения, управления, другой) и типа сигнала (основной, проверочный);
— оперативный ввод сигнала оповещения и экстренной информации или редактирование ранее записанного сигнала оповещения и экстренной информации;
— дистанционное управление оконечными средствами оповещения населения, должностных лиц, органов управления и сил ГО и РСЧС объектового уровня;
— приостановка или отмена выполнения сеанса (сценария) оповещения по команде;
— контроль и визуализация хода оповещения в реальном времени с отображением списка оповещаемых объектов, типа сигнала оповещения, состояния оповещения, результирующего времени оповещения для каждого объекта, а также каналов, по которым проведено оповещение;
— приоритет передачи сигналов оповещения вышестоящего уровня по отношению к нижестоящему;
— контроль и визуализация состояния технических средств оповещения и каналов связи; защита от несанкционированного доступа;
— документирование выполнения техническими средствами оповещения действий (процессов, функций, алгоритмов) в ходе оповещения населения (проверки системы оповещения населения) на бумажном и электронном (USB-накопитель, жесткий диск, оптический диск) носителях.

Дежурно-диспетчерская служба

«. Дежурно-диспетчерская служба, ДДС: дежурный или диспетчерский орган городской службы, входящей в местную подсистему РСЧС и имеющей силы и средства постоянной готовности к действиям в ЧС. «

Источник:

» БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ЕДИНАЯ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ГОСТ Р 22.7.01-99″

(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 09.11.1999 N 400-ст)

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

  • Дееспособность гражданина
  • Дежурное обслуживание оборудования

Смотреть что такое «Дежурно-диспетчерская служба» в других словарях:

Дежурно-диспетчерская служба — см. Служба дежурно диспетчерская EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

дежурно-диспетчерская служба — 3.1.3 дежурно диспетчерская служба; ДДС: орган управления экстренной оперативной службы, функционирующий в круглосуточном режиме и предназначенный для оперативного управления подчиненными силами и средствами. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Дежурно-диспетчерская служба — дежурный или диспетчерский орган городской службы, входящей в местную подсистему РСЧС и имеющей силы и средства постоянной готовности к действиям в ЧС … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Единая дежурно-диспетчерская служба города — Единая дежурно диспетчерская служба города, ЕДДС: орган повседневного управления местной (городской) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно диспетчерских) служб города и создаваемый при органе… … Официальная терминология

единая дежурно-диспетчерская служба — 3.4 единая дежурно диспетчерская служба: Орган повседневного управления местной (региональной, муниципальной, городской) системой/подсистемой предупреждения, обнаружения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на защищаемых объектах и территориях… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Единая Дежурно-Диспетчерская Служба города — (ЕДДС) орган повседневного управления местной (городской) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно диспетчерских) служб города и создаваемый при органе управления ГОЧС … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Служба дежурно-диспетчерская — дежурный или диспетчерский орган городской службы, входящей в местную подсистему РСЧС и имеющей силы и средства постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

ГОСТ Р 54721-2011: Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Общий порядок оказания системой базовой услуги — Терминология ГОСТ Р 54721 2011: Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Общий порядок оказания системой базовой услуги оригинал документа: 3.1.2 вызов системы «ЭРА Г ЛОНАСС» экстренный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

22.7.01 — ГОСТ Р 22.7.01 < 99>Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно диспетчерская служба. Основные положения. ОКС: 13.020 КГС: Т00 Общетехнические термины, обозначения и величины Действие: С 01.01.2000 Текст документа: ГОСТ Р 22.7.01… … Справочник ГОСТов

Левокумский район — Левокумский муниципальный район Герб … Википедия

Единая дежурная диспетчерская служба (ЕДДС)

Единая дежурная диспетчерская служба (ЕДДС) — орган повседневного управления местного (городского) звена РСЧС, являющийся центральным звеном в Единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ЕСОДУ).

ЕДДС предназначаются для сбора от населения и организаций сообщений о различного рода происшествиях, оценки их с точки зрения масштаба и степени опасности для населения и хозяйственных объектов, определения объема экстренных мер, уровня оповещения, состава привлекаемых сил для ликвидации последствий бедствий, а также обеспечения согласованных действий городских ДДС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

ЕДДС города функционирует круглосуточно и должна:

немедленно приступать к экстренным действиям по предотвращению или ликвидации ЧС после получения необходимых данных;

самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если сложившаяся обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления.

В небольших городах и сельских районах, в которых отсутствует орган управления ГОЧС, ЕДДС может создаваться при органе местного самоуправления.

В городах — административных центрах субъектов РФ ЕДДС могут создаваться на базе органа повседневного управления (оперативной дежурной смены или центра управления в кризисных ситуациях) органа управления ГОЧС области (республики в составе РФ, края) с возложением на него дополнительных городских задач.

В крупных городах, имеющих в своем составе административные округа или муниципальные районы, при соответствующих органах управления могут создаваться окружные или районные ЕДДС.

При возникновении угрозы чрезвычайной ситуации немедленно оповещаются и приводятся в готовность городская КЧС и орган управления ГОЧС города, которые берут на себя дальнейшие действия по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В таких условиях ЕДДС обеспечивает сбор, обработку и представление КЧС собранной информации, подготовку вариантов возможных решений и донесений вышестоящим органам управления ГОЧС, а также доведение задач до органов управления, сил и средств городского звена РСЧС.

О взаимодействии АДС с населением, властями и экстренными службами

Лето не повод пропустить интересное образовательное мероприятие. 25 июня в рамках онлайн-семинара Елена Шерешовец ответила на 50 главных вопросов УК об организации работы с населением. Часть их них касалась порядка взаимодействия аварийно-диспетчерских служб с населением, экстренными службами и властями.

Как организовать взаимодействие между сотрудниками АДС и властями

ПП РФ № 331 внесло изменения в ПП РФ № 416, касающиеся работы аварийно-диспетчерской службы. Установлен принцип взаимосвязи: житель дома обращается в АДС, сотрудники аварийно-диспетчерской службы принимают заявку, решают, как помочь, при необходимости информируют местные власти.

Чтобы организовать взаимодействие между сотрудниками АДС и властями, Елена Шерешовец предлагает действовать по следующему алгоритму. Определите:

  • перечень задач взаимодействующих органов;
  • сроки совместных действий и их последовательность;
  • направления совместных действий и сосредоточение основных усилий;
  • состав сил и средств и их задачи;
  • практическую отработку вопросов взаимодействия;
  • районы встречи и маршруты движения;
  • порядок организации и обеспечения охраны сил и средств сторон, задействованных на выполнение работ;
  • состав и порядок представления необходимой информации органам управления.

Обеспечьте связь, взаимное оповещение и обмен информацией. разработайте планы взаимодействия и назначьте мероприятия ГО и ЧС.

Как организовать совместные действия с оперативными и экстренными службами города

Руководитель АДС самостоятельно определяет порядок взаимодействия с Единой диспетчерской службой и оперативными службами города. Порядок взаимодействия необходимо отразить в инструкции или Положении по организации взаимодействия с оперативными и экстренными службами города (региона).

Чтобы оперативно передавать информацию при чрезвычайных и нештатных ситуациях, диспетчеру будет полезно иметь под рукой номера телефонов:

  • префектуры административного округа и управы района;
  • Ростехнадзора;
  • дежурной части отдела МВД и ГЖИ;
  • Главного управления МЧС по городу;
  • Департамента по делам ГО и ЧС, пожарной безопасности города;
  • руководителей лиц, осуществляющих управление МКД;
  • организаций-владельцев объектов диспетчеризации, обслуживающих организаций;
  • аварийных служб специализированных организаций, членов Совета многоквартирного дома, собственников и арендаторов нежилых помещений.

При вызове аварийных и оперативных служб главное – грамотно сформулировать цель звонка. Для этого Елена Шерешовец рекомендует говорить чётко, ясно и по существу. Необходимо назвать точный адрес места происшествия и/или примерные ориентиры, схему проезда к месту происшествия, номер телефона, с которого вы звоните, ваши ФИО и должность. Затем сообщить подробную информацию о происшествии.

Как вести оперативные переговоры со специализированными организациями

Оперативные переговоры – способ общения дежурного персонала диспетчерских между собой и с сотрудниками специализированных организаций. Они подразумевают под собой выдачу распоряжений, разрешений, получение подтверждений о выполнении распоряжений, обмен информацией по вопросам режима работы, состоянию оборудования, проведения эксплуатационных и ремонтных работ, ликвидации аварийных ситуаций и нарушений и других отклонений от нормальной работы сети и персонала.

В начале разговора необходимо сообщить наименование организации, подразделения, объекта, должность и свою фамилию. При ведении оперативных переговоров по прямым каналам допускается ограничиваться сообщением фамилии. Первым представляется вызываемое лицо, вторым – лицо вызывающее. В дальнейшем допускается обращение по имени и отчеству.

Оперативные переговоры должны быть чёткими, краткими и ясными по содержанию. Они ведутся с предельной лаконичностью, абсолютной точностью всех выражений. Это должно помочь исключить недопонимание, ошибки и вопросы.

Нельзя отступать от установленных диспетчерских наименований оборудования. Все оперативные переговоры ведутся на едином служебном языке, применяются общепринятые понятия и термины.

Как передавать и получать информацию об аварии по различным каналам связи

Как правило, оперативные переговоры ведутся по телефону. Но налаженной телефонной связи для оперативного и качественного устранения аварийных ситуаций недостаточно.

Сотрудники аварийно-диспетчерских служб должны иметь возможность получать информацию об авариях по разным источникам: по телефону, электронной почте, в социальных сетях и мобильных приложениях. Это сделает АДС доступной для жителей, повысит уровень доверия.

Жители домов приучатся сообщать обо всех авариях первым делом вам, а не властям. Вы всегда будете в курсе ситуации на домах и сможете исключить неловкие случаи, когда вам звонят из местной администрации и просят рассказать подробнее об аварии на вашем доме, а вы о ней слышите в первый раз.

Передача информации об аварийных отключениях или нештатных ситуациях также должна осуществляться по доступным для жителей домов каналам. Например, в смс-рассылке или мобильном приложении.

Мобильные приложения пригодятся для связи с сотрудниками АДС, выехавшими на устранение аварий. Чтобы не беспокоить их звонками, удобно направлять информацию о новых авариях в приложении.

Как вести переговоры с гражданами, находящимися в стрессовой ситуации

Когда человек находится в стрессовой ситуации, лучшее, что может сделать для него диспетчер АДС, – постараться внушить уверенность в том, что всё закончится хорошо. Заверьте человека, что все необходимые меры по спасению уже приняты, объясните, в чём заключаются. Спокойное и обстоятельное объяснение подействует успокаивающе.

Читать еще:  До Какого Времени Могут Находиться Гости В Квартире

Постарайтесь внушить пострадавшему уверенность в том, что он не одинок и его не бросят. Расскажите ему, что у вас подобные случаи уже были и вы их успешно разрешили благодаря компетентности и опыту сотрудников диспетчерской. Эта ситуация не будет исключением.

Поддержите человека добрым словом, при возможности посоветуйте, что ему делать до приезда сотрудников АДС. Будьте внимательными, тактичными и терпеливыми.

Чтобы не перегореть, поддержать работоспо­собность и снизить утомление, Елена Шерешовец рекомендует диспетчерам практиковать специальные физические упражнения.

Без нормального, человеческого отношения к людям управляющим организациям не получить поддержки от жителей многоквартирных домов. А это основа благополучия любой организации и её капитал.

Если ваши сотрудники привыкли к «советскому стилю общения», вам необходимо уделить внимание вопросам профессионального общения и коммуникативных компетенций персонала.

Чтобы завоевать лояльность клиентов, нужно научится с ними общаться. И в первую очередь это касается работников аварийно-диспетчерских служб, потому что они встречаются с жителями в стрессовых для последних ситуациях.

Посмотрите видеозапись онлайн-семинара Елены Шерешовец «50 вопросов и ответов для УК об организации работы с населением» и изучите раздаточные материалы к нему, чтобы понять, как в своей компании организовать работу с населением.

Чтобы упростить и систематизировать работу управляющих организаций с заявками и обращениями жителей домов, мы разработали удобный сервис «АДС на 100%». Он поможет правильно выстроить ежедневную деятельность диспетчерской и систематизирует переписку компании с клиентами. Получите демо-доступ уже сейчас.

ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения»

ГОСТ Р 22.7.01-99

Безопасность в чрезвычайных ситуациях
единая дежурно-диспетчерская служба
Основные положения

Safety in emergencies.
Incorporated on duty dispatching service of city.
General statements

Содержание

См. Ответ Комитета технического регулирования и метрологии МИНТ РК от 16 января 2014 года на вопрос от 1 августа 2013 года (memst.kz) «О действии ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях единая дежурно-диспетчерская служба» на территории РК»

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает состав решаемых задач, структуру и порядок функционирования единой дежурно-диспетчерской службы города, района (далее — ЕДДС) в режимах повес дневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации (далее — ЧС).

Положения настоящего стандарта обязательны для федеральных органов исполнительной власти, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, органов управления, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны (далее — ГО), предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — органов управления ГОЧС), взаимодействующих с ними служб, а также научно-исследовательских, проектных и монтажных организаций всех форм собственности, привлекаемых для создания и обеспечения функционирования ЕДДС.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2 Определения и сокращения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

единая дежурно-диспетчерская служба города, ЕДДС: Орган повседневного управления местной (городской) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб города и создаваемый при органе управления ГОЧС;

дежурно-диспетчерская служба, ДДС: Дежурный или диспетчерский орган городской службы, входящей в местную подсистему РСЧС и имеющей силы и средства постоянной готовности к действиям в ЧС;

объединенная система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях, ОСОДУ: Организационно-техническое объединение ЕДДС города, являющейся центральным органом управления этой системы и взаимодействующих с ней городских дежурно-диспетчерских служб;

пункт управления ЕДДС, ПУ ЕДДС: Здание (сооружение, помещение), предназначенное для работы дежурно-диспетчерского персонала и оснащенное необходимыми техническими средствами управления, связи и оповещения;

узел связи ЕДДС, УС ЕДДС: Организационно-техническое объединение сил и средств связи, развернутых на пункте управления ЕДДС и обеспечивающих обмен информацией в интересах ЕДДС и городского органа управления ГОЧС;

Что такое ЕДДС (единая дежурная диспетчерская служба) и для чего она нужна?

В каждом муниципальном образовании организована ЕДДС (единая дежурная диспетчерская служба)

Всем жителям необходимо знать, что такое ЕДДС, для чего она нужна и как воспользоваться ее услугами. Кроме того, существует большой процент обращений в ЕДДС по вопросам, не входящим в ее компетенцию.

Для начала следует еще раз разъяснить ее предназначение. Здесь существует несколько пунктов, но упомянем самый главный, касающийся непосредственно населения:

прием от населения и организаций сообщений о любых происшествиях и чрезвычайных ситуациях, несущих угрозу нормальной жизнедеятельности населения (ДТП, пожары, крупные нарушения на системах ЖКХ, наводнения, обрушения зданий, распространение инфекционных заболеваний человека и животных и т.п.). В частности, диспетчера ЕДДС принимают сообщения о вызовах экстренных служб – скорой помощи, пожарной части, полиции, службы газа и электроснабжения.

Единый экстренный номер — 112;

(ведется запись телефонных разговоров).

Несмотря на широкий круг решаемых задач, ЕДДС постоянно получает большое количество сообщений, которые не относятся к ее компетенции, а являются, как правило, личными проблемами граждан. ЕДДС не реагирует и не дает информации по следующим сообщениям:

· просьбы сообщить номера телефонов организаций, частных лиц, сотовых операторов. Для решения подобных вопросов нужно воспользоваться телефонным справочником. Исключение составляют только стационарные и короткие номера экстренных служб;

· другие личные проблемы граждан: потек кран, перегорела лампочка в подъезде, убежала собака соседей, просьбы прочистить от снега личную придомовую территорию и т.п. Такие вопросы решаются гражданами лично, либо через ТСЖ (обслуживающую организацию) или путем обращения к уполномоченным специалистам администраций;

· ЕДДС не решает вопросы, требующие безотлагательного принятия мер, но не являющихся экстренными, например, укусы клещей, потекшие краны;

· ЕДДС не имеет собственной техники и оборудования для ликвидации последствий ЧС и происшествий, а является только контролирующим и координирующим органом; не принимает претензий по работе организаций, служб, в части, не касающейся экстренного реагирования.

Несмотря на то, что диспетчера отвечают на любой звонок по номеру 112, следует представлять основной круг задач, решаемых ЕДДС, и воздержаться от звонка без веской на то причины (подчеркнем – это экстренное реагирование/ликвидация последствий).

ГОСТ Р 22.7.01-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Термины, используемые в настоящем Регламенте:

OCO — объектовая система оповещения.

РАСЦО — региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях.

ГКУ «ПСЦ» — Государственное казенное учреждение города Москвы «Пожарно-спасательный центр».

ОДС- оперативно-дежурная служба ГКУ «ПСЦ»

ООИ — отдел оповещения и информирования ОДС ГКУ «ПСЦ».

ДСО — дежурная смена оповещения, назначаемая из числа штатных работников ООИ.

Собственник объекта оповещения— юридическое и (или) физическое лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться объектом оповещения;

Объект оповещения — объект, организация с одномоментным нахождением людей (включая персонал) численностью более 50 человек, а также социально важный объект и объект жизнеобеспечения населения вне зависимости от одномоментного нахождения людей.

Журнал — «Журнал учета объектов, подключенных к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях», ведется работниками ООИ.

Регламент — Регламент подключения OCO к РАСЦО.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1 Регламент определяет порядок подключения и отключения объектовой системы оповещения к РАСЦО.

2.2 Регламент не рассматривает вопросы договорных отношений между собственником объекта оповещения и организацией, осуществляющей создание, подключение, техническое обслуживание OCO и организацией (провайдер связи), обеспечивающей канал связи для подключения OCO к РАСЦО.

Регламент разработан с целью:

  • обеспечения реализации положений постановления Правительства Москвы от 01 декабря 2015 г. № 795-ПП «Об организации оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях»;
  • обеспечения гарантированного доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации о чрезвычайных ситуациях;
  • установления единого порядка подключения объектовой системы оповещения к РАСЦО и отключения от нее.

3. ПОДКЛЮЧЕНИЕ И ОТКЛЮЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВОЙ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ

3.1. Подключение OCO к РАСЦО включает в себя следующие этапы:

3.1.1. Получение и выполнение собственником объекта оповещения технических условий на сопряжение OCO с РАСЦО.

3.1.2. Подача собственником объекта оповещения в ГКУ «ПСЦ» заявку на подключение OCO к РАСЦО (приложение 2).

3.1.3. Проверка технической возможности подключения OCO к РАСЦО проводится совместно представителями собственника объекта оповещения и ООИ. При невозможности подключения OCO, представитель ООИ сообщает об этом собственнику объекта оповещения.

3.1.4. Выполнение ГКУ «ПСЦ» действий по подключению объектовой системы оповещения к РАСЦО.

По результатам проверки подключения и испытания работоспособности OCO, подключаемой к РАСЦО ООИ оформляется протокол проверки подключения (Приложение). Протокол оформляется в 3-x экземплярах (1-ый в ООИ, 2-ой собственнику объекта оповещения, З-ий в Департамент ГОЧСиПБ).

Сведения об объекте оповещения, OCO которого подключена к РАСЦО, заносятся в Журнал (форма журнала определяется регламентирующими документами по организации и несения дежурства ДСО).

3.2. Поддержание объектовой системы оповещения в постоянной готовности к использованию по предназначению и мониторинг работоспособности.

3.2.1. Поддержание в постоянной готовности OCO, подключённой к РАСЦО.

За поддержание в постоянной готовности OCO к использованию по предназначению персональную ответственность несет собственник объекта оповещения.

Дежурный сотрудник ДСО с помощью аппаратно-технических средств пункта управления РАСЦО осуществляет мониторинг состояния (доступности) OCO в режиме 24X7X365.

При выявлении системой мониторинга пункта управления РАСЦО (недоступность OCO по тракту контроля и управления) дежурный сотрудник ДСО информирует собственника объекта оповещения по контактам ответственных лиц за OCO собственника, указанных в официальной заявке на подключение к РАСЦО.

В Журнале дежурным сотрудником ДСО делается отметка о недоступности OCO с указанием дaты, времени и ответственного лица со стороны собственника объекта оповещения, которому передана информация.

Ответственность за восстановление работоспособности OCO несет собственник объекта оповещения.

После восстановления работоспособности OCO собственник объекта оповещения обязан проинформировать ДСО, совместно с дежурным сотрудником ДСО провести внеочередную проверку работоспособности OCO. При положительном результате проверки в Журнале делается запись о доступности данной OCO с пункта управления РАСЦО с указанием времени, даты и должностного лица, проводившего проверку со стороны ДСО.

Порядок проверки OCO с включением, а также без включения оконечных устройств OCO осуществляется на основании утверждённого графика.

3.2.2. Выполнение действий по отключению OCO от РАСЦО в случае реконструкции, ремонта помещений или прекращения существования собственника объектовой системы оповещения.

Собственник объектовой системы оповещения подаёт за 10 (десять) рабочих дней в ГКУ «ПСЦ» заявку об отключения OCO от РАСЦО с указанием причины: реконструкция, ремонт помещений или прекращение его существования. В таком случае OCO считается отключенной от РАСЦО. В журнале учета OCO делается соответствующая запись.

Повторное подключение производится в порядке, предусмотренном п.п. 3.1.2. — 3.1.4.

Консультации общего характера (о местонахождении, графике работы, требуемых документах) предоставляются по телефону: 8-495-650-25-91 (Департамент ГОЧСиПБ г. Москва, Тверская улица, д.8/2, стр.2, подъезд 2)

По вопросам или необходимой помощи в построении систем оповещения о пожаре и ЧС, а также продаже и сроках поставки оборудования, скидкам и т.д. обращаться по тел:

моб: 8 (926) 109-03-39

Ведущий специалист: Николин Александр Алексеевич
почта: an@escortpro.ru
nikolins@mail.ru
ICQ: 660 668 901
Skype:+79779424124

Приложение 3

Регламентная таблица подготовки документов, выдаваемых по принципу «одного окна»

п/п

Наименование

документа

Нормативные правовые акты,

регулирующие выдачу

Наименование документов,

предоставляемых заявителем

Срок

исполнения документа

Плата

за

выдачу

ТУ на подключение СМИС к ЕСОДУ г. Москвы

1) ГОСТ Р 22.1.13-2013 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мероприятия по гражданской обороне, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Требования к порядку создания и эксплуатации»;

2) ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования».

1) заявление установленной формы (форма 1);

2) копия задания на проектирование объекта;

3) копия технического задания на проектирование СМИС объекта;

4) копия исходных данных для разработки мероприятий ГОЧС в составе проектной документации объекта, выданных Департаментом ГОЧСиПБ;

5) копия специальных технических условий на создание и эксплуатацию СМИС объекта
(в случае их разработки);

6) документ, удостоверяющий личность заявителя (предъявляется);

7) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (при необходимости)

Исходные данные для разработки мероприятия ГОЧС в составе проектной документации объекта капитального строительства

1) постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их
содержанию»;

2) ГОСТ Р 55201-2012 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства»;

3) СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90» .

1) заявление установленной формы (форма 2);

2) копия задания на проектирование;

3) ситуационный план;

4) документ, удостоверяющий личность заявителя (предъявляется);

5) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (при необходимости)

Исходные данные для разработки мероприятий ГОЧС в составе материалов по обоснованию проекта планировки территории

1) СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90»;

2) постановление Правительства Москвы от 06.04.2010 № 270-ПП «Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве»;

3) постановление Правительства Москвы от 27.07.2011 № 342-ПП «Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки особо охраняемых природных территорий в городе Москве».

1) заявление установленной формы (форма3);

2) копия технического задания на подготовку проекта планировки территории;

3) копия ситуационного плана проекта планировки территории;

4) документ, удостоверяющий личность заявителя (предъявляется);

5) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (при необходимости)

Исходные данные для разработки мероприятий ГОЧС в составе ГПЗУ

Постановление Правительства Москвы от 25.05.2011 № 229-ПП «О порядке подготовки, утверждения, изменения (переоформления) и отмены градостроительных планов земельных участков».

1) заявление установленной формы (форма 4);

2) схема расположения земельного участка;

3) документ, удостоверяющий личность заявителя (предъявляется);

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (при необходимости)

ТУ на подключение электросирены к региональной системе оповещения населения города Москвы о ЧС

1) ГОСТ Р 42.3.01-2014 «Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования»;

2) ГОСТ Р 55199-2012 «Гражданская оборона. Оценка эффективности топологии оконечных устройств оповещения населения. Общие требования»;

3) постановление Правительства Москвы
от 01.12.2015 № 795-ПП «Об организации оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях».

1) заявление установленной формы (форма 5);

2) копия задания на проектирование;

3) документ, удостоверяющий личность заявителя (предъявляется);

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (при необходимости)

ТУ на подключение линии уличной звукофикации к региональной системе оповещения населения города Москвы о ЧС

1) СП 133.13330.2012 «Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования»;

2) постановление Правительства Москвы от 01.12.2015 № 795-ПП «Об организации оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях».

1) заявление установленной формы (форма 6);

2) копия задания на проектирование;

3) документ, удостоверяющий личность заявителя (предъявляется);

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (при необходимости)

ТУ на сопряжение объектовой системы оповещения с региональной системой оповещения населения города Москвы о ЧС

Постановление Правительства Москвы
от 01.12.2015 № 795-ПП «Об организации оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях»

1) заявление установленной формы (форма 7);

2) копия задания на проектирование;

3) документ, удостоверяющий личность заявителя (предъявляется);

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (при необходимости)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector