Piteryust.ru

Юридическая консультация онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для чего нужна обочина на дороге?

Выезд на дорогу с обочины

Последнее обновление: 03.06.2020
Комментариев нет

Согласно определению термина обочина, данному в разделе 1 ПДД, обочина — это элемент дороги, который примыкает непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней. Обочина может отличаться типом покрытия или может быть отделена от проезжей части сплошной линией разметки 1.2. Обочина предназначена для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Исходя из определения, выражение «выезд на дорогу с обочины» не совсем верное, потому как обочина является частью дороги. Правильнее было бы «выезд на проезжую часть с обочины». Но суть от этого не меняется.

В общих случаях движение транспортных средств по обочине запрещается за исключением съезда на обочину для остановки или стоянки и, соответственно, выезда на дорогу с обочины для продолжения движения (пункт 9.9). Постановка автомобиля для остановки или стоянки на обочине допускается только параллельно краю проезжей части (пункт 12.2).

Начало движения с обочины

Перед тем, как начать движение вперед с обочины, также как и отъезжая от края проезжей части, Правила требуют уступить дорогу попутным транспортным средствам, которые уже находятся в движении и приближаются сзади.

Одним из частых вопросов является: когда отъезжаешь от обочины, какой «поворотник» надо включать? Очевидно, люди путают выезд на проезжую часть дороги с обочины и выезд с прилегающей территории на дорогу.

Сигналом начала движения от обочины служит левый указатель поворота (пункт 8.1). Включение «поворотника» не дает преимущества, а только лишь предупреждает других участников о намерении водителя тронуться с места и влиться в поток движущихся машин.

Как безопасно выехать с обочины и «влиться» в основной поток

Основное правило безопасности — нужно точно знать о дорожной ситуации вокруг автомобиля. Поскольку автомобиль на обочине стоит параллельно дороге «носом» вперед по движению, а основной поток машин приближается сзади, перед стартом и выездом на проезжую часть нужно выяснить обстановку сзади автомобиля.

Для этого нужно посмотреть в зеркала заднего вида, а еще лучше, повернуться и посмотреть влево-назад. Взгляд в ту сторону даст более полную картину.

Оценив ситуацию на дороге, и убедившись, что едущим сзади (которые еще далеко) не будет создано помех, можно приступать к движению — старт автомобиля и выезд с обочины на проезжую часть. Далее следует разгон и набор скорости.

В зависимости от обстоятельств, особенно, когда поток попутных машин плотный, иногда приходится очень быстро увеличивать скорость, чтобы «задние» машины не смогли быстро догнать ваш автомобиль.

Выезд с обочины, или причины, которые могут привести к столкновению с попутчиками

а). Не заметил автомобиль, движущийся сзади. Такое бывает из-за обычной невнимательности, или когда кто-нибудь или что-то отвлекает от дороги. Водитель трогается с места, не глядя в зеркала поворачивает руль влево, и тут «бац»! В делопроизводстве потом напишут «не уступил дорогу ТС, имеющему преимущество».

б). Слабый набор скорости, когда выезд с обочины уже произошел и автомобиль находится на проезжей части, но едущий сзади другой авто успевает догнать, и тот «задний» автомобиль вынужден либо тормозить, либо объехать вашу машину, разумеется, если для объезда у него достаточно места на дороге.

Когда поток машин движется непрерывно, иногда бывает целесообразно немного подождать, стоя на обочине, пока не появится «окно» для безопасного выезда на проезжую часть. Обычно, ждать приходится недолго.

в). Когда выезд на проезжую часть осуществляется из ряда стоящих на обочине машин, и выезд происходит одновременно с кем-нибудь еще — тот выезжает либо спереди, либо сзади. Подобная ситуация рассмотрена в статье Одновременный отъезд от края проезжей части.

Причиной столкновений в таких случаях является также обычная невнимательность, приходится контролировать ситуацию и сзади своего автомобиля, и впереди, а делать это одновременно удается не всегда. Но любая ситуация переменчива, как было сказано выше, если берут сомнения, иногда есть смысл немного подождать.

Причины столкновений в условиях выезда на дорогу с обочины могут быть разными, всех ситуаций на дороге предусмотреть невозможно, а основные перечислены выше. Нужно уметь чувствовать свой автомобиль, соблюдать Правила и учиться доверять своей интуиции. Тогда вопросы типа «кто был не прав» отпадут сами собой.

В заключение предлагаю ознакомиться с содержанием статей по схожей тематике:

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 03.06.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Что такое обочина, определение и требования ПДД

ПДД дает определение обочины дороги как одной из двух основных составляющих последней (второй является проезжая часть). Исходя из того что обочина — это неотъемлемый элемент дороги, существуют определенные правила движения по ней для автомобилей, пешеходов, велосипедов, мопедов и т. д., а также наказания за их нарушения. Обо всем этом и рассказывает статья.

  1. Что называется обочиной
  2. Является ли обочина составляющей дороги
  3. Основные требования ПДД
  4. Вопросы читателей

Что называется обочиной

Согласно п. 1.2 ПДД, под обочиной принято понимать край дороги, составляющий единую плоскость с ее проезжей частью (ПЧ) и отделенный от последней прерывистой или сплошной линией разметки.

В зависимости от места расположения и ширины дороги обочины бывают следующих видов:

  1. Асфальтовые — на загородном шоссе с двумя (или более) полосами для движения в одну сторону. На такой дороге обочиной является край шоссе шириной до 1 метра. По сути, это продолжение единого асфальтированного полотна трассы, отделенное от транспортных полос разметкой.
  2. Грунтовые — в городе, поселке или на загородной асфальтированной двух-, четырехполосной дороге. Начинаются практически у самой разметки с края ПЧ. Могут иметь покрытие из щебня, песка, травы и т. д. (см. рис. 1). Ширина составляет 1–2 метра.
  3. В виде велодорожки — в населенном пункте. Если ширина городской улицы позволяет выделить с краю ПЧ дорожку, по которой может проехать один велосипед (или разъехаться 2 встречных велосипедиста), то в мегаполисах такие полосы нередко обозначают разметкой и превращают их в отдельные обочины-велодорожки (см. рис. 2). Двигаться по ним можно только на велосипедах, электросамокатах и приравненных к ним средствам передвижения.
  4. Если ширина улицы в городе недостаточна, очень часто обочина как таковая на ней отсутствует, а правый край ПЧ дороги ограничивает возвышающийся над ней бордюр тротуара, передвигаться по которому допускается исключительно пешим участникам уличного движения.

В большинстве случаев край ПЧ и начало обочины определяются разметкой, а если таковой нет — самими водителями.

Является ли обочина составляющей дороги

Пункт 1.2 ПДД прямо определяет обочину как элемент дороги, примыкающий к ПЧ на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный разметкой 1.2. Соответственно этому определению обочина считается частью дороги, а использовать ее для передвижения разрешается:

  • автомобилям коммунальных, экстренных и специальных служб (включая и полицейские);
  • коммерческому транспорту, подвозящему продукты/товары в расположенные у трассы магазины;
  • машинам той дорожной компании, которая обслуживает данную дорогу;
  • гужевым повозкам и тихоходным ТС, неспособным разогнаться быстрее 30 км/ч;
  • велосипедам, скутерам и приравненным к ним средствам передвижения;
  • пешеходам — согласно поправкам, принятым к ст. 12.29 КоАП РФ в 2017 г., в условиях недостаточной видимости (в темноте) последние должны передвигаться вдоль ПЧ загородных трасс исключительно в одежде со светоотражающими элементами.

Основные требования ПДД

Помимо того что по обочинам разрешается передвигаться перечисленным участникам дорожного движения, их допускается использовать и обычным автолюбителям, но лишь для некоторых маневров:

  1. Для разворота — п. 8.8 ПДД гласит, что данный элемент дороги может использоваться водителем для разворота вне перекрестков, если ширина ПЧ слишком мала для совершения маневра из крайнего левого и даже правого положений.
  2. Для остановки и стоянки — п. 12.1 ПДД разрешает водителям съезжать с правой крайней полосы за границу ПЧ. При этом не имеет значения, отделена последняя от обочины линией разметки либо вообще не обладает таковой (что встречается у многих загородных двухполосных асфальтовых и грунтовых дорог). В любом случае авто рекомендуется останавливать как можно дальше от края ПЧ, а при недостаточном освещении для безопасности не выключать фары.

Кроме разрешающих действий, ПДД содержит и прямой запрет на передвижение вдоль крайних полос дорог для определенных ТС. В частности, обычным автомобилистам езда по ближней к ним обочине грозит штрафом в 1500 рублей.

Такая санкция, определяемая ч. 1 ст. 12.15 КоАП, часто применяется по отношению к любителям объезжать автомобильные заторы. При этом, будучи пойманными сотрудниками ГИБДД, такие нарушители нередко пытаются избежать наказания, представляя свои действия не как обгон или опережение пробки по обочине, а как объезд препятствия в условиях крайней необходимости.

Однако важно помнить: автомобильную пробку нельзя считать препятствием, так как последнее, исходя из п. 1.2 ПДД, — это неподвижный объект на полосе движения. Соответственно, за объезд автозатора по обочине штраф неизбежен.

На аналогичную сумму в 1500 р. водитель накажет сам себя, если промчится по обочине, переоборудованной под велодорожку (обозначается знаком 5.14.2). Кроме того, на данный элемент дороги обычным механическим ТС запрещено съезжать даже для остановки и разворота.

Вопросы читателей

В реальной жизни спорные моменты, связанные с обочиной, возникают нечасто. Тем не менее в соц. сетях и на автомобильных форумах водители иногда интересуются конкретными ситуациями, связанными с использованием данных дорожных элементов.

Как быть, если проезд по дороге, пусть даже и с прерывистой разметкой посередине, полностью блокирует, например, опрокинувшийся грузовик? Обогнуть такое препятствие можно, только съехав с проезжей части, а за это штрафуют. Так можно ли остаться безнаказанным за подобный объезд?

Ответ: Да, формально в этой ситуации водитель, пытающийся объехать препятствие по обочине, согласно ПДД, считается нарушителем, его обязаны оштрафовать. Однако сотрудники ГИБДД тоже люди и понимают, что в данном случае объезд вызван необходимостью. Поэтому чаще всего они не просто закрывают глаза на подобное нарушение, но и сами организовывают санкционированный объезд препятствия вокруг заблокированного участка шоссе.

Реально ли «обочечнику» получить более жесткое наказание, чем штраф в 1500 рублей?

Ответ: Да. Если автолюбителя остановят за движение по дальней обочине трассы со сплошной линией посередине, ему могут вменить нарушение части 4 ст. 12.15 КоАП, предусматривающей денежное наказание в 5000 р. или лишение прав на 4–6 месяцев. Обоснованием такого решения является вопрос сотрудника ГИБДД о том, как водитель вообще оказался на этой части дороги, и закономерный ответ: нарушитель пересек сплошную разметку, проехал по всем встречным полосам и только после этого съехал с дороги на ее дальнюю обочину.

Мой знакомый летом добирается до работы на велосипеде. Я тоже собираюсь попробовать, но хотела бы узнать, могут ли меня оштрафовать за езду на велосипеде по тротуару или обочине и когда.

Ответ: Могут, но только если рядом с ними есть специально оборудованная велодорожка. Велосипедист в этой ситуации обязан двигаться исключительно по ней, иначе ему могут выписать штраф в 800 рублей (ч. 2 ст. 12.29 КоАП).

Без сомнения, все водители понимают, что такое обочина, и знают, что она не предназначена для езды. Тем не менее всегда находятся индивиды, нарушающие данное правило, что приводит не только к глупым авариям, но и к серьезным последствиям в виде ранений и гибели людей. Поэтому всем следует запомнить: обычные автомобили могут использовать данный элемент дороги только для остановки, стоянки и разворота. Исключения делаются лишь для спецтранспорта.

Штраф за езду по обочине в 2021 году

Добрый день, уважаемый читатель.

Движение по обочине — одно из самых распространенных нарушений, с которым приходится сталкиваться автомобилистам.

В этой статье будут рассмотрены правила движения по обочине, а также штрафы, которые могут быть наложены за нарушение этих правил:

Что такое обочина?

Понятие обочина рассмотрено в пункте 1.2 правил дорожного движения:

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Возможны 2 варианта организации обочины:

  • Без разметки. В этом случае обочина отличается типом покрытия (например, она отсыпана щебнем).
  • С разметкой. В этом случае покрытие не имеет значения, то есть обочина может быть и асфальтированной, и отсыпанной щебнем, и грунтовой.

Два варианта обочины приведены на следующем рисунке:

Также нужно помнить и о том, что обочина входит в состав дороги:

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Кто может двигаться по обочине?

Рассмотрим пункты правил дорожного движения, разрешающие движение по обочине.

Пешеходы

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

Пешеходы могут двигаться по обочине, если на дороге нет тротуара, пешеходной или велопешеходной дорожки.

Велосипедисты

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
.
по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

Велосипедисты могут ездить по обочине только в случае отсутствия на дороге велоспедной или велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов, либо в случае невозможности двигаться по ним и по краю проезжей части.

Водители мопедов

24.7. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Водители мопедов могут ездить по обочине независимо от наличия других элементов дороги, однако они не должны создавать помех пешеходам.

Гужевые повозки

25.2. Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Гужевые повозки и животные имеют право двигаться по обочинам не создавая помех пешеходам.

В каком направлении двигаться по обочине?

Что касается направления движения указанных выше участников движения, то в отличие от движения по проезжей части, оно четко не определено. То есть по обочине можно двигаться в любом направлении, правила не разделяют обочины на встречную и попутную.

Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?

В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Итак, из этого пункта можно сделать следующие выводы:

  1. В большинстве случаев движение автомобилей по обочинам запрещено.
  2. Есть несколько исключений, рассмотренных в других пунктах правил. Часть этих пунктов приведена в этой статье ранее (для велосипедистов, мопедов и гужевого транспорта), часть будет рассмотрена ниже.
  3. По обочинам могут ездить транспортные средства коммунальных служб и дорожно-эксплуатационных служб, т.е. автомобили, занимающиеся обслуживанием и уборкой дорог.
  4. По обочинам могут ездить автомобили, подвозящие грузы к объектам, расположенным непосредственно у обочин.

Что касается обычных легковых автомобилей, то в большинстве случаев они не попадают в приведенный выше список, то есть ездить по обочинам не могут.

Выезд на обочину для остановки

Рассмотрим пункт 12.1 ПДД:

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

Автомобиль может выехать на обочину для остановки. При этом он может пересечь сплошную линию разметки, которая отделяет обочину:

1.2 — обозначает край проезжей части;

Линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.

То есть остановиться можно как на обочине без разметки, так и на обочине с разметкой:

Читать еще:  Фиксируют ли камеры треноги пересечение сплошной

Выезд на обочину при развороте

Рассмотрим пункт 8.8 ПДД:

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Итак, при развороте вне перекрестка водитель может начать маневр с обочины, если ширины проезжей части ему не хватает:

Обратите внимание на тот факт, что правила не разрешают при развороте пересечь сплошную разметку, отделяющую обочину. То есть если обочина выделена только конструктивно (другим покрытием), то начать разворот с нее можно. Если же она отделена разметкой, то выехать на нее при начале разворота нельзя.

Штраф за выезд на обочину в 2021 году

Наказание за движение по обочине предусмотрено частью 1 статьи 12.15 КоАП:

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

То есть за езду по обочине водитель получит штраф 1 500 рублей. При этом штраф может быть зафиксирован как сотрудниками ГИБДД, так и автоматическими камерами.

Размер штрафа не зависит от того, в каком регионе совершено нарушение. То есть и выезд водителя на обочину на МКАД в Москве и выезд на грунтовую обочину в далекой деревне повлечет один и тот же штраф — 1 500 рублей.

Указанный штраф можно оплатить со скидкой 50%:

В заключение хочу отметить, что движение автомобиля по обочине при объезде пробки является довольно опасным маневром и несет опасность для других участников дорожного движения (велосипедистов, водителей мопедов, пешеходов). И если водитель допустит наезд, то его ждет куда более суровое наказание за причинение вреда здоровью (до 15 лет лишения свободы). Так что не стоит ездить по обочинам.

Обочина элемент дороги, который непосредственно примыкает к проезжей части на одном уровне с ней и может отличаться от нее типом покрытия или же выделяться с помощью горизонтальной дорожной разметки

Что называется обочиной

Согласно п. 1.2 ПДД, под обочиной принято понимать край дороги, составляющий единую плоскость с ее проезжей частью (ПЧ) и отделенный от последней прерывистой или сплошной линией разметки.

В зависимости от места расположения и ширины дороги обочины бывают следующих видов:

  1. Асфальтовые — на загородном шоссе с двумя (или более) полосами для движения в одну сторону. На такой дороге обочиной является край шоссе шириной до 1 метра. По сути, это продолжение единого асфальтированного полотна трассы, отделенное от транспортных полос разметкой.
  2. Грунтовые — в городе, поселке или на загородной асфальтированной двух-, четырехполосной дороге. Начинаются практически у самой разметки с края ПЧ. Могут иметь покрытие из щебня, песка, травы и т. д. (см. рис. 1). Ширина составляет 1–2 метра.
  3. В виде велодорожки — в населенном пункте. Если ширина городской улицы позволяет выделить с краю ПЧ дорожку, по которой может проехать один велосипед (или разъехаться 2 встречных велосипедиста), то в мегаполисах такие полосы нередко обозначают разметкой и превращают их в отдельные обочины-велодорожки (см. рис. 2). Двигаться по ним можно только на велосипедах, электросамокатах и приравненных к ним средствам передвижения.
  4. Если ширина улицы в городе недостаточна, очень часто обочина как таковая на ней отсутствует, а правый край ПЧ дороги ограничивает возвышающийся над ней бордюр тротуара, передвигаться по которому допускается исключительно пешим участникам уличного движения.

В большинстве случаев край ПЧ и начало обочины определяются разметкой, а если таковой нет — самими водителями.

Награды

— первый фильм, который получил премию за лучший сценарий сразу от всех ведущих американских групп кинокритиков — Национального совета кинокритиков, гильдии кинокритиков Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, Национального общества критиков, а также жюри кинопремий «Золотой глобус», Гильдии сценаристов США и «Оскар».

  • — две премии Национального совета кинокритиков США: лучший адаптированный сценарий (Александр Пэйн, Джим Тейлор), лучший актёр второго плана (Томас Хейден Чёрч)
  • — премия «Оскар» за лучший адаптированный сценарий (Александр Пэйн, Джим Тейлор)
  • — премия Британской киноакадемии за лучший адаптированный сценарий (Александр Пэйн, Джим Тейлор)
  • — две премии «Золотой глобус»: лучшая комедия / мюзикл, лучший сценарий (Александр Пэйн, Джим Тейлор)
  • — 6 премий «Независимый дух»: лучший художественный фильм (Майкл Лондон), лучший режиссёр (Александр Пэйн), лучший сценарий (Александр Пэйн, Джим Тейлор), лучший актёр (Пол Джаматти), лучший актёр второго плана (Томас Хейден Чёрч), лучшая актриса второго плана (Вирджиния Мэдсен)
  • — премия Гильдии киноактёров США за лучшую игру актёрского состава (Пол Джаматти, Томас Хейден Чёрч, Вирджиния Мэдсен, Сандра О)
  • — премия Гильдии сценаристов США за лучший адаптированный сценарий (Александр Пэйн, Джим Тейлор)
  • — три премии Национального общества кинокритиков США: лучший сценарий (Александр Пэйн, Джим Тейлор), лучший актёр второго плана (Томас Хейден Чёрч), лучшая актриса второго плана (Вирджиния Мэдсен)

Номинации

  • — 4 номинации на премию «Оскар»: лучший фильм (Майкл Лондон), лучший режиссёр (Александр Пэйн), лучший актёр второго плана (Томас Хейден Чёрч), лучшая актриса второго плана (Вирджиния Мэдсен)
  • — номинация на премию Гильдии режиссёров США за режиссуру (Александр Пэйн)
  • — пять номинаций на премию «Золотой глобус»: лучший режиссёр (Александр Пэйн), лучший актёр в комедии / мюзикле (Пол Джаматти), лучший актёр второго плана (Томас Хейден Чёрч), лучшая актриса второго плана (Вирджиния Мэдсен), лучшая музыка (Рольф Кент)
  • — три номинации на премию Гильдии киноактёров США: лучший актёр (Пол Джаматти), лучший актёр второго плана (Томас Хейден Чёрч), лучшая актриса второго плана (Вирджиния Мэдсен)
  • — номинация на премию «Бодил» за лучший американский фильм (Александр Пэйн)

Является ли обочина составляющей дороги

Пункт 1.2 ПДД прямо определяет обочину как элемент дороги, примыкающий к ПЧ на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный разметкой 1.2. Соответственно этому определению обочина считается частью дороги, а использовать ее для передвижения разрешается:

  • автомобилям коммунальных, экстренных и специальных служб (включая и полицейские);
  • коммерческому транспорту, подвозящему продукты/товары в расположенные у трассы магазины;
  • машинам той дорожной компании, которая обслуживает данную дорогу;
  • гужевым повозкам и тихоходным ТС, неспособным разогнаться быстрее 30 км/ч;
  • велосипедам, скутерам и приравненным к ним средствам передвижения;
  • пешеходам — согласно поправкам, принятым к ст. 12.29 КоАП РФ в 2017 г., в условиях недостаточной видимости (в темноте) последние должны передвигаться вдоль ПЧ загородных трасс исключительно в одежде со светоотражающими элементами.

Перекресток.

Следующее понятие это перекресток.

“Перекресток” – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Сначала запомните что перекресток он всегда один! неважно какой он конфигурации. Бывают различные перекрестки обычные крестообразные, регулируемые, нерегулируемые, но перекрёсток всегда один.

Перекрёсток это место пересечения примыкания дорог на ОДНОМ уровне.

Есть пересечения дорог на разных уровнях – это не перекресток.

Давайте с вами найдем границы перекрёстка. Для начала нужно будет найти виртуальный центр. И точки максимально удаленные закругления проезжей частей от этого центра.

Посередине синяя точка – это центр перекрестка, а сплошные линии синего цвета – граница перекрестка

Сейчас у нас одно пересечение проезжих частей. И давайте найдем пересечение проезжий частей. Для этого продлим каждую проезжую часть.

Обратите внимание пересечение проезжих частей (выделено зеленым) у нас с вами меньше чем границы перекрестка.

Если есть разделительная полоса то это признак того что на этой дороге уже несколько проезжих частей и соответственно на перекрестке будет несколько пересечений проезжих частей.

Следующий термин – это прилегающая территория.

Прилегающая территория это – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Территория какого-нибудь завода, территория автостоянки это всё это будут прилегающая территория

Что должен знать водитель который выезжает из прилегающей территории , а то что он должен уступить дорогу вся и всем. И пешеходам и велосипедистам

На рисунке внизу показан выезд со двора – и это не перекресток .

Основные требования ПДД

Помимо того что по обочинам разрешается передвигаться перечисленным участникам дорожного движения, их допускается использовать и обычным автолюбителям, но лишь для некоторых маневров:

  1. Для разворота — п. 8.8 ПДД гласит, что данный элемент дороги может использоваться водителем для разворота вне перекрестков, если ширина ПЧ слишком мала для совершения маневра из крайнего левого и даже правого положений.
  2. Для остановки и стоянки — п. 12.1 ПДД разрешает водителям съезжать с правой крайней полосы за границу ПЧ. При этом не имеет значения, отделена последняя от обочины линией разметки либо вообще не обладает таковой (что встречается у многих загородных двухполосных асфальтовых и грунтовых дорог). В любом случае авто рекомендуется останавливать как можно дальше от края ПЧ, а при недостаточном освещении для безопасности не выключать фары.

Кроме разрешающих действий, ПДД содержит и прямой запрет на передвижение вдоль крайних полос дорог для определенных ТС. В частности, обычным автомобилистам езда по ближней к ним обочине грозит штрафом в 1500 рублей.

Такая санкция, определяемая ч. 1 ст. 12.15 КоАП, часто применяется по отношению к любителям объезжать автомобильные заторы. При этом, будучи пойманными сотрудниками ГИБДД, такие нарушители нередко пытаются избежать наказания, представляя свои действия не как обгон или опережение пробки по обочине, а как объезд препятствия в условиях крайней необходимости.

Однако важно помнить: автомобильную пробку нельзя считать препятствием, так как последнее, исходя из п. 1.2 ПДД, — это неподвижный объект на полосе движения. Соответственно, за объезд автозатора по обочине штраф неизбежен.

На аналогичную сумму в 1500 р. водитель накажет сам себя, если промчится по обочине, переоборудованной под велодорожку (обозначается знаком 5.14.2). Кроме того, на данный элемент дороги обычным механическим ТС запрещено съезжать даже для остановки и разворота.

Создание

На роль Джека первоначально планировался Джордж Клуни, но Александр Пэйн посчитал его слишком большой звездой для съемок в этой роли. Томас Хэйден Чёрч участвовал в кинопробах предыдущей ленты Александра Пэйна — «О Шмидте», но тогда роль ему не досталась.

Режиссёр Александр Пэйн лично отбирал список участвующих в фильме вин. Большинство вин, «распитие» которых мы наблюдаем в сценах фильма, на деле являются безалкогольными. В свободное от съёмок время уставшие от нехитрого ассортимента актёры нередко прибегали к настоящему вину, чтобы как следует «освежить нёбо». Вино «Шеваль Блан» 1961 года, которое Майлз приберегает для торжественного события, на самом деле изготавливается из «Мерло» и «Каберне Фран» — двух сортов винограда, о которых Майлз уничижительно отзывается на протяжении всего фильма.

Большинство диалоговых фраз, которые прозвучали за столом во время беседы Майлза, Джека, Майи и Стефани, являются чистой импровизацией. Еда, которую во время съемок сцены в доме матери Майлза поглощали сама «хозяйка апартаментов», Майлз и Джек привела к тому, что все три актёра стали жертвами серьёзного отравления. На фотографии, которую Майлз рассматривает в доме своей матери, на самом деле изображены Пол Джаматти и его отец, бывший уполномоченный Большой бейсбольной лиги Барт Джиаматти.

Для участия в этом фильме Сандра О специально научилась водить мотоцикл. В сцене гольфа, когда мяч от клюшки Майлза попадает в стоящих по соседству игроков, удар на самом деле осуществляет не исполняющий его роль Пол Джаматти, а Рекс Пиккетт — автор книги, по которой поставлен фильм (сам Пол не является сильным игроком в гольф).

Съёмки сцены на винном производились на предприятии «Fess Parker», принадлежащем голливудской звезде 50-х годов Дэйви Кроккетту.

Во время съемок фильма между режиссёром Александром Пэйном и актрисой Сандрой О вспыхнул роман, и некоторое время спустя они поженились, правда, их брак продолжался лишь несколько лет.

Проверка и оплата штрафов ГИБДДСкидка 50%

Проверяем информацию о штрафах, пожалуйста, подождите несколько секунд

В России запрещена езда личного автотранспорта по обочинам дорог. По закону обочина предназначена в первую очередь для движения пешеходов, во-вторую, для перемещения мопедов, велосипедистов, гужевых повозок, автомобилей коммунальных служб, не мешающих пешеходам и в исключительных случаях для передвижения развозного транспорта. Обычный легковой автомобиль имеет право выезда на обочину лишь для остановки или стоянки.

Обочина

Обо́чина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки (ПДД 1.2).

Обочина может быть неукреплённой (грунтовой) и укреплённой.

Обочина не предназначена для нормального движения механических транспортных средств (ПДД 9.9).

Обочина предназначена для:

  • остановки и стоянки транспортных средств (ПДД 12.1);
  • разворота, если его нельзя произвести без заезда на обочину (ПДД 8.8);
  • на очень узких дорогах — для разъезда транспортных средств;
  • при отсутствии тротуаров — для движения пешеходов (ПДД 4.1);
  • при отсутствии велосипедных дорожек — для движения велосипедов и мопедов (если это не создаёт помех пешеходам, иначе велосипеды и мопеды должны двигаться по проезжей части) (ПДД 24.2).

См. также

  • s:Правила дорожного движения Российской Федерации
  • ГОСТ Р 52399—2005. Геометрические элементы автомобильных дорог

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Вэратик
  • Сасан

Смотреть что такое «Обочина» в других словарях:

ОБОЧИНА — ОБОЧИНА, обочины, жен. Боковая часть дороги. «По обочинам дорог скакали ординарцы.» Шолохов. || Окраина, край чего нибудь. «Пошел со станции обочиной соснового леса.» Максим Горький. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ОБОЧИНА — ОБОЧИНА, ы, жен. Боковая часть, край (дороги, пути). Ехать обочиной. Съехать на обочину. По обочине шоссе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ОБОЧИНА — «ОБОЧИНА», СССР, БЕЛАРУСЬФИЛЬМ, 1978, ч/б, 96 мин. Киноповесть. Отслужив в армии, Ленька Парасочка вернулся в родной город,устроился в автопарк и, тем самым, решил продолжить отцовскуютрадицию. В ролях: Анатолий Жигарь, Майя Булгакова (см.… … Энциклопедия кино

ОБОЧИНА — полоса на жел. дор. полотне между откосом балластного слоя и бровкой земляного полотна. О. служит для временного складывания на полотне ремонтного материала; средняя ширина ее 0,40 м (см. Выемка, Насыпь). Технический железнодорожный словарь. М.:… … Технический железнодорожный словарь

обочина — сущ., кол во синонимов: 9 • боковая сторона (3) • боковая часть дороги (1) • вымостки … Словарь синонимов

Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами. … … Официальная терминология

обочина — Боковая часть земляного полотна между кромкой проезжей части автодороги и бровкой, а на железной дороге между подошвой балластной призмы и бровкой земляного полотна [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)]… … Справочник технического переводчика

обочина — 3.21 обочина : Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

обочина — ▲ край ↑ дорога обочина край дороги. кювет придорожная сточная канава. тротуар элемент дороги, примыкающий к проезжей части, предназначенный для движения пешеходов. панель … Идеографический словарь русского языка

Обочина — I ж. 1. Боковая часть дороги. отт. Тропа вдоль дороги. 2. Окраина, край чего либо (леса, поля и т.п.). 3. Скат длинной насыпи, возвышенности. II ж. Отвод у простых саней или край тележного кузова. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Значение слова «обочина»

ОБО́ЧИНА, -ы, ж. Боковая часть, край (дороги, пути и т. п.). Офицеры шли не в рядах —, а обочиною, с правой стороны дороги. Куприн, Ночлег. Разведчики двинулись по обочине пустынного шоссе. Березко, Мирный город. || Боковая сторона, окраина, край чего-л. На дачу он приехал вечером и пошел со станции обочиной соснового леса, чтоб не идти песчаной дорогой. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. По обочинам яра густо росли тополи и вербы. Шолохов, Тихий Дон.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Обо́чина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки (ПДД 1.2).

Обочина может быть неукреплённой (грунтовой) и укреплённой.

Обочина не предназначена для нормального движения механических транспортных средств (ПДД 9.9).

Обочина предназначена для:

остановки и стоянки транспортных средств (ПДД 12.1);

разворота, если его нельзя произвести без заезда на обочину (ПДД 8.8);

на очень узких дорогах — для разъезда транспортных средств;

при отсутствии тротуаров — для движения пешеходов (ПДД 4.1);

при отсутствии велосипедных дорожек — для движения велосипедов и мопедов (если это не создаёт помех пешеходам, иначе велосипеды и мопеды должны двигаться по проезжей части) (ПДД 24.2).

ОБО’ЧИНА, ы, ж. Боковая часть дороги. По обочинам дорог скакали ординарцы. Шлхв. || Окраина, край чего-н. Пошел со станции обочиной соснового леса. М. Грькй.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

обо́чина

1. ru боковая часть дороги

2. тропа вдоль дороги

3. окраина, край (леса, поля и т. п.)

4. скат длинной насыпи, возвышенности

5. отвод у простых саней или край тележного кузова

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова фармаколог (существительное):

Является ли обочина частью дороги

от Евгений 06.08.2019, 16:38 обновлено 22.09.2020, 20:55 98 Г Комментариев

Итак, основополагающее понятие для Правил дорожного движения — это дорога. И обочина является ее прилегающей, то есть, составной частью. Так что ответить на данный вопрос стоит утвердительно. Однако как все это обстоит в деталях?

Что такое обочина согласно ПДД?

Разбираясь с вопросом, являются ли тротуары и обочины частью дороги, необходимо понять, что согласно ПДД, понятие «дорога» и «проезжая часть» несколько разнятся. Проезжая часть — это территория, по которой возможно движение автотранспорта. Однако дорога — это целая совокупность, в которую могут входить самые разные элементы.

Согласно п. 1.2 ПДД, обочина является краем дороги, который должен в любом случае быть с ней в единой плоскости. Этот элемент находится непосредственно рядом с проезжей частью, однако отделения при использовании бордюров, газонов, здесь быть не должно. Если говорить о трассах, которые располагаются за городом, могут быть вариации покрытия. Так, речь может идти о траве или песке. Также это может быть грунт или щебень. Отвечая на вопрос, является ли обочина проезжей частью, можно отметить, что здесь можно высадить пассажиров или остановить автомобиль на отдых, если нет запрещающих знаков. Также здесь в рамках определенных условий могут перемещаться пешеходы или проезжать велосипедисты.

Так, если нет тротуара, тогда по ней может идти пешеход Если есть проблемы с движением по правой стороне трассы, на ней может оказаться мопед. А если нет велосипедной дорожки, может проехать и велосипедист. В связи с этим на вопрос, является ли обочина проезжей частью дороги, ответ может показаться сложным. Тем более, что в городе обочины может и не быть — если есть краевая полоса, которая заканчивает проезжую часть. Дальнейшим элементом становится бордюр, который разделяет территории пеших людей и транспорта.

Особенности данного элемента

На практике у обочины нет каких-либо составных частей. Если говорить о магистралях, она обычно выполняется из того же материала, что и проезжая часть. Тогда ее отделяет разметка. Это может быть как прерывистая линия, так и сплошная. Также нет никаких указаний по ее ширине.

Как правило, за городом обочина выделяется сразу. Ее видно визуально за счет другого типа покрытия. Это может быть грунт или щебень, смесь стройматериалов.

Обочину нельзя назвать главным элементом дороги, так как в основе всегда лежит сама проезжая часть, по которой движется транспорт. В принципе, обочины может и не быть. В идеале движение пешеходов обеспечивается тротуаром, и обочина идет в ход тогда, когда тротуара нет. Так что порой она возникает стихийно, как и сами дороги. Людям просто нужно где-то проходить.

Если имеется разметка, это большой плюс, так как она обеспечивает определенную безопасность пешеходам. Особенно она важна там, где дорога сильно нагружена. Если разметки нет, водитель должен определять пространство визуально.

Итак, является ли обочина частью дороги или проезжей частью?

В качестве итога нужно сказать, что обочина — это закономерная часть дороги. А п. 12.1 ПДД позволяет использовать ее для стоянки или остановки. Также согласно п. 8.8, она может применяться для разворота, согласно п. 24.2 — для велосипедов или мопедов. А по п. 4.1 по ней разрешается ходить пешеходам. Однако проезжей частью она не является и быть не может. Ведь она не относится к тем участкам, по которым могут ездить транспортные средства. И вообще, она не может считаться обязательным элементом.

  • Total 4

Прочитать позже В избранное В коллекцию Пожаловаться

Повторяем ПДД. Все случаи, когда можно ездить по обочине

Ряд обстоятельств, по которым водитель смело заворачивать на обочину, описывается в том же пункте ПДД, который указан выше. По обочине могут ехать машины дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также транспортные средства, подвозящие грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин при отсутствии других возможностей подъезда. Разумеется, выезжая на обочину, водитель должен обеспечить безопасность движения.

Кто может ездить по обочине?

По обочине могут двигаться велосипедисты в возрасте старше 14 лет. Но лишь в том случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части (пункт 24.2 ПДД РФ). В пункте 24.7 ПДД право двигаться по обочине получил также и водитель мопеда, но лишь в том случае, если он не создает помех пешеходам.

Есть в ПДД пункт 25.2, который разрешает двигаться по обочине гужевым повозкам (саням), верховым и вьючным животным, но только в один ряд и возможно правее. Кроме того, эти категории транспорта не должны создавать помех пешеходам.

Слово «обочина» также встречается в пункте 8.8 ПДД. В нем говорится о том, что водитель автомобиля может заезжать на обочину для разворота вне перекрестка в случае, если ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра. При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Чем грозит движение по обочине?

Во всех остальных случаях движение по обочине попадает под часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ, предписывающую наказывать водителя за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги штрафом в размере одной тысячи пятисот рублей.

Интересная деталь: нечаянное пересечение автомобилем сплошной линии, разделяющей проезжую часть и обочину, также влечет наказание, но уже по другой статье – 12.16 КоАП часть 1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Другими словами, если вы едете по обочине, готовьтесь к тому, что ваш кошелек опустеет на 1,5 тыс. рублей, а если кратковременно пересекли сплошную линию разметки – на 500 рублей.

Объезд препятствия

А что делать, если проезжая часть состоит из одной полосы и обочины и на ней образовалось препятствие?

Сначала определимся с тем, что такое препятствие. Препятствие – это (пункт 1.2 ПДД) неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил, препятствием не является.

В этом случае водитель должен двигаться в направлении объезда, обозначенном предписывающими знаками. Если их нет, следует объехать препятствие по обочине. Если это невозможно, то по встречной полосе.

Может ли внезапно появившийся на месте инспектор ДПС оштрафовать вас по статье, запрещающей двигаться по обочине? Может. В этом случае вам следует заявить, что выезд на обочину был вынужденным из-за препятствия и отсутствия возможности другого варианта объезда. Если он продолжает настаивать, заявите, что он сам, нехороший человек, не принял все необходимые меры для организации маршрута объезда возникшего препятствия — этого требует Административный регламент МВД в области контроля за безопасностью дорожного движения. Пообещайте, что сообщите начальству о том, что он стоял и бездействовал вместо того, чтобы «на капу жать»… А еще скажите, что в случае наложения штрафа вы обязательно обжалуете его действие через суд. А прямо сейчас вы намерены позвонить в службу собственной безопасности и сообщить о том, как он «беспредельничает»…

Запишите его фамилию, зафиксируйте его данные, требуйте составления протокола и составления подробной схемы места нарушения. Наконец, сфотографируйте место, где присутствует непреодолимое препятствие на дороге.

Ложки не существует

И последнее. Асфальтированной обочины нет, если она никак не обозначена. Инспектор утверждает, что она есть – только краска стерлась. Не ведитесь на этот развод. В этом случае обочина – это всего лишь расширенная дорога, по которой могут передвигаться любые транспортные средства (в отсутствие соответствующих запрещающих знаков).

Всё об асфальтировании / Справочник / Дорожная обочина

Общие сведения о дорожной обочине

Дорожная обочина — элемент автомобильной дороги, непосредственно примыкающий к проезжей части на одном уровне с ней (отличающийся типом покрытия и/или выделенный с помощью дорожной разметки), предназначенный для защиты асфальтированной кромки проезжей части от разрушения, сохранения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, а также организации движения пешеходов.

Ширина, прочность, ровность и сцепные свойства дорожной обочины относятся к группе основных параметров и характеристик, определяющих транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги. Именно поэтому устройство обочин предусмотрено на дорогах всех категорий. Согласно «ДБН В.2.3-4:2015 Автомобильные дороги» ширина дорожных обочин должна составлять:

  • 3,75 м — для автомобильных дорог категории I-a, I-б и II;
  • 2,50 м — для автомобильных дорог III категории;
  • 2,00 м — для автомобильных дорог IV категории;
  • 1,75 м — для автомобильных дорог V категории.

На особо сложных участках горной местности или на ценных продуктивных землях, а также участках с переходно-скоростными полосами или с дополнительными полосами на подъём допускается уменьшать ширину обочины до 1,5 м для дорог I и II категорий и до 1 м для дорог других категорий.

Элементы дорожной обочины

Дорожная обочина состоит из трёх элементов, каждый из которых имеет своё назначение:

  • Краевая укрепительная полоса — часть дорожной обочины, предназначенная для защиты от разрушения асфальтированной кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на неё транспортных средств. Краевая полоса должна иметь такую же прочность, что и проезжая часть, поэтому устраивается, как правило, совместно с проезжей частью в процессе строительства или реконструкции дороги.
  • Остановочная полоса — укреплённая часть обочины, предназначенная для вынужденной остановки транспорта. Остановочная полоса может устраиваться путём асфальтирования из асфальтобетонных, битумоминеральных и асфальтогранулобетонных смесей, а также путём укладки и уплотнения асфальтовой крошки, необработанных битумом минеральных материалов (щебня, гравия, щебёночно-гравийных смесей) и других материалов (шлаков, отходов камнедробильного производства). Покрытие остановочной полосы должно отличаться от покрытия проезжей части по цвету и внешнему виду или отделяться от него дорожной разметкой.
  • Прибровочная полоса — грунтовая (неукреплённая) часть обочины шириной 0,5 м (0,75 м при наличии оградительных средств), не имеющая дорожной одежды и служащая переходной зоной от обочины к откосу.

Устройство дорожной обочины осуществляется вслед за устройством дорожной одежды. Процесс устройства обочин включает устранение деформации земляного полотна по всей пощади обочины, досыпку грунта до установленного проектом уровня, планировку и уплотнение грунта.

Технология укрепления обочин (устройства остановочной полосы) из монолитного и сборного цементобетона, асфальтобетона, чёрного щебня и других материалов аналогична технологии устройства дорожных оснований и покрытий из соответствующих материалов.

Назначение дорожной обочины

Дорожная обочина выполняет несколько функций наиболее важными из которых являются:

  • Обеспечение устойчивости земляного полотна. В неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях путём укрепления обочин защищают земляное полотно от проникновения поверхностных вод, предохраняя проезжую часть дороги от разрушения и загрязнения.
  • Предохранение асфальтированных краёв дорожной одежды от разрушения.
  • Повышение удобства и безопасности дорожного движения. Ширина дорожной обочины и её качество (прочность, ровность, отсутствие дефектов) являются одними из важнейших факторов влияющих на общий коэффициент аварийности на дорогах. В этом аспекте обочина может использоваться для следующих целей:
    • вынужденная остановка автомобиля в случае неисправности без помех для движущегося транспорта;
    • разъезд с встречным транспортным средством на узкой дороге;
    • разворот транспортного средства при отсутствии запрещающей данный маневр дорожной разметки;
    • устройство шумовых полос предупреждающих водителя о выезде с проезжей части;
    • размещение барьерных ограждений и других средств обеспечения безопасности дорожного движения;
    • организация временного движения транспорта при проведении на проезжей части ремонтных работ;
    • размещение дорожно-строительных материалов и дорожно-строительной техники при ремонте дороги.
  • Организация движения пешеходов. Дорожная обочина может использоваться для организации движения пешеходов при отсутствии рядом с проезжей частью тротуаров. По правилам дорожного движения по обочине нужно обязательно идти навстречу движению автомобилей, чтобы пешеход видел проезжающий транспорт и мог вовремя среагировать на дорожную ситуацию.

Основные требования к эксплуатационному состоянию обочин

Основные требования к эксплуатационному состоянию дорожных обочин закреплены в «ДСТУ 3587-97 Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию». К наиболее важными из этих требований относятся следующие:

  • Обочина не должна иметь деформаций и повреждений в виде проломов, просадок, выбоин и иных повреждений или дефектов. До устранения дефектов обочин, должны быть установлены соответствующие временные дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения.
  • В зимний период должна осуществляться очистка обочин от снега. Очистку обочин осуществляют в течение 24 часов с момента окончания снегопада. Если на обочинах накопились значительные отложения снега, который не могут быть быстро удалены, в этих отложениях через каждые 30…50 метров по длине дороги устраивают поперечные прорези шириной 0,5…0,7 метров на всю ширину обочины глубиной до её поверхности. Это необходимо для того, чтобы исключить накопление воды на проезжей части, образовавшейся от таяния снега, и обеспечить её быстрый сток с поверхности дороги.
  • В летний период меры по содержанию дорожной обочины включают: очистку от мусора и посторонних предметов, скашивание сорной травы и вырубки кустарников. Для борьбы с сорняками на обочине помимо скашивания может также применяться обработка химическими веществами — гербицидами (применение гербицидов следует согласовывать с местными сельскохозяйственными землепользователями).
  • Размещение зелёных насаждений на обочинах не допускается. Травы, применяемые для укрепления обочин, должны скашиваться не реже одного раза в месяц в период весна–осень.
  • Для обеспечения нормальных условий движения в жаркое и сухое время года на пылящих неукрепленных обочинах, особенно в населенных пунктах и у автобусных остановок, должны проводиться работы по обеспыливанию.
  • Сооружения торгово-бытового назначения и рекламоносители должны размещаться за пределами обочины на расстоянии не менее 2 метров от неё.
  • Не допускается возвышение обочины и краевой полосы над уровнем проезжей части при отсутствии бордюра. Обочина и краевая полоса, не отделенная от проезжей части бордюром, также не должна быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см.
  • Поперечный уклон обочин должен обеспечивать сток поверхностных вод.

Когда езда по обочине разрешена?

В крупных городах автомобильная пробка – привычное дело. А те, кто не желает терять время в ожидании часто решаются на опасный маневр – объезжают пробку по обочине или тротуару.

Однако это – прямое нарушение правил дорожного движения. Какой штраф за это предусмотрен? А в каких ситуациях выезд на обочину разрешен?

Что такое «обочина»?

Согласно действующих правил дорожного движения (глава 1, пункт 1.2), обочина – это площадка, примыкающая к проезжей части, но отделенная от ней иным типом покрытия или же дорожной разметкой.

Её предназначение – это передвижение пешеходов, велосипедистов (при отсутствии тротуаров и специально выделенных мест для их движения), а также парковка или остановка транспортного средства.

В ПДД глава 9, пункт 9 четко указано, что движение механических транспортных средств по обочине дороги– запрещено. Также запрещается совершать любые маневры на проезжей части, для завершения которых водителю обязательно потребуется выехать на обочину (за исключением парковки, остановки и ограничения ширины проезжей части, из-за которой невозможно совершить разворот). Но с чем это связано?

Почему нельзя выезжать на обочину?

В ПДД детального описания, почему водителям запрещается выезжать на обочину – нет. Но эту информацию во время обучения рассказывают в автошколе. При выезде за пределы проезжей части автомобиль создает препятствие для движения пешеходов, других участников дорожного движения передвигающихся на данный момент по тротуару или обочине. Вместе с этим, покрытие данного участка не предусмотрено для больших нагрузок. Нередко там же имеется песок, гравий, а при проезде через них создается пыльная завеса. И это тоже может стать причиной создания аварийной обстановки для других участников дорожного движения!

Кому разрешена езда по обочине?

Согласно ПДД 11.6, 25.2 и 24.7, движение разрешено:

  1. Мопедам.
  2. Велосипедам.
  3. Тихоходным ТС.
  4. Коммунальным и дорожно-эксплуатационным транспортным средствам (при выполнении служебного задания).
  5. Вьючным животным.
  6. Транспортным средствам, выполняющим подвозку груза (при отсутствии любого иного подъезда, не предусматривающего выезд на обочину).
  7. Автомобилям полиции и скорой помощи (со включенными маячками, как того требуют ПДД).

Также правилами дорожного движения описываются ситуации, при которых выезд на обочину разрешается (глава 9, пункт 9). К ним относятся:

  • парковка и остановка (в отведенных для этого местах, если это не создаст аварийную обстановку и не помешает движению иным участникам дорожного движения);
  • разворот транспортного средства (когда ширина дорожного полотна слишком мала для совершения данного маневра);
    для разъезда транспортных средств (на узких дорогах);
  • аварийная остановка (но водитель должен в обязательном порядке убедиться, что его авто не будет мешать остальным участникам движения).

Какой штраф предусмотрен за выезд на обочину?

Ответственность водителя за выезд на обочину (если это является нарушением ПДД и не относится к ситуациям, когда запрет не действует) обусловлена статьей 12 пункт 15 КоАП РФ. Штраф составляет 1500 рублей.

А за проезд по велосипедным дорожкам или тротуарам (в их число входит и тротуар, если он помечен знаком, разметкой или отделен от проезжей части) штраф предусмотрен в размере 2000 рублей.

За нарушение действующих правил расположения транспортных средств на обочине предусмотрен штраф в размере 1500 рублей. Имеется ввиду, когда автомобиль ставят на стоянку, остановку, но это создает преграду для перемещения других транспортных средств. К данной ситуации относится и создание преграды грузовым транспортным средством, но в этом случае штраф составит от 1000 до 1500 рублей.

За езду и обгон по обочине штраф также составляет 1500 рублей. Однако если обгон совершен с левой части (то есть, с выездом на полосу встречного движения), то за такое правонарушение предусмотрена административная ответственность уже в размере 5000 рублей и/или лишение водительского удостоверения сроком до 6 месяцев. При повторном нарушении водителя лишают прав на 12 месяцев. Более высокий штраф объясняется тем, что при таком маневре водитель нарушает сразу несколько действующих запретов правил дорожного движения.

Как оспорить нарушение, если его зафиксировала камера?

Камеры видеофиксации правонарушений сейчас расположены практически во всех городах Российской Федерации. При этом они фиксируют не только превышение допустимого скоростного режима движения транспортного средства, но и несоблюдение правил парковки, остановки.

К сожалению, оспаривать так называемые «письма счастья» практически невозможно. Автоюристы рекомендуют ориентироваться только на наличие следующих факторов:

  • отсутствует четкое разграничение полосы движения и тротуара;
  • отсутствует или плохо видимая дорожная разметка, которая показывает ограничение проезжей части (обычное дело для дорог за пределами населенных пунктов, но там камеры – большая редкость);
  • сложная дорожная обстановка (например, пробка, которая усложняет передвижение – штраф, как минимум, будет меньше, а то и вовсе только предупреждение);
  • имеет место технический сбой аппаратуры видеофиксации (универсальный вариант, но расследование займет немалое количество времени);
  • водитель совершил вынужденную остановку (не секрет, что включенная «аварийка» поможет решить массу вопросов).

Как оспорить решение контролирующих органов? Согласно действующим нормативам, жалобу необходимо подавать в ГИБДД того отделения, откуда было прислано «письмо счастья». Каких-либо особых правил составления жалобы не предусмотрено, но в ней необходимо четко указать свои претензии и предоставить разъяснения.

Дальнейшие действия водителя следующие:

  • дождаться ответа ГИБДД в письменной форме (на это им дается не более 10 дней);
  • в случае отказа – обращаться в районный суд (по месту совершенного преступления);
  • если ответа за 10-дневный срок нет – также обращаться в районный суд;
  • после получения решения суда – снова обратиться в ГИБДД для аннуляции правонарушения или уплаты штрафа.

Если все же факт нарушения ПДД будет доказан, то оплатить штраф необходимо в 10-дневный срок (или +60 дней после дополнительного обращения с требованием отсрочки).

Итого, проезд по обочине – это нарушение правил дорожного движения, за которое предусмотрен штраф в 1500 рублей. Аналогичные меры предусмотрены и за нарушение правил расположения ТС (при остановке или парковке на обочине/тротуаре).

Если речь идет о совершении обгона за пределами проезжей части, то штраф может составить до 5 тысяч рублей с временным лишением водительских прав.

Полезное видео

На примере данного видео можно узнать требования к обочине дороги:

Обочина грунтовой дороги.В ПДД есть формулировка понятия Обочина:

Добрый день, уважаемый читатель.

Движение по обочине — одно из самых распространенных нарушений, с которым приходится сталкиваться автомобилистам.

В этой статье будут рассмотрены правила движения по обочине, а также штрафы, которые могут быть наложены за нарушение этих правил:

  • Что такое обочина?
  • Кто может двигаться по обочине? пешеходы;
  • велосипедисты;
  • водители мопедов;
  • гужевые повозки.
  • В каком направлении двигаться по обочине?
  • Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?
      для остановки;
  • при развороте.
  • Штраф за выезд на обочину.

    Что гласит правило?

    Обочина — боковой отрезок дороги, который идет параллельно проезжей части. Она обозначается разметкой (сплошная или прерывистая линия) или выделяется иным видом покрытия.

    Согласно правилам дорожного движения, водитель не имеет права выезжать на обочину (п.9.9 ПДД). На этом элементе дороги предусмотрена только временная остановка или стоянка.

    В целях объезда пробок, разворота или обгона впереди едущих транспортных средств водители нередко выезжают за пределы проезжей части, создавая при этом аварийные ситуации и еще большие заторы на дорогах. ГИБДД на основании ПДД и КОАП РФ привлекает таких автолюбителей к административной ответственности. Какой действует штраф за обгон по обочине, а также за выезд на этот элемент дороги?

    Особенности данного элемента

    На практике у обочины нет каких-либо составных частей. Если говорить о магистралях, она обычно выполняется из того же материала, что и проезжая часть. Тогда ее отделяет разметка. Это может быть как прерывистая линия, так и сплошная. Также нет никаких указаний по ее ширине.

    Как правило, за городом обочина выделяется сразу. Ее видно визуально за счет другого типа покрытия. Это может быть грунт или щебень, смесь стройматериалов.

    Обочину нельзя назвать главным элементом дороги, так как в основе всегда лежит сама проезжая часть, по которой движется транспорт. В принципе, обочины может и не быть. В идеале движение пешеходов обеспечивается тротуаром, и обочина идет в ход тогда, когда тротуара нет. Так что порой она возникает стихийно, как и сами дороги. Людям просто нужно где-то проходить.

    Если имеется разметка, это большой плюс, так как она обеспечивает определенную безопасность пешеходам. Особенно она важна там, где дорога сильно нагружена. Если разметки нет, водитель должен определять пространство визуально.

    Какой штраф за езду по обочине в 2021 году?

    Сумма санкций зависит от конкретной ситуации. Наказания за нарушения описаны в ст. 12.15 КоАП РФ.

    Вид правонарушенияРазмер санкцийОсобенности
    Проезд по обочине, находящейся на полосе водителя (по правой стороне).1500 руб.Данное деяние трактуется как нарушение правил маневрирования.
    Проезд по обочине слева (обгон).Запрет на вождение на срок до 6 месяцев или 5 тыс. рублей штрафа.Если водителя привлекают второй раз, то сроки лишения прав увеличиваются до 1 года.
    Езда по тротуару или газону.2000 рублей.Нарушением считается выезд даже одним колесом за бордюр.

    К штрафу за выезд на обочину могут добавиться и еще ряд санкций за правонарушения, которые возникли в результате пересечения разметки:

    • 500 рублей за игнорирование знака или дорожной разметки;
    • 2,5 тыс. рублей может получить водитель за объезд по обочине, если данное действие помешало пешеходам;
    • От 2 до 2,5 тыс. рублей – штраф за проезд по обочине, повлекший за собой причинение вреда здоровью участнику дорожного движения.

    Следует понимать, что движение по правой или по встречной обочине может создавать на дороге опасные ситуации: возрастание риска ДТП, запыленность на дороге, пробки, создание препятствий для пешеходов.



    Как оспорить нарушение, если его зафиксировала камера?


    Камеры видеофиксации правонарушений сейчас расположены практически во всех городах Российской Федерации. При этом они фиксируют не только превышение допустимого скоростного режима движения транспортного средства, но и несоблюдение правил парковки, остановки.

    К сожалению, оспаривать так называемые «письма счастья» практически невозможно. Автоюристы рекомендуют ориентироваться только на наличие следующих факторов:

    • отсутствует четкое разграничение полосы движения и тротуара;
    • отсутствует или плохо видимая дорожная разметка, которая показывает ограничение проезжей части (обычное дело для дорог за пределами населенных пунктов, но там камеры – большая редкость);
    • сложная дорожная обстановка (например, пробка, которая усложняет передвижение – штраф, как минимум, будет меньше, а то и вовсе только предупреждение);
    • имеет место технический сбой аппаратуры видеофиксации (универсальный вариант, но расследование займет немалое количество времени);
    • водитель совершил вынужденную остановку (не секрет, что включенная «аварийка» поможет решить массу вопросов).

    Как оспорить решение контролирующих органов? Согласно действующим нормативам, жалобу необходимо подавать в ГИБДД того отделения, откуда было прислано «письмо счастья». Каких-либо особых правил составления жалобы не предусмотрено, но в ней необходимо четко указать свои претензии и предоставить разъяснения.

    СПРАВКА! Для составления грамотной претензии лучше воспользоваться услугами автоюристов. Есть организации, которые подобные консультации оказывают вообще бесплатно.

    Дальнейшие действия водителя следующие:

    • дождаться ответа ГИБДД в письменной форме (на это им дается не более 10 дней);
    • в случае отказа – обращаться в районный суд (по месту совершенного преступления);
    • если ответа за 10-дневный срок нет – также обращаться в районный суд;
    • после получения решения суда – снова обратиться в ГИБДД для аннуляции правонарушения или уплаты штрафа.


    Если все же факт нарушения ПДД будет доказан, то оплатить штраф необходимо в 10-дневный срок (или +60 дней после дополнительного обращения с требованием отсрочки).

    Итого, проезд по обочине – это нарушение правил дорожного движения, за которое предусмотрен штраф в 1500 рублей. Аналогичные меры предусмотрены и за нарушение правил расположения ТС (при остановке или парковке на обочине/тротуаре).

    Если речь идет о совершении обгона за пределами проезжей части, то штраф может составить до 5 тысяч рублей с временным лишением водительских прав.

    Какое наказание предусмотрено за движение по обочине и по встречной?

    Относительно непосредственного движения по данному участку дороги, такое поведение расценивается как административное нарушение, за которое причитается штраф за обочину. Размер выписанного штрафа составляет достаточно небольшую сумму — 1500 рублей.

    Отдельно стоит обратить внимание на еще одно нарушение правил дорожного движения, которое является разновидностью уже рассмотренной езды по обочине. Аналогичным способом избежать ожидания в создавшейся пробке является движение по обочине встречной полосы.

    Такое поведение включает в себя несоблюдение сразу двух предписаний: не только движение по обочине, но и езда по встречной полосе.

    Следовательно, при обнаружении данного факта штрафные санкции, которые накладываются на водителя, будут намного серьезнее. Здесь вопрос, какой штраф за езду по обочине, может потерять свою актуальность. Ведь за движение по встречной полосе инспектор ГИБДД имеет полномочия лишить гражданина, находящегося за рулем транспортного средства, водительских прав на срок от четырех до шести месяцев. Что касается самого штрафа, его сумма в разы превышает ту, которая подлежит взысканию за обычную езду по краю дороги.

    В каких случаях разрешено

    Но в ряде случаев все же допускается использовать обочину для передвижения автотранспорта, иной техники.

    Подобное допускается в следующих случаях:

    • остановка;
    • стоянка;
    • съезд для прекращения движения.

    Важно помнить, что в законодательстве не установлено какое-либо точное количество расстояния, при котором назначается штраф соответствующей величины за езду по обочине.

    Александров Павел Валерьевич

    Автоюрист специализированной юридической конторы «Защита на дороге», г. Москва

    Именно этим нередко пользуются недобросовестные водители, объезжающие пробку или обгоняющие медленно движущиеся автомобили.

    Важно заметить, что наложение административного взыскания имеет место лишь в случае, когда доказано использование обочины именно для движения.

    П.1.2 ПДД регулирует определения понятий:

    • остановка;
    • стоянка.

    Под остановкой понимается преднамеренное прекращение движения автомобиля на время не более 5 минут. А также более. Например, если требуется высадить либо наоборот посадить пассажиров, другое.

    Под стоянкой подразумевается прекращение движения на срок более 5 минут. Причины не связаны с погрузкой грузов либо высадкой пассажиров.

    Подобные действия также могут быть наказаны определенным штрафом. Так как существуют участки обочины где стоянка либо остановка запрещены по ряду причин. Таковые места обязательно обозначаются специальными знаками.

    Использование обочины под таковыми знаками запрещено не только для движения, но и для стоянки, остановки. В противном случае будет назначен штраф. Важно внимательно относиться к разметке, а также установленным на обочине знакам.

    Также использование обочины возможно для движения в случае объезда препятствия — в силу наличия которого движение в обычном режиме попросту невозможно осуществить. Например:

    • имеет место ДТП, участвующие в котором автомобили перегородили проезжие полосы;
    • ведутся дорожные работы;
    • другое.

    Использование обочины для обгона подразумевает не только штраф, но и гораздо более серьезные взыскания. Причем для водителей-рецидивистов, свершающих таковое нарушение не первый раз за год, предполагается более суровое наказание.

    Малышев Сергей Петрович

    Майор спецполка ГИБДД по г. Санкт-Петербург

    Важно заметить — фиксация нарушения правил движения по дорожному покрытию фиксируется не только работниками ГИБДД. Но и специальными камерами. В таком случае оспорить вынесенное ГИБДД постановление будет в несколько раз сложнее.

    Пункт 12.1 ПДД определяет возможность использования обочины при движении автомобиля для его остановки. Согласно данному пункту:

    • стоянка разрешается на правой стороне обочине, по ходу движения;
    • при отсутствии обочины — стоянка осуществляется на проезжей части, опять же у правого её края (в некоторых случаях на тротуаре).

    Не допускается ставить авто на обочине если она уже занята другими автомобиля. Либо какими-либо конструктивными элементами дорожной инфраструктуры.

    Отдельно стоит ознакомиться с движением, использование обочины на левой стороне дороге по ходу движения машины:

    на двухполюсной дороге (если имеется только одна полоса движения в каждую сторону)при отсутствии трамвайных путей (при наличии слева, справа таковых путей — стоянка на обочине разрешается)
    если дорога с односторонним движениемв таком случае наличие, отсутствие трамвайных путей не играет никакой роли

    Использование тротуаров и обочины для стоянки, парковки обозначается следующими знаками:

    Штрафы за обочину на МКАД

    Обочины на МКАДе обозначены сплошной разметкой, и для проезда они не предназначены. Размер штрафа за проезд транспортных средств по этому отрезку дороги такой же, как и при проезде по обочинах на остальных трассах – 1500 рублей.

    Этот участок дороги, как и везде, предназначен для пешеходов, велосипедистов и остановки ТС. Однако заторы на дороге нередко заставляют автолюбителей объезжать машины или ехать по встречной полосе за границами разметки.

    В целях фиксации правонарушений на МКАДе было постановлено несколько сотен камер, которые передают снимки правонарушении и данные ТС в ГИБДД. После анализа ситуации сотрудники инспекции направляют уведомление о начислении штрафа.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector