Piteryust.ru

Юридическая консультация онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Строительство многоквартирного дома на двух смежных участках

Строительство многоквартирного дома на двух смежных участках

При проектировании расположения строений на участке ИЖС необходимо учитывать нормы, регулирующие минимальное расстояние между постройками на смежных участках. Несоблюдение необходимой дистанции может принести массу проблем, начиная от споров с соседями, заканчивая сносом строения по решению суда.

Расстояние между строениями на соседних участках регулируют СНиП (строительные нормы и правила). Они представляют собой свод основных правил, применяемых в строительстве на основании которых на местном или федеральном уровне принимаются нормативно-правовые акты. Расстояния могут незначительно отличаться в некоторых регионах в связи с особенностями климатических условий.

Какими правилами регулируется расстояние между постройками

Кроме общих положений Градостроительного и Земельного Кодексов при расположении строений на участках должны соблюдаться:

  • СНиП 30-02-97 (содержат основные нормативы планировочных работ при застройке земельного участка);
  • СП 11-106-97 (строительный норматив по созданию проектной документации, необходимой для застройки).

Правила определяют удалённость построек на участке от мест общего пользования и строений соседа. Расстояние между строениями на участке они не регулируют.

Законно ли построить одно здание на нескольких участках?

Собираетесь построить таунхаус? Есть вероятность, что вы столкнетесь с проблемой строительства недвижимости на нескольких участках. В наше время это актуально не только при возведении домов блокированной застройки, но и в других случаях. Хотите оставаться в выгодном положении? Тогда эта статья для вас.

Для того чтобы построить объект капитального строительства на земельном участке, необходимо оформить разрешительную документацию. Часто именно на этом этапе у владельцев земельных участков (ЗУ) возникают трудности.

Ни тот, ни другой не закрепляет прямого запрета на строительство здания одновременно на нескольких ЗУ. В то же время в этих нормативных актах нет и конкретной нормы, которая регулирует подобную правовую ситуацию.

В большинстве случаев постройка одного здания на нескольких ЗУ противоречит принятым в конкретном муниципальном образовании правилам землепользования и застройки.

В соответствии со ст. 38 ЗК РФ устанавливаются минимальные отступы от границ земельного участка. Эти отступы составляют от трех до пяти метров, и в случае их несоблюдения (обращаемся к ст. 222 Гражданского кодекса РФ ) постройку могут признать самостроем и включить в список объектов, подлежащих сносу. Это обстоятельство может привести к необходимости оформления дополнительного разрешения на отступление от установленных градостроительных регламентов.

Минэкономразвития РФ в своём письме от 31.08.2011г. высказывает мнение о невозможности строительства здания на нескольких земельных участках, ссылаясь на Градостроительный Кодекс РФ. Но поскольку данный орган не обладает компетенцией по официальному толкованию нормативных правовых актов, письмо носит лишь рекомендательный характер.

Ранее действовавший Приказ «Об утверждении порядка ведения единого государственного кадастра недвижимости» закреплял порядок, при котором в Единый государственный реестр недвижимости вносились сведения о кадастровом номере каждого из земельных участков, на территории которых располагалось возведенное здание. На данный момент этот Приказ утратил силу, но все же из него следует, что Минэкономразвития РФ допускало строительство одного объекта капитального строительства на нескольких участках земли.

В действующем Приказе Минэкономразвития РФ № 943 присутствует пункт, буквальное толкование которого предполагает размещение зданий на одном или нескольких земельных участках.

Таким образом, строительство здания на нескольких смежных участках – вопрос дискуссионный и неоднозначный. При этом существует большая проблема.

Часто государственные органы отказывают в выдаче разрешения на строительство или на ввод в эксплуатацию, ссылаясь именно на Градостроительный и земельный Кодекс, а также на Письмо Минэкономразвития. Следовательно, возникает необходимость обжаловать решения органов за их необоснованный отказ.

В целом судебная практика чаще занимает сторону правообладателей ЗУ. Суды, ссылаясь на отсутствие в законодательстве прямого запрета, встают на их сторону.

С другой стороны не обходится и без отказов в удовлетворении исковых требований. Здесь уже все целиком и полностью зависит от вашей аргументации и представленной правовой позиции в суде первой и апелляционной инстанции.

Минимизировать свои шансы на неблагоприятный исход дела поможет соблюдение следующих рекомендаций:

Тем, кто столкнулся с данной проблемой, скорее всего придется получать разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию объекта в судебном порядке. Но даже в случае отказа можно пойти другим путём. Вначале объединить участки, затем построить одно здание на одном участке, а после получения разрешения разделить участок на нужное количество.

Так как вопрос строительства здания на нескольких участках довольно спорный, и здесь может потребоваться помощь профессионального юриста. Опытный специалист поможет разобраться в положениях земельного и градостроительного законодательства, а также предложит наиболее оптимальную стратегию решения проблемы.

Границы участка

Расстояние от дома до границы участка в СНиП определено в 3 метра. Вместе с тем:

  • если участок граничит с проезжей частью, то коттедж должен быть удалён на 5 метров от границы дороги;
  • если участок находится в тупике или на улице с малым движением, жилой дом можно разместить на расстоянии 3 метров от улицы.

Границы участка отделяет ограждение, именно от него и идёт отсчёт расстояния до основных построек. Кроме того нормативные документы предъявляют немало требований и к самому ограждению.

Ограждение на участке

Итак, отступ дома от границ земельного участка должен быть не меньше 3 метров. Расстояние от забора до остальных построек на участке составляет:

  • 4 метра – здания для содержания животных и птиц, а также высокорослые деревья (выше 2 метров);
  • 2 метра – среднерослые деревья (высотой от 1 до 2 метров);
  • 1 метр – кустарники и другие хозпостройки;
  • вплотную к забору может располагаться гараж.

В случае, если по каким-либо причинам приходится нарушать нормы (построить жилой дом ближе, чем в 3 м от соседского участка; расположить нежилое помещение в полуметре от соседей и т.д.), то обязательно нужно получить разрешение соседей. Образец согласия соседей на строительство дома или пристройки можете найти здесь.

Ограждение на участке делится на 2 вида:

  1. Внешнее, отделяющее территорию от мест общего пользования;
  2. Внутреннее, отделяющее границы между соседними участками.

Относительно внешнего ограждения законодательство содержит только рекомендательные нормы: высота не более 2 метров и прозрачность не меньше 50%. Но, учитывая не обязательный характер этих норм, на участках ИЖС часто устанавливаются глухие высокие заборы.

Нормы о заборе между участками ИЖС носят императивный характер и обязательны для исполнения: высота не более 1 метра 70 сантиметров, прозрачность от 50 до 100%. Высокий и глухой забор будет создавать чрезмерную тень на соседнем участке. Вместе с тем, собственники смежных участков могут договориться и установить ограждение, которое будет устраивать обоих. Чтобы избежать возможных проблем в будущем, нужно взять письменное согласие от соседа на возведение ограждения, не соответствующего нормам СНиП.
Стоит отметить: если владелец участка строит забор вдоль шоссе либо владеет угловым участком, высота его забора не может превышать 1 м. К тому же, на установку такого забора придется получить разрешение местного архитектора.

LiveInternetLiveInternet

Наша организация владеет двумя смежными земельными участками, один – в собственности, второй – в долгосрочной аренде с правом использования под строительство. Подскажите: могут ли возникнуть проблемы при получении разрешения на строительство одного здания на этих двух участках, а также при получении разрешения на ввод здания в эксплуатацию и регистрации права собственности на него? Прежде всего нужно исходить из следующего: 1) Собственник земельного участка имеет право возводить здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использованием. При этом также должны соблюдаться требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ст. 40 Земельного кодекса РФ). 2) Арендатор вправе использовать участок на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. У вас, по всей видимости, в договоре предусмотрено право застройки, так что в этой части препятствий для строительства нет. 3) Также нужно иметь в виду, что согласно ст. 38 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) предельные параметры разрешенного строительства могут в числе прочего включать в себя минимальные ОТСТУПЫ ОТ ГРАНИЦ земельных участков в целях определения мест ДОПУСТИМОГО размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых возведение таких построек запрещено. Таким образом, наш первый вывод: организация имеет право строить здания и сооружения на принадлежащих ей земельных участках при соблюдении вышеназванных условий. Что касается разрешения на строительство, то, согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ этот документ выдается застройщику, то есть лицу, которое обеспечивает НА ПРИНАДЛЕЖАЩЕМ ЕМУ ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, выполнение инженерных изысканий и др. (п. 16 ст. 1 ГрК РФ). Обратите внимание: в законе говорится о земельном участке в единственном числе. Точно также участок упоминается и в статье о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию (ч. 1 и 2 ст. 55 ГрК РФ). Следующий этап – постановка здания на учет в государственном кадастре недвижимости, составной частью которого является реестр объектов недвижимости (в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Порядок ведения кадастра утвержден приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 35 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» (далее — Порядок). Подпунктом 7 п. 73 Порядка предусматривается, что при внесении в реестр объектов недвижимости общих сведений о здании указывается кадастровый номер земельного участка, на котором расположено здание. Если же здание расположено НА НЕСКОЛЬКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ, то указываются кадастровые номера всех таких земельных участков. Далее по закону созданный объект недвижимости подлежит государственной регистрации (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Таким образом, наш второй вывод: нормативные правовые акты об учете и госрегистрации прав на недвижимость не содержат запрета на строительство одного объекта на нескольких смежных земельных участках. Более того, они прямо допускают ситуацию, когда одно здание может располагаться на нескольких земельных участках. Если рассматривать судебную практику, то она во главу угла ставит вопрос о соблюдении правил предоставления земельного участка и соответствии использования участка тем целям, для которых он предоставлен (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.08.2006 N А33-26618/2005-Ф02-4105/06-С2, от 20.03.2007 N А19-19366/06-54-Ф02-1378/07, ФАС Северо-Кавказского округа от 12.07.2006 N Ф08-2793/2006, ФАС Московского округа от 25.06.2007 N КА-А41/5249-07, от 17.04.2008 N КА-А41/1731-08-П, от 05.09.2007 N КГ-А40/8688-07, ФАС Центрального округа от 10.06.2008 N А54-3508/07). В ситуациях, когда один объект недвижимости располагается на нескольких земельных участках, арбитражные суды не усматривают в этом нарушение законодательства (см. постановления ФАС Поволжского округа от 08.07.2008 N А65-30080/2007-СА2-34, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.02.2007 N Ф08-7145/06). ИТОГОВЫЙ ВЫВОД: Действующее законодательство не запрещает строить один объект на нескольких смежных земельных участках, если при этом соблюдается целевое назначение, разрешенное использование участка, градостроительные регламенты и т.д. (см. выше). В то же время при реализации подобного проекта можно столкнуться с трудностями, поскольку в нормах ГрК РФ о получении разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию прямо говорится только о земельном участке в ЕДИНСТВЕННОМ числе. Если, ссылаясь на это, вам откажут в выдаче разрешения на строительство, то поставить точку в споре сможет только суд. Там вы как раз можете ссылаться на изложенные нами аргументы в свою пользу.

Ответ подготовил: Эксперт Службы Правового консалтинга ГАРАНТ Карасевич Любовь Ответ проверил: Эксперт Службы Правового консалтинга ГАРАНТ Голованов Александр

все по теме: https://www.garant.ru/solution/consulting.htm

Расстояние между строениями на смежных участках

Дистанция между постройками на соседних участках регулируется противопожарными и санитарными нормами.

Противопожарные нормы застройки участка ИЖС устанавливают следующие расстояния:

  • 6 метров – если оба здания изготовлены из материалов, не подверженных горению (бетон, камень и т.д.);
  • 8 метров – если кроме основного негорючего материала при строительстве использовались деревянные перекрытия;
  • 15метров – если хотя бы одно строение полностью состоит из горючего материала.

Если самовольная постройка одновременно расположена на двух земельных участках?

Норма статьи 222 ГК РФ предоставляет право лицу, чьи права нарушены самовольной постройкой (например, собственнику земельного участка), потребовать ее сноса.

В жизни возможны случаи, когда одна часть здания (самовольной пострпойки) расположена на земельном участке, принадлежащим на праве собственности лицу, осуществившему самовольное строительствово, а другая часть расположена на земельном участке, на который у него нет никаких прав.

Возникает вопрос, возможно ли в таком случае требовать сноса «самоволки», ведь удовлетворение такого требования будут неприменно нарушать права лица, осуществившего самовольное строительство, так как самовольная постройка все-таки частью законно находится на его земельном участке.

  • 7180
  • рейтинг 0

Новые разъяснения Верховного Суда РФ по арбитражному и гражданскому процессу

Договорное право

Правовая система Англии/Bachelor of Laws (LLB) University of London

Комментарии (10)

Саша, Вы полагаете, что расположение дома одновременно на двух участках это существенное нарушение градостроительных норм, что является безусловным основанием для сноса?

Я не рассматривал это как существенное нарушение градостроительных норм.. Рассматриваю только вариант, что часть строения создана на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.. пускай в этом случае нарушаются права соседа или даже пусть дом залез на государственные земли.
Меня смущает то, что часть этого дома все таки на законных основаниях находится на земельном участке, принадлежащем лицу создавшему постройку. То есть самовольной можно назвать как бы только часть постройки. Но снести только пол дома же нельзя.

Партнёр рубрики

Вакансии

Журналы

Подписка на электронную версию

2010 — 2021 © ООО «Издательская группа «Закон»

Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Строительство многоквартирного дома на двух смежных участках

Наша организация владеет двумя смежными земельными участками, один в собственности, второй в долгосрочной аренде с правом использования под строительство. Местонахождение – г. Воткинск Удмуртской Республики.

Могут ли возникнуть проблемы при получении разрешения на строительство одного многоквартирного дома на этих двух участках, а также при получении разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию и регистрации права собственности на него?

1. До принятия Федерального закона от 02.08.2019 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассматриваемый вопрос оставался законодательно не урегулирован, так как законных оснований, позволяющих однозначно запретить, ограничить или разрешить строительство объекта капитального строительства на двух смежных земельных участках (в том числе в случае, когда один из этих земельных участков в пользовании на праве аренды) в нормативно-правовых не имелось, поэтому имеющаяся по данному вопросу судебная практика противоречива — см. обзоры и судебные решения по адресу:

2. При этом позиция Минэкономразвития России по данному вопросу с 2011 года остаётся неизменной (см. Письмо Минэкономразвития России от 10.10.2011 № Д23-4229 «О строительстве объекта недвижимости на нескольких земельных участках» и «Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер» (размещён на сайте Минэкономразвития России 01.08.2018 г. и доступен по адресу: https://www.economy.gov.ru/material/obrashcheniya_grazhdan/obzor_obrashcheniy_grazhdan_2018.html), что создавало и создаёт реальные проблемы у застройщиков при постановке таких объектов на государственный кадастровый учёт, и заключается в следующем:

  • » — один объект капитального строительства (площадной объект) может быть размещен только на одном земельном участке, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания, сооружения (за исключением линейных объектов) на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил;
  • — для осуществления строительства здания, сооружения (за исключением линейных объектов) на смежных земельных участках необходимо заблаговременное проведение работ по объединению таких земельных участков. Порядок образования земельных участков в том числе путем их объединения, а также требования к образуемым или измененным земельным участкам содержатся в статьях 11.2, 11.6, 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации».

3. Федеральным законом от 02.08.2019 № 283-ФЗ в статью 57.3 «Градостроительный план земельного участка» (ГПЗУ) Градостроительного кодекса Российской Федерации включена часть 1.1, в которой реализована позиция Минэкономразвития России, то есть рассматриваемый вопрос нормативно урегулирован, а именно:

«В случае, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения образуется из земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, выдача градостроительного плана земельного участка допускается до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденных проекта межевания территории и (или) схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».

4. Таким образом, в настоящее время для строительства объекта капитального строительства должен быть образован один земельный участок, на который, в общем случае, должен быть выдан один градостроительный план земельного участка. В случае, если проектная документация на такой объект разрабатывается или уже разработана по двум ранее выданным ГПЗУ, то проблемы у застройщика могут возникнуть при прохождении экспертизы ПД, при получении разрешения на строительство, при вводе объекта в эксплуатацию, при регистрации права собственности и постановке на государственный кадастровый учёт.

Читать еще:  Варианты узаконивания пристройки к дому на участке под ИЖС ЛПХ и садоводство

Строительство многоквартирного дома на двух смежных участках

В последнее время существенным изменениям подвергается Федеральный закон от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Фото: www.transgeocom.ru

Так, в связи с принятием Федерального закона от 29 июля 2017 года №218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены значительные изменения в Федеральный закон №214-ФЗ, актуальным стал вопрос о возможности осуществления строительства многоквартирного жилого дома на нескольких смежных земельных участках, а также о возможности осуществления строительства нескольких многоквартирных домов на одном земельном участке.

Однако у профессиональных застройщиков до сих пор нет четких ответов на данные вопросы.

О возможности строительства многоквартирного жилого дома на нескольких смежных земельных участках

Относительно возможности строительства многоквартирного жилого дома на нескольких смежных земельных участках до настоящего времени высказываются абсолютно противоположные позиции, в том числе судами.

За возможность такого строительства высказываются те, кто не усматривает в действующем земельном и градостроительном законодательстве норм, прямо запрещающих или ограничивающих такое строительство (например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2012 года по делу №А33-4596/2012), противники такого строительства ссылаются на возможный различный правовой режим застраиваемых земельных участков (например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 декабря 2014 года №Ф10-4481/2014 по делу А35-274/2014).

Неоднократно высказывается также позиция о недопустимости такого строительства в связи с необходимостью соблюдения в рамках предусмотренных частью 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельных параметров, устанавливаемых правилами землепользования и застройки поселения, городского округа. Такой же вывод следует из письма Минэкономразвития Российской Федерации от 10 октября 2011 года№А23-4229, в котором указано, что по мнению ведомства, возможность пересечения границ здания и границ земельных участков, на котором расположено здание (строение, сооружение), действующим законодательством не допускается и, соответственно, один объект недвижимости (площадный объект) может быть размещен только на одном земельном участке, предоставленном для строительства, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания (строения, сооружения) на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Однако с подобным выводом трудно согласиться, поскольку целью установления минимальных отступов от границ земельных участков является необходимость соблюдения прав и законных интересов правообладателей смежных земельных участков, противопожарных расстояний, требований инсоляции и иных подобных требований в отношении объектов недвижимости, расположенных на смежных земельных участках. При строительстве одного площадного объекта на двух и более смежных земельных участках в отношении этих участков данные требования неприменимы.

Комитет Государственной Думы РФ по земельным отношениям и строительству, а позднее Комитет ГД РФ по транспорту и строительству высказывал следующее мнение.

На основании части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГРК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Часть 6 статьи 51 ГРК РФ устанавливает компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в случае выдачи разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых планируется на территории двух и более муниципальных образований, субъектов Российской Федерации. Учитывая, что согласно пункту 3 статьи 11 9 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов, в указанном положении Кодекса, по мнению профильного Комитета Госдумы, уже прямо предусмотрена возможность выдачи разрешения на строительство на нескольких смежных земельных участках.

Кроме того, по мнению профильного Комитета Госдумы, необходимо учесть, что в соответствии с п. 26 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (Приложение №1 к приказу Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2015 г. №943) к основным сведениям о здании, подлежащим внесению в записи кадастра недвижимости, относится кадастровый номер (номера) земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположено (расположены) здание (здания).

На основании изложенного, по мнению Комитета, в ГРК РФ отсутствуют ограничения на проектирование и строительство объекта капитального строительства на нескольких смежных земельных участках. При этом разрешенное использование всех земельных участков должно допускать размещение такого объекта.

В целом такая позиция представляется обоснованной, однако вопрос о строительстве одного площадного объекта на нескольких земельных участках, по нашему мнению, остается дискуссионным.

О строительстве нескольких площадных объектов на одном земельном участке

По вопросу о строительстве нескольких площадных объектов на одном земельном участке необходимо отметить следующее.

ГРК РФ также не предусматривает запрета на осуществление строительства нескольких площадных объектов на одном земельном участке. Единственное исключение из данного правила установлено частью 3 1 статьи 51 ГРК РФ.

В соответствии с указанной нормой в случае, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для комплексного освоения территории, выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства — многоквартирных домов в границах данной территории — допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории.

Представляется, что если бы подобное строительство было запрещено, указанное в части 3 1 статьи 51 ГРК РФ правило было бы распространено на все случаи.

Необходимо также отметить, что Федеральным законом от 2 июля 2013 года №142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в гражданское законодательство введен институт единого недвижимого комплекса — недвижимой вещи, участвующей в обороте как единый объект.

В соответствии со статьей 133 1 Гражданского кодекса Российской Федерации единый недвижимый комплекс — это совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Следует учесть и изменения формы разрешения на строительство. В соответствии с Приказом Минстроя России от 19 февраля 2015 года № 117/пр новая форма разрешения на строительство предусматривает возможность указания характеристик каждого объекта капитального строительства, входящего в состав имущественного комплекса в соответствии с проектной документацией.

При этом понятия «единый недвижимый комплекс» и «имущественный комплекс» не тождественны.

Гражданское законодательство в качестве «имущественного комплекса» указывает лишь один его вид — предприятие. Соответственно, предприятие характеризуется тем, что используется исключительно в рамках предпринимательской деятельности, в его состав могут входить не только имущественные, но и неимущественные права.

Характерной чертой единого недвижимого комплекса является его отнесение к неделимым вещам.

Учитывая изложенное, представляется бесспорным, что в тех случаях, когда речь идет о сложном объекте, будь то «единый недвижимый комплекс» или «имущественный комплекс», осуществление строительства нескольких площадных объектов капитального строительства на одном земельном участке вполне возможно.

Однако применение этих правил к группе многоквартирных домов не всегда правомерно и не всегда возможно.

Фото: www.vd-tv.ru

Необходимо учесть, что в рамках градостроительных отношений, в том числе, при строительстве микрорайонов, могут возникнуть проблемы реализации данных положений, поскольку в рамках единого недвижимого комплекса прямо не предусматривается возможность строительства по этапам, в том числе путем выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию отдельных домов (до момента введения единого недвижимого комплекса в целом). Не предусмотрена и регистрация отдельных объектов без одновременной регистрации в рамках единого недвижимого комплекса.

Частью 6 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено правило о том, что выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в Единый государственный реестр недвижимости. При этом, согласно частям 1 и 5 той же статьи такой земельный участок с момента государственного кадастрового учета становится общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу этих положений после введения дома в эксплуатацию последующее строительство на общем земельном участке иных предусмотренных проектной документацией объектов может повлечь дополнительные риски невозможности завершения строительства.

Эти и иные подобные вопросы на практике создают серьезные административные преграды в случае реализации инвестиционных проектов, в том числе в рамках, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности институтов комплексного и устойчивого развития территории (развитие застроенных территорий, комплексное освоение территории, в том числе в целях строительства жилья экономического класса, комплексное развитие территории и т.п.).

Представляется, что подобное изменение отчасти решит возникшие проблемы застройщиков.

Алексей ТЁ, заместитель руководителя аппарата Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству
Кирилл ХОЛОПИК, генеральный директор ООО «Институт развития строительной отрасли»
Никита ФИЛИППОВ, заведующий МГКА «Бюро адвокатов «Де-Юре»

Нормы отступа от границ участка при строительстве дома

Приобретая участок, не стоит небрежно относиться к правилам его застройки. Следует понимать, на каком минимальном расстоянии от края земли владелец имеет возможность соорудить дом и прочие здания. Отступы от границ предусмотрены законодательством, и их невыполнение может привести к судебным разбирательствам, решению об устранении недочетов.

Строительные нормы

На каком расстоянии до забора, улицы, соседних участков, других сооружений поставить жилой дом – ответы на эти вопросам содержится в нормативных документах по градостроительству (СНиП). К нормам относятся:

• правила построек в черте города – СП42.1333.2016;
• застройка и планировка дачных участков – СП 53.13330.2016;
• основы землепользования (предусматривают как правильно размещать жилье, хозяйственные здания и зеленые насаждения);
• санитарные, противопожарные правила;
• проектирование малогабаритных застроек;
• требования к коммуникациям.

ГК РФ 13.03.2001 №17 (п.7.4) рассматривает лимит до соседних домов, чтобы избежать затененности чужой собственности.

Как правильно расположить дом

Подготовив необходимые документы, разрешающие строительство, изучив все нормативы, хозяин учитывает:

• конфигурацию территории;
• размещение соседних построек;
• расположение сторон света: жилой дом лучше строить на солнечной стороне, хозпостройки на теневой.

Сводами градостроительных правил предусмотрен минимальный размер участка (3 сотки), ведь именно от его параметров зависит правильно размещение построек. Собственнику участка важно знать, что параметры земли не меньше указанного размера, иначе он не пройдет регистрацию в Росреестре. Расстояния до участков соседей и красной лини (начала общественной земли) таковы:

• до границы со смежной территорией – 3 метра;
• до здания соседа – от 6 метров;
• сооружения хозназначения (гараж, сарай, мастерская) – не меньше одного метра от ограды;
• загоны для животных – от четырех метров от забора;
• санитарные здания (туалет, баня) – 2-3 метра до соседних жилых помещений.

При высадке зеленых насаждений следует рассчитать какими деревья станут, когда вырастут: для высоких – отступ от ограждения 4 метра, средних – два метра, кустарники – до одного метра.

Соблюдая все отступы, определенные нормами, дом можно построить в угловой части территории или в центре. Если участок, соприкасается с двух сторон с общественной землей (улица + проезд), то отступать придется с двух сторон по пять метров. Есть свои недостатки – близкая расположенность к дороге и соответственно больший риск разрушений. Есть и свои преимущества – не надо придерживаться санитарных и противопожарных нормативов по отношению к трем соседям.

Противопожарные отступы

Важно учитывать расположение домов на соседних участках. Когда постройка уже возведена, то рассчитываются санитарные отступы. Если никаких сооружений нет, то при размещении коттеджа лучше ориентироваться на противопожарные нормативы. Для этого планируется строительство с учетом материалов, из которых возводится коттедж:

• между каменными строениями рекомендованное удаление 5 метров, тогда как по санитарным нормам достаточно 3;
• деревянные дома рядом с кирпичными постройками должны располагаться на удалении десяти метров;
• расстояние между двумя коттеджами из дерева до 15 метров, это должен знать поздний застройщик;
• между домом и банным помещением – восемь метров.

Противопожарные нормативы выполняются мало, хотя для безопасности лучше их придерживаться. Так, следует учитывать, что баня – легко воспламеняющийся объект, имеющий сток. Если поставить ее у себя на участке от забора на один метр, это допустимо. Однако, если дом соседа от ограды в пяти метрах, то происходит нарушение противопожарных правил – не выдержано расстояние в 15 м.

Уборная, компостная яма располагаются на удалении 8-12 м от жилых помещений. Гараж может быть как отдельная постройка или встроенный возле жилого коттеджа. Для первого случая достаточно одного метра до забора, во втором от соседнего помещения – 3 метра, от ограждения – один.

Отступы с учетом типа здания и этажности

Принятая ширина земельного участка (8-12 метров) предполагает мини отступ от соседних домов:

• для коттеджей в один этаж – не менее метра;
• для домов в два этажа –1,5 м;
• здание более 2 этажей – отступ до пяти метров.

Если соседние территории не застроены, то это позволяет руководствоваться тремя метрами, тогда соседям следует соблюдать расстояние уже в 6 метров от окон сооруженного уже дома до того, который он будет строить.

Расстояние от фундамента до иных объектов

Нормативы отступов от границ участка могут корректироваться находящимися вблизи зданиями, общественными постройками – автозаправочные станции, линии электропередач, лечебные, образовательные учреждения промышленные предприятия.

Разрешение на строительство

Добрый день! Имеются два земельных участка, с видом разрешенного использования Ж2- для строительства многоквартирных жилых домов, на одном участке ген планист посадил многоквартирный дом, в зонах разрешенной застройки, на втором участке(смежный) расположил благоустройство, спортивные площадки, зоны парковок и т.д., так же на втором участке расположил отдельно стоящее двухэтажное строение, так же в гранизах разрешенной застройки согласно град плана! Объединять участки в один не хотим, т.к. есть опасения, что вид разрешенного использования изменит архитектура и зону допустимой застройки так же! Вопрос, есть ли возможность получить разрешение на строительство жилого комплекса расположенного на двух земельных участках с учётом зон благоустройство, спорт площадок, парковок и т.д, а так же с учётом размещения отдельно стоящего проектируемого двухэтажного строения описанного выше! Спасибо

Здравствуйте, Юрий. По смыслу ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) разрешение на строительство выдаётся на объект капитального строительства, расположенный на одном земельном участке. Поскольку у вас объект кап. строительства это многоквартирный жилой дом, то разрешение на строительство у Вас будет одно общее с учетом зданий инфраструктуры, расположенных на одном земельном участке с домом. Отдельное разрешение на строительство объектов инфраструктуры, расположенных на отдельном земельном участке вряд ли получится получить.

Здесь необходимо руководствоваться разъяснениями Минэкономразвития, содержащимися в«Обзоре вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер» :

О строительстве объектов капитального строительства на нескольких смежных земельных участках

. один объект капитального строительства (площадной объект) может быть размещен только на одном земельном участке, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания, сооружения (за исключением линейных объектов) на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил.

Выходом из ситуации может быть объединение земельных участков либо изменение проекта, так чтобы вся инфраструктура помещалась на одном участке.

У Вас проектная документация на дом готова?

Юрий, поскольку коллега Кураев привел судебную практику позволяющую размещать объект кап. строительства на 2-х участках, то дополню свой ответ.

Необходимо сказать, что судебная практика по данному вопросу весьма противоречива, например в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 18.12.2014 по делу №А35-274/2014 сделан следующий вывод:

Таким образом, строительство одного объекта недвижимости на

нескольких земельных участках не допускается, для такого строительства должен быть сформирован единый земельный участок.

Необходимо отметить что в этом деле застройщик получил разрешение на строительство одного объекта на трёх смежных участках, частично построил его (объект незавершенного строительства), однако Управление Росреестра отказало в регистрации права собственности на построенный объект. https://kad.arbitr.ru/Document.

В другом случае, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 18.12.2014 по делу №А33-4596/2012сделал вывод, что:

Градостроительный кодекс не содержит норм, прямо запрещающих или ограничивающих возможность строительства одного объекта капитального строительства на двух и более земельных участках.

Отмечу, что уполномоченный орган при выдаче разрешения на строительство как правило руководствуется вышеприведенными мной разъяснениями Минэкономразвития, а также его письмом от 10 октября 2011 года N Д23-4229 и отказывает в выдаче разрешения. Но в разных субъектах, может быть по-разному, по этому рекомендую Вам узнавать в администрации субъекта (города) в котором планируется строительство о возможности получения такого разрешения. Но нужно иметь ввиду, что даже после получения такого разрешения и ввода объекта в эксплуатацию, есть риск что местное Управление Росреестра откажет в регистрации права собственности на построенный объект, а суд может признать такой отказ законным. Как вариант, попробуйте также в местном Управлении Росреестра узнать их позицию по данному вопросу.

Читать еще:  Относится ли земельный участок к недвижимому имуществу

Добрый день, Юрий!

Согласно письму Минстерства экономического развития РФ от 10 октября 2011 года N Д23-4229 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса для определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений могут устанавливаться ограничения в виде предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, в том числе их площадь, а также ограничения в виде минимальных отступов от границ земельных участков, за пределами которых запрещается строительство таких объектов.

В случае, если размер земельного участка не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства и реконструкции объекта капитального строительства, а также нарушены минимальные отступы от границы земельного участкастроительная деятельность на таком земельном участке запрещается, и в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерациивозводимый объект признается самовольной постройкой.

В Градостроительном кодексе при получении разрешения на строительство, если буквально толковать норму права, речь идет о земельном участке в единственном числе: Статья 51 ГрК РФ.

Разрешение на строительство
4. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 — 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Поэтому для строительства МКД объединить участки не получится.

Все же лучше объединить земельные участки.

Статья 11.6 ЗК РФ. Объединение земельных участков

1. При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
2. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок.
3. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки.

ВС не позволил жильцам одного корпуса ЖК отгородить его от других корпусов

6 августа Верховный Суд РФ вынес Определение № 5-КГ19-140 по делу об оспаривании жильцами нескольких корпусов жилого комплекса результатов межевания земельного участка, позволивших возвести ограждение внутри дворовой территории дома.

Один из корпусов ЖК «отделился» от остальных

В июне 2006 г. московские власти выделили земельный участок в районе «Очаково-Матвеевское» для строительства жилого комплекса, состоящего из 5 корпусов, за счет средств ГМУ Управления делами Президента РФ и привлеченных инвесторов. Через несколько лет в рамках публичных слушаний состоялось межевание земельных участков в районе жилого квартала. Его результаты были отражены в распоряжении Департамента г. Москвы от 25 марта 2016 г. Впоследствии земельный участок под корпусом 2 комплекса был выделен, сформирован и поставлен на кадастровый учет по категории «земли населенных пунктов для многоквартирной застройки».

В ноябре 2017 г. ТСЖ «Староволынская 12» по инициативе нескольких собственников квартир корпуса 2 установило ограждение внутри дворовой территории дома. Это не устроило нескольких жильцов других корпусов, и они обратились в суд с иском к ТСЖ, а также к столичным Департаментам городского имущества и земельных ресурсов.

Исковые требования жильцов сводились в том числе к оспариванию порядка межевания и его результатов, а также снятию земельного участка под корпусом 2 с кадастрового учета. Они также требовали демонтажа железных ворот и забора, возведенных по периметру земельного участка. В обоснование иска истцы указали, что в соответствии с правоустанавливающими документами жилой комплекс по указанному адресу строился как единая неделимая территория с двумя общими въездами (выездами), детскими площадками, зелеными насаждениями, проездами (проходами) для всех жителей, собственников жилых и нежилых помещений. Граждане также отметили, что в нарушение законодательства они не уведомлялись о публичных слушаниях.

По мнению истцов, вопрос о пределах использования земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о порядке пользования им, его разделе должен был решаться на общем собрании собственников помещений всех корпусов дома в целом, а не только собственниками помещений корпуса 2. Установление забора, как указали истцы, ограничило проход жильцов остальных четырех корпусов многоквартирного дома через придомовую территорию жилого дома, а также въезд и выезд транспорта, в том числе спецтехники (машин скорой медицинской помощи, пожарных машин и др.).

В иске указывалось, что жильцы других корпусов жилого дома фактически лишились элементов благоустройства и озеленения придомовой территории, предназначенных для обслуживания и эксплуатации всех пяти корпусов жилого комплекса. Кроме того, вследствие выделения из общей земельной площади ЖК участка, закрепленного за корпусом 2, установленные для двух других корпусов площади земли были существенно уменьшены в нарушение установленных нормативов.

Районный суд отказал в удовлетворении иска. Он счел, что спорное распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы принято в соответствии с действующим законодательством РФ и в пределах ведомственной компетенции. Оценивая результаты публичных слушаний, суд пришли к выводу о том, что заявления истцов об отсутствии возможности принять участие в их проведении и высказать свое несогласие по поводу определения границ земельных участков не имеют правового значения, поскольку они не могли повлиять на решение об утверждении проекта межевания квартала. Суд также пояснил, что истцы не доказали факта нарушения действиями ответчиков их прав и законных интересов. Решение суда устояло в апелляции.

ВС указал на значимость обеспечения равных возможностей участия в публичных слушаниях

В дальнейшем группа граждан обратилась с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, Судебная коллегия по гражданским делам которого после изучения материалов дела выявила существенные нарушения норм материального права нижестоящими инстанциями.

Со ссылкой на ст. 36 ЖК РФ Верховный Суд напомнил общее правило о принадлежности земельного участка под многоквартирным домом собственникам помещений в таком доме. Согласно п. 4 вышеуказанной статьи собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме (земельный участок под домом с элементами озеленения и благоустройства, а также иными соответствующими объектами).

Высшая судебная инстанция также подчеркнула, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его госкадастрового учета. При этом Суд отметил, что при проведении публичных слушаний по проектам планировки территории и ее межеванию всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения и предложений (ст. 46 ГрК РФ). Ведь публичные слушания – это форма реализации прав населения, проживающего на соответствующей территории, на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления. Ее конечная цель сводится к выработке рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получению общественной оценки правового акта.

Проанализировав материалы дела, Суд выявил, что в ходе публичных слушаний на соответствующем собрании присутствовал лишь один жилец корпуса 2, в то время как жители других корпусов дома не знали об их проведении. «При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что мнение истцов, проживающих в границах территории земельного участка, в отношении которого проводились публичные слушания, не могло повлиять на решение об утверждении проекта межевания квартала, являются неправомерными… Таким образом, формальное проведение публичных слушаний без уведомления о них жителей четырех корпусов дома по улице не позволило выявить общественное мнение по вопросу формирования спорного земельного участка», – отмечено в определении.

Верховный Суд также заключил, что формирование земельного участка под корпусом 2 дома по улице не соответствовало требованиям законодательства и нарушило права лиц, проживающих на соответствующей территории. Он указал, что участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, состоящий из пяти корпусов, изначально формировался как единый жилой комплекс с особенностями коммуникаций и инфраструктуры, элементами озеленения в целях обслуживания всех жителей многоквартирного дома. При проведении межевания, как подчеркнул Суд, особенности формирования территории жилого комплекса как единой не были учтены.

ВС отметил, что в результате проведенного межевания спорного земельного участка дома 12 были нарушены требования норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99 (утв. Постановлением Правительства Москвы от 25 января 2000 г. № 49). В процессе межевания было допущено нарушение распределения площадей земельных участков между корпусом 2 и остальными корпусами.

Со ссылкой на соответствующее законодательство Суд пояснил, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в таком доме. При этом доля в праве общей собственности на земельный участок не может быть выделена в натуре. Объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам только по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, и если это не нарушает права и законные интересы граждан и юрлиц (ч. 4 ст. 36 ЖК РФ). К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им (ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Таким образом, ВС выявил, что согласия на выделение земельного участка в пользование собственников помещений корпуса 2 дома собственниками жилых помещений всего ЖК не принималось. «После межевания спорного земельного участка и установки на нем ограждения ответчиком (ТСЖ «Староволынская 12») внутри дворовой территории дома жители корпусов 1, 3, 4, 5 лишились доступа к одному из проездов через придомовую территорию жилого дома», – отметил ВС в своем определении.

В связи с этим Верховный Суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и удовлетворил иск граждан, признав незаконным распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы в части утверждения межевания территории квартала района «Очаково-Матвеевское» по соответствующим нескольким земельным участкам. Он также снял с кадастрового учета земельный участок под корпусом 2 и распорядился о демонтаже ворот и забора, возведенных на внутридомовой территории.

Эксперты «АГ» поддержали выводы Суда

Партнер «Law & Commerce Offer» Антон Алексеев отметил, что в рамках данного дела ВС РФ подробно рассмотрел все аспекты спора, указав на значительное количество нарушений прав жильцов многоквартирных домов при принятии органом местного самоуправления проекта межевания района. «Суд указал на формальное проведение публичных слушаний, а также раскритиковал позицию нижестоящих судов о необязательности учета общественного мнения при принятии решения по итогам публичных слушаний. Таким образом, ВС РФ отметил, что при принятии решения по итогам публичных слушаний необходимо учитывать общественное мнение. Это является положительным выводом, так как многие суды как раз придерживаются на практике противоположного подхода», – пояснил эксперт.

Он также обратил внимание на вывод о том, что при формировании земельных участков под многоквартирными домами следует соблюдать нормативы определения минимальных площадей данных участков, про что суды иногда забывают. «Также представляется интересным вывод ВС РФ о том, что при разработке и утверждении проекта межевания соответствующих территорий следует учитывать обстоятельства и особенности формирования земельных участков, права правообладателей которых могут быть затронуты разработанным проектом межевания», – заключил Антон Алексеев.

Адвокат, партнер АБ «КРП» Виктор Глушаков отметил, что правоприменитель всегда уделял большое значение процедуре публичных слушаний: «Как правило, даже формальное несоответствие этой процедуры требованиям закона является основанием для отмены решения, принятого в отношении земельного участка».

Эксперт пояснил, что в рамках данного спора Верховный Суд ответил на вопрос: что обладает большей юридической силой – мнение населения, выраженное в форме публичных слушаний, или позиция уполномоченного органа государственной власти? По его мнению, определение Суда полностью соответствует как законодательству, так и принципу социальной справедливости: «Данный судебный акт будет приводиться в качестве примера подхода высшей судебной инстанции при определении значимости публичных слушаний».

Виктор Глушаков добавил, что в рассматриваемом споре, кроме пороков в проведении публичных слушаний, Суд обнаружил иные нарушения, которые были допущены при межевании территории жилого квартала. «В связи с этим важным остается вопрос – было ли бы достаточно для отмены вынесенных по данному делу судебных актов только вывода о нарушении порядка проведения публичных слушаний либо необходимы иные основания, связанные с нарушением при межевании?» – отметил он.

Отступ от границы участка при строительстве жилого дома: норма СНиП и закон для ИЖС, СНТ

Отступ от границы участка при строительстве дома регламентируется законодательными нормами на земельных участках ИЖС и СНТ. Минимально он равен 3 метрам, но есть нюансы. Соблюдение закона и норм обязательно для любого застройщика, планируется ли возведение здания в сельской местности или на территории города. Неукоснительное следование нормативам гарантирует беспроблемное проживание застройщика и его семейства, отсутствие претензий со стороны надзорных организаций и соседей.

Какие нормативы регулируют вопрос

Первоочередной учет основополагающих правил не означает, что нет других официальных указаний и ограничений. Реалии современного существования предусматривают необходимость выполнения пунктов, указанных в других документах, учитывающих риски от источников комфорта, освещения или тепла.

Пожарные требования, предписывающие соблюдение безопасной удаленности, устраняют возможность возгорания от потенциальных источников угрозы. Наличие необходимого отступа от линий электропередачи, надземных и подземных, и газопровода не только позволяет избежать их повреждений, когда производится рытье траншеи при строительстве.

Это еще и забота о жизни и здоровье людей, которые будут проживать или работать в возведенном здании. При строительстве жилого дома застройщику нужно учитывать следующие нормативные документы:

  • СНиП – разработанные еще в советское время, а впоследствии неоднократно отредактированные и дополненные, чтобы привести их в соответствие с современными законодательными реалиями;
  • СанПиН – нормы эпидемиологической и санитарной безопасности, выведенные путем осуществления научных исследований и обеспечивающие отсутствие заражения окружающей среды, безопасность людей от возможного инфицирования;
  • противопожарные расстояния, регламентированные ФЗ № 123, – меры, направленные на предотвращение возгораний зданий от потенциально опасных объектов. В Федеральном Законе указано, на каком расстоянии допускается возведение жилых зданий и бытовых строений;
  • Градостроительный кодекс указывает необходимое дистанцирование объектов недвижимости от общественных зданий, гаражей, образовательных и лечебных учреждений, предельные расстояния до дороги;
  • ПЗЗ – правила землепользования и застройки;
  • КоАП предусматривает целую систему санкций: штрафов и наказаний за нарушение предписаний в документах, приравненных к законодательным.

Избежать расхожих ошибок в строительстве на территории городских и сельских поселений помогают надзорные органы.

Именно они определяют, какими должны быть необходимые расстояния на основании существующих законов, проверяя планы застройщиков, внося коррективы, если в проектировании допущены ошибки. Они же утверждают нормативы, каким образом необходимо размещать различные типы строений.

Строительные нормы и правила

СНиП – это общее название для всех регламентирующих документов, разработанных на многолетнем типовом строительстве и государственной стандартизации. Это законодательное нормирование, по которому следует определять необходимое удаление друг от друга строений бытового назначения и жилого помещения, расстояние до зданий от границ участка, вариативные размеры отступов при застройке надела СНТ, при размещении от улицы, земельного надела соседа или государственных сооружений.

Основными строительными правилами (СП), с помощью которых осуществляется застройка территорий, считаются:

  1. СП 13330.2019 – «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений…». Они регламентируют дистанцию при постройке на небольших стандартных наделах, где иногда невозможно неукоснительное соблюдение требований других нормативов ввиду небольшого размера и близкого расположения дачных участков. В 2017 г. в них были внесены изменения, вступившие в действие с начала 2018 года.
  2. Минимальное удаление в частном землевладении регламентирует СНиП 30-02-97 (его актуализированная редакция), при составлении которого учитывались и другие нормативы. Официальное название – СП 53.13330.2019. При попытке отыскать два документа найдется только одна версия, в которой учтены особенности застройки территорий садоводческих некоммерческих объединений. Ориентироваться следует только на обновленную версию с изменениями 2018 года.
  3. Правила при строительстве частного дома – это СНиП 2.08.01-89, по которому строят жилые помещения, и СНиП 31-02-2001, регламентирующий индивидуальное жилищное строительство – одноквартирные дома. Их теперь необходимо учитывать и при строительстве в СНТ: начиная с 2019 года в бывших дачных кооперативах и товариществах разрешено строить жилье. В отличие от дачного домика для этого потребуются и другие нормы строительства дома.

Застройщику придется обращаться и к различным нормативам, ранее актуальным на участке ИЖС. Ведь для нормальной жизни потребуются удобства, а они находятся в ведении сводов – по газификации, бытовым сооружениям. Чтобы правильно возвести стены здания, теперь нужно изучать другую документацию, обязательную для строительства на участке ИЖС.

Читать еще:  Официальные нормативы по стоимости квадратного метра жилья 2021(Данные Минстроя России)

Отступы в зависимости от типа и этажности строения

Расположение жилого дома и его дистанцирование от соседнего участка, хозпостроек или зданий регламентируется СНиП 2.07.01-89. В Москве есть отдельные нормы проектирования, МГСН 1.01-99, применяемые и в Московской области. Правительство Санкт-Петербурга тоже принимало отдельные постановления в целях сохранения исторических особенностей и принятых тенденций застройки неповторимого города.

Первоочередными требованиями к взаиморасположению жилого дома и строения такого же типа, детских и медицинских учреждений, общественных зданий и предприятий является соблюдение удаленности, необходимой для следующего:

  • вентиляции и освещенности, при проживании или осуществлении профильной деятельности;
  • пожарной безопасности, нормы приведены в Приложении этого обязательного документа;
  • бытовые разрывы, составляющие 15 м для малоэтажных и 20 м начиная с 4 этажей; они иногда сокращаются, если остальные требования соблюдены;
  • расстояние до границ участка от хозпостроек – не менее метра, но данную дистанцию сводят к минимуму путем взаимной блокировки однотипных построек;
  • если же речь идет об удаленности стороны улицы, то в этом случае отступ от красной линии определяют согласно планам строительства, утвержденного местной территориальной общиной и органами РС.

Для точного определения удаленности необходимо изучение генерального плана.

Цифра зависит от категории улицы, наличия инженерных коммуникаций (от газовой трубы, ЛЭП, наземного отопления, условий эксплуатации объекта и его безопасности). Отступ от красной линии может составлять от 3 до 10 метров, и это будет соответствовать закону.

Минимальные отступы от границ земельного участка

Отступ от межи при строительстве дома зависит от материала его возведения. Минимальный отступ от границ земельного участка на территории ИЖС и СНТ равен, по нормам СНиП, 3 метрам. Однако для зданий из негорючих стройматериалов на соседних участках, возведенных с соответствующими перекрытиями, необходимо соблюдать противопожарные нормы – обязательные 6 метров между ними.

Минимальный отступ между домами из таких же материалов, но с деревянными перекрытиями должен составлять не менее 8 метров. Дома и постройки из пожароопасных строительных ресурсов располагаются на удалении 12 м.

Между забором соседнего участка и жилым строением для использования противопожарных разрывов минимальное расстояние между строениями на земельных участках должно обязательно соблюдаться.

Отступы от соседних строений при строительстве

Сооружения и строения в Российской Федерации возводятся в соответствии с требованиями действующего законодательства, строительными нормами и правилами (СНиП), санитарными нормами (СанПиН), направленными на обеспечение эпидемиологической безопасности.

Величина разрешенного дистанцирования может зависеть от разных обстоятельств. Если участок соседа на момент, когда создается проект дома, не застроен, можно построить только с учетом требуемой дистанции от края собственной земли.

В остальных случаях придется при рытье котлована для дома и планировании хозпостроек учитывать необходимую дистанцию по отношению к дому на соседском участке, соблюдать удаленность между своей и чужой хозяйственной частью. Наказание за несоблюдение правил предусматривает статья КоАП.

Нормы строительства дома на участке ИЖС: отступы 2021 года

Нормативы строительства домов на землях ИЖС, описанные выше, в 2021 году не изменились и по-прежнему требуют неукоснительного соблюдения. Это тем более необходимо, если учитывать, что все капитальные постройки на земельной собственности подлежат обязательной регистрации.

Это касается и домов на участке ИЖС.

Несоблюдение требуемых расстояний по отношению к дому для постоянного проживания своего соседа не даст узаконить строения.

Расстояния от фундамента до прочих объектов

Нормы отступов при строительстве частных домов изложены в СНиП 2.07.01-89. Наличие необходимых отступов обеспечивает простоту регистрации сооружений и строений, дислоцированных на плане земельного участка и на его территории в реальности. Фундамент дома располагается на определенном расстоянии от коммуникаций. Если у здания имеется пристроенная часть, расстояние отсчитывается от пристроя, а не от домового основания.

Отступы могут варьироваться при строительстве многоквартирного дома, ИЖС в сельской местности или неотапливаемого дачного домика на территории садоводческих объединений со стандартными небольшими земельными владениями. Регистрация плана строительства, перед тем как оно начинается, в соответствующих надзорных органах позволяет обойтись без досадных промахов и ошибок.

Требования к застройщику по 214‑ФЗ в 2021 году

Федеральный закон № 214-ФЗ подробно объясняет, как продавать недвижимость в строящихся домах. Он защищает дольщиков — покупателей строящегося жилья — от мошенников и гарантирует возврат денег, если застройщик не выполнит свои обязательства. В законе правительство прописало, каким требованиям должны соответствовать застройщики, а также как они должны проводить такие сделки.

214-ФЗ применяют, если на этапе строительства застройщик планирует продавать:

  • квартиры в многоквартирном доме,
  • таунхаус, который состоит минимум из трех блоков.

Закон не действует на индивидуальное строительство, например, частных домов.

Требования к застройщику по 214-ФЗ

Чтобы продавать квартиры в строящемся жилье, застройщик должен получить специальное разрешение в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Минстрой проверяет:

Какая организационно-правовая форма у компании-застройщика

Разрешение выдают только хозяйственным обществам: обществам с ограниченной ответственностью (ООО) или акционерным обществам (АО). Министерство откажет некоммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям.

Кто занимает руководящие посты в компании

Руководителями застройщика и главным бухгалтером не могут быть лица, которые:

  • имеют непогашенную или неснятую судимость за экономические преступления или преступления против власти,
  • единолично владели компанией, обанкротившейся меньше пяти лет назад,
  • владели как минимум 5% акций компании, обанкротившейся меньше трех лет назад,
  • были дисквалифицированы и не имеют права заниматься такой деятельностью.

Есть ли проектная декларация

Чтобы подтвердить, что в проекте нет нарушений, застройщик должен приложить к декларации заключение специальной экспертизы.

Сколько денег у застройщика

У компании должны быть собственные средства, суммой больше 10% от проектной стоимости строительства. К таким средствам можно отнести не только деньги на счетах, но и недвижимость, земельные участки или дебиторские задолженности.

Также перед тем, как получить разрешение, застройщик должен открыть счет в уполномоченном банке. На счет он должен положить 10% от проектной стоимости строительства. Если у него нет таких денег, он может взять кредит. Сумма займа должна быть больше 40% от проектной стоимости.

Минстрой не выдаст разрешение, если компания:

  • еще не рассчиталась за ранее взятые кредиты, ссуды или займы,
  • выпускает любые ценные бумаги, кроме акций,
  • заложила свое имущество для обеспечения обязательств,
  • участвует в процедуре банкротства,
  • приостановила деятельность по решению суда,
  • не выполнила контракт или договор после победы в закупке и попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП),
  • не выплатила в срок налоги, сборы или другие государственные платежи.

Какой у застройщика опыт

Застройщик должен участвовать в строительстве многоквартирных домов не меньше трех лет. За это время он должен построить не менее 5 000 м2 жилья. Министерство учитывает объекты, возведенные родственными организациями, а также проекты, в которых застройщик был техническим заказчиком или генподрядчиком.

Кому принадлежит земля под застройку

Застройщик должен владеть участком под строительство или взять его в аренду или субаренду.

Обязанности застройщика во время строительства

Государство накладывает ограничения на застройщиков и после того, как они получили разрешение на строительство и продажу квартир дольщикам. В 214-ФЗ прописаны правила, которые должна выполнять каждая компания, чтобы получить разрешение на ввод дома в эксплуатацию.

Квалификация застройщика

Строительные работы застройщик может проводить самостоятельно. Однако, чтобы выполнить некоторые работы, нужен специальный допуск от саморегулируемой организации строительства (СРО). Если у компании нет допуска, она может привлечь к работам технического заказчика с необходимой квалификацией.

Кредиты во время строительства

Единственный кредит, который может взять компания — целевой займ для финансирования текущего строительства. Такой займ не может быть больше 20% от стоимости проекта. А процентная ставка в нем не может отличаться от ключевой ставки Центробанка больше, чем на 2%. Например, в январе 2021 года ключевая ставка равна 4,25%. Значит, застройщик не может взять кредит по ставке выше 6,25%.

Финансовое состояние застройщика

Компания не может выпускать облигации, чтобы привлечь финансирование. Также она не может выступать в качестве поручителя или передавать свою собственность в залог.

Расчеты с контрагентами и дольщиками

Перед стартом продаж застройщик должен выбрать уполномоченный банк и открыть в нем эскроу-счет. Именно на нем будут храниться деньги дольщиков. О том, как работают эскроу-счета, мы рассказывали в недавней статье.

Все расчеты с техническим заказчиком или генеральным подрядчиком также должны проходить только со счетов в одном уполномоченном банке.

Переводы со счета застройщика

Застройщик может переводить средства со своего счета только по нескольким причинам. Например, он может тратить деньги на:

  • строительные работы на объекте,
  • проектную документацию, инженерные изыскания или экспертизы,
  • строительство инженерных сетей,
  • подготовку градостроительной документации,
  • кредит на строительство,
  • госпошлину за регистрацию договора долевого участия (ДДУ),
  • налоги, штрафы, пени или банковские комиссии.
  • зарплату сотрудникам,
  • взносы в компенсационный фонд,
  • возврат денег дольщикам, расторгнувшим договор,
  • рекламу,
  • аренду офисов и оргтехники для сотрудников.

При этом снимать наличные он может только на выплату зарплаты сотрудникам. Все остальные средства можно только переводить со счета на счет.

Периодическая отчетность

Ежеквартальные и ежегодные бухгалтерские отчеты застройщик должен публиковать в Единой информационной системе в сфере жилищного строительства (ЕИСЖС). Ежеквартальную отчетность нужно сдать не позже, чем через 30 календарных дней после окончания квартала. Срок сдачи ежегодной отчетности больше — 120 дней с окончания года. Чтобы подтвердить достоверность отчета, его должен проверить аудитор.

Все эти правила нужно выполнять до ввода объекта в эксплуатацию. Как только первый дольщик зарегистрирует право собственности на одну из квартир, ограничения перестают действовать.

Ответственность застройщика

Если застройщик продавал строящееся жилье без разрешения, дольщик может написать заявление на возврат средств. В этом случае он может взыскать не только стоимость квартиры, но и двойные проценты по ипотеке, которые успел выплатить.

Если застройщик привлек средства дольщиков для строительства, но не имел на это права:

  • должностным лицам грозит штраф от 20 тыс. до 50 тыс. ₽,
  • компании — от 500 тыс. до 1 млн ₽.

Если застройщик опубликует неполную или ложную проектную документацию или не опубликует ее в срок:

  • должностным лицам грозит штраф от 5 тыс. до 15 тыс. ₽,
  • компании — от 200 тыс. до 400 тыс. ₽.

Если застройщик не сдаст отчетность или сделает это не вовремя:

  • должностным лицам грозит штраф от 5 тыс. до 15 тыс. ₽,
  • компании — от 50 тыс. до 200 тыс. ₽

Строительство дома на двух участках: особенности и «подводные камни»

Строительство дома на двух участках – мечта большинства дачников и городских жителей.

Давайте представим, что ваша мечта сбылась – теперь вы владелец двух смежных участков. У вас на руках два свидетельства права собственности, в которых указано, что владельцем обоих являетесь вы. Необходимо скорее приниматься за дело – приступать к строительству дома. Есть, где разместить хозяйственные постройки: найдется место и гаражу, и хозблоку, и бане.

Но здесь возникает вопрос: где возводить дом? Первое, что приходит в голову – в центре этих двух участков. Однако получается, что ваш дом будет стоять на границе – часть на одном участке, часть на другом. Вы будете очень неприятно удивлены, что такое решение нарушает норму закона. Почему?! Участки ведь ваши!

Проблема состоит в том, что ваше желание поставить здание на двух участках формально противоречит градостроительным регламентам (Земельный кодекс Российской Федерации, ст. 40 и ст. 42). Градостроительные регламенты определяют параметры разрешенного строительства. Среди этих параметров есть и необходимые отступы от границ участка. Вы не сможете получить градостроительный план своего участка (ГПЗУ) и, тем более разрешение на строительство.

Что в этом случае делать? Выход есть, но сначала несколько слов о существующих нормах.

Нормы строительства индивидуального частного дома

Согласно существующим нормам, капитальное строение (ваш дом) должно располагаться на расстоянии не менее 5 метров от красной линии дороги. Минимальное расстояние от улицы – 3 метра. Три метра должны отделять ваш дом от соседнего участка. Следует обратить внимание, что градостроительный регламент определяет расстояние от соседнего участка, при этом права собственности на этот участок не рассматриваются. У вас два участка, у них разные кадастровые номера, значит, по нормам ваш дом должен отстоять на это расстояние от участка с другим кадастровым номером, который будет считаться соседним. Недоработка законодателей? Может быть. Однако до тех пор, пока изменения в градостроительный регламент не внесены, им следует руководствоваться в обязательном порядке.

Красной называется линия, разделяющая проезжую часть (это общественные земли) от участков, находящихся в частной собственности. Обычно по этой линии строят забор. Существует еще линия застройки. Ее можно определить как границу территории, в пределах которых владелец участка имеет право строить. Линию застройки размечают с учетом всех существующих красных линий.

Поэтому строительство дома на двух участках обязательно потребует соблюдения всех существующих норм.

Как построить дом на двух участках на законных основаниях

Можно построить дом на одном из участков, а второй отвести под строительство бани, хозблока и гаража. Или объединить участки в один. Как владелец, вы имеете право заказать работу по формированию одного (из двух имеющихся) земельного участка и определению новых границ , а затем поставить его на кадастровый учет.

Важно! Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» все вопросы и действия, связанные с кадастровым учетом, относит к компетенции имеющих квалификационный аттестат кадастровых инженеров. Завершив постановку участка на кадастровый учет, владелец в Росреестре оформляет прекращение/оформление права собственности.

После получения правоустанавливающих документов на земельный участок, оформляется градостроительный план участка (ГПЗУ), схема планировочной организации участка и на основании этих документов вы получаете разрешение на строительство.

Довольно сложно? Да. Но можно не заниматься этими вопросами самому, а поручить строительной компании, в штате которой (или по трудовому договору) работает кадастровый инженер. Она возьмет на себя оформление разрешительной документации, проектирование дома в строгом соответствии со всеми существующими градостроительными нормами (и вашими пожеланиями, конечно), и строительство коттеджа на ваших двух участках.

Разделение многоквартирного дома на 2 самостоятельных объекта

Для того, чтобы разделить многоквартирный дом на два самостоятельных объекта недвижимости, сперва необходимо обратиться в орган, осуществляющий ведение государственного кадастра, и только после этого в суд. Об этом напомнил Арбитражный суд Московского округа управляющим организациям.

В 2000 году в подмосковном городе Электросталь ввели в эксплуатацию новый многоквартирный дом с двумя подъездами. Организация, осуществляющая управление, – ТСЖ «ПАРУС» – оформила право общей долевой собственности на земельный участок и право собственности на общее имущество дома.

Уже после ввода здания в эксплуатацию строительство продолжилось, и в 2003 году к нему пристроили еще три подъезда с сохранением этого же адреса. Управляющей компанией новых секций выбрали МБУ «Электростальская коммунальная компания».

Так как домом управляли две организации, и секции между собой не взаимодействовали, весной 2019 года собственники первых двух подъездов решили разделить дом на два самостоятельных объекта.

ТСЖ «ПАРУС» обратилось в арбитражный суд (дело № А41 – 12696/2020)

Товарищество предъявило иск к городской администрации и потребовало признать подъезды 1 – 2 и 3 – 5 отдельными жилыми домами. Так как первая и апелляционная инстанции отказали в иске, ТСЖ обжаловало судебные акты, настаивая на следующих аргументах:

  • вывод судов, что строительство дома проводилось в две очереди, неправомерен. Суды не исследовали обстоятельство постановки на учет секций 3 –5 уже после окончания строительства здания как самостоятельного объекта;
  • ТСЖ «Парус» осуществляло управление общим имуществом МКД задолго до марта 2003 года, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса РФ;
  • право общей долевой собственности на земельный участок и общее имущество секций 1 –2 зарегистрировано в едином государственном реестре.

Окружной суд подтвердил законность отказа в иске

Арбитражный суд Московского округа поддержал выводы нижестоящих инстанций (Постановление от 10 марта 2021 г. № Ф05 – 2746/2021):
«установив, что все части МКД имеют единый адрес, квартиры – сквозную нумерацию, секции 1 и 2 поставлены на кадастровый учет, зарегистрировано право общей долевой собственности жильцов, суды обоснованно пришли к выводу, что заинтересованность истца в разделе единого объекта недвижимости не свидетельствует о нарушении прав ответчиком. Порядок кадастрового учета в связи с изменением характеристик объекта недвижимости регламентирован Законом о государственном кадастре недвижимости (ст. 11, 12, 290, 246, 247 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, ч. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п. 29 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221)».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector