Piteryust.ru

Юридическая консультация онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы репатриации прибыли в РФ и возможности их решения

Репатриация доходов в Российской Федерации

Действующая в Российской Федерации система валютного регулирования не создаёт препятствий для репатриации доходов нерезидентом — инвестором. Разумеется, при проведении операций ему необходимо соблюдать установленные валютным законодательством процедуры, которые нельзя назвать слишком сложными для исполнения.

Основной законодательный акт в области валютного регулирования в Российской Федерации — Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.92 — устанавливает, что переводы иностранной валюты из Российской Федерации в виде процентов, дивидендов и иных доходов по инвестициям осуществляются резидентами без ограничений.

Иными словами, российское юридическое лицо вправе без ограничений выплатить причитающийся иностранному инвестору доход на его валютный счёт либо в российском банке, либо в зарубежном банке.

Валютные средства, полученные иностранным инвестором на свой счёт в российском банке, впоследствии могут быть без ограничений перечислены за рубеж.

Если доход выплачивается в рублях, иностранному инвестору для конвертации полученных рублей в валюту и репатриации этой валюты необходимо либо открыть на своё имя рублёвый и валютный счёт в российском банке, либо воспользоваться услугами зарубежного банка, имеющего рублёвые корреспондентские счета в российских банках.

Процедура открытия и ведения рублёвых счетов нерезидентов в российских банках регламентируется Инструкцией Банка России от 12.10.2000 № 93-И «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам».

В соответствии с указанной инструкцией операции по зачислению рублёвых доходов иностранного инвестора и покупке иностранной валюты за рубли осуществляются через открытые в российских банках счета типа «К» («конвертируемые»). Владельцем такого счёта может являться как непосредственно инвестор (юридическое либо физическое лицо), так и зарубежный банк, который может провести операции по своему корреспондентскому счёту по поручению иностранного инвестора.

Купленная за рубли иностранная валюта может без ограничений перечисляться иностранным инвестором на свои счета в зарубежных банках.

Следует отметить, что все указанные выше операции должны осуществляться в безналичном порядке.

2.4 Учет валютного курса при репатриации дивидендов и капитала

Финансовый менеджер фирмы, вовлеченной во внешнеэкономическую деятельность, имеет дело с множеством валют государств, куда осуществляется экспорт товаров или услуг, где работают зарубежные отделения, филиалы, дочерние компании. Потоки наличности, поступающие в головную компанию ТНК из разных государств, выражены в разных валютах. Поэтому анализ обменных курсов, а также влияния колебаний стоимости валют должны быть включены в финансовый анализ.

Обменные курсы валют, являясь результатом взаимодействия спроса и предложения на них на мировом валютном рынке, оказывают существенное влияние на состояние мировой экономической системы. В частности, во многом определяя характер движения товаров между странами, валютный курс оказывает непосредственное воздействие на финансовые результаты функционирования транснациональных компаний.

Так, ранее прибыльные контракты ТНК могут неожиданно обернуться для них значительными убытками, если обменный курс изменится в неблагоприятном направлении. В современных условиях преимущественного использования странами плавающих обменных курсов, когда годовые колебания валютных курсов даже в 30–50% не являются чем-то необычным, чрезвычайно важной становится проблема обоснованного прогноза будущих курсов валют с целью принятия менеджерами транснациональных компаний соответствующих мер по защите их от неблагоприятных изменений валютных курсов.

Репатриация капиталов связана с проблемой вывоза капитала. Страны — экспортеры капиталов в период ухудшения своего валютно-экономического положения стимулируют репатриацию капиталов для улучшения платежного баланса. В этих целях используется валютная, налоговая и кредитная политика: предоставляются льготы и гарантии. Например, во Франции после второй мировой войны государственные органы валютного контроля разрешили репатриацию капиталов через парижский рынок золота по льготному курсу. Это была своего рода амнистия национального капитала, переведенного за границу накануне и во время войны. Страны — импортеры капиталов в период ухудшения своего экономического положения иногда устанавливают ограничения на репатриацию капиталов, вложенных в их экономику.

В странах с развитой рыночной экономикой иностранная валюта, вырученная от реализации товаров и услуг, репатриируется в соответствии с устанавливаемыми при международных расчетах сроками.

Если компания знает, что валюта страны, где расположена ее дочерняя фирма, имеет тенденцию к обесценению, то она должна предпринять ряд мер. Во-первых, компания должна снизить до минимума свои сбережения в этой валюте путем покупки материальных запасов или других реальных активов. Кроме того, дочерняя фирма должна стараться избегать наращивания дебиторской задолженности, поэтому по возможности желательно добиться быстрой конвертируемости дебиторской задолженности в деньги, и наоборот, увеличить сроки своей кредиторской задолженности. Желательно также одолжить деньги в местной валюте, чтобы заместить ими средства, предоставляемые материнской компанией. Последний шаг будет зависеть от относительных процентных ставок. Если курс валюты имеет тенденцию к повышению, то следует предпринять противоположные шаги. В отсутствие информации о будущих колебаниях курса валюты активная политика в любом направлении будет неуместна.

В большинстве случаев мы не можем предугадать будущее, поэтому самой разумной представляется политика уравновешивания денежных активов денежными обязательствами, чтобы нейтрализовать влияние колебания валютного курса.

Компания, которая проводит зарубежные операции в нескольких странах, может защитить себя от риска изменения валютного курса, отрегулировав свои обязательства о перечислении денег между своими компаниями. Ускорение распределения во времени выплаты денежных поступлений, сделанных или полученных в иностранной валюте, называется опережением (leading), а замедление порядка выплаты — запаздыванием (lagging).

Наиболее эффективно стратегия « leads & lags » используется, когда материнская фирма имеет полный контроль над своими дочерними компаниями и филиалами, так как растягивание сроков платежа может привести к заметному ухудшению финансового состояния одной из фирм-участниц договора, но не в ущерб общему состоянию дел всей корпорации.

Очевидно, что если соглашение « leads & lags » заключается с компаниями, которые не на все 100% принадлежат МНК, то остальные акционеры не согласятся с уменьшением своих прибылей. Это говорит о том, что заключение такого соглашения между двумя независимыми фирмами требует всесторонней аналитической проработки и определения дополнительных соглашений, компенсирующих убытки одной из сторон.

Необходимым условием для эффективного использования стратегии «leads & lags» является возможность материнской фирмы разработать такую технику, которая могла бы способствовать распределению прибыли и контролированию инвестиционных потоков в имущество филиалов в наиболее рентабельной форме для МНК в целом.

Как правило, в ожидании ревальвации, т. е. повышения курса национальной валюты своей страны, экспортеры ускоряют перевод вырученной иностранной валюты в свою страну. Например, допустим, что ваша компания имеет зарубежные дочерние фирмы в Швейцарии и Чешской Республике. Вы считаете, что чешская крона вскоре ревальвирует, а швейцарский франк удержит свои позиции. Швейцарская дочерняя фирма ежемесячно покупает у чешской фирмы товары стоимостью приблизительно 100 тыс. долл. В соответствии с обычной процедурой для оплаты необходимо три месяца после доставки товаров. Вместо этого, ввиду вероятной ревальвации чешской кроны, вы инструктируете швейцарскую фирму опередить (to lead) срок уплаты, заплатив за товары по их поступлении.

И наоборот, перед грядущей девальвацией, т. а обесценением своей национальной валюты, репатриация выручки замедляется, что негативно сказывается на платежном балансе данной страны. Такая ситуация характерна для России, поскольку за все годы реформ российский рубль постоянно обесценивался.

Репатриация в РФ

Латинское слово repatrians (репатриант) переводится как ‘возвращающийся на родину’. Это те люди, которые попали в плен, были беженцами или еще по каким-то причинам оказались за пределами своей страны и имеющие право вернуться.

Что такое репатриация в России

Репатриация в РФ — это возвращение на родину тех, кто через своих предков связан с Россией. Но в законодательстве Российской Федерации есть правила, которые регулируют возможность стать репатриантом. Государство заинтересовано, прежде всего, в том, чтобы возвращались соотечественники трудоспособные, которые могут внести свой вклад в экономику.

В 2006 году президентом был подписан закон о добровольно переселяющихся в Россию соотечественниках. В нем отдается предпочтение квалифицированным специалистам в той или иной отрасли. С 2012 года закон этот стал бессрочным, т. е. теперь возвращение соотечественников из-за рубежа — систематическая процедура.

Диаграмма репатриантов в РФ

Особенности российского закона

Закон о репатриации был принят для того, чтобы дать стимул соотечественникам покинуть места проживания вне исторической родины. Для этого предусмотрены гарантии и некоторые привилегии.

  1. Компенсируются те затраты, которые репатриант понес при возвращении.
  2. Государство предоставляет средства на первоначальное обустройство.
  3. Деньги, внесенные в качестве госпошлины, возвращаются.
  4. В течение шести месяцев, пока переселенец не найдет работу в РФ, выплачивается каждый месяц пособие.

Кроме того, провоз багажа осуществляется беспошлинно:

  • На семью из трех человек — контейнер весом в пять тонн.
  • Если в семье больше трех человек, положено два контейнера по пять тонн.
  • Можно провезти один легковой автомобиль, не оплачивая таможенного сбора.

Получение российского гражданства репатриантами является приоритетом у соответствующих государственных служб и проводится в ускоренном порядке.

Условия для переселения

В категорию репатриантов входят лица трудоспособные, владеющие какой-либо нужной в России специальностью и обладающие достаточным опытом в своем деле. Репатриации не подлежат пенсионеры, а также те, кто владеет специальностью, не связанной непосредственно с экономикой и развитием технологий (учителя гуманитарного профиля, например).

Обязательное условие — иммигрант должен хорошо знать русский язык. Воспользоваться возможностью репатриации в Россию могут следующие лица:

  • По каким-либо причинам оказавшиеся за рубежом граждане России.
  • Те, кто родился в СССР или России, а также их потомки.
  • Люди, имевшие гражданство Советского Союза и теперь проживающие в странах, которые были некогда его частью (независимо от того, имеют ли они гражданство этой страны).

Для репатриантов нет возможности выбрать территорию проживания в России по своему усмотрению. Вся страна была разбита на три категории:

  • Приграничная зона.
  • Местности, где экономическая, демографическая ситуация стабильна.
  • Регионы малозаселенные, участвующие в инвестиционных проектах и требующие привлечения специалистов и дополнительных рабочих рук.

В регионах первых двух категорий расселение репатриантов практически не ведется. Тенденция последних лет такова, что переселяющимся соотечественникам определяют малонаселенные территории с суровым климатом.

Но при этом всегда есть возможность поселиться в Центральной России, где в сельской местности численность населения резко сокращается и можно поднимать сельское хозяйство.

При этом репатриант вполне может рассчитывать на государственную поддержку. К примеру, подъемные в настоящее время увеличены до 240 тыс. рублей (ранее было 120 тыс.). Дополнительные меры предусматривают каждому члену семьи по 120 тыс. рублей.

Программа переселения соотечественников

Эта программа дает шанс быстро получить гражданство Российской Федерации. Получение этого статуса для обычного человека — довольно трудоемкий процесс, требующий непрерывного проживания на территории страны в течение пяти лет. А получение гражданства может занять и восемь лет.

Чтобы ускорить процесс, надо принять участие в программе переселения соотечественников. Все зависит от того, насколько сам переселенец готов быстро мигрировать в Россию. Но в любом случае получение гражданства возможно в течение 9–12 месяцев.

Принимающие участие в программе переселения проходят несколько этапов:

Этапы программы репатриации

  1. Подача заявления.
  2. После рассмотрения заявления и пакета документов в случае положительного решения выдается свидетельство репатрианта.
  3. Репатриант выезжает в Россию, становится в подразделении МВД на миграционный учет.
  4. Оформляется временный вид на жительство и регистрация по месту жительства.
  5. Составляется заявление на принятие гражданства РФ.
  6. Получение гражданства, присяга и выдача паспорта. После этого репатриант становится полноценным жителем России.

Что касается территорий расселения, то по данной программе правительством приняты определенные квоты для каждого региона. В то же время их руководство на местах вправе само решать, принять переселенцев или нет, в зависимости от реальных потребностей.

Определены приоритетные и неприоритетные области расселения. Приоритетные — это регионы, где есть демографические проблемы: Дальневосточные районы, Сибирь, Магаданская область, Камчатка, Сахалин.

Тем, кто решит принять участие в программе, поселиться в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области невозможно. Если человек живет в зарубежной стране и имеет более-менее хорошие условия жизни, стоит задуматься о том, надо ли получать помощь от Отечества, если они ухудшатся.

Из каких стран репатриируют в Россию

Если супруга или супруг отказывается переселяться, репатриация невозможна, если не последует письменное заявление об отказе со стороны нежелающего ехать. Принять участие в программе могут жители следующих стран:

  • Казахстана;
  • Беларуси;
  • Армении;
  • Азербайджана;
  • Молдовы;
  • Киргизии;
  • Украины;
  • Таджикистана.

Жители Донбасса (неподконтрольных территорий) будут проходить процедуру репатриации как граждане Украины.

Подробнее о репатриации в Россию в видео.

Процедура принятия

Если гражданин желает вернуться в Россию, ему нужно будет подать следующие документы:

  • Заявление на участие в программе в двух экземплярах.
  • Документ, который подтверждает личность: паспорт, удостоверение и пр.
  • Свидетельство об образовании любого уровня.
  • Свидетельство о рождении, документы, связанные с семейным положением.
  • Две фотокарточки 34 х 45 мм.
  • Свидетельство о временной регистрации.
  • Сертификат о том, что у всех членов семьи нет ВИЧ-инфекции.
  • Справку от психиатра и нарколога.
  • Свидетельство об уплате пошлины.
  • Трудовую книжку.

Причины отказа

Причинами официального отказа могут быть следующие:

Что может стать причиной отказа в репатриации?

ЦБ согласился на постепенную отмену репатриации валютной выручки

Банк России поддержал курс на поэтапную отмену требования к экспортерам возвращать выручку в валюте в Россию. Он также выступил за снятие ограничений на зачисление такой выручки на счета в иностранных банках. Предложения направлены в правительство, сообщается на сайте регулятора.

Помимо отмены требования о репатриации и ограничений на зачисление валютной выручки на зарубежные счета, ЦБ предложил упростить порядок взаимодействия бизнеса с уполномоченными банками при совершении валютных операций.

«Эти меры позволят снизить административную нагрузку на бизнес и банки, расширить возможности для экспортеров, в том числе малого и среднего бизнеса», — отмечается в сообщении ЦБ.

Регулятор пока не раскрыл детали инициативы и какие предложены этапы отмены репатриации экспортной выручки в валюте.

Сейчас экспортеры обязаны перечислять выручку на свои счета в российских банках. Это касается расчетов и в иностранной валюте, и в рублях. Компания должна сообщать банку о прописанных во внешнеторговых контрактах сроках. Если выручка пришла в банк с опозданием хотя бы на один день, компанию штрафуют. За каждый день просрочки нужно заплатить 1/150 ключевой ставки ЦБ. Штрафы за невозврат составляют 75–100% суммы сделки, что министр финансов Антон Силуанов называл «драконовскими» и «сумасшествием». Срок давности привлечения к ответственности — два года. Причем нередко задержки происходят по вине контрагента (иностранного покупателя).

Основным инициатором либерализации валютного контроля является Минфин. ЦБ же обычно выступал за более осторожный подход к ослаблению регулирования.

В конце июня Минфин опубликовал законопроект о поэтапной — с 2021 по 2025 год — отмене обязательной репатриации валютной выручки для несырьевых неэнергетических экспортеров. Минфин предлагает план по аналогии с отменой репатриации в рублях для сырьевых экспортеров, которая была принята ранее. Так, с 2021 года будет отменена репатриация средств до 30% суммы внешнеторгового договора между резидентом и нерезидентом, с 2022 года — не более 50%, с 2023 года — не более 70%, с 2024 года — в отношении всей суммы.

В национальном плане правительства по восстановлению экономики либерализации валютного контроля посвящен отдельный раздел. Среди мер — переход от тотального контроля к проверке только сомнительных операций, отмена на год штрафов за невозврат валютной выручки, разрешение экспортерам осуществлять зачеты встречных требований.

Но отменить репатриацию валютной выручки в плане предложено только по несырьевым неэнергетическим товарам. В то время как опрошенные ранее РБК эксперты уверены, что отменить ограничения по валютному контролю нужно для всех компаний.

Заместитель главы Федеральной налоговой службы (ФНС) Дмитрий Вольвач высказывал мнение, что радикально ослабить контроль во время экономического кризиса было бы опасно из-за рисков утечки капитала. При этом замглавы ФНС согласился, что следующим этапом либерализации должно стать смягчение контроля за зарубежными счетами компаний. «Ограничений по зарубежным счетам быть не должно при условии, что эти счета прозрачны для ФНС», — уверен Вольвач.

Несмотря на внушительные штрафы, самый большой риск при несоблюдении требования о репатриации — уголовная ответственность, в том числе по ст. 193.1 УК (валютные операции по подложным документам). «Эта статья может быть интерпретирована самым широким образом», — отмечала ранее в беседе с РБК директор EY Law Анна Назарчук. По этой статье, в частности, расследуется уголовное дело против основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова.

Высокий риск необоснованного привлечения к ответственности, вплоть до уголовной, за валютные нарушения иной раз удерживает компании от принятия решений о выходе на экспорт, отмечала ранее директор по совершенствованию регулирования экспортной деятельности РЭЦ Екатерина Барвалина. Многие компании отказываются выходить на экспорт, потому что боятся связываться с валютным контролем, подчеркивала профессор РЭШ Наталья Волчкова.

Читать еще:  Заявление р34001 ФЛ о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ

За последний год в России были предприняты шаги по смягчению валютного законодательства. В основном изменения коснулись граждан со счетами за рубежом. Так, с 1 января физлица могут без ограничений зачислять средства от нерезидентов на счета в странах — участницах Евразийского экономического союза или участницах автообмена финансовой информацией. Условия распространились на валютные операции после 1 января 2018 года.

Россия и СНГ: запоздавшая репатриация

Новый виток богатой миграционной истории современной России: в недавнем послании Федеральному собранию Владимир Путин говорил об ускоренном порядке предоставления российского гражданства «нашим соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи, и в Советском Союзе». Вкупе с объявленным ужесточением режима въезда-выезда для граждан стран СНГ (за исключением членов Таможенного союза и Единого экономического пространства) это прямой стимул для оставшихся в сопредельных странах русских и русскоязычных еще раз задуматься о переезде.

Если это заявление не останется декларацией, у России появится шанс сделать то, чего от нее очень ждали еще 20 лет назад.

У краха империй почти всегда есть побочный эффект — выходцы из метрополий становятся гражданами или просто жителями возникших на месте бывших окраин и колоний новых государств со всеми вытекающими: от резкого снижения социального статуса и уровня жизни до прямого геноцида.

При таком раскладе задача любого уважающего себя правопреемника империи (буде такой останется на карте мира) — наладить или максимально упростить эвакуацию оставшихся за пределами метрополии «соотечественников», выходцев из бывшего центра, живущих в этнически чуждых и часто не самых спокойных и дружелюбных новых государствах. Так в начале 1960-х Франции из бывшей колонии, Алжира, пришлось вытаскивать почти миллион неарабских и неберберских жителей, а также местных коллаборационистов. Проблем было множество, все кому не лень критиковали французские власти за медлительность и равнодушие, но делалось все равно многое: принимались законодательные акты о репатриации, какое-то, пусть и короткое, время даже работало профильное министерство.

Развал Советского Союза превратил миллионы русских и русскоязычных граждан, оставшихся за пределами Российской Федерации, в социальных аутсайдеров: и так некрепкие экономики новых государств ставились под контроль местными национальными элитами. Для представителей нетитульных народов социальные лифты по большому счету были закрыты. Россию захлестнула массовая иммиграция русскоязычных, в основном из Средней Азии: в 1990-е годы миграционный прирост в стране составил почти 5 млн человек (для сравнения: в 2000-х — чуть более 2 млн).

Могло и должно было приехать гораздо больше. По сути дела, именно в 1990-е Россия должна была стать страной классической репатриации: с полным пакетом соответствующих законодательных актов, упрощенным порядком получения гражданства бывшими гражданами СССР и т.п. Причем в то время не требовалось даже какого-либо финансового инструментария в виде программ переселения, подъемных, пособий: мигрантам достаточно было того, чтобы их согласились принять. Мало того, в 1990-е не стоял вопрос культурной интеграции: переезжали в основном русские и русскоязычные, а не молодые азиаты, сохранявшие тогда еще иллюзии насчет перспектив у себя на родине.

Но Россия не смогла наладить репатриационный механизм и лишила себя миллионов активных, трудолюбивых и культурно близких граждан, при этом потерпев репутационное поражение в глазах живущих за ее пределами. Сейчас привлечение мигрантов из русскоязычных диаспор требует очень серьезных усилий — и организационных, и финансовых. Это демонстрирует пример действующей с конца 2006 года госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. При ее запуске ориентировались на миграционный поток 300 000 человек в год — в итоге по данным на 1 октября 2012 года на территорию России всего по этой программе прибыло менее 100 000 человек. Для сравнения: Казахстан, до недавнего времени активно реализовывавший собственную программу репатриации, принял 860 000 только этнических казахов.

Каковы сейчас государства-доноры возможной репатриации? Очевидно, страны бывшего Советского Союза: из Германии, США и Израиля при всех тамошних проблемах люди массово не вернутся. Самый крупный потенциальный источник — Украина с ее 45-миллионным населением. Однако эмиграционные настроения там, похоже, утихли, да и культурная разница между народами не столь велика, чтобы быть причиной отъезда.

Другая история — Средняя Азия. В Казахстане, который традиционно был одним из основных доноров миграции в Россию, до сих пор проживает 3,7 млн только этнических русских. Впрочем, остались наименее мобильные и наиболее интегрированные в казахстанский социум, кроме того Казахстан входит в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, а это значит, что контакты у его граждан с Россией будут проще.

А вот радикального сокращения русской и русскоязычной диаспоры в остальных республиках Средней Азии, похоже, не избежать: уровень жизни там гораздо ниже, чем в Казахстане, а степень оторванности русских от местного социума — выше. Диаспора там и так уже не очень велика, самая значительная — в Узбекистане, около (а скорее всего, меньше) 1 млн человек. В Киргизии русскоязычных меньше в разы, в Туркменистане и Таджикистане — на порядки. Больше «носителей русского языка и русской культуры» там почти нет — местным школам в 1990-е было не до классической русской литературы.

С точки зрения экономики и даже демографии репатриация оставшихся за границей русских и русскоязычных не самое выгодное мероприятие: время упущено. Возраст диаспоры сравнительно велик, она маломобильна, да и обустройство людей на новом месте, как я писал выше, потребует значительных вложений. Но, начав реальную, а не декларативную репатриацию, Россия получит нечто большее, чем незначительный рост населения, — репутацию государства, которое занимается сбережением своего народа. Это дорогого стоит.

Проблемы репатриации прибыли в РФ и возможности их решения

Амельченко Анастасия Юрьевна,4 курс, направление «Сервис», ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставропольamel4enkonast9@mail.ru

Подколзина Ирина Михайловна,кандидат экономических наук, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставропольprivetia2003@mail.ru

Проблемы репатриации прибыли в РФ и возможности их решения

Аннотация.Встатье исследованмеханизм реализации репатриации прибыли, рассмотрены проблемы, которые могут возникнуть при этом, а такжепредставлен комплекс мер по решению данных проблем.Ключевые слова: репатриация,амнистия, декларация, прибыль, капитал.

Репатриации прибыли представляет собой вывод чистой прибыли (после налогообложения) нерезидентом страны за пределы государства, где эта прибыль получена. То есть, это вывод прибыли, полученной от бизнеса или инвестиций в иностранном государстве, в страну происхождения.Одним из самых распространенных видов репатриации является амнистия.По опыту мировой практики, государство начинает амнистиюприбыли, преследуя две цели: получение дополнительных денежных средств в бюджет и нормализация делового климата.

ВРоссии на данном этапе развития экономики большее распространение получила налоговая амнистия. Рассматривалось два варианта ее проведения. В первом, налогоплательщик, который заявил о легализации своего капитала, будет освобожден от штрафов за неуплату налога, но добровольно оплатит его. Во втором варианте ожидается полная амнистия.В настоящее время проведение амнистии направленно, скорее, на вывод капиталов из тени, нежели на увеличение бюджета. Из этого следует, что для достижения поставленной цели необходимо провести масштабную работу в различных сферах. Если такая работа не будет проведена, то амнистия капиталов приведет, лишь к легализации средств и освобождению от ответственности лиц, которые совершили крупные налоговые правонарушения.Согласно Федерального законаот 8 июня 2015 года «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов в банках», то амнистия проводится целью защиты граждан от ограничений по использованию их капиталов, чтобы стимулировать владельцев имущества легализовать свои права на него, чтобы граждане добросовестно выполняли налоговые обязательства, и, наконец, с целью защиты тех, кто задекларировал свое имущество, от ответственности.Физическим лицам, лицам без гражданства и иностранным гражданам предоставляется возможность задекларировать свои, находящиеся за границей объекты недвижимости, транспортные средства, доли в компаниях, банковские счета и денежные средства на них, кроме того, косвенным путем контролируемые иностранные компании, в которых декларант в той или иной степени является выгодоприобретателем. Наличные денежные средства под амнистию не попадают. Однако неизвестно заработает ли данный закон в полную силу. Несмотря на улучшения, которые сделали программу более понятной, остается множество неясностей ивопросов.Как и ранее, программа предлагает участникам декларировать иностранные компании. Это не очень объяснимо, так как законопроект предусматривает возможность декларирования в рамках программы факта владения ценными бумагами (акциями) иностранных компаний, т. е. возникает вопрос параллельного декларирования активов (один актив декларируется сразу по нескольким основаниям). Также под вопрос попадает и предложение декларировать счета, в отношении которых физические лица являются бенефициарными владельцами согласно Федеральногозаконаот 7 августа 2001 года «О противодействии легализации доходов полученных преступным путём». Остается лишь догадываться, предполагалась ли возможность предоставления гарантий и защиты от таких случаев.Есть ещё один вопрос, на который невозможно не обратитьвнимания вопрос о передаче активов от номинальных собственников. На первый взгляд данная возможность кажется очень даже привлекательной. Однако,если вникнуть в детали и подробно рассмотреть его, все выглядит не так уж и безоблачно. По новым правилам, безналоговая передача возможна, только если будет предоставлен подчиненный иностранному праву договор, на основании которого права собственника имущества были переданы номинальному владельцу. Это изменение означает, что в качестве номинальных владельцев рассматриваются только иностранцы. Очевидно, этим ограничением законодатели хотели исключить возможность использования программы для совершения коммерческих сделок по продаже активов. Но есть и другой аспект, который фактически сводит на нет эту возможность программы.Чтобы решить данные проблемынеобходимо законодательно закрепить такие аспекты как:1.Основные понятия, то есть репатриация капитала, участники программы по репатриации российского капитала.2.Дифференцированные условия легализации ввозимого или заявленного к легализации капитала.3.Механизм вложения легализуемых средств в инвестиционные проекты.4.Создание специальной правительственной комиссии, отвечающей за комплексную реализацию программы по репатриации капитала.

Репатриация прибыли из России

Как чаще всего происходит репатриация прибыли из России?

Если вы владеете капиталом в российской компании, являясь либо акционером российской корпорации или участником российского общества с ограниченной ответственностью, прибыль, полученная в России, может выплачиваться инвесторам в качестве дивидендов.

Акционеры могут объявлять распределение прибылей ежеквартально, каждые полгода или один раз в год.

Существуют ли какие-либо ограничение на выплату дивидендов?

Да. Распределение дивидендов строго ограничивается законом. Например, прибыли не могут быть распределены между инвесторами, если:

  • акционер сделал неполный взнос в капитал;
  • компания является неплатежеспособной или станет таковой в результате распределения прибылей;
  • чистая стоимость активов компании является отрицательной или станет таковой в результате распределения прибылей.

Мы объявили о выплате дивидендов. Обязаны ли мы платить налог на прибыль?

Да. Как правило, дивиденды считаются доходом, облагаемым налогом.

Обратите внимание, что на иностранных инвесторов могут распространяться договоры об избежании двойного налогообложения, заключенные между Россией и их страной резидентства. Согласно многим подобным договорам, иностранные инвесторы могут выплачивать налог на прибыль с дивидендов в своей стране резидентства.

Помните, что договоры об избежании двойного налогообложения могут предусматривать дополнительные конкретные требования, например, минимальный взнос в капитал, максимальную ставку налога для дивидендов и т.д. Поэтому мы настоятельно рекомендуем обратиться за помощью к консультанту по вопросам налогообложения при применении положений таких договоров к доходам в виде дивидендов.

Если иностранные инвесторы (как нерезиденты, так и иностранные компании) решают выплачивать налог на дивиденды в России, они должны выплачивать налог на распределяемую прибыль по ставке 15%.

В некоторых странах имеются промежуточные компании для транзитного перечисления доходов. Есть ли такие компании в России?

Компания-кондуит — это особая коммерческая структура, учрежденная с целью избежания двойного налогообложения. Такие компании не выплачивают налог на прибыль организаций. Прибыль компании распределяется среди собственников, которые выплачивают налог на доходы.

Российские корпорации и общества с ограниченной ответственностью не могут избежать двойного налогообложения. Это означает, что компании выплачивают налог на полученную прибыль, после чего акционеры также выплачивают налог на дивиденды.

Двойное налогообложение, вероятно, единственный недостаток распределения прибылей через дивиденды.

Мы хотели бы избежать двойного налогообложения. Существует ли какая-то альтернатива выплате дивидендов?

Некоторые компании скрывают распределяемую прибыль как проценты или вознаграждение.

Например, материнская компания предоставляет заём российскому дочернему обществу и получает процент или предоставляет такой компании управленческие услуги и получает вознаграждение.

Российская компания затем удерживает проценты и вознаграждение как производственные расходы, что, в свою очередь, приводит к уменьшению налогооблагаемого дохода, в результате чего фактически распределяемые средства не облагаются налогом на уровне корпорации.

Доход по процентам и вознаграждению за оказываемые услуги, получаемый акционерами, затем облагается налогом на доход, но только после того, как он будет получен акционерами.

Следует помнить, что использование таких методов ограничивается, и в некоторых случаях они могут рассматриваться как незаконные сделки.

Каковы ограничения по процентам?

Российские правила недостаточной капитализации ограничивают удержание выплат по процентам, налагая размер отношения заемного капитала к собственному 3:1.

Если сумма процентов по какому-либо долгу превышает данное соотношение, проценты не удерживаются в целях налогообложения.

Как вам может помочь Аккаунтор?

Специалисты «Аккаунтор Раша» по вопросам налогообложения могут предоставить вам консультативные услуги и разработать наиболее подходящую и законную схему репатриации прибыли из России. Мы обладаем 25-летним опытом в области оптимизации налогообложения и консультирования иностранных компаний любого размера, включая 500 компаний из списка Fortune в России, и будем рады помочь вам. Вы можете смело обращаться к нам с любыми вопросами.

Репатриация денежных средств из-за рубежа. Суть проблемы и рекомендации для участников ВЭД

Одной из проблем, с которой зачастую сталкиваются российские участники ВЭД при закупке товаров из-за рубежа на условиях предоплаты, а также в ряде других случаев, – это репатриация денежных средств из-за рубежа, а также ответственность перед государством за ее неосуществление.

Настоящая статья посвящена основным вопросам, которые участникам ВЭД следует знать, сталкиваясь со сложностями, связанными с репатриацией денежных средств в России.

Что такое репатриация?

Понятие репатриации валютной выручки определено Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и фактически означает возврат денежных средств в Россию.

Экспортеры обязаны получить выручку по договорам ВЭД (как за поставленный товар, так и за оказанные услуги).

Импортерам должны поставить товар / оказать услуги на сумму оплаченных денежных средств, а если товар не поставлен / услуги не оказаны, деньги следует вернуть в РФ.

Чем грозит нарушение данного требования участникам ВЭД?

Участники ВЭД, впервые нарушившие требования о репатриации, бывают шокированы размером санкций со стороны органов валютного контроля. Если говорить об импорте, то в случае нарушения, импортер не только теряет денежные средства, уплаченные за товар, но и обязан заплатить крупный штраф!

До июля 2020 г. штраф за нарушение репатриации составлял от 75% до 100% от суммы денежных средств, уплаченных поставщику. Даже Минфин называл эти меры «драконовскими».

Теперь размеры штрафов снижены до 3-10% по внешнеторговым договорам в рублях, 5-30% в иностранной валюте, но это всё равно немало. Зачастую задержки в поставках или невозможность вернуть денежные средства происходят по вине иностранного контрагента, а российская сторона повлиять на это не может.

Пример. Если импортер перевел в качестве аванса своему иностранному поставщику 100 тысяч евро, а тот в свою очередь не исполнил свою обязанность по поставке товара и не вернул деньги, импортеру может грозить штраф до 30 тысяч евро!

Как обезопасить себя от ответственности?

Важно знать, что контролирующие органы и суды принимают во внимание меры, которые предпринимает российская сторона контракта (резидент) для исполнения своей обязанности по репатриации.

При заключении контракта, особенно на крупные суммы, можно предусмотреть следующие меры защиты:

  1. Договориться о способах обеспечения исполнения обязательств нерезидентом. Например, о банковской гарантии.
  2. Прописать неустойки, штрафы за нарушение нерезидентом договорных обязательств. Некоторые участники ВЭД уделяют недостаточное внимание данному пункту на этапе заключения договора.
  3. Применять такие формы расчетов по внешнеторговому договору, которые исключают риск неисполнения контрагентом своих обязательств. Например, аккредитив.
  4. Не соглашаться на 100% аванс иностранному поставщику. Предпочтителен порядок расчетов, который предусматривает аванс в размере 30-50%, а остальное – после отгрузки.
  5. Использовать страхование коммерческих рисков. ФТС России рекомендовало данную меру в качестве защиты от негативных последствий связанных с неосуществлением репатриации.
  6. Выяснить информацию о надежности и деловой репутации иностранного партнера. Ведь банковская гарантия и аккредитив достаточно дорогое удовольствие. К тому же если партнеры впервые заключают сделку, то договориться на выгодных условиях для российской стороны не всегда представляется возможным? Выяснить соответствующую информацию можно через Торгово-промышленную палату, торговое представительство или другие официальные источники страны иностранного партнера. И это рекомендуется сделать еще на этапе подготовки контракта. То есть поставщика необходимо детально и всесторонне проверить! При этом с поставщиком желательно встретиться лично, на его территории.
  7. Заранее подумать о том, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор. Нужно быть готовым к подобной ситуации и разработать план действий. Например, если в контракте местом арбитража указан Международный арбитраж Стокгольма, необходимо учитывать возможные расходы на подобные судебные процессы и четко представлять, какие юристы смогут отстоять интересы участника ВЭД.
Читать еще:  Какие расходы можно учесть на УСН «Доход минус расход»

Что делать, если произошел форс-мажор, и Ваш иностранный партнер не поставил товар и не вернул деньги?

Чтобы избежать штрафа, необходимо представить суду (или госоргану, рассматривающему дело) доказательства своей невиновности. Среди них подтверждение того, что участник ВЭД сделал всё от него зависящее, чтобы соблюсти установленные законом обязанности.

Важно! Главное в ситуации с репатриацией – начать масштабную работу по принуждению контрагента к исполнению своих обязательств.

При этом учитывать следующее:

Во-первых, не стоит дожидаться фактического возбуждения дела об административном правонарушении по репатриации денежных средств.

Необходимо заранее подготовить доказательства принятия мер к проверке поставщика до заключения контракта.

В ходе исполнения контракта контрагенту следует направлять уведомления о приближающихся сроках исполнения обязательств по оплате или поставке товара.

Вся переписка должна сохраниться!

Если партнер не выходит на связь и не подписывает дополнительные соглашения, можно направить официальный запрос в Торгово-промышленную палату страны поставщика с просьбой об оказании содействия в поиске организации и урегулировании ситуации.

После направления запроса необходимо сохранить подтверждение отправки.

Во-вторых, участникам ВЭД желательно иметь сотрудника, который ведет учет документов валютного контроля и четко знает сроки репатриации, указанные в банке.

Недостаточное внимание к документообороту с банком – частая ошибка импортеров и экспортеров.

Банк – это агент валютного контроля. Банки отправляют информацию о нарушениях АВТОМАТИЧЕСКИ в ФТС и ФНС.

Некоторые участники ВЭД полагают, что банк заранее предупредит о приближающемся нарушении. Да, в некоторых банках есть подобная услуга, в основном достаточно дорогостоящая, и не везде есть такая «забота» о клиентах.

Поэтому ДО ИСТЕЧЕНИЯ срока исполнения контрагентом своих обязательств необходимо подать в банк корректирующие сведения и дополнительное соглашение о продлении срока поставки и срока возврата денежных средств. Если, к примеру, срок возврата аванса истекает 31.03.2021 г., дата дополнительного соглашения должна быть не позднее этой даты. Ожидаемые сроки изначально указываются участниками ВЭД при проведении авансового платежа.

В Инструкции ЦБ предусмотрены жесткие временные рамки по предоставлению документов в банк!

Следует отметить, что иногда длительный срок поставки (свыше 180 дней) может привлечь внимание Росфинмониторинга. Но всё же это бывает редко, в основном касается недобросовестных участников ВЭД, которые «годами» продлевают сроки в банке.

В-третьих, при нарушении срока поставки необходимо незамедлительно направить официальную претензию поставщику.

Наконец, при игнорировании требований, указанных в претензии, инициировать судебное разбирательство с поставщиком.

При введении ограничительных мер (в частности из-за COVID-19) можно также обратиться за сертификатом о форс-мажоре в Торгово-промышленную палату иностранного государства.

Совокупность мер, предпринятых резидентом, может стать решающим аргументом для контролирующих органов при принятии решения об освобождении бизнеса от ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

Судебная практика в спорах о штрафах по репатриации, как правило, исходит из того, принял ли участник ВЭД «все зависящие от него меры» по своевременному получению средств.

В каждом конкретном случае решение будут принимать с учетом ВСЕХ обстоятельств.

Валютное законодательство в России очень запутанное, имеет много нюансов и «подводных камней». Штрафы за данные нарушения значительным образом пополняют бюджет, поэтому доказать свою невиновность без грамотных юристов и экспертов по валютному контролю достаточно сложно.

При неисполнении иностранным партнером своих обязательств по контракту, в случаях нарушения валютного законодательства и необходимостью консультаций по любым вопросам валютного контроля Вы всегда можете обратиться к компетентным юристам и экспертам за помощью по защите своих прав и законных интересов.

Более подробно о секретах внешнеэкономической деятельности, вы узнаете в наших соцсетях Instagram, Facebook и ВКонтакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Удачи в бизнесе!

Юлия Клементьева
Эксперт по валютному контролю
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Валютная выручка «Роснефти» и «Газпрома» останется на Западе?

Добрый день, уважаемые коллеги.

В прошлом году Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ. И с 1 января 2020 года сырьевой и энергетический сектор уже имеет право не возвращать часть валютной выручки на территорию РФ. В законе расписаны этапы, и постепенно, где-то к 2024 году они вообще валютную выручку на территорию России возвращать не будут. И теперь Минфин подготовил новый законопроект.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“ в части поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта».

Этим законопроектом хотят разрешить несырьевому и энергетическому сектору не возвращать валютную выручку на территорию РФ. Тут тоже все будет поэтапно. Например, с 1 января 2021 года невозвратными будут не больше 10% внешнеторгового контракта, заключенного между резидентом России и нерезидентом. А уже с 2025 года вся валютная выручка от экспорта может оставаться на Западе.

В пояснительной записке утверждается, что это выгодно РФ. То есть все, что ты добыл, сделал, произвел в России, потом экспортировал — все деньги оставил на Западе.

«В настоящее время применение репатриации в иностранной валюте не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса в условиях отсутствия требования обязательной продажи валютной выручки. (Капитал все равно выводится, так давайте разрешим, пусть все деньги остаются там.) Репатриация и ограничения по зарубежным счетам являются ограничениями, влияющими на свободы и гибкость экономических отношений между резидентами и нерезидентами, препятствуют экспансии российского бизнеса за рубежом, включая наращивание несырьевого экспорта из Россиии.

Соблюдение резидентами действующего режима ограничений по зарубежным счетам и обязанности репатриировать экспортную выручку в иностранной валюте на счета в уполномоченных банках существенно увеличивает транзакционные издержки экспортеров и импортеров, а также приводит к уплате ими штрафов в пользу государства при отсутствии прямой вины с учетом принятых в международной практике обычаев делового оборота. Выполнение положений валютного законодательства РФ требует от экспортеров траты существенных кадровых и финансовых ресурсов».

В чьих интересах этот законопроект?

«Основной объем экспорта из России обеспечивается такими крупными экспортерами как ПАО «Газпром», ПАО «НК „Роснефть“ и др., которые являются подконтрольными государству, в том числе через участие государства в их капитале».

Разрешение не возвращать валютную выручку этим компаниям на территорию РФ, конечно же, пойдет на пользу российской экономике, кто бы сомневался. То есть теперь господин Миллер и господин Сечин смогут лучше распорядиться этой выручкой, если она останется за пределами РФ.

Интересный момент. Не государство участвует в их капитале. И когда «Роснефть» и «Газпром» платят, например, дивиденды, эти дивиденды идут не государству. Эти дивиденды идут в госконтору «Роснефтегаз». А дальше они, как сказал Владимир Владимирович, когда у него спросили, куда деньги идут, он сказал: «Вы знаете, в бюджете все не предусмотришь. Это является „карманом“ на всякие неотложные нужды». Ну, вообще-то, этот карман государственный. И мне как налогоплательщику хотелось бы знать, куда деваются эти деньги.

«Такое положение позволяет государству достаточно надежно контролировать движение генерируемых указанными компаниями денежных потоков, включая средства в иностранной валюте».

То есть они хотят нам сказать, что если «Роснефть» и «Газпром» всю валютную выручку будут оставлять на Западе, то государство, конечно же, будет успешно все контролировать. Даже не сомневаюсь. Только есть пару вопросов. В чьих интересах будет осуществляться этот контроль? В интересах бабушки или дедушки? В интересах налогоплательщиков? Как эта валютная выручка, оставшаяся на Западе от экспорта «Роснефти» и «Газпрома», будет использоваться? Вот это меня интересует.

«В этой связи представляется, что само требование о репатриации ложится дополнительным бременем прежде всего на экспортеров несырьевого сектора экономики, не имеющих в составе своего капитала участия государства, но при наличии требования о репатриации не имеющих возможности свободно использовать весь обусловленный международными обычаями делового оборота спектр сделок гражданско-правового характера во взаимоотношениях с иностранными компаниями, что значительно снижает их конкурентоспособность на мировых рынках.

Учитывая изложенное, возникает необходимость законодательно разрешить юридическим лицам — резидентам зачислять получаемые ими по договорам, заключаемым с нерезидентами, денежные средства в иностранной валюте (по аналогии с экспортной выручкой в валюте Российской Федерации) напрямую на счета юридических лиц — резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки».

И дальше идет еще целый раздел оправданий, почему так надо делать. Но вы, наверное, заметили всю мою подозрительность. И наверняка моя подозрительность абсолютно неоправданна. Я не должен подозревать уважаемых людей в желании, используя недра и ресурсы РФ, обогатиться, оставляя выручку за границей. Более того, они эту выручку, оставленную за границей, будут иметь право перечислять на свои карточки. Есть такой закон, он вступил в силу с 1 января этого года.

Ну, конечно, я не должен их подозревать ни в чем. Наверняка эти честные люди потратят деньги на развитие своих компаний. И эти компании заплатят в бюджет еще больше налогов, и нам всем от этого будет только лучше. Напишите, пожалуйста, в комментариях, что вы об этом думаете.

Актуальные проблемы репатриации валютной выручки

Данилова, О. Е. Актуальные проблемы репатриации валютной выручки / О. Е. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46682/ (дата обращения: 02.08.2021).

В статье на основе обобщения судебной практики проанализированы различные проблемы, связанные с привлечением к ответственности за нарушение требований о возврате валютной выручки продавцами-резидентами.

Ключевые слова: репатриация валютной выручки, продавец-резидент, зачисление выручки от экспорта товаров, работ, услуг, участники внешнеторговой деятельности

Институт репатриации валютной выручки российскими резидентами является предметом регулирования Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валюте) [1].

Законоположения в данной части направлены на удержание нерегулируемого ввоза капитала за рубеж. Большое значение, которое придается этой проблеме, обусловлено возможными существенными экономическими потерями, а также опасностями правового характера для самих резидентов.

Законом о валюте содержит нормы, предусматривающие обязанность по репатриации валютной выручки.

В соответствии со ст. 19 названного Закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Таким образом, анализ положений ст. 19 Закона о валюте позволяет сделать вывод о том, что если участник внешнеэкономической деятельности не выполняет требования закона о возврате валютной выручки, не контролирует получение от своих контрагентов-нерезидентов оплаты по договору, он рискует оказаться подвергнутым ответственности за нарушение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.

Резиденты могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 4 или ч. 5 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ).

Если мы обратимся к общим правилам привлечения к административной ответственности, то увидим, что согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из этого правила следует вывод, что при рассмотрение дела в отношении резидента по обстоятельствам, связанным с невозвратом валютной выручки, необходимо дать оценку мерам, принятым лицом для получения от нерезидентов оплаты по договору в установленный срок и зачисления выручки от экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности или возврата денежных средств, перечисленных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.

Складывающаяся практика по оценке таких мер, а также поведения резидента, является неоднозначной и противоречивой, нередко суды при схожих обстоятельствах трактуют их по-разному, что вызывает вопросы.

Так, в одних случаях, по мнению суда, что доказательствами принятия мер по соблюдению требований закона являются — телефонные переговоры с контрагентом-нерезидентом, направление писем, требований либо напоминаний о сроках платежей, необходимости погашения задолженности [2], в других случаях суды принимают во внимание факт подачи иска к контрагенту, освобождают от ответственности только при предоставлении одновременно нескольких доказательств принятия необходимых мер по получению валютной выручки [3].

Отметим, что нередко на практике организации с целью избежать негативных последствий, связанных с привлечением к административной ответственности и наложением крупного штрафа, пролонгируют договор, увеличивая срок расчета, срок оплаты поставки товаров, работ, услуг, заключают для этого различные дополнительные соглашения либо применяют неденежные формы расчетов с нерезидентами, например, встречную поставку товаров.

Такого рода попытки суды трактуют как стремление уйти от ответственности и не принимают во внимание при оценке возможности освобождения от наказания [4].

В частности, Верховный Суд Российской Федерации не счел возможным освободить от ответственности организацию, которая договорилась с контрагентом-нерезидентом об оплате неполученной валютной выручки встречной поставкой товаров, несмотря на то, что стоимость товаров в несколько раз превысила сумму неполученной выручки [5].

В научной литературе встречается точка зрения, которая содержит очень рациональные доводы, согласно которым жесткая ответственность за нарушение требования о репатриации валютной выручки далеко не всегда содействует борьбе с утечкой капитала из страны, а наоборот, может создать отрицательные последствия для добросовестных участников внешнеторговой деятельности [6].

Так, организация, которая поставила товары на экспорт и при этом не получила за них выручку из-за недобросовестности контрагента, дополнительно еще и обязана уплатить значительную сумму административного штрафа (заметим, что штрафы достигают нескольких миллионов рублей [7]).

В результате вместе целенаправленной взвешенной работы по получению в установленном порядке денежных сумм с контрагента-нерезидента организация начинает заниматься продлением действия сроков расчета.

Следует признать, что санкции, установленные ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, являются весьма жесткими и не всегда позволяют учитывать добросовестное поведение организации-резидента. Ранее применение суровых мер вписывалось в контекст требований ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615–1 «О валютном регулировании и валютном контроле», которым были установлены предельные сроки для оплаты по экспорту и импорту товаров (работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности). В условиях современного валютного регулирования, когда стороны внешнеторговой сделки вправе самостоятельно определять сроки оплаты, вопросы, касающиеся применения подобных санкций, нуждаются в дополнительном обсуждении.

Нельзя в этой связи не отметить решение Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу о конституционности ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, которое имело большое значение для многих российских предпринимателей, столкнувшихся со схожими проблемами.

В Конституционный Суд Российской Федерации обратилось ЗАО «Орлэкс», которое в своей жалобе сослалось на то, что положения п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ содержат неопределенность в том, какие конкретно меры являются достаточными для соблюдения продавцом-резидентом установленной законом обязанности по обеспечению получения от контрагента по договору иностранной валюты [8].

Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы ЗАО «Орлэкс», Конституционный Суд Российской Федерации применил к правоотношениям, возникающим в сфере валютного регулирования и валютного контроля, правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27 апреля 2001 года № 7-П применительно к таможенным правоотношениям, согласно которой при исполнении субъектом этих правоотношений своих публично-правовых обязанностей на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении последним принятых обязательств любыми законными способами; при этом он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных, в том числе с действиями (бездействием) контрагентов, что не исключает в дальнейшем возможность восстановления имущественных прав привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений путем предъявления иска к контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания [9].

Читать еще:  Бухгалтерские кварталы по месяцам. Квартал это сколько месяцев

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации посчитал соответствующим Конституции Российской Федерации привлечение российских участников внешнеторговой деятельности к публично-правовой ответственности за действия третьих лиц, поведение которых они не имеют возможности контролировать, и предложил привлеченным к ответственности лицам рассматривать в качестве убытков взысканные с них в административном порядке штрафы своим иностранным контрагентам.

Полагаю, что данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, содержит очень важное положение, состоящее в том, что ответственность за нарушение правил валютного регулирования должна применяться лишь при условии наличия возможности для их соблюдения, когда не были приняты все зависящие от юридического лица меры по соблюдения соответствующих правил.

На мой взгляд, существующая практика применения Закона о валюте в части привлечения к административной ответственности за нарушение правил о репатриации валютной выручки нуждается в совершенствовании:

1) следует определить четкие критерии добросовестного поведения организации-резидента, позволяющие определить достаточность мер, предпринимаемых для истребования неполученной валютной выручки;

2) обеспечить возможность (обязательность) страхования рисков невозврата валютной выручки, денежных средств, а также закрепить правила о предоставлении контрагентом-нерезидентом обеспечения возврата денежных средств.

Деньги оставь себе

Идея обязать участников внешнеэкономической деятельности возвращать полученную выручку в страну понятна — деньги за произведенные здесь товары и услуги не должны оставаться за рубежом. Кроме того, меры валютного контроля препятствуют выводу денежных средств за рубеж.

Однако российское валютное законодательство наложило на экспортеров столь жесткие требования, что они стали одним из основных барьеров для развития экспорта. Эффекта по снижению оттока капитала при этом нет. Поэтому в последние два года активно обсуждается постепенное смягчение мер валютного контроля.

Основным инициатором либерализации стал минфин. В 2020 году принято несколько разработанных им законов — снята уголовная ответственность за невозврат валютной выручки, уменьшены штрафы и увеличены сроки, в которые необходимо вернуть выручку.

В конце июня минфин представил проект закона о поэтапной отмене репатриации. С 1 января 2021 года можно будет не возвращать до 10% выручки, с 2022 года — до 30% и т.д. Полная отмена произойдет к 2025 году. В будущем минфин планирует заменить валютный контроль на контроль за «сомнительными валютными операциями» с применением риск-ориентированного подхода.

Меры, предложенные ЦБ, также направлены на поэтапную отмену обязательства по возврату валютной выручки. Но если минфин поддерживает несырьевых экспортеров, то ЦБ предлагает отменить репатриацию для всех экспортно ориентированных компаний.

В частности, регулятор предлагает законодательно закрепить свое право на мониторинг валютной выручки и долговой нагрузки крупнейших нефинансовых компаний, рассказали в пресс-службе ЦБ РФ. Мониторинг проводится и сейчас, но новые меры позволят делать его системно и формально закрепить правила проведения.

В пакете предложений также смягчение режима зарубежных счетов экспортеров. Так, рассматривается возможность зачислять экспортную выручку в иностранной валюте на такие счета. В конце июля президент России уже подписан разработанный минфином закон, разрешающий зарубежным филиалам получать деньги на счета в иностранных банках. Раньше это можно было делать только на счета уполномоченных российских банков. Каким образом меры ЦБ дополнят это нововведение, пока не понятно.

Еще одной мерой либерализации валютного контроля станет, по мысли регулятора, упрощение порядка взаимодействия резидентов с уполномоченными российскими банками.

Основная задача валютной политики, напоминают в пресс-службе регулятора, препятствовать незаконному вывоза капитала. ЦБ еще ранее предложили законодательно закрепить понятие сомнительной валютной операции, чтобы после либерализации сохранить в полном объеме возможность препятствовать обслуживанию теневой экономики.

Налоговая репатриация прибыли: обновлённый законопроект Минфина России

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 27 мая 2014 г. Минфин России опубликовал обновлённую версию законопроекта о налоговой репатриации прибыли («деофшоризации») . Суть и основные положения законопроекта описывалась и комментировались нами в сообщении от 4 апреля 2014 г. Сегодняшнее сообщение дополняет предыдущее и касается изменений, внесённых в законопроект при доработке.

1. Признание иностранных организаций российскими налоговыми резидентами

Основания признания иностранных организаций российскими налоговыми резидентами уточнены и в обновлённом виде по своей сути соответствуют общепринятому в мировой практике подходу «места управления».

В частности, для признания российского налогового резидентства не будет достаточно проведения в России одного – двух заседаний совета директоров: необходимо, чтобы такая практика была обычной.

Ведение в России учёта, а также делопроизводства, равно как и новый признак – наём работников и управлением персоналом в России, – будут лишь дополнительными, а не основными признаками налогового резидентства. Их можно будет применить, если различные признаки, считающиеся основными, не позволят точно определить место управления. Признак хранения архивов в России из законопроекта исключён.

Уточнены правила самостоятельного признания российского резидентства. Такая возможность не будет доступна организациям из «чёрного списка» непрозрачных юрисдикций и из иных юрисдикций, с которыми нет соглашений об обмене данными по налоговым вопросам. От статуса российского резидента можно будет отказаться.

2. «Контролируемые иностранные компании»

2.1. Признание статуса КИК

Иностранные организации и используемые для извлечения дохода «структуры» без статуса субъекта права, управление которыми осуществляется вне России, но под российским контролем, – так называемые «контролируемые иностранные компании», будут теперь приносить российским контролирующим лицам не только возможность распоряжения доходами, но и налоговые и сопутствующие им административные обязанности, как если бы контролирующее лицо само получило такие доходы.

В этой части прежняя версия законопроекта была уточнена в основном в сторону расширения сферы действия новых правил.

В обновлённой версии КИК может быть в любой стране, кроме «белого» списка, куда будут включаться страны, которые обеспечивают обмен данными с российскими налоговыми органами и взимают налоги по эффективной ставке не ниже ¾ российской. В прежней версии для признания КИК предлагался «чёрный» список юрисдикций, хотя и, согласно комментариям разработчиков, расширенный по сравнению с нынешним. Скорее всего, такое изменение обусловлено политическими соображениями: в рамках международных отношений сложнее обосновать включение в «чёрный» список «респектабельной» страны, чем отсутствие такой страны в «белом» списке.

В перечне структур, используемых для извлечения дохода, теперь прямо указаны трасты и «иные формы доверительного управления», хотя мы полагали, что и в прежней версии они подразумевались, пусть и не были прямо упомянуты.

Порог «презумпции контроля» в виде 10 %-го участия, причём «совместно с иными лицами с учётом особенностей взаимотношений», сохранён, и Минфин России настаивает на его правильности.

Комментарий ПГ. Мы полагаем, что 10 %-ый порог занижен, но высок риск, что он сохранится в принятом законе.

Деловая практика и регулятор исходят из крайностей. Регулятор не готов смириться с дроблением контроля между лицами, фактически связанными между собой, но формально не аффилированными. Любой исчерпывающий перечень оснований аффилированности по сути превращается в памятку по её обходу. Бизнес против открытого перечня оснований взаимозависимости, так как размыт общий признак «влияния на деятельность», который предусмотрен действующим законодательством (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

По схожему вопросу признания аффилированности при работе над поправками в Гражданский кодекс РФ сбалансированное решение так и не было найдено. «Компромиссное» решение, которое в итоге было принято, стало лишь отсылкой к законам, которые только предстоит принять в будущем.

В налоговых вопросах проблема осложнена фискальным интересом, и Минфин России в этой связи находится в сильной позиции.

Мы полагаем, что в интересах бизнес-сообщества может быть выработка собственного варианта сбалансированного решения вопроса о критериях совместного контроля, и со ссылкой на это решение может быть поставлен вопрос о повышении 10%-ного порога до разумной величины 50%.

Из правил КИК исключается «некоммерческая или иная организация, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами». Однако мы полагаем, что если фактически такая организация будет предоставлять своим контролирующим лицам такие же возможности, как и КИК, то её статус может быть переквалифицирован российскими налоговыми органами (подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ).

2.2. Расчёт налогооблагаемой прибыли КИК

По вопросам расчёта налогооблагаемой прибыли КИК новая версия законопроекта улучшает положение бизнеса по сравнению с прежней версией.

Включён суммовой порог прибыли КИК, облагаемой в России, – более 3 млн. руб.

Исчисление налога с прибыли КИК отложено на год, следующий за годом определения этой прибыли.

Обязанность исчислять прибыль КИК по российским правилам налогового учёта пока сохранилась, но обсуждается введение двух режимов расчёта:

  • для организаций из стран, не включённых в «чёрный список», но не соответствующих критерию эффективной налоговой ставки для «белого» списка, – согласно МСФО, с определёнными корректировками, приближающими МСФО к прибыли по НК РФ;
  • для организаций из стран «чёрного списка» – согласно НК РФ.

Уточнены правила разделения прибыли КИК между контролирующими лицами: если долю участия определить невозможно, прибыль разделяется по количеству участников (т.е. поровну) или «в соответствии с личным законом» КИК. Прежняя версия требовала от каждого из российских контролирующих лиц уплатить налог со всей прибыли.

Предусмотрена возможность учесть расходы российского контролирующего лица, связанные с получением прибыли КИК, и зачесть иностранный налог, уплаченный КИК.

Вместе с тем, возможность консолидации прибылей и убытков между несколькими КИК одного контролирующего лица в одной юрисдикции по-прежнему отсутствует.

Прибыль КИК разделена на «доходы от пассивной деятельности» (инвестиционные доходы – дивиденды, продажа долей, акций и паёв, недвижимости, проценты, роялти, аренда – и доходы от обслуживания деятельности других лиц – консультационных и иных подобных услуг) и «доходы от активной деятельности» (все остальные – по сути это операционная прибыль). Прибыль определяется раздельно по данным сегментам, допускается перенос убытка внутри сегмента на будущее. «Доходы от активной деятельности» можно уменьшить на «инвестиционные расходы» на производственные мощности, инфраструктуру и объекты интеллектуальной собственности, если уменьшение предусмотрено законодательством соответствующей страны.

За неуплату налога с прибыли КИК вместо предложенного в прежней версии штрафа 20% от прибыли предусмотрен штраф 20% от недоплаченного налога, то есть отличие от «обычного» штрафа за недоплату налога (п. 1 ст. 122 НК РФ) – лишь в нижнем пределе штрафа (100 тыс. руб.). Не предусмотрен повышенный штраф 40% за неуплату налога с прибыли КИК, совершённую умышленно, как в «общем» составе (п. 2 ст. 122 НК РФ), хотя нельзя исключать, что такой штраф всё же появится.

3. Закрепление понятия бенефициарного получателя дохода

Как мы и предполагали, в обновлённой версии законопроекта появилось понятие бенефициарного получателя дохода для выплат иностранным лицам, которые облагаются согласно НК РФ налогом у источника (дивиденды, проценты, роялти и некоторые другие), но освобождаются от налогообложения или облагаются по меньшим ставкам в соответствии с международными договорами. Более того, в тексте можно обнаружить два схожих понятия, выполняющих одну задачу: «фактический получатель (бенефициарный собственник)» и «лицо, имеющее фактическое право на доход». Скорее всего, после доработки останется одно понятие и его определение.

Бенефициарный получатель – это лицо, которое получает доход и при этом своей волей и в своём интересе определяет дальнейшую судьбу дохода. Получатель, который весь доход перечисляет какому-либо третьему лицу («кондуит»), не является бенефициарным и не может пользоваться преимуществами, которые предусмотрены международными договорами.

Комментарий ПГ. Схожий подход был выражен в письме Минфина России от 9 апреля 2014 г. № 03-00-РЗ/16236 со ссылкой на международную практику толкования уже действующих налоговых соглашений, основанных на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Концепция бенефициарного получателя уже внедряется в практику работы налоговых органов, прежде всего – при выплатах в страны, соглашения с которыми содержат это или аналогичные понятия. Вместе с тем, существует риск, что так же должны толковаться иные соглашения, и такой подход может быть в ближайшее время подтверждён на уровне ОЭСР. Как известно, ФНС России провела несколько практических семинаров с участием иностранных специалистов для работников налоговых органов по данной тематике.

4. «Тонкая капитализация»: плюс «сёстры» и другие «родственники», минус долги перед российскими банками

В обновлённой версии законопроекта содержится новая редакция правила «тонкой капитализации» (п. 2 ст. 269 НК РФ), где формальные критерии 20%-ного участия и аффилированности с иностранной организацией заменены взаимозависимостью, которая в рамках действующего законодательства может пониматься весьма широко (п. 1 ст. 105.1 НК РФ). Соответственно, в сферу действия правил попадают долговые обязательства с участием сестринских и иных подобных корпоративных образований. Этот подход закрепляет складывающуюся судебную практику, где область действия правил «тонкой капитализации» толкуется расширительно.

Вместе с тем, готовится ещё один законопроект, в котором из действия правил «тонкой капитализации» исключаются долговые обязательства перед российскими банками под обеспечение, предоставляемое взаимозависимыми иностранными лицами. [3] Этот подход также соответствует складывающейся практике: налоговые органы снимают претензии к налогоплательщикам в подобных ситуациях.

5. Недвижимость

В законопроекте предложено облагать в России доходы от продажи долей (акций) любых организаций, прямо или косвенно владеющих российской недвижимостью, а не только российских организаций, более половины активов которых составляет российская недвижимость (подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ). То есть будут облагаться все формы опосредованной продажи недвижимости.

Обновлённая версия законопроекта предусматривает, что налог будет уплачивать самостоятельно продавец, включая иностранные организации, а не покупатель – российская организация, признаваемая налоговым агентом.

Порядок уплаты налогов, если продавец владеет недвижимостью косвенно и не состоит на учёте в российском налоговом органе, пока остаётся неясным, как и порядок определения доли косвенного владения недвижимостью в активах.

О чём подумать, что сделать

Ожидается, что рассматриваемый законопроект будет принят в текущем 2014 году.

Наши общие рекомендации, изложенные в предыдущем сообщении по данному вопросу, остаются в силе, мы советуем:

  • проанализировать структуры владения и управления, в которые включены организации из низконалоговых юрисдикций, включая характер связей между бизнес-партнёрами на предмет риска установления совместного контроля над иностранной организацией или структурой;
  • при необходимости изменить существующие структуры, чтобы они при этом соответствовали подлинному содержанию отношений задействованных лиц.

Одними из вариантов изменения существующих структур могут стать:

  • «репатриация» структур, для функционирования которых за рубежом нет явной деловой необходимости, или их перевод в «неофшорные» юрисдикции;
  • распределение прибыли КИК с применением более низкой налоговой ставки, чем общеустановленная, которая будет применяться для вменённой прибыли КИК.

По нашему мнению, существует вероятность, что налоговые органы будут применять к прошедшим периодам концепцию законопроекта в качестве методики выявления и (или) доказывания случаев получения необоснованной налоговой выгоды (согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. № 53 и по аналогии с тем, как в сфере контроля за трансфертным ценообразованием используются правила раздела V.1 НК РФ при спорах, касающихся статьи 40 НК РФ). Более того, нашим специалистам уже известна подобная практика.

Помощь консультанта

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» имеют значительный опыт комплексного анализа применяемых структур для правомерного уменьшения рисков.

17 июня 2014 г. юридическая компания «Пепеляев Групп» проводит семинар-практикум об основных положениях законопроекта в целях подготовки к его применению.

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь:

в Москве: к Ивану Хаменушко, Старшему партнеру «Пепеляев Групп» по тел.: +7 (495) 967-00-07 или e-mail,

Рустему Ахметшину, Старшему партнеру «Пепеляев Групп» по тел.: +7 (495) 967-00-07 или e-mail,

Петру Попову, Ведущему юристу «Пепеляев Групп» по тел.: +7 (495) 967-00-07 или e-mail,

Геннадию Тимоничеву, Старшему юристу «Пепеляев Групп» по тел.: +7 (495) 967-00-07 или e-mail,

В Санкт-Петербурге: Сергею Сосновскому, Руководителю налоговой Практики «Пепеляев Групп» по тел.: +7 (812) 640-60-10 или e-mail,

В Красноярске: Егору Лысенко, Руководителю сибирского отделения «Пепеляев Групп» в г. Красноярске по тел.: +7 (391) 277-73-00 или e-mail.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector