Piteryust.ru

Юридическая консультация онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

РЖД коллективно договорились. Монополия с профсоюзами решили, как поддерживать и стимулировать работников

Прививка доброй воли. В РЖД принуждают к вакцинации, коллектив грозит массовым уходом на больничный

После выпуска телеграммы за подписью замначальника ЦДИ Дмитрия Берсенева об отстранении от работы тех, кто до сих пор не сделал прививку от коронавируса (и последующего её отзыва ), монополия начала действовать аккуратнее. И даже разговоры об отстранениях на время стихли. Но на днях РЖД выпустили новый документ. На этот раз — от лица первого заместителя генерального директора компании Анатолия Краснощёка (документ есть в распоряжении vgudok.com).

В телеграмме указано, что в соответствии с ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» главный государственный санитарный врач РФ и главные государственные санитарные врачи субъектов РФ наделены полномочиями выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Наказание за уклонения от вакцинации в распоряжении Краснощёка обрели конкретику:

«Невыполнение требований влечёт административную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП России (штраф на должностных лиц от 50 до 150 тыс. руб., на юридических лиц — от 200 до 500 тыс. руб., либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток), — сказано в документе.

Все работники РЖД должны либо предоставить данные о пройденной вакцинации, либо предоставить письменный отказ от прививки/документ об отводе из медицинской организации. Работников, не прошедших вакцинацию, за исключением переболевших новой коронавирусной инфекцией ( 2019-nCoV ) в течение последних 6 месяцев, перевести на дистанционный режим работы, если характер их работы допускает выполнение трудовой функции вне рабочего места, определённого трудовым договором. Всех остальных ждёт возможное отстранение от работы, решение о котором вправе принимать главный санитарный врач страны.

Интересно, что телеграмма господина Краснощёка вышла спустя 2 недели после распоряжения (и его последующего отзыва) Берсенева . Видимо, юридический отдел РЖД взял паузу на поиски аргументов, не противоречащих закону: как вакцинировать персонал и не нарваться на коллективные иски о принуждении к прививкам и массовый уход на больничный.

Именно этим теперь грозят железнодорожники.

Как сообщают источники vgudok.com в разных филиалах РЖД и ФПК, работники, которых принуждают к вакцинации от коронавируса против их воли, готовят ответ руководству. Чтобы не делать прививку, они хотят целыми отделами уйти на больничный. На наш вопрос, чего именно таким образом хотят добиться железнодорожники-уклонисты, получили следующий ответ:

«Работать во многих депо и без пандемии некому. Если оставшиеся сотрудники уйдут на больничный — это должно образумить руководство. Поезда встанут из-за нехватки локомотивных бригад. Отмены поездов руководство не может допустить, а следовательно, и требования по вакцинации сойдут на нет».

В эффективности такого ответа на действия руководства РЖД редакция vgudok.com сомневается. На наш взгляд, протест лишь отсрочит обязательную вакцинацию. Тем более, что с выходом телеграммы Краснощёка , монополия фактически сняли с себя полномочия по контролю за ходом прививочной кампании и переложили ответственность за ужесточения мер на «распоряжения главного санитарного врача». Оценить законность таких действий со стороны ж/д корпорации не могут даже опытные юристы, к которым мы обратились за комментарием:

«Серьёзный вопрос, требует детальной проработки…», — ответили правозащитники.

В филиалах монополии, в отличие от редакции vgudok.com, разбираться в тонкостях трудового законодательства не стали и, как положено, взяли под козырёк. Не прошло и суток после получения телеграммы Краснощёка , как по рабочим чатам железнодорожников начали разлетаться дальнейшие указания.

Например, под особый контроль были взяты поезда « Москва — Санкт-Петербург ».

«Если будут выявляться работники без прививки в направлении Москва и Санкт-Петербург , генеральному директору будут выставлять штрафы», — сказано в одном из сообщений.

Такого рода «угрозы», впрочем, вполне могут возыметь обратный эффект и сыграть против самого руководства и бюджета компании, учитывая накалённую обстановку. Не смягчают ситуацию и решения на местах: в некоторых филиалах РЖД начальники фактически стравливают коллектив. Вот что нам рассказали читатели:

«Добровольно, говорите? У нас в отделе привились 68%, но по управлению на норматив в 60% не вышли, поэтому придётся помогать коллегам вытягивать статистику».

Получается, если условный Иванов принесёт отвод, прививаться за него заставят условного Петрова. В целом, железнодорожные менеджеры в регионах действуют по привычному сценарию: из центра прилетел приказ, какими средствами он будет исполнен — не важно, но статистику портить нельзя.

Интересны в контексте и бытовые нюансы. Например, отгулы.

После искусственного ускорения темпов вакцинации и введения системы QR-кодов записаться на прививку стало проблематично. В регионах очередь занимают с 6 утра, возле пунктов вакцинации ждут по 4-5 часов. С отгулами в РЖД и так всё печально, а про то, чтобы отпустить работника на обязательную вакцинацию в монополии не заикаются. Опять же, сроки горят и если отпустить половину монополии прививаться (а уж если кому после «Спутника» плохо станет — вообще кадровым коллапсом закончится), то кто останется на ЖД? Некоторые бонусы привитым, тем не менее, положены: например, глава ФПК Владимир Пястолов предпочёл кнуту пряник. И пока начальники разных ЖД-дирекций пугали отстранением от работы за отказ от вакцинации, начальник пассажирской «дочки» РЖД ввёл дополнительный оплачиваемый выходной вакцинированным работникам.

«И это не всё! Ещё 10 000 рублей на счёт в личном кабинете « РЖД Бонус» (только сотрудникам ФПК) пульнули. Ну, понятно — тем, кто в программе зарегистрирован. Так что стимульнули!» — рассказал нам сотрудник «Федеральной пассажирской» Андрей.

Мотивирует ли это персонал? Сомневаемся. Настроения в ФПК царят по-прежнему «антипрививочные».

Происходящее работники называют не иначе как беспределом.

«Заставляют прививаться всех: и кто переболел, и кто не болел. Дали всем подписать уведомление, что до 12 июля обязаны вакцинироваться, а иначе — отпуск за свой счёт. Многие тянут до последнего и не идут принципиально. Смотрят, что будет дальше. Рядовые сотрудники кивают на то, что аппарат управления большей частью не привит, а с работников требует сертификаты о прививке», — рассказала нам проводница ФПК Наталья.

И действительно, новостей о том, что кто-то из руководства РЖД или её пассажирской «дочки» сделал прививку, нет. Возможно, именно личным примером ЖД-генералы могли бы подстегнуть подчинённых к вакцинации. Но это, похоже, не их методы.

Мы будем следить за развитием событий и ходом прививочной кампании на железной дороге. Дедлайны близко. И уже совсем скоро филиалам предстоит отчитаться перед Центром. Ждём с нетерпением их отчётов.

Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД, лучший фото- и видеоконтент на нашей странице в Instagram

P. S. Уже после выхода данного материала на нашу редакционную почту пришло обращение от читателя. Vgudok.com попросили осветить для работников правила действий, если работодатель его отстранил от работы и заблокировал пропуск:

«Скоро 15 июля и многие не смогут войти в здание, повсеместно изданы поручения, что невакцинированным до 15 июля будут блокировать пропуска. Причём работников, которым установлен дистанционный режим работы, выводят специально в офис, для того, чтобы они элементарно не смогли войти в здание, берут, так сказать, на испуг. В отличие от адекватно размышляющих руководителей, руководство РЖД никаким образом не готово защищать своих работников, героически порою отдавая свои силы, умения и навыки на благо компании. Голова, так сказать, полностью сгнила. Вместо того, чтобы разобраться юридически в вопросах исполнения указов мэра Москвы , они готовы силой положить головы работников под топор ради того, чтобы заработать процентные очки и вместе с этим гранты на аренду помещений и поблажки по налогам.

Вот порядок действий, если работника не пускают на рабочее место:

1. Должен быть издан приказ об отстранении заблаговременно, а не в день блокировки пропуска. Его необходимо запросить у руководителя.
2. Из здания не выходить, фиксируя время, дату на телефон (заранее установить функцию в фотокамеры с геопозицией и отображением даты фото, видео).
3. Позвонить в полицию для составления акта правонарушения работодателя, как доказательство того, что вы пришли вовремя на работу и не нарушили трудовой договор, другие локально-нормативные акты.
4. Звоним в трудовую инспекцию и просим зафиксировать жалобу о правонарушении работодателя в отношении работника.
5. Звоним, пишем в СМИ.
6. Никуда не уходим из здания до окончания рабочего дня
».

РЖД коллективно договорились. Монополия с профсоюзами решили, как поддерживать и стимулировать работников

РЖД и Роспрофжел подписали новый Коллективный договор на 2020–2022 годы. В документе сохранили льготы для сотрудников монополии и добавили новые пункты. Договор подписал глава РЖД Олег Белозёров и председатель Роспрофжела Николай Никифоров.

Несмотря на многостраничность, сотрудников интересуют конкретные цифры и что меняется к лучшему.

На 500 рублей вырастает матпомощь при рождении или усыновлении ребёнка. Сейчас эта сумма составляет 4600 рублей. В новом договоре предусмотрено поэтапное повышение суммы: в 2020 году — 5100 руб., в 2021 году — 5250 руб., а в 2022 году — 5450 руб. Аналогичным образом вырастут ежемесячные пособия работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте от 1,5 до 3 лет.


Николай Никифоров

«Повышены компенсации увольняемым по сокращению численности или штата. Причём при оптимизации теперь обязательна предварительная консультация с первичной профсоюзной организацией. Также вырастут страховые выплаты детям работников, погибших или получивших I группу инвалидности в результате несчастного случая на производстве», — рассказал председатель Роспрожела Николай Никифоров.

В основном речь идёт о небольших плюсах в 100, 200, 500 рублей.

Главное нововведение — у сотрудников РЖД появится бонусный соцпакет. Работникам начнут начислять баллы за проявленную активность, вовлечённость в решение корпоративных задач, участие в значимых для компании проектах. Набранные баллы они смогут тратить на получение дополнительных льгот.

В документе учтены такие пункты, как индексация заработной платы не менее двух раз в год, выплаты при увольнении впервые на пенсию в зависимости от стажа и поощрений, негосударственное пенсионное обеспечение, бесплатный проезд в поездах дальнего следования и в пригородном сообщении, медицинское обслуживание и оздоровление.

В Коллективном договоре уделили внимание физкультуре и спорту. Предусмотрено более чем двукратное увеличение финансирования на проведение спортивных массовых мероприятий. «Почти на 30% вырастет компенсация работникам за занятия в спортивных секциях», — сказал председатель Роспрофжела. Проверим. Не так давно мы описывали не очень приятную ситуацию, как раз связанную с компенсациями железнодорожникам средств за занятия физкультурой.

«Судя по всему у РЖД очень трогательные отношения с профсоюзами. Коллективный договор — это соглашение между работниками организации, права которых представляет профсоюз, и работодателем. Это некая договорённость, которая включает не требования по отношению к работникам, а их права, — рассказала vgudok.com на правах анонимности эксперт в области HR. — И в договоре, принятом РЖД, который я посмотрела, всё хорошо. Он действительно пересматривается 1-2 раза в год. Иногда реже. По факту РЖД в очередной раз пересмотрели прошлый договор. Часть его оставили, часть дополнили. Молодцы, договорились».

Впрочем, к Коллективному договору достаточно вопросов. Об этом vgudok.com рассказал бывший сотрудник РЖД:

«Коллективный договор — очень результативная (об эффективности пока умолчим) имиджевая вещица, не более. «Смотрите, как мы заботимся о наших работниках!» — говорит работодатель в унисон с ручным профсоюзом, в который кадровики монополии принудительно загоняют народ. На самом деле подавляющее большинство «печенек», предусмотренных документом, переписаны из Трудового кодекса (ТК РФ), — напоминает наш собеседник. — Предоставить их работодатель и так обязан, и никакой профсоюз ему тут не указ и не советчик. То, что сверх этого — так никакой ТК РФ не запрещает работодателю осуществлять выплаты либо применять нематериальное стимулирование там, где он сочтёт нужным, так что роль профсоюза в подготовке документа сильно преувеличена.

Толкование термина «неработающие пенсионеры ОАО «РЖД» сильно «порадует» тех, кто верой и правдой трудился на «железке», но чьи рабочие места волею бессистемных реформ оказались вне материнского предприятия. Все они — за бортом царских щедрот.

Собственно, нового-то ничего здесь нет, просто документально зафиксировано существующее положение вещей.

Единственный пункт, который может порадовать любящих своё дело железнодорожников, это 3.2.9 — «обеспечивать функционирование объектов социальной сферы Компании, музеев, комнат боевой и трудовой славы структурных подразделений филиалов Компании, производить изменение условий их работы с учетом мотивированного мнения выборного органа Профсоюза» (конец цитаты). Ваш портал неоднократно писал о небольших музеях, созданных энтузиастами в разных депо, и высказывал опасение за их судьбу в рыночные времена. Этот пункт опасения не то чтобы снимает, но все же даёт надежду на то, что музеи не окажутся на свалке. Снова зачем-то притянут профсоюз — сочтёт профсоюзный лидер, что музей не нужен — и изменит работодатель условия его работы. До полного закрытия.

Если же говорить об эффективности Коллективного договора, то несложно представить, сколько ресурсов было затрачено на его разработку. Суть документа — кому, сколько и чего дать. Все эти «сколько» имеют измеримое значение, чётко ограниченное работодателем, а сам такого рода документ может родиться лишь там, где благ хватает не всем, вот и возникает необходимость в делёжке. Вывод из этого простейший: хотите дать — дайте всем поровну и не занимайтесь самопиаром, а ещё лучше — платите нормальную зарплату, тогда и делить ничего не нужно будет».

В Коллективном договоре на 2020–2022 годы появятся и абсолютно новые положения. Среди них — отдельный пункт об улучшении условий труда, производственного быта и охране здоровья женщин, также учтена возможность установления гибкого рабочего графика. Коллективный договор — момент, конечно, имиджевый. Однако рвение, с которым топы монополии его обновляют, говорит о том, что проблем с сотрудниками у РЖД хватает. Без этого никак, учитывая штат корпорации-монстра. Не просто так монополия давно является одним из лидеров рейтинга лучших работодателей России. При таком положении дел всегда найдутся недовольные, готовые судиться, отстаивать свои права, жаловаться.

При этом случается, что жалобы рассматриваются на самом высоком уровне, о чём мы писали. Возможно, новый Коллективный договор между перевозчиком и профсоюзами как-то сгладит эти шероховатости. Хотя, повторимся, в семье не без урода, и на местах рабочий народ в лице машинистов, проводников, путейцев и т.д. разнообразные начальники гнобят. О чём мы пишем и писать будем. Не забывайте присылать нам ваши истории и жалобы на editor@vgudok.com!

Соглашение в действии

На МЖД оценили выполнение обязательств Коллективного договора в 2020 году

—> В работе форума, который состоялся в формате видеоконференции, помимо начальника МЖД Михаила Глазкова и председателя дорпрофжела на МЖД Дмитрия Шулянского приняли участие заместитель генерального директора – начальник Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин, председатель Роспрофжела Николай Никифоров, председатель Московской федерации профсоюзов Михаил Антонцев, а также представители всех структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД», дочерних обществ, работающих на полигоне столичной магистрали.
«Прошлый, 2020 год прошёл под девизом «Год единства, памяти и славы» и был насыщен важными для нас событиями и датами, среди которых 75-летие Великой Победы и 115-летие отраслевого профсоюза. Несмотря на то что год прошёл в жёстких ограничениях, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции, железнодорожная отрасль продолжала стабильно работать», – подчеркнул Дмитрий Шулянский.

Читать еще:  Правила оформления заявления на академический отпуск в 2021 году

По его словам, на выполнение обязательств Коллективного договора ОАО «РЖД» в границах дороги было направлено 11,6 млрд руб. (в 2019-м – 11,8 млрд руб.).
«Сегодня одной из главных задач профсоюза остаётся сохранение наших специалистов и рабочих мест. Как альтернатива сокращению в прошлом году применялся режим неполного рабочего времени, в котором отработали 10 335 человек, или 15,4% от численности всех работников. В 2019 году этот показатель составлял 6,4%, или 4445 человек, – сказал Дмитрий Шулянский. – Руководством компании совместно с Роспрофжелом в это непростое время были выработаны ряд мер, которые позволили снять социальную напряжённость и поддержать работников дороги. Это приостановка мероприятий по сокращению численности работников, перевод их на дистанционную работу с сохранением заработной платы, сохранение за работниками заработной платы в размере 2/3 средней заработной платы при объявлении простоя, установление доплат к пособию по временной нетрудоспособности до среднемесячной заработной платы».

Среднемесячная заработная плата работников столичной магистрали за 12 месяцев 2020 года выросла в основной деятельности к аналогичному периоду 2019 года на 5,4%. Рост реальный заработной платы составил 2%.

Особое внимание председатель дорпрофжела на МЖД обратил на снижение заработной платы в Московской дирекции тяги, что связано в первую очередь с падением объёма работ, а также на необходимость повышения конкурентоспособности зарплаты на Московском узле ввиду того, что на промышленных предприятиях столицы люди получают зарплату больше, чем на предприятиях дороги в пределах Мосузла.
«Грамотные, обученные специалисты – наше главное достояние, и я прошу руководителей дирекций очень внимательно отнестись к вопросам заработной платы, чтобы не растерять основной и наиболее трудновосполнимый ресурс», – подчеркнул Дмитрий Шулянский.

Обеспечение безопасности движения поездов и создание здоровых условий на рабочих местах – приоритетные задачи профсоюза.
«Неоценимую помощь в профилактике производственного травматизма, укреплении трудовой и производственной дисциплины, безопасности движения поездов оказывают наши общественники – 1326 уполномоченных по охране труда и 526 инспекторов по безопасности движения поездов, – заметил Дмитрий Шулянский. – Для оценки эффективности их работы учреждён знак «Лучший уполномоченный по охране труда на Московской железной дороге», разработаны критерии оценки. К Всемирному дню охраны труда мы подведём итоги, и лучшие будут удостоены этой высокой награды».

По словам начальника МЖД Михаила Глазкова, в 2020 году проводилась целенаправленная работа по социальной поддержке работников и ветеранов с учётом трудового вклада и заслуг каждого железнодорожника. Так, 8,5 тыс. неработающих пенсионеров получали ежемесячную материальную помощь через Благотворительный фонд «Почёт». Всего на разные виды материальной помощи ветеранам перечислено 113 млн руб.

В прошлом году предоставлены жилые помещения специализированного жилищного фонда ОАО «РЖД» 927 труженикам столичной магистрали, а 150 работников приобрели жильё с использованием корпоративной поддержки.

Реализация обязательств, предусмотренных Коллективным договором, в первую очередь в вопросах заработной платы, создания безопасных условий труда, предоставления больших по сравнению с законодательством льгот и гарантий, возможна только при обеспечении финансовой устойчивости полигона дороги, отметил начальник МЖД. Так, от реализации мероприятий инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» в 2020 году получен экономический эффект в размере 28,3 млн руб. Удалось добиться неплохих результатов в сокращении расходов на топливно-энергетические ресурсы. В 2020 году их суммарная экономия оценивается в 103,9 млн руб. В результате реализации мероприятий по повышению энергоэффективности получена экономия 60,6 млн руб. Экономический эффект от реализации рационализаторских предложений составил 61,6 млн руб. Это в 1,7 раза больше, чем в 2019 году. Также было реализовано 116 проектов бережливого производства, экономия составила 149 млн руб. с ростом на 16% к плану ОАО «РЖД» и на 11% к результату 2019 года.
«Вопрос сокращения непроизводительных расходов напрямую связан с организацией работы локомотивных бригад, – сказал Михаил Глазков. – В Московской дирекции тяги сверхурочные часы снижены на 31,5%. В то же время в Московской дирекции моторвагонного подвижного состава часы сверхурочной работы локомотивных бригад увеличены на 59%. Машинистам и их помощникам не предоставлено более 23 тыс. выходных дней. Непроизводительное использование локомотивных бригад за 2020 год потребовало дополнительного содержания 332 человек условно. На доплату за часы сверхурочной работы затрачено 60 млн руб. Поэтому повышение качества планирования и рациональная организация работы локомотивных бригад в текущем году должны быть в московских дирекциях управления движением, тяги и моторвагонного подвижного состава в числе первоочередных задач».

Московская дорога поддерживает комплекс мероприятий по улучшению условий труда и социальной защищённости женщин, который реализуется в ОАО «РЖД» с 2018 года. В прошлом году 1200 работницам предоставлен компенсируемый социальный пакет на сумму 17,3 млн руб. Частичной компенсацией затрат на занятия физической культурой воспользовались 862 сотрудницы. На мероприятия по обеспечению безопасных и комфортных условий труда женщин затрачено 136,7 млн руб., что составляет 108% от годового плана. Для работниц Московской дороги проводятся мероприятия по психологической поддержке, здоровому образу жизни, повышению финансовой грамотности и эффективной организации труда.

На полигоне дороги продолжается целенаправленная работа по укреплению кадрового потенциала и повышению уровня профессиональных компетенций сотрудников. В прошлом году было обучено 3,7 тыс. работников массовых профессий. Повысили квалификацию 31,3 тыс. руководителей, специалистов и работников массовых профессий. В Московском учебном центре профессиональных квалификаций в 2020 году подготовлено 2,2 тыс. человек, повысили квалификацию 12,3 тыс. работников.

В числе основных задач этого года начальник столичной магистрали назвал проведение целевой работы с работниками всех уровней по вопросам обеспечения безопасности движения и охраны труда с участием представителей профсоюзного актива; реализацию проектов по развитию Московского транспортного узла и диаметральных маршрутов; выполнение установленных заданий по погрузке грузов и начисленной выручке; работу по совершенствованию технологий, повышению производительности труда, улучшению эксплуатационных и экономических показателей, а также создание комфортных условий труда и повышение культуры производства.
«Уверен, что руководители всех рангов вместе с профсоюзом будут активно работать над решением этих задач», – сказал Михаил Глазков.

Профсоюзные руководители и активисты, в свою очередь, озвучили предложения участников круглых столов, проведённых в преддверии социально-экономического форума.

Так, руководитель Брянского РОП дорпрофжела на МЖД Анатолий Слабыня предложил дооборудовать серии тепловозов 2Т10М, 2М62, ЧМЭ3 приписного парка Московской дирекции тяги бортовыми системами контроля расхода дизельного топлива; произвести расчёт расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на участках обслуживания с учётом серии локомотивов, профиля, веса поезда; пересмотреть в сторону увеличения выплат Положение о премировании за экономию ТЭР машинистам тепловозного и электровозного видов тяги.
«Мы предлагаем, исходя из практического опыта работы, увеличить возраст руководителей молодёжных советов до 40 лет, – сообщила инженер Орловско-Курского отдела инфраструктуры МЖД, заместитель председателя актива молодёжи Елена Сычёва. – Считаем также необходимым для более плодотворной и результативной работы с молодёжью решить вопрос об освобождении председателя актива молодёжи от основной работы, предусмотреть дополнительную мотивацию, к примеру, дополнительные дни к отпуску, обеспечение сотовой связью, включив эти льготы в один из пунктов Коллективного договора».

В целом участники регионального социально-экономического форума отметили, что в 2020 году на полигоне дороги проводилась согласованная социально-экономическая политика, которая способствовала стабильной и эффективной деятельности по повышению благосостояния и уровня социальной защиты работников.

Если вознаграждение предусмотрено коллективным договором, его придется выплатить

Верховный суд рассмотрел дело об отказе организации в выплате вознаграждения, предусмотренного коллективном договором, и решил спор в пользу сотрудницы.

Обстоятельства возникновения спора

Коллективный договор организации предусматривал, что работник, проработавший более 25 лет в компании, при увольнении награждался ценным подарком на сумму в размере четырех среднемесячных заработных плат на основании приказа руководителя.

Однако, сотруднице, которая уходила на пенсию и обратилась за этой выплатой, в ее выдаче было отказано.

Организация сослалась на свое тяжелое материальное положение и отсутствие прибыли. При этом сотруднице сообщили, что за последнее время подобная компенсация никому из увольнявшихся работников не выплачивалась.

Сотрудница обратилась в суд, но первые судебные инстанции поддержали работодателя.

По их мнению, если вознаграждение предусмотрено коллективным договором, оно входит в систему оплаты труда работников.

Поэтому, решение вопроса о назначении работникам при их увольнении этих выплат составляет исключительную компетенцию работодателя, принимается на его усмотрение и является правом организации, а не обязанностью.

Вознаграждение, предусмотренное коллективным договором, надо выплатить

Однако, Верховный суд в такими выводами не согласился.

Он решил пересмотреть дело и отменил решения судов нижестоящих инстанций.

Верховный суд обратил внимание, что в коллективном договоре вознаграждение в связи с выходом на пенсию было отражено как социальная гарантия и льгота, которую работодатель обязался выплачивать при соблюдении предусмотренных коллективным договором условий.

Кроме того, спорная выплата не предусматривалась положением о премировании за производственные результаты.

С учетом указанного, Верховный суд не счел эту выплату частью системы оплаты труда компании.

Исходя из этого, он пришел к выводу, что в таком случае выплата вознаграждения в связи с выходом на пенсию являлась обязанностью, а не правом работодателя.

На это Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда обратила внимание в определении от 14.12.2020 № 64-КГ20-7-К9.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

РЖД загнали в тупик: бизнес против новой политики монополии

Предложенный Минтрансом механизм договоров по принципу «вези или плати» столкнулся с сильным противодействием бизнеса. Перейти на такую схему работы с угольными компаниями в феврале текущего года потребовал первый вице-премьер и председатель совета директоров РЖД Андрей Белоусов.

На заседании президиума правкомиссии по транспорту, которое состоялось 27 марта, вопрос о договорах по принципу «вези или плати» (ship-or-pay) на железных дорогах окончательно решить не удалось. Представители бизнеса выступили с резкими возражениями против предложенного механизма.

Главная претензия – угольщики заключают с РЖД многолетние контракты на условиях предоплаты и гарантии грузопотока, получая взамен право приоритетного проезда на Дальний Восток, к портам Приморья в частности. Как считает бизнес, последнее нарушает принцип недискриминационного доступа к сети, базовый для ж/д перевозок.

Кроме того, грузоотправители не согласны с несимметричной ответственностью – здесь они явно ущемлены в пользу монополии.

Против проекта выступают Минэнерго и ФАС: приоритетный доступ к железной дороге забьет ее угольными составами, а у угольщиков возникнут финансовые риски (когда придется везти даже при низких ценах).

«Вези или плати» – распространенная практика заключения договоров, которая устанавливает обязательства транспортной компании вывезти определенный объем груза, а в случае его непоставки грузоотправитель должен заплатить штраф. Аналогичный принцип «бери или плати» (take-or-pay) давно используется при поставках газа крупным покупателям.

Считается, что новый принцип в перевозке угля может помочь разрешить проблему с ограниченностью инфраструктуры Восточного полигона – по БАМу и Транссибу угольные компании отправляют свою продукцию к портам Дальнего Востока, а оттуда – на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, где сохраняются спрос и высокие цены на уголь, в отличие от европейского направления.

Итоги подведены, задачи поставлены

На Московской железной дороге 18 февраля подвели итоги выполнения коллективных договоров и Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта за 2020 год в филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД», в региональных дирекциях функциональных филиалов ОАО «РЖД», в ДЗО, негосударственных учреждениях Компании, осуществляющих свою деятельность в границах железной дороги

Участники регионального социально-экономического форума социальных партнеров в границах деятельности Московской железной дороги подвели итоги выполнения коллективных договоров и Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта за 2020 год в филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД», в региональных дирекциях функциональных филиалов ОАО «РЖД», в ДЗО, негосударственных учреждениях Компании, осуществляющих свою деятельность в границах железной дороги.

В работе форума приняли участие Шевкет Шайдуллин– заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Департамента безопасности движения, председатель РОСПРОФЖЕЛ Николай Никифоров, Михаил Глазков -начальник Московской железной дороги, Михаил Антонцев – председатель Московской Федерации профсоюзов, ,

Отчетный период прошел в непростой ситуации, связанной с пандемией коронавирусной инфекции. С середины марта 2020 года повсеместно были введены ограничительные меры. Многие работники были переведены на удаленный режим работы. Профсоюз постоянно осуществлял контроль за ситуацией по выполнению трудового законодательства, проводил мониторинг режима и оплаты труда, обеспечения работниками средств индивидуальной защиты и дезинфицирующими средствами.

Но, несмотря на сложившиеся обстоятельства, участники регионального социально-экономического форума социальных партнеров в границах деятельности Московской железной дороги отметили, что на полигоне дороги проводилась согласованная социально-экономическая политика, способствующая стабильной и эффективной деятельности, повышению роста благосостояния и уровня социальной защиты работников. На выполнение обязательств коллективных договоров в организациях на территории дороги израсходовано около 11,6 млрд.рублей, социальный пакет на одного работника составил 72 319 руб., на неработающего пенсионера – 2 340 руб.

Задание по темпу роста производительности труда на полигоне железной дороги выполнено на 100,2%.

В соответствии с обязательствами Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2020-2022 годы заработная плата в 2020 году проиндексирована на 3% (с 01 марта — на 2,0% и с октября на 1%). В дочерних обществах проблем с индексацией и сроками выплаты заработной платы не было.

Среднемесячная заработная плата работников с учетом территориальных дирекций функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенных в границах железной дороги, занятых в основной деятельности на полигоне дороги, выросла к аналогичному периоду прошлого года на 5,4% и составила 64 988 руб.

Свою оценку труда коллективов полигона МЖД, а также профсоюзного актива магистрали дали Николай Никифоров и Шевкет Шайдуллин. Особо они остановились на роли столичных железнодорожников в контексте деятельности ОАО «РЖД» в целом, проинформировали, как решаются вопросы производственной деятельности и социальной защиты железнодорожников на сети Российских железных дорог. Председатель Московской Федерации профсоюзов Михаил Антонцев отметил особую роль работы столичных железнодорожников в развитии транспортной инфраструктуры города, поблагодарив их за труд. Говоря о работе Дорожной профсоюзной организации, лидер Московских профсоюзов дал положительную оценку их работы по развитию физкультуры и спорта в трудовых коллективах, активной позиции профсоюзных организации при проведении многих мероприятиях, проводимых в городе Москве.

Читать еще:  Обзор судебной практики по вопрос сноса строений/домов за нарушения пожарных норм

Своё видение того, как были реализованы в 2020 году положения коллективных договоров и Отраслевого соглашения, дали участники регионального форума, отметив, что в целом они были выполнены. Принята резолюция, определившая основные цели и задачи на 2021 год.

Информцентр Дорпрофжел на МЖД

Заставили вступить в профсоюз: как составить иск в суд

На работе меня добровольно-принудительно заставили стать членом профсоюза. Но через несколько лет я понял, что толку от него нет. Только ежемесячно вычитают из зарплаты профсоюзные взносы.

Хотел выйти — говорят, что это возможно, только если я уволюсь. Сама работа нравится, увольняться не хочу, но и бестолковые ежемесячные отчисления тоже надоели. Подскажите, на какие законы или нормативные акты я могу сослаться в разговоре с начальством, чтобы остаться на работе, но выйти из профсоюза.

Вы можете выйти из профсоюза и не увольняться с работы. По закону вы имеете право сделать это в любой момент и без каких-либо дополнительных условий. Расскажу, какими нормами регулируется участие в профсоюзе, чтобы вам было проще договориться со своим руководством.

Что такое профсоюз

Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, которые связаны общими производственными и профессиональными интересами по роду их деятельности. Профсоюз создают, чтобы представлять и защищать права и интересы его участников. Нередко профсоюз противостоит работодателю, поддерживая работников и защищая их от нарушений трудового законодательства.

В этом определении есть два основных момента: люди объединяются добровольно, чтобы защищать интересы работников. Значит, можно в любой момент как вступить в профсоюз, так и выйти из него. Это право реализуется свободно и спрашивать у кого-то разрешения не нужно.

Закон разрешает участнику любой общественной организации по своему усмотрению в любое время выйти из нее. Профсоюз относится к общественным организациям, поэтому вы вправе выйти из него в любой момент без дополнительных условий.

Так что, если вы считаете, что членство в профсоюзе никак не защищает ваши права, а, напротив, ущемляет интересы, поскольку часть заработной платы уходит на профсоюзные взносы, вы имеете право свободно выйти из профсоюзной организации. Вас не могут насильно в ней удерживать.

Какими могут быть профсоюзные взносы

С зарплаты каждого участника профсоюзной организации ежемесячно удерживают какую-то часть на взносы. Размер прописывают в положении о порядке уплаты и распределения ежемесячных профсоюзных взносов или другом аналогичном документе, утвержденном профсоюзом отрасли или конкретного предприятия. Обычно это от 1 до 2% зарплаты — в законе нет ограничений по размеру.

Из этих денег формируют профсоюзный бюджет, на основе которого составляют смету доходов и расходов. Бюджетом распоряжается центральный комитет профсоюза. Он же утверждает годовой отчет, годовой бухгалтерский баланс профсоюза и обеспечивает его гласность.

Деньги, которые отчисляют на профсоюзные взносы с вашей зарплаты, не могут уходить в никуда. Руководство профсоюза должно тратить их на нужды членов объединения: лечение и отдых, материальную помощь и развлекательные мероприятия. Возможно, какую-то часть средств профсоюз вашей компании направляет в вышестоящую отраслевую профсоюзную организацию. Но большая часть должна идти на нужды работников предприятия.

Если вы говорите, что работы профсоюза не видно, проверьте, куда уходят деньги, которые вы и ваши коллеги отчисляете в его бюджет. Как член организации, вы имеете право потребовать отчета о тратах.

В уставе профсоюза должен быть предусмотрен порядок уплаты вступительных и членских взносов, а также источники образования доходов и иного имущества и порядок управления имуществом профсоюза.

Если по какой-то причине профсоюзное руководство откажется дать вам информацию, вы можете написать жалобу в вышестоящую профсоюзную организацию или прокуратуру. Мы писали, как правильно подать жалобу в любое ведомство, там есть советы и готовые шаблоны.

Возможно, руководство вашего профсоюза не хочет выпускать работников из объединения с корыстной целью. Подозрительно, что работы организации, по вашим словам, не видно, а взносы при этом вы платите регулярно.

Увольнять за выход из профсоюза незаконно

Если в уставе вашего профсоюза написано, что выйти из организации вы можете только путем увольнения, это незаконно. Каждый работник, которому исполнилось 14 лет, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из этих организаций. При этом каких-либо ограничений, которые связывают выход из профсоюза с другим событием, например с увольнением, в законе нет.

В трудовом законодательстве есть несколько оснований для расторжения трудового договора. Среди общих оснований, например, такие:

  1. По инициативе работника, когда человек пишет заявление по собственному желанию.
  2. По соглашению сторон, когда работник и работодатель договорились об этом.
  3. По инициативе работодателя, если сотрудник допустил дисциплинарный проступок или иное нарушение.

Но выход из профсоюза — это не основание для увольнения. Ни в трудовом кодексе, ни в законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» таких норм нет.

Что вы можете сделать

Поговорите с руководителем компании и председателем вашего профсоюза. Сошлитесь на закон о профсоюзах и трудовой кодекс. Скажите, что собираетесь воспользоваться своим правом выйти из добровольного объединения. Объясните, что при этом собираетесь продолжать работу в компании, поскольку имеете на это полное право.

Дальше вам надо будет написать два заявления. Первое — на имя председателя профсоюза. Спросите у председателя, есть ли в вашем профсоюзе установленный бланк или инструкция, как вступать или выходить из объединения. Если есть, просто заполните заявление по шаблону. Если нет, заявление можно написать в свободной форме. Если хотите, воспользуйтесь нашим образцом заявления выхода из профсоюза.

Второе заявление напишите на имя главного бухгалтера вашей компании. В нем попросите прекратить удерживать профсоюзные взносы из вашей зарплаты в полном объеме. Предупредите, что если взносы будут удерживать и дальше, то это будет означать неполную выплату вам заработной платы, что незаконно. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена статьей 236 трудового кодекса и частью 6 статьи 5.27 кодекса об административных правонарушениях. Хотя в заявлении на имя председателя вы уже попросили прекратить удерживать взносы из вашей зарплаты, лучше продублировать просьбу в бухгалтерию, чтобы не возникло недоразумений из-за неправильного начисления членских взносов.

С этого момента вы будете получать заработную плату без отчислений в профсоюз. Очень жаль, что на вашем предприятии профсоюз не работает. В других компаниях это объединение делает немало полезного для работников. Участники, например, могут обратиться в профсоюз за юридической или материальной помощью. Мы рассказывали, как профсоюз поможет повысить зарплату. И это только один момент, в котором эта организация может помочь.

Надеюсь, вам теперь будет проще вести переговоры с руководством. Удачи вам!

Если у вас есть вопрос об личных финансах, кредитной истории или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

РЖД просят Белоусова о господдержке на 17 млрд рублей или одобрении тарифных решений

МОСКВА, 2 августа. /ТАСС/. РЖД на фоне роста цен на металлы рассчитывают получить бюджетную поддержку в виде субсидии или взноса в уставный капитал на общую сумму 17 млрд рублей, а в качестве альтернативы предлагают утвердить предложенный холдингом новый принцип индексации тарифов на перевозку грузов. Просьба изложена в письме гендиректора РЖД Олега Белозерова в адрес первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова (копия документа имеется в распоряжении ТАСС).

Белозеров в письме отмечает, что удорожание металла и металлосодержащих изделий в составе инвестиционной программы РЖД во II полугодии 2021 года, если учитывать ту часть, которая касается нового строительства и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры, оценивается в 10-12 млрд рублей. Кроме того, продолжает глава РЖД, после введения вывозных пошлин на металлы РЖД получили от «Евраза» уведомление о повышении отпускных цен на рельсовый прокат на 6 млрд рублей. По словам Белозерова, компания вынуждена направить дополнительные средства на компенсацию указанного удорожания, которое оценивается в 17-19 млрд рублей.

«С учетом изложенного прошу Вас, уважаемый Андрей Рэмович, для компенсации возросшей ценовой нагрузки на инвестиционный и операционный бюджеты компании в 2021 году рассмотреть возможность реализации мер бюджетной поддержки ОАО «РЖД» (субсидия или взнос в уставный капитал) в сумме 17 млрд рублей либо принятия соответствующих тарифных решений, с которыми компания обращалась ранее», — пишет глава РЖД.

«РЖД, как и прежде, не требуются субсидии на операционную деятельность. Необходимость компенсации затрат связана с беспрецедентным и непрогнозируемым ростом цен на материалы, необходимые для выполнения планов капитального ремонта и нового строительства, утвержденных правительством», — сказал ТАСС источник, знакомый с позицией монополии.

Предложения о повышении тарифов

Белозеров ссылается на письмо Белоусову (копия документа имеется в распоряжении ТАСС), в котором он предлагал новую схему тарификации грузовых железнодорожных перевозок. Существующий порядок расчета индексации тарифов основывается на индексе потребительских цен, и такой подход не позволяет отразить реальную динамику роста расходов холдинга, отмечал гендиректор РЖД. В письме говорилось, что холдинг считает целесообразным применять при повышении тарифов индекс ценового давления, который позволит учитывать влияние ценовых факторов на каждый отдельный элемент затрат компании.

Собеседник агентства также в разговоре с ТАСС пояснил, что речь идет об информировании регулятора о возможных вариантах решения вопроса возникшего ценового давления.

Модель монополии (наличие сильного профсоюза).

На многих рынках рабочие “продают” свои трудовые услуги коллективно через профсоюз. Профсоюзы преследуют многие цели: улучшение условий труда, различные льготы — однако их основной экономической задачей является повышение заработной платы. Профсоюз может добиваться этой цели разными путями: путем регулирования спроса на труд, путем регулирования спроса на продукт, а также путем регулирования предложения труда.

Как же функционирует рынок труда в странах с развитой законодательной властью, например в США?

Предположим, что формируется профсоюз на конкурентном рынке, который ведет переговоры с относительно большим числом нанимателей, оказывая влияние на повышение спроса на труд и спроса на продукт.

Повышение спроса на труд. С точки зрения профсоюза этот способ является наиболее желательным для повышения заработной платы.

В результате увеличения спроса на труд повышаются как заработная плата, так и число рабочих мест. Относительная величина такого повышения будет зависеть от предложения труда.

Профсоюз может увеличить спрос на труд путем изменения одного или более факторов, определяющих спрос на труд. В частности, профсоюз может попытаться: увеличить спрос на производимые продукты или услуги; добиться создания дополнительных рабочих мест.

Увеличение спроса на продукт. Профсоюзы могут способствовать росту спроса на продукцию (и соответственно, повышению спроса на свои собственные трудовые услуги):

  • — путем рекламы: профсоюзами используется телевизионная реклама, чтобы побудить потребителей “покупать товары с профсоюзной этикеткой” (в частности, многие профсоюзы объединяются со своими нанимателями для финансирования рекламной кампании с целью повышения спроса на свою продукцию, что в результате обеспечивает профсоюз дополнительными рабочими местами);
  • — путем использования политического лобби: многие профсоюзы обращаются к лоббистам для получения госзаказов, в частности профсоюзы строителей добиваются контрактов на строительство новых шоссе и реконструкции городских застроек, аналогично профсоюзы и ассоциации учителей выступают за увеличение государственных расходов на образование. Они также оказывают поддержку предпринимателям с целью введения протекционных тарифов или импортных квот для исключения конкуренции со стороны зарубежной продукции;
  • — некоторые профсоюзы стремятся расширить спрос на труд, оказывая давление на предпринимателей с помощью тактики сохранения численности рабочей силы независимо от потребностей в ней.

Однако профсоюзы могут повышать ставки заработной платы также путем сокращения предложения труда (замкнутый, или цеховой, тред-юнионизм). Исторически сложилось так, что рабочее движение нередко выступало за проведение политики, которая вела к сужению предложения труда в экономике в целом, чтобы повысить общий уровень заработной платы. Профсоюзы поддерживают законодательство, которое:

  • — ограничивает иммиграцию;
  • — сокращает детский труд;
  • — поддерживает обязательный уход на пенсию;
  • — способствует сокращению рабочей недели.

Более подходящим для данных целей является то, что определенные отряды рабочих приспособились через профсоюзы сокращать число их членов. Особенно это характерно для цеховых профсоюзов — профсоюзов, которые объединяют рабочих только какой-то определенной профессии, таких как столяры, каменщики или водопроводчики. Эти профсоюзы во многих случаях вынуждали предпринимателей нанимать только рабочих — членов этих профсоюзов, при этом профсоюзы обеспечивали полный контроль за предложением труда. Затем путем проведения политики сокращения членства в профсоюзе -— длительный срок обучения, непомерные вступительные взносы, ограничение или запрещение принятия новых членов — профсоюзы создавали искусственное сокращение предложения труда. Это приводит к увеличению ставок заработной платы, что в свою очередь ведет к сокращению числа нанятых рабочих.

В качестве другого широко используемого средства ограничения предложения труда нередко используется квалификационное лицензирование профессий. Это выражается в том, что группа работников определенной профессии оказывает давление на власти, побуждая их принять закон, в соответствии с которым, скажем, врачи (косметологи, преподаватели и т. п.) могут заниматься своей деятельностью, только если они отвечают определенным указанным требованиям. Эти требования могут включать уровень образования, стаж работы по специальности, сдачу экзаменов и личные характеристики.

Но предъявление непосильных и зачастую не относящихся к делу требований, установление непомерно строгих экзаменов могут ограничить число лиц, получающих разрешение заниматься данной деятельностью. По видимости, целью лицензирования является защита потребителей от некомпетентных практикующих специалистов. Но фактически закон лицензирования нарушается, и число высококвалифицированных работников искусственно сокращается, в результате чего повышается заработная плата и заработки сверх конкурентной ставки у тех, кто остался работать. (По имеющимся оценкам, в настоящее время в США лицензируется около 600 профессий.)

Другой формой регулирования предложения труда является открытый, или отраслевой, тред-юнионизм. При этом большинство профсоюзов не ограничивают число своих членов, а наоборот, стремятся объединить всех имеющихся или потенциальных работников. Это характерно для так называемых отраслевых профсоюзов, которые добиваются членства в них всех неквалифицированных, полуквалифицированных и квалифицированных работников данной отрасли. Если отраслевому профсоюзу удается объединить практически всех работников данной отрасли, то фирмы будут находиться под большим давлением со стороны профсоюза при заключении договора о ставке заработной платы, так как с помощью забастовки профсоюз может полностью лишить фирму предложения труда.

Организуя практически всех работников в профсоюзы и тем самым контролируя предложение труда, открытые профсоюзы могут навязывать свои условия труда и такую заработную плату, которая превышает конкурентную заработную плату. В результате наниматели будут сокращать занятость.

РЖД коллективно договорились. Монополия с профсоюзами решили, как поддерживать и стимулировать работников

  • НОВОСТИ
  • АНАЛИТИКА
  • Книги
  • Актуальные издания
  • Статьи
  • История
  • Организация
  • Уставные документы
  • Руководящие органы

РЖД перевело около трети своих сотрудников на неполную рабочую неделю, объяснив это тяжелой экономической ситуации, но не отказавшись от строительства спортивного комплекса в Ярославле и высокобюджетного новогоднего корпоратива. В своей аналитической статье председатель Межрегионального профсоюза железнодорожников (МПЖ) Евгений Куликов показывает, что компании выбрала ошибочную стратегию решать свои экономические проблемы за счет простых работников и приходит к мысли, что перевод РЖД на коммерческие рельсы изначально был ошибкой, так как железнодорожные перевозки всегда были и будут социальным видом транспорта.

Читать еще:  Транспортный Налог Чернобыльцы Москва: последние новости, изменения, советы

Владимир Якунин объявил, что ОАО «РЖД» переведет около трети своих сотрудников на неполную рабочую неделю. Глава компании сказал, что принял это решение для того, чтобы сохранить квалифицированные кадры. Он объяснил это тем, что объем работы упал, экономическая ситуация очень тяжелая, и в следующем году железнодорожникам придется работать в сложных условиях.

Президент ОАО «РЖД» сказал также, что решение о сокращении рабочей недели для трети сотрудников поддержали профсоюзы. Альтернативой могло бы стать массовое сокращение или отправка людей в долгосрочные неоплачиваемые отпуска.

Стоит ли согласиться с искренностью намерений руководства РЖД? Ведь один из признаков дикого капитализма – это когда крупная акционерная компания решает свои экономические проблемы в первую очередь за счет простых работников, будь то снижение зарплат, сокращение или перевод на неполную занятость.

В развитых странах крупные компании давно прибегают к другим методам: внедрению новых технологий, позволяющих оптимизировать труд и получить больше прибыли; созданию конкурентоспособных услуг и товаров; эффективному менеджменту, опирающемуся на инновации. У нас проблемы решают только за счет людей.

Понятно, когда так поступают небольшие фирмы, у которых нет ресурсов. Но ресурс ОАО «РЖД» колоссален. Компания тратит огромные деньги на различные сторонние проекты, например, на спорт. Это хорошо, когда бизнес создает спортивные школы, благотворительные фонды, но когда в сложной экономической ситуации он тратит миллионы долларов на оплату труда знаменитых футболистов, и при этом не может найти деньги на сохранение в целостности и сохранности своего коллектива, то это не очень понятно.

РЖД тратит около 2 миллиардов рублей на строительство сверхсовременного спортивного комплекса в Ярославле – арены стадиона «Локомотив» с гостиницей, спа-центром, паркингами и другой инфраструктурой. Одновременно топ-менеджеры не могут найти деньги на зарплаты в полном объеме для трети работников, обеспечивающих выполнение основной задачи компании – перевозки людей и грузов. Спорт и благотворительность – задачи дополнительные.

Тему спортивных расходов РЖД обсуждали 29 ноября на очередном заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Представители РЖД заявили тогда, что спорт финансируется не за счет тарифов, регулируемых государством, а за счет нерегулируемой деятельности.

Вице-премьер Ольга Голодец возмутилась таким объяснением:

– Минтруд находится в суде с РЖД на тему того, что дотирование пассажирских перевозок идет не по тому тарифу. У нас практически вся деятельность РЖД субсидируется. Зачем говорить неправду?

Однако сторонники позиции РЖД остались при своем. В этом вопросе еще предстоит разобраться, но очевидно, что экономический ресурс у компании есть. Зачем тогда сокращение рабочей недели и, стало быть, зарплаты трети сотрудников? Получается, что люди будут выполнять тот же объем работ за меньшие деньги. О каком сохранении квалифицированных кадров может идти речь?

В основном под сокращение рабочей недели попадают младшие менеджеры компании, офисные сотрудники. Понятно, что урезать рабочее время машинистов никто не может, поскольку их не хватает. Представим себе теперь, что на участке объем перевозки грузов сократился вдвое от запланированного. Объем работы упал, но сотрудник, отвечающий за расчеты и бухгалтерию, должен выписать такое же количество документов. Теперь у него сокращают рабочее время и зарплату, но объем его собственной работы при этом не падает.

ОАО «РЖД» не заработало средств на содержание людей в полном объеме. Не удивительно. Сколько раз мы говорили о том, что железнодорожные перевозки всегда будут социальным видом транспорта, а значит, они не смогут принести коммерческих доходов. Конечно, можно пытаться извлечь прибыль от пассажирских перевозок повышенной комфортабельности. Есть люди, готовые платить за удобную поездку, например, из Москвы в Петербург, но их не так много. Поезда типа «Сапсан» могут принести прибыль, билеты на них достаточно дорогие – более семи тысяч рублей за бизнес-класс. Но такие коммерческие проекты все-равно не покроют убытков.

Перевод РЖД на коммерческие рельсы изначально был ошибкой, расплачиваться за которую придется простым сотрудникам, но не топ-менеджерам компании. Владимир Якунин в 2013 году занял скромное 9-е место в рейтинге высокооплачиваемых менеджеров государственных компаний. Он заработал всего около 450 миллионов рублей. Он не единственный железнодорожный менеджер, чьи доходы в тысячи раз превышают зарплаты рядовых служащих РЖД. Средний месячный доход руководителей РЖД в 2011 году по данным годового отчета составлял 5,5 миллионов рублей, по сведениям из открытых источников в 2012-2013 годах эта цифра только росла, достигнув 6 миллионов в месяц.

Увы, ни о каком перераспределении честно заработанных совместными усилиями денег речи и быть не может, но хотя бы на грядущий новогодний корпоратив высокооплачиваемые руководители могли бы пожертвовать из своего кармана. Компания заложила в бюджет на предстоящее торжество 50 млн рублей – мелочь в масштабах РЖД, но все-таки немалые деньги. Даже Владимир Путин рекомендовал руководству госкорпораций скидываться на праздники, а не тратить государственные деньги, о чем он сказал на форуме ОНФ 5 декабря.

Уж очень похожа демонстративная «забота» руководства РЖД на шантаж правительства Медведева за инициативу заморозки тарифов российских монополий.

Минтранс выступил против отмены монополии РЖД на локомотивы

Замглавы Минтранса Владимир Токарев считает, что допуск на сеть железных дорог частных грузовых локомотивов несет экономические и технологические риски для всей системы железнодорожного транспорта. Об этом говорится в его письме в правительство, отправленном 14 января (в распоряжении РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник в крупном частном железнодорожном операторе).

РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса и правительства.

Сейчас эксплуатировать локомотивы для перевозки грузов на путях общего пользования имеют право только «Российские железные дороги» (РЖД). Но на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова 10 декабря владельцы крупных железнодорожных операторов предложили фактически отменить такое монопольное положение компании и разрешить частным игрокам использовать свои локомотивы на немассовых маршрутах, где нет узких мест железнодорожной инфраструктуры. По их версии, это помогло бы и самим РЖД сократить ежегодные затраты на закупку локомотивов и, таким образом, снизить дефицит своей инвестпрограммы.

По итогам совещания Минтрансу было поручено проработать вопрос допуска частных компаний на рынок локомотивов совместно с профильными ведомствами, РЖД и потребителями их услуг. В рамках этого поручения Токарев и направил письмо в правительство. Но с бизнесом этот вопрос никак не прорабатывался, сказал РБК источник в частном железнодорожном операторе.

Как Минтранс объясняет свою позицию

  • Токарев в письме правительству отмечает, что для использования локомотивов частные операторы будут формировать собственную производственную и эксплуатационную базу, дублируя существующую. «Это приведет к снижению эффективности использования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей РЖД», — считает он.
  • По мнению замминистра, среди последствий отмены монополии РЖД также снижение производительности локомотивов, принадлежащих госкомпании, и рост ее эксплуатационных затрат.
  • При критической загрузке отдельных направлений на железнодорожной инфраструктуре эксплуатация частных локомотивов приведет к снижению их пропускной способности и увеличению транспортной нагрузки на экономику страны в целом. «Таким образом, существуют риски снижения положительных финансовых результатов работы РЖД, что негативно повлияет на инвестиционный потенциал компании», — указывает замминистра.

В декабре представитель РЖД также говорил, что «либерализация тяги (предоставление прав на эксплуатацию локомотивов частным компаниям. — РБК) неизбежно приведет к снижению эффективности железнодорожного транспорта и создаст дополнительную непроизводительную нагрузку на пропускную способность инфраструктуры». По его словам, в конечном счете это приведет к удорожанию перевозки для потребителей.

Какие есть риски из-за монополии РЖД

Как утверждает источник РБК в частном железнодорожном операторе, в ближайшее время может возникнуть дефицит локомотивов, поскольку РЖД планомерно снижают закупку этой техники.

В конце декабря президент Владимир Путин заявил, что для обновления подвижного состава компании необходимо закупать по 500 локомотивов ежегодно в ближайшие три года. Согласно проекту финансового плана на 2021–2023 годы, РЖД на это потратят 252,6 млрд руб. Но в 2009–2019 годах РЖД в среднем покупали по 600 локомотивов в год, напоминает собеседник РБК.

Но Токарев в письме в правительство особенно подчеркивает, что дефицита грузовых локомотивов для обеспечения перевозок в настоящее время не наблюдается. «Обновление локомотивного парка является одной из приоритетных задач компании. В ближайшие три года закупки локомотивов полностью соответствуют плановым потребностям, компания не прогнозирует дефицита тягового подвижного состава», — сообщили РБК в пресс-службе РЖД. По данным компании, за последние пять лет средний износ парка локомотивов сократился почти на 10%. В 2020 году РЖД инвестировали в обновление тягового подвижного состава около 95 млрд руб., было закуплено 566 локомотивов.

Бизнес неоднократно предлагал провести эксперимент — разрешить работу частных локомотивов на отдельных участках сети. С одной стороны, это может продемонстрировать эффективность такого рода перевозок, а с другой — снять опасения со стороны перевозчика в отношении качества обслуживания пользователей, объясняет логику операторов источник в одной из компаний. Он считает, что РЖД могли бы задействовать высвободившиеся локомотивы для перевозки дополнительных грузов, в том числе более высоких тарифных классов.

Наличие у частных операторов собственных локомотивов позволит также оптимизировать технологию перевозок, что приведет к снижению нагрузки на инфраструктуру, полагает собеседник РБК. Представитель ПГК в пятницу, 29 января, подтвердил, что компания считает допуск на сеть железных дорог частных локомотивов «одним из эффективных инструментов повышения качества обслуживания грузоотправителей и доступности услуг перевозки на железной дороге, а также снижения инвестнагрузки на РЖД».

Источник еще в одном частном операторе уверяет, что привлечение частных инвестиций в железнодорожный сектор станет ключевым вопросом в ближайшие три—пять лет, поэтому он не сомневается, что правительство рано или поздно согласится на отмену монополии РЖД на локомотивы. РБК направил запрос представителю Белоусова, который возглавляет совет директоров РЖД, о возможности подобного привлечения частных инвестиций в железнодорожный сектор.

В самом конце 2020 года из-за чрезмерной «амбициозности» инвестпрограммы РЖД на 2021 год и на плановый период 2022–2023 годов правительство уже обсуждало возможность удовлетворения потребностей компании за счет привлечения ресурсов «на стороне», рассказывал министр финансов Антон Силуанов. Но в итоге тогда было принято решение, что деньги компания получит от ВЭБа, который выкупит ее допэмиссию и станет акционером РЖД.

Рынок труда в условиях господства профсоюзов и при взаимной монополии

Профсоюзы представляютсобой объединения (ассоциации) наемных работников, создаваемые для защиты их экономических интересов и улучшения условий труда. По составу объединяемых трудящихся они могут иметь узкопрофессиональный, отраслевой, региональный, национальный и даже международный характер.

Хорошо известно, что на любом рынке (кроме рынка совершенной конкуренции) могут возникать объединения, как агентов спроса, так и агентов предложения. Создаваемые в целях получения экономических преимуществ и выгод для своих членов, эти объединения порождают определенные ограничения свободы конкуренции со всеми вытекающими отсюда последствиями в области ценообразования.

Что касается рынка трудовых ресурсов, то здесь наемные работники далеко не всегда занимают равноправную, соответствующую справедливым экономическим отношениям позицию по отношению к работодателям. Ведь на стороне работодателя имеются такие преимущества как богатство, организационные возможности предприятия, а нередко и политическое влияние. В связи с этим у наемных работников появляется естественная потребность противопоставить покупателям труда объединенную силу его продавцов.

Профсоюзы как раз и должны выполнять роль такой силы. Их сверхзадача заключается в защите наемных работников от возможной эксплуатации со стороны предприятий, предъявляющих спрос на труд и оплачивающих его по низкой цене.

Поэтому профсоюзы, организуют коллективные формы продажи труда взамен индивидуальных. Они пытаются обеспечить повышение заработной платы, рост численности занятых, улучшение условий труда для работающих и социальные гарантии безработным. Наряду с выполнением чисто экономических задач профсоюзы часто вмешиваются в политическую жизнь своих стран. Значительная политизация характерна, в частности, для европейских и российских профсоюзов.

Существует три основных модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

Модель стимулирования спроса на труд(рис. 11.7).

Первая модель сориентирована на повышение заработной платы и занятости с помощью увеличения спроса на труд.

Достигнуть такого увеличения профсоюз может, улучшая качество товара труд — например, содействуя росту производительности труда на предприятии либо повышению спроса на готовую продукцию.

При достижении профсоюзом увеличения спроса на труд кривая спроса смещается вправо из положения D1 в положение D2. В этом случае одновременно решаются две задачи:

· увеличивается занятость (с L1 до L2),

· возрастает ставка заработной платы (с W1 до W2).

Эта модель является исключительно привлекательной, но на практике она трудно осуществима.

Модель сокращения предложения труда(рис. 11.8).

Вторая модель сориентирована на повышение заработной платы с помощью сокращения предложения труда.

Это может быть достигнуто в рамках узкопрофессиональных (цеховых) профсоюзов, которые принято называть закрытыми (замкнутыми). Они устанавливают жесткий контроль за предложением высококвалифицированного труда путем ограничения численности своих членов. Для этого используются длительные сроки обучения соответствующей профессии, ограничения при выдаче квалификационных лицензий, высокие вступительные взносы и т.п.

Если профсоюзы теми или иными способами добиваются уменьшения предложения труда, то его кривая из положения S1 смещается в положение S2. Следствием этого будет рост ставки заработной платы с W1 до W2. Одновременно занятость уменьшиться с L1 до L2.

Модель прямого воздействия на зарплату(рис. 11.9).

Самая распространенная в наше время модель сориентирована на увеличение заработной платы, достигаемое под прямым давлением профсоюза. Как правило, ее реализуют мощные, открытые (то есть доступные для всех желающих вступить в них) отраслевые или общенациональные профсоюзы, которые, например, под угрозой массовой забастовки в состоянии заставить предприятия пойти на желательный для профсоюза рост ставок заработной платы.

На графике (рис. 11.9) видно, что равновесная ставка заработной платы в условиях конкурентного рынка труда могла бы составить WO. Однако отраслевой профсоюз добивается установления заработной платы на уровне не ниже WTU, в противном случае грозя забастовкой. Кривая предложения труда SL превращается в ломанную кривую WTUCSL, (на графике она выделена утолщением). В соответствии со своей кривой спроса предприятие ответит на рост ставки заработной платы с WO до WTU сокращением числа занятых работников с LO до LTU.

Обратим внимание на тот факт, что повышение заработной платы происходит за счет сокращения занятости населения. Отсюда можно сделать вывод о противоречивости результатов борьбы профсоюзов за увеличение оплаты наемного труда, поскольку само это увеличение сопряжено с уменьшением численности работающих. Иными словами, безудержный рост заработной платы может порождать безработицу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector